ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-422/18ГОДА от 24.09.2018 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-422/2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,

при секретаре Михеевой К.Ю.,

с участием представителя административного истца по доверенности Коровицына С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

24 сентября 2018 года

административное дело по административному иску Бурмистрова А. Е. к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконными отказа в заключении договора водопользования,

УСТАНОВИЛ:

Бурмистров А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконными отказа в заключении договора водопользования, оформленного письмом № 8873-07 от 30 июля 2018 г.

Требования мотивирует тем, что 08 июня 2018 г. обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области с заявлением о заключении договора водопользования объекта озера Серменок в пределах акватории 0,00006 кв.км, расположенной по адресу: Тверская область, Осташковский район, д.Слобода, для размещения мостика для личного отдыха и рыбной ловли.

30 июля 2018 г. Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в заключении договора водопользования отказано. Отказ мотивирован тем, что документы представлены с нарушением требований, установленных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2007 г. №128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование», пункта 5 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. №230, а именно:

- в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование не указаны размеры акватории, в пределах которых намечается ее использование и обустройство;

- в материалах отсутствует обоснование площади испрашиваемой акватории;

- в графических материалах отсутствует обозначение объектов водопользования;

- в пояснительной записке к графическим материалам отсутствуют сведения о предполагаемом водопользовании, согласно цели водопользования, указанной в заявлении;

- недостоверность записи географических координат, указанных в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование.

Считая данный отказ незаконным, нарушающим его законные права и интересы, противоречащим п.12 ст.3, ч.1 ст.11, ст.12 Водного кодекса РФ, приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2007 г. №128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование», Правилам подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. №230, обратился в суд с настоящим административным исковым требованием.

Административный истец Бурмистров А.Е. уведомлен о судебном заседании, просил о разбирательстве дела без его участия.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности Коровицын С.С., в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых также просил о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав представителя административного истца Коровицына С.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.14,62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предполагает возможность оспаривания решений, действий, (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 8 статьи 226 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что 08 июня 2018 г. Бурмистров А.Е. через своего представителя, действующего на основании доверенности Коровицына С.С., обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области с заявлением и приложенным к нему пакетом документов о предоставлении ему в пользование акватории водного объекта оз.Серменок по адресу: Тверская область, Осташковский район, д.Слобода для использования в целях размещения мостика для личного отдыха и рыбной ловли, площадью 0,00006 кв.км., сроком использования акватории водного объекта 20 лет (л.д.20-31).

Заявление о предоставлении в пользование водного объекта или его части на основании договора водопользования и прилагаемые к нему документы согласно перечню представленных документов и материалов приняты ведущим экспертом отдела водопользования и водного хозяйства Ф.И.О. 08 июня 2018 г. (л.д.32-33).

Согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с пунктом «в» части 1 ст.72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.11, ст.12 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

Согласно ст.16 Водного кодекса РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса. Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. № 230.

Указанные Правила определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (далее - договор водопользования).

Предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, за исключением случаев, установленных пунктами 1 или 3 части 2 статьи 11, а также статьями 15, 47, 49 и 50 Водного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

Согласно п.5 Правил в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование, представляемом по форме, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, указываются: а) сведения о заявителе; б) наименование водного объекта, место расположения акватории и ее размеры, в пределах которых намечается использование и обустройство акватории; в) цель и срок использования акватории водного объекта.

Приказом Министерства природных ресурсов России от 22.05.2007 N 128 утверждена форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование.

Приказом Министерства природных ресурсов России от 12.03.2012 N 57 утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования".

Настоящий регламент устанавливает порядок подготовки и заключения договора водопользования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на заключение договоров водопользования, в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Государственная услуга по предоставлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования (далее - государственная услуга) оказывается заявителю уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 90-пп утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области.

В полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области входит предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации (подп.в п.13 Положения).

