ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4183/2016 от 22.07.2016 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2016 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при секретаре Карёгиной А.Е.,

с участием: представителя административного истца Крюгера М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4183/2016 по административному исковому заявлению А.С.И. к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании действий незаконными, устранении нарушений прав,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась А.С.И. с административным исковым заявлением к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушение прав.

Определением Свердловского районного суда г. Иркутска от <Дата обезличена> произведена замена ненадлежащего административного ответчика Агентства лесного хозяйства Иркутской области надлежащим - Министерством лесного комплекса Иркутской области, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» Агентство лесного хозяйства переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.

В основание административного иска (с учетом изменения основания и размера административных исковых требований в соответствии со ст.ст.46, 218 КАС РФ) А.С.И. указал, что <Дата обезличена> административным истцом в территориальный отдел Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству было подано заявление (вх. <Номер обезличен>) о подготовке, направлении для утверждения в Агентство лесного хозяйства Иркутской области и выдаче на руки заявителю утвержденной схемы расположения на кадастровом плане территории лесного участка, площадью 5 000 кв.м., расположенного ориентировочно на 17 км. Голоустненского тракта (2 км юго-восточнее деревни Худяково) в целях осуществления административным истцом пчеловодства для собственных нужд.

Приложением к соответствующему заявлению в целях определения ориентира расположения испрашиваемого для подготовки схемы лесного участка был приложен рисунок, подготовленный заявителем с использованием публичной кадастровой карты, не являющийся схемой расположения участка на кадастровом плане территории в понимании ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и носящий исключительно вспомогательный по отношению к заявлению и информативный характер.

<Дата обезличена> административный истец получил ответ исх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об отказе в совершении испрашиваемых в заявлении действий, который, по мнению А.С.И., является незаконным, нарушающим требования п.п.3, 13 ст.11.10, ст.39.2 ЗК РФ, п.1, пп. 2, 5 (1) п.8 Положения об Агентстве
лесного хозяйства Иркутской области и нарушающим права административного истца по следующим основаниям.

Закон не содержит оснований для отказа в подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Таким образом, отказ в подготовке схемы расположения участка на кадастровой карте территории со стороны полномочного органа является незаконным.

Заявление о подготовке, направлении на согласование и выдаче схемы расположения лесного участка предполагало целевое назначение - пчеловодство для собственных нужд. Административный истец не является предпринимателем, имеет намерение заниматься пчеловодством для собственных нужд, следовательно, право на формирование лесного участка в соответствующих целях закреплено за заявителем законом без какого-либо ограничения либо изъятия.

Также А.С.И. полагает, что его заявление не рассмотрено по существу, не передано для рассмотрения по подведомственности, в связи с чем, нарушено право на обращение граждан и получение государственной услуги.

В связи с чем А.С.И. просит суд (с учетом заявления об изменении размера административных исковых требований в соответствии со ст. 46 КАС РФ) признать незаконным решением Агентства лесного хозяйства Иркутской области в лице территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области (в настоящее время - Министерства лесного комплекса Иркутской области) по Ангарскому лесничеству об отказе в подготовке и передаче для утверждения в Министерство лесного комплекса Иркутской области схемы расположения земельного участка площадью 5000 кв.м., расположенного ориентировочно на 17 км. Голоустенского тракта (2 км. юго-западнее д. Худяково) Иркутского района Иркутской области в целях осуществления А.С.И. пчеловодства для собственных нужд на кадастровом плане территории; возложить на Министерство лесного комплекса Иркутской области в лице территориального отдела по Ангарскому лесничеству устранить допущенные нарушения прав и законных интересов А.С.И. путем подготовки в форме электронного документа и выдаче А.С.И. схемы расположения данного земельного участка в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Административный истец А.С.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии со ст.96 КАС РФ, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истцав соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ.

Представитель административного истца К.М.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, указанные в административном иске.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст.96 КАС РФ, просит о рассмотрении дела в их отсутствие.

