ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-416/20 от 26.11.2020 Еланского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-416/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Елань 26 ноября 2020 г.

ФИО4 районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи С.А.Диденко,

единолично,

с участием представителя административного истца ООО «Ковровская база» - ФИО1, представившего удостоверение и ордер ,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО2,

при секретаре Макеевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ковровская база» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости,

установил:

ООО «Ковровская база» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости указав, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано заявление для постановки на государственный кадастровый учет и на государственную регистрацию прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости № MFC-0153/2019-50434-1 в отношении объекта - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, Индустриальная, 85Б. ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по проведению государственного кадастрового и государственной регистрации прав в отношении сооружения приостановлено сроком на 3 месяца. ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены дополнительные документы, однако осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости возобновлено не было. ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, было принято ранение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> данное решение неправильным, а отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости незаконным и необоснованным. Так, отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости противоречит действующему законодательству и основан на неправильном толковании норм права. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б, создает препятствия в реализации права собственности на указанный объект. Так, в соответствии с п.10 ст.40 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и в соответствии со справкой отдела архитектуры и градостроительства администрации Еланского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б, не требуется. Вывод административного ответчика о том, что в представленном техническом плане отсутствует проектная документация сооружения, предусмотренная п.20 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в нем сведений», является необоснованным, поскольку в представленном техническом плане имеет рабочий проект, разработанный ООО «СТАЛТ». Также несостоятелен вывод административного ответчика, что объект не полностью входит в границы земельных участков с кадастровыми Каких-либо пересечений, наложений не имеется. Указанное основание не является поводом для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. В дальнейшем, административным ответчиком изыскивались новые основания для отказа осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б, которые также являются несостоятельными. С учетом указанных обстоятельств считает, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> неправомерно отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> образом, отсутствуют предусмотренные ФЗ «О кадастровой деятельности» Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" основания для отказа осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права н объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б. В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Копия оспариваемого решения была получена ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд признать незаконным и отменить решение государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2019-16554604 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ФИО2 возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представитель административного истца ООО «Ковровская база» ФИО3 в судебное заседание не явилась, по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Исходя из ч. 6 ст. 72 Закона о регистрации, со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним считаются сведениями, содержащимися в Едином государственно реестре недвижимости (далее- ЕГРН).

В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Следовательно, спорные действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствия их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов административного истца следует из положений ст. 62 КАС РФ, согласно которым организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Как было установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано заявление для постановки на государственный кадастровый учет и на государственную регистрацию прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости № MFC-0153/2019-50434-1 в отношении объекта - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, Индустриальная, 85Б. Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг истцом были представлены следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете от 20.12.2019г., технический план здания сооружения, помещения от 12.07.2019г., устав от 02.02.2011г., приказ от 31.05.2018г. , постановление от 20.03.2019г. , справка от 23.01.2019г. , свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 30.05.2020г. , 34, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом учете по месту ее нахождения на территории РФ от 30.05.2008г. , 34, платежное поручение от 19.12.2019г. .

При проведении правовой экспертизы документов, государственным регистратором выявлены обстоятельства, препятствующие постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности, а именно, не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на котором расположен такой объект недвижимости, либо документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения созданного сооружения, без предоставления земельного участка или установления сервитута ООО «Ковровской базе» на земельные участки с кадастровыми а так же Технический план, подготовленный кадастровым инженером в соответствии с Требованиями.

Осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации на три месяца (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

07.04.2020г. административным истцом ООО «Ковровская база» были представлены дополнительные документы КУВД- 001/2020-3623973, но согласно уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. невозможно возобновить осуществление государственного кадастрового учета изменения объекта недвижимости, так как представленный технический план не соответствует Требованиям к подготовке технического плана и составу, содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава, содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава, содержащихся в ней сведений» В нарушение п.20 Требований в представленном техническом плане отсутствует проектная документация сооружения, предусмотренная указанным положениям Требований. Кроме этого земельные участок, на которых создан (создается) объект недвижимости не для целей строительства (размещения) такого объекта, что не соответствует требованиям п.п.2 п.1 Земельного Кодекса РФ (возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. С соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических. Санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов). Созданный объект капитального строительства: ОКС не полностью входит в границы ЗУ-51,86 кв.м. Точность проведения проверки: 0,30. Для устранения причин приостановления рекомендуется представить правоустанавливающие документы ООО «Ковровская база» на земельные участки с кадастровыми , технический план, подготовленный кадастровым инженером в соответствии с Требованиями, привести в соответствие назначение и целевое использование земельных участков, указанных в Техническом плане. Осуществление действий по государственному кадастровому учету объекта недвижимости и государственной регистрации прав приостанавливается до 15.04.2020г., о чем административному истцу было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2019-16554604 (№ИСХ/24-2060/20 от ДД.ММ.ГГГГ).

