Дело № 2а-4122/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 28 ноября 2018 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Романовой М.А.,
при секретаре Яфизовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Металлоторг» к Государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании предписания незаконным в части,
У С Т А Н О В И Л :
АО «Металлоторг» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным пункта 2 предписания Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 12.10.2018 г. №. Административное исковое заявление мотивировано тем, что на основании поручения Федеральной службы по труду и занятости о проведении дополнительного расследования несчастного случая, произошедшего 17.12.2017 г. с охранником ФИО2 в АО «Металлоторг» филиал №5 «Ульяновск» по адресу: <адрес>, руководителем Государственной инспекции труда в Ульяновской области проведено дополнительное расследование несчастного случая и составлено заключение по несчастному случаю. В ходе проведенного расследования было установлено, что созданная АО «Металлоторг» в соответствии со ст. 212 ТК РФ система управления охраной труда в филиале «Ульяновск» филиал №5 в нарушение требований п.п. 33, 34,35 Типового положения о системе управления охраной труда, утверждённому приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н, работодателем не поведена идентификация опасностей, предоставляющих угрозу жизни и здоровью работников. По результатам проведённого расследования в отношении АО «Металлоторг» было выдано предписание от 12.10.2018 г. № соответствии с пунктом 2 которого АО «Металлоторг» обязывалось внести изменение в Положение о системе управления охраной труда АО «Металлоторг», произвести идентификацию опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников и составить их перечень. С данным пунктом предписания АО «Металлоторг» не согласно по следующим основаниям. Приказом генерального директора Общества от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии со ст.212 ТК РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённому приказом Минтруда России №438н от 19.08.2016 г., утверждено положение о системе управления охраной труда в Филиале №5 АО «Металлоторг» «Ульяновск». Тем самым, Обществом (работодателем) исполнена обязанность по созданию и функционированию системы управления охраной труда. Ссылки Государственной инспекции труда в ульяновской области на нарушения требований Типового положения, по мнению Общества, являются несостоятельными, поскольку применение указанного Типового положения не носит императивный характер, а является рекомендательным документом. В соответствии с п.1 Типового положения, оно разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда. В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие работодателя применять указанное Типовое положение. Государственной инспекцией труда в Ульяновской области очевидные нарушения трудового законодательства не выявлены, поэтом Общество считает пункт 2 предписания от 12.10.2018 г. № не законным и не обоснованным.
Судом в порядке в порядке ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области ФИО1
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя АО «Металлоторг».
Представитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика.
Заинтересованное лицо главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании административные исковые требования не поддержала в полном объеме.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание может быть обжаловано работодателем в суд (ст. 361 ТК РФ).
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Ульяновской области, утвержденным Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 31 марта 2017 года N 226, должностные лица Инспекции в целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности и при осуществлении соответствующего надзора и контроля имеют право:
- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности (п.11.7.);
-предъявлять (выдавать) в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания, в том числе об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда (п.12.5.).
В ходе судебного разбирательства установлено, что главным государственным инспектором труда по Ульяновской области ФИО3 на основании распоряжения № была проведена проверка в отношении АО «Металлоторг» (Филиала №5 «Ульяновск») в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с целью защиты прав и законных интересов работников (в связи с рассмотрением поручения Роструда от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении дополнительного расследования несчастного случая, произошедшего с ФИО2ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам проверки административным ответчиком составлен акт проверки №-№ от ДД.ММ.ГГГГ и выдано АО «Металлоторг» предписание № от 12.10.2018 г.
В акте проверки № от 12.10.2018 г. несчастный случай с ФИО2 квалифицирован как несчастный случай на производстве, подлежащий оформлению актом формы Н-1, учету и регистрации в АО «Металлоторг», а также установлено, что в соответствии со ст. 212 ТК РФ АО «Металлоторг» создана система управления охраной труда в филиале 35 Ульяновск – приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положение о системе управления охраной труда «УЛЬЯНОВСК» АО «Металлоторг» Филиал №5. В нарушение требований п.юп.34, 35 Типового положения о системе управления охраной труа, утвержденному приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н, работодателем не проведена идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников.
Предписанием № от 12.10.2018 г. на АО «Металлоторг» возложена обязанность в срок до 26.10.2018 г.: по результатам дополнительного расследования, и на основании заключения Государственного инспектора труда оставить акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве, произошедшем 17 декабря 2017 г. в 16 часов 15 минут с охранником поповым Николаем Анатольевичем, в Акционерном обществе «Металлоторг» в филиале №5 «Ульяновск» по адресу: <адрес> (п.1); внести изменения в положение о системе управления охраной труда АО «Металлоторг», произвести идентификацию опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составить их перечень (п.2).
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя.
Работодатель обязан, в том числе, обеспечить:
-безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
В ст. 209 ТК РФ разъяснено, что система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года N 438н.
Из п. 1 следует, что Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.
Согласно п. 33 Типового положения, с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов (п.34 Типового положения).
Перечень опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, содержится в п. 35 Типового положения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, приказом генерального директора АО «Металлоторг» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о системе управления охраной труда «УЛЬЯНОВСК» АО «Металлоторг» Филиал №5.
Вместе с тем, АО «Металлоторг» не произведена идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, их перечень не составлен и, соответственно, отсутствует в Положении о системе управления охраной труда.
Поскольку ч. 2 ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, то требования главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области, изложенные в пункте 2 оспариваемого предписания № от 12.10.2018 г., являются законными и обоснованными.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований АО «Металлоторг» в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «Металлоторг» к Государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании незаконным пункта 2 предписания Государственной инспекции труда в Ульяновской области № от 12 октября 2018 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Романова