Пунктом 30 Административного регламента установлен перечень прилагаемых документов к заявлению о предоставлении акватории водного объекта в пользование, в том числе для рекреационных целей, в случае если предусматривается разметка границ акватории водного объекта, размещения на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта: 1) копии учредительных документов; 2) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица; 3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости; 4) предложения по условиям договора, а также осуществлению водохозяйственных и водоохранных мероприятий; 5) материалы, обосновывающие площадь используемой акватории водного объекта; 6) сведения о технических параметрах, размещаемых на акватории объектов: зданий, строений, сооружений, плавательных средств, иного обустройства акватории водного объекта; 7) графические материалы с отображением размещения объектов водопользования, пояснительная записка к ним.

Согласно п.63 Административного регламента основанием для начала действия по рассмотрению принятых документов для заключения договора водопользования является получение комплекта документов, заявления и копии расписки о получении документов с указанием фактически представленных документов от должностного лица, ответственного за прием и регистрацию документов.

Из описи представленных документов и материалов для использования акватории водных объектов усматривается, что заявителем был представлен полный комплект документов, в связи с чем представленные документы были рассмотрены Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (л.д.33).

По результатам рассмотрения заявления Бурмистрова А.Е. и приложенного к заявлению пакета документов в адрес Бурмистрова А.Е. направлено письмо №8873-07 от 30 июля 2018 г., в котором Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области отказано в предоставлении водного объекта в пользование для заявленной цели в связи с тем, что документы представлены с нарушением требований, установленных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2007 г. №128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование», пунктом 5 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. №230, а именно:

- в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование не указаны размеры акватории, в пределах которых намечается ее использование и обустройство;

- в материалах отсутствует обоснование площади испрашиваемой акватории;

- в графических материалах отсутствует обозначение объектов водопользования;

- в пояснительной записке к графическим материалам отсутствуют сведения о предполагаемом водопользовании, согласно цели водопользования, указанной в заявлении;

- недостоверность записи географических координат, указанных в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Водного кодекса РФ к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Согласно пункту 11 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, место расположения предоставляемой в пользование акватории водного объекта и ее границы обозначаются в графической форме в материалах, прилагаемых к заявлению.

В силу пункта 27 Правил №165 к договору водопользования прилагаются материалы, представленные в графической форме, пояснительная записка к ним.

В приложенном административным истцом графическом материале, пояснительной записке не указаны цель предоставления исправшиваемой акватории; отсутствует описание места расположения водопользования; объектов и сооружений, которые истец планирует разместить на акватории; строительные материалы, которые использованы либо планируется использовать при строительстве объектов и сооружений; не приведено обоснование, указанной в заявлении площади акватории, размеров пирса; не указано каким образом определена площадь акватории; не указаны границы акватории участка водного объекта.

Нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по предоставлению права пользования водными объектами, не установлены требования к оформлению материалов, отображающих в графической форме заявленный участок водопользования.

Вместе с тем, результатом неправильного определения заявителем географических координат места водопользования, по факту может стать наложение запрашиваемого участка акватории водного объекта, на участки акватории уже предоставленные и расположенные в непосредственной близости друг от друга.

Отсутствие требований к материалам, представляемым в графической форме, в части указания географических координат, определенных самостоятельно без привлечения лиц, имеющих определенный уровень профессиональной квалификации в области геодезии и картографии, существенно снижает качество представленного материала.

Поскольку заявленный Бурмистровым А.Е. участок акватории прилегает к береговой линии (границе) водного объекта, графические координаты заявленного к использованию земельного участка акватории, примыкающие к береговой линии водного объекта, должны определяться в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости с учетом Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. №377.

Вместе с тем, Бурмистровым А.Е. графические координаты участка водопользования указаны в виде широты и долготы точек, кем определены данные координаты в пояснительной записке, не указано, также отсутствует их нанесение в графической части, в связи с чем, определить точное местоположение водного участка, идентифицировать испрашиваемый объект договора водопользования, как часть водного объекта, невозможно.

Исходя из изложенного суд считает, что применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком доказана законность оспариваемого решения, его принятие в пределах компетенции должностного лица и с соблюдением установленного порядка, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Бурмистрова А.Е.

Срок обращения в суд административным истцом соблюден.

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Бурмистрова А. Е. к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконными отказа в заключении договора водопользования, оформленного письмом № 8873-07 от 30 июля 2018 г. оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 01 октября 2018 года.

Судья: Н.А. Кокарева