дело № 2а-4139/2020 73RS0002-01-2020-005564-67 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 октября 2020 г. г.Ульяновск Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Анципович Т.В., с участием адвоката Широковой С.В., при ведении протокола помощником судьи Веретенниковой Е.Ю., с участием представителя административного ответчика Кошурова Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шахина Юрия Васильевича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, У С Т А Н О В И Л: Шахин Ю.В. обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование иска указав, что 17.07.2020 г. административный истец обратился в Центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (г. Ульяновск, Засвияжский район) ОГКУ «Правительство для граждан» с целью оформления разрешения на возведение индивидуального жилого дома. Для получения указанного разрешения были представлены документы, в том числе выписка из ЕГРН (земля), выписка из ЕГРН (объект незавершенного строительства), уведомление о планируемых строительстве или реконструкции незавершенного строительством жилого дома под объект индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, где площадь застройки объекта капитального строительства составляет 130,5 кв.м. Указанный земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности.24.07.2020г. исполнителем услуги- Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска (Административный ответчиком) было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении и планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Вышеназванный отказ мотивирован административным ответчиком тем, что земельный участок расположен в границах с особыми условиями использования территории: в границах санитарно-защитной зоны. Согласно Правилам землепользования и застройки МО «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 (зона зеленых насаждений общего пользования), где в перечне основных и условно разрешенных видов использования земельных участков объекты индивидуального жилищного строительства не поименованы. Иные основания для отказа отсутствует. Административный истец полагает, что данный отказ является незаконным, противоречащим решению Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 01 апреля 2019г., разрешенному виду использования земельного участка. При рассмотрении гражданского дела № 2-999/2019 судом установлено, что препятствий для признания права собственности за Шахиным Ю.В. на самовольно возведенный незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не имеется, так как в результате возведения строения не созданы препятствия для собственников рядом расположенных жилых помещений, не нарушены их права, строения возведены на земельном участке, находящемся в собственности Шахина Ю.В., строительство соответствует виду разрешенного использования земельного участка, отсутствует угроза для жизни и здоровья граждан. В рамках рассмотрения данного гражданского дела судом была назначена строительно- техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта № от 29.03.2019г. 000 «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» экспертом установлено, что незавершенный строительством жилой дом расположен на территории зеленых насаждений общего пользования Р-2 (установленной с 2004 года), что противоречит существовавшему с 1997 года (дата присвоения кадастрового номера 19.11.1997г. согласно выписке из ЕГРН) разрешенному виду использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства. Незавершенный строительством жилой дом расположен за пределами санитарно-защитной зоны существующих на время проведения экспертизы близ расположенных предприятий (не требуется установления зоны зеленых насаждений, служащей для защиты территории жилой застройки от территории производственных и сельскохозяйственных предприятий). Административный истец полагает, что незаконным решением Административного ответчика нарушены его права и законные интересы как собственника земельного участка. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 219,220 КАС РФ просит суд признать незаконным уведомление Управления архитектуры и градостроительства -Администрации города Ульяновска о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГг. Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска выдать Шахину Ю.В. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по <адрес>, кадастровый номер земельного участка: № В судебное заседание административный истец Шахин Ю.В. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Адвокат административного истца Шахина Ю.В. – Широкова С.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала. Дала суду пояснения, аналогичные, изложенным в административном иске. Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Кошуров Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В силу ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Согласно ч.7 ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно п.1.1 Положения об Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 г. №90 (далее Положение), Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области архитектурной и градостроительной деятельности. Согласно п.4.29 Положения Управление, в том числе, рассматривает заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, производит проверку наличия и соответствия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в пределах компетенции согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Выдает заявителю разрешение на строительство объекта капитального строительства или отказ в выдаче разрешения на строительство. Согласно ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В соответствии с ч.7 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В силу п.2 ч.10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. Судом установлено, что Шахину Ю.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №. Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 01.04.2019 г., вступившим в законную силу, за Шахиным Ю.В. признано право собственности на самовольно возведенный незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 212,7 кв.м. 20.07.2020 г. в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от представителя административного истца поступило Уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (площадь застройки – 130,5 кв.м.) на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>. 24.07.2020 г. Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска заявителю направлено уведомление № о несоответствии в связи с тем, что земельный участок расположен в границах с особыми условиями использования территории. Согласно ч.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил. В соответствии с ч.1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Согласно пункту 1 части 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов и иных правил, нормативов. Согласно ч.1 ст. 12. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно п.1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке, при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка. В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной, в том числе жилой, зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абзаца второго пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков. Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. В соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городско думы от 27.06.2007 №, земельный участок, принадлежащий Шахину Ю.В., расположен на территории сельскохозяйственного назначения в границах санитарно-защитной зоны. Согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды, статьи 20 Правил землепользования и застройки МО «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №, земельный участок, принадлежащий административному истцу, располагается в границах санитарно-защитной зоны. Согласно Правилам землепользования и застройки МО «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской думы от 13.10.2004 № вышеуказанный земельный участок Шахина Ю.В. расположен в территориальной зоне Р-2 (зона зелены насаждения общего пользования), где в перечне основных и условно разрешенных видов использования земельных участков объекты индивидуального жилищного строительства не поименованы. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что земельный участок, принадлежащий истцу, расположен в границах с особыми условиями использования территории, зона допустимого размещения объекта отсутствует, Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска обоснованно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, выдано уведомление о несоответствии планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГг. Оспариваемое уведомление было принято административным ответчиком в установленном законом порядке, в рамках предоставленных полномочий и соответствуют положениям действующего законодательства, регламентирующего градостроительную деятельность. Доводы административного истца о том, что решением Засвияжского районного суда от 01.04.2019 г. при разрешении требований Шахина Ю.В. о признании права собственности на незавершенное строительством жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> было установлено, что незавершенный строительством жилой дом расположен за пределами санитарно-защитной зоны и соответствует градостроительным и санитарным требованиям, не свидетельствует о незаконности оспариваемого уведомления, поскольку судом был разрешен спор в отношении конкретного объекта незавершенного строительства, площадью 212,7 кв.м., тогда как при принятии оспариваемого решения в отношении планируемого объекта строительств, площадью130,5 кв.м., административный ответчик руководствовался действующими нормативными правовыми актами – Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городско Думы от 27.06.2007 №, Картой зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды, Правилами землепользования и застройки МО «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №, которые в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны, в связи с чем подлежали применению органом местного самоуправления. При этом, несогласие административного истца с указанными нормативными актами дает ему право оспорить в данной части нормативные акты в порядке, предусмотренном действующим законодательством. С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Шахина Ю.В. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, не имеется. Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административных исковых требований Шахина Юрия Васильевича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Т.В. Анципович |