В возражениях указал, что исковые требования не признают, полагают их не обоснованными, поскольку в соответствии со ст.70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Законодательство не допускает предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственный кадастровый учет. Для проведения государственного кадастрового учета лесного участка, необходима подготовка проектной документации лесных участков,

Поскольку государственный кадастровый учет лесных участков относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений и указанные полномочия не передавались органам государственной власти субъектов Российской Федерации, у министерства отсутствуют средства на подготовку проектной документации лесных участков, в целях их постановки на кадастровый учет ипредоставление в постоянное (бессрочное) пользование.

Кроме того и земельное, и лесное законодательство не указывают на прямую обязанность министерства по подготовке проектной документации лесных участков, так как при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование допускает проведение работ по подготовке проектной документации заинтересованными в получении земельных участков лицами. Утверждение же такой проектной документации относится к компетенции органа государственной власти осуществляющего полномочия по предоставлению в пользование лесного участка.

В связи с чем просят в удовлетворении требований отказать.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя административного ответчикав соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ.

Выслушав представителя административного истца К.М.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению полностью.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд, рассмотрев административные исковые требования А.С.И., проверив в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Административный истец А.С.И. обратился в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена>, что подтверждается входящим штампом принятия документов на личном приеме, после получения ответа от <Дата обезличена>, то есть в пределах срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ, с учетом требований ст.ст.92, 93 КАС РФ.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании А.С.И.<Дата обезличена> обратился в территориальный отдел Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству с заявлением о подготовке и направлении в Агентство лесного хозяйства Иркутской области для утверждения и выдачи заявителю утвержденной схемы расположения на кадастровом плане территории лесного участка, площадью 5000 кв.м., расположенного ориентировочно на 17 км. Голоустенского тракта (2 км. юго-восточнее деревни Худяково) в целях осуществления пчеловодства для собственных нужд.

Ответом от <Дата обезличена><Номер обезличен> территориальный отдел Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству указал, что является структурным подразделением Агентства лесного хозяйства Иркутской области. Выделение участков под тот или иной вид пользования и подготовка всех необходимых документов Ангарское лесничество осуществляет на основании распоряжения агентства лесного хозяйства Иркутской области.

Суд, рассмотрев административные исковые требования о признании решения от <Дата обезличена><Номер обезличен> незаконными, полагает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» Агентство лесного хозяйства переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области, в связи с чем, все права и обязанности в настоящее время перешли в Министерство лесного комплекса Иркутской области.

В соответствии со ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом при рассмотрении настоящего спора суд основывает выводы на требованиях Земельного и Лесного кодексов РФ.

В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 38 ЛК РФ устанавливает, что леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).

На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Анализ указанных норм показывает, что А.С.И. имеет право на предоставление лесного участка для ведения пчеловодства для собственных нужд на праве безвозмездного пользования.

В соответствии с п.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Правила подготовки схемы расположения земельного участка, находящейся в государственной или муниципальной собственности установлены п. 3, 6, 9, 10, 11 ст. 11.10 ЗК РФ, в соответствии с которыми подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется без взимания платы.

В соответствии с п. 1, 6, пп.5 п. 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп, министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.

Задачами министерства являются: управление в сфере лесного хозяйства, управление в сфере лесопромышленного комплекса.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере лесного хозяйства, в том числе: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Анализ приведенных норм показывает, что законодательством предусмотрено право граждан на получение земельных участков на праве безвозмездного пользования в заявительном порядке, уполномоченным органом государственной власти осуществляется подготовка схемы расположения земельного участка, которая в последующем подлежит утверждению (при отсутствии оснований для отказа в утверждении схемы, предусмотренных п.16 ст.11.10 ЗК РФ), а земельный участок предоставлению гражданину.