В целях устранения препятствий для проведения государственной регистрации, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором был направлен запрос в Администрацию Еланского городского поселения Еланского муниципального района <адрес>, о предоставлении информации, предоставлялся ли земельный участок с кадастровым расположенный по адресу <адрес>, р.<адрес>Б в собственность, аренду либо на ином виде права ООО «Ковровской базе».

15.04.2020г. был направлен запрос в Администрацию Еланского муниципального района <адрес> о предоставлении информации о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно сооружение, расположенное по <адрес>

В связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности возобновлена ДД.ММ.ГГГГ, однако, причины, препятствующие государственной регистрации права собственности не устранены.

15.04.2020г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности приостановлена на месяц до ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 9 ч. 1 ст. 26 Закона в связи с тем, что не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ/24-2288/20).

30.04.2020г. поступил ответ от Администрации Еланского муниципального района <адрес>, о том, что обращений от ООО «Ковровской базы» и других лиц о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию зданий, сооружений по адресу: <адрес>, р-н. ФИО4, р.<адрес>Б не поступало.

15.05.2020г. поступил ответ от Администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района (от ДД.ММ.ГГГГ исх. ), о том, что земельный участок с кадастровым по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б под объектом недвижимого имущества: в собственность, в аренду либо на ином виде права ООО «Ковровской базе» не предоставлялся.

В связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности возобновлена ДД.ММ.ГГГГ, однако, причины, препятствующие государственной регистрации права собственности не устранены.

15.05.2020г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности приостановлена на основании п. 1 Указа президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 1 Указа президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ о чем административному истцу было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2019-16554604 (№ИСХ/24-3248/20 от ДД.ММ.ГГГГ).

15.05.2020г. был направлен запрос в Администрацию Еланского муниципального района <адрес> о предоставлении информации относится ли вышеуказанный объект недвижимости к объектам капитального строительства, либо объектом вспомогательного использования, требуется ли разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если не требуется, то по каким причинам, а так же просили уточнить характеристики, позволяющие определить размер давления в объекте, предназначенном для транспортировки природного газа.

15.05.2020г. поступил ответ от Администрации Еланского муниципального района <адрес>, в соответствии с которым сооружение «Наружний газопровод от ГРПШ до зерносушильного агрегата» является линейным объектом и объектом капитального строительства, Администрация Еланского муниципального района <адрес> рассмотрев Технический план от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывается, что сооружение расположено еще на двух участках, принадлежащих третьим лицам, указала, что Справка отдела архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ не может учитываться при постановке сооружения на кадастровый учет и государственную регистрацию. Сведениями о характеристиках природного газа (в т.ч. давление) в данном сооружении Администрация Еланского муниципального района <адрес> не располагает.

10.06.2020г. истек срок приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, вместе с тем, причины приостановления устранены не были.

Административному истцу отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, р-н. ФИО4, р.<адрес>Б.

Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно представленным в материалы дела, наружный газопровод от ГРПШ до зерносушильного агрегата», документы для регистрации права собственности на который были предоставлены заявителем, является линейным сооружением и объектом капитального строительства.

Вместе с тем положения пункта 1 статьи 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» о том, что право регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций, после строительства которых у собственников линейных сооружений права на земельные участки не возникают.

Из положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется.

В соответствии с положениями статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.

В соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.

Статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.

У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что указанный газопровод может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, а Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области не имеет право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходят инженерные коммуникации. Заявителем в регистрирующий орган были представлены документы, подтверждающие законность создания объекта, которые являются необходимыми и достаточными для государственной регистрации права собственности заявителя на указанный объект недвижимого имущества, в связи с чем, оснований для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя у Управления не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ковровская база» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2019-16554604 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на объект недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>Б.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через ФИО4 районный суд Волгоградской области в течение одного месяца.

Судья: подпись.

Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2020 года.

Судья: подпись.