Уполномоченным органом государственной власти по настоящему делу является Министерство лесного комплекса Иркутской области, в состав которого входит территориальный отдел по Ангарскому лесничеству.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что А.С.И. имеет право (при наличии законных к тому оснований и в порядке, предусмотренном ЛК РФ, ЗК РФ) на предоставление земельного участка из земель лесного фонда на праве безвозмездного пользования для осуществления пчеловодства, органом государственной власти, осуществляющим предоставление указанных земель является Министерство лесного комплекса Иркутской области (структурным подразделением которого является территориальный отдел по Ангарскому лесничеству); законодательством предусмотрена обязанность уполномоченного государственного органа осуществить подготовку схемы расположения земельного участка на безвозмездной основе в форме электронного документа, при этом, подготовка схемы расположения земельного участка является неотъемлемым этапом для дальнейшей реализации А.С.И. своих прав в отношении запрашиваемого земельного участка.

При этом довод административного ответчика об отсутствии средств на подготовку проектной документации лесных участков в целях их постановки на кадастровый учет и предоставлении в бессрочное пользование суд находит необоснованным и не основанным на законе, поскольку законом (ст.11.10 ЗК РФ) предусмотрена возможность составления схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и осуществляется без взимания платы.

При этом, суд не входит в обсуждение вопроса об утверждении схемы, согласовании места размещения земельного участка, а также предоставлении конкретного участка на каком-либо праве А.С.И., а разрешает вопрос о возможности и необходимости составления схемы расположения земельного участка, поскольку именно на данном этапе (подготовка схемы размещения земельного участка) административным ответчиком нарушены права истца, в связи с чем решение территориального отдела Агентства лесного хозяйства по Иркутской области по Ангарскому лесничеству от <Дата обезличена> исх. <Номер обезличен> об отказе в подготовке, передаче для утверждения в Агентство лесного хозяйства Иркутской области схемы расположения земельного участка площадью 5000 кв.м., расположенного ориентировочно на 17 км. Голоустненского тракта (2 км. юго-восточнее деревни Худяково Иркутского района Иркутской области) на кадастровом плане территории в целях осуществления А.С.И. пчеловодства для собственных нужд является незаконным, административный ответчик (в лице территориального отдела по Ангарскому лесничеству) обязан устранить нарушение прав А.С.И. путем подготовки в форме электронного документа и выдаче (без утверждения) А.С.И. схемы расположения данного земельного участка в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, учитывая требования ст.ст. 17, 18, 45 Конституции РФ, ст.ст. 4, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, ст. ст. 3, 11.4, 39.2, п. 6, 9, 10, 11 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 3, 9, 38 Лесного кодекса РФ, ч.1 ст.9 Федерального закона от <Дата обезличена> №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Постановления Правительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области», оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт нарушения прав и законных интересов административного истца, в связи с чем административные исковые требования А.С.И. к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании действий незаконными, устранении нарушений прав подлежат удовлетворению полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск А.С.И. к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании действий незаконными, устранении нарушений прав удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Ангарскому лесничеству от <Дата обезличена> исх. <Номер обезличен> об отказе в подготовке, передаче для утверждения в Агентство лесного хозяйства Иркутской области для утверждения схемы расположения земельного участка площадью 5000 кв.м., расположенного ориентировочно на 17 км. Голоустненского тракта (2 км. юго-восточнее деревни Худяково Иркутского района Иркутской области) на кадастровом плане территории в целях осуществления А.С.И. пчеловодства для собственных нужд.

Возложить на Министерство лесного комплекса Иркутской области в лице территориального отдела по Ангарскому лесничеству обязанность подготовить в форме электронного документа и выдать (без утверждения) А.С.И. схему расположения земельного участка площадью 5000 кв.м., расположенного ориентировочно на 17 км. Голоустненского тракта (2 к.м. юго-восточнее деревни Худяково Иркутского района Иркутской области) на кадастровом плане территории в целях осуществления А.С.И. пчеловодства для собственных нужд в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет изготовлено в 17 часов 00 минут 27 июля 2016 года.

Председательствующий: Латыпов Р.Р.