ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4250/2021 от 02.09.2021 Видновского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-4250/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Куприяновой Я.Г., при секретаре Квасовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4250/2021 по административному иску ФИО1 к Ленинскому отделу Управления Росрестра по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязании осуществить государственную регистрацию права,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Видновский городской суд Московской области с названным административным исковым заявлением. Административный истец просит суд признать незаконным решение административного ответчика № от 18.02.2021 г. об отказе в государственной регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости - земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером для ведения садоводства, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером предоставленный для ведения садоводства, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю за подписью главы администрации Булатниковского сельского Совета, выданным ФИО1 в том, что решением администрации Булатниковского Сельского совета от 27.04.92 г. предоставлен земельный участок для садоводства площадью <данные изъяты> кв. м., а также кадастровым паспортом земельного участка от 29.08.2013г. , подтверждающим принадлежность ФИО1 на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу<адрес>, с разрешенным использованием для садоводства, площадью 550 м.кв. Согласно выписке из ЕГРН от 02.08.2020 года и от 04.04.2021 года, сведения о земельном участке актуальные, ранее учтенные, участок поставлен на кадастровый учет 15.10.1993 года с присвоением ему кадастрового номера , установлено местоположение участка - <адрес>. Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих право административного истца на земельный участок, не имеется.

В соответствии со ст. ст. 14,15,18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883, ФИО1. было подано Заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, что подтверждается Описью документов МФЦ Московской области от 05.11.2020 г., приложенных к Заявлению административного истца и Квитанцией об оплате пошлины за государственную регистрацию права.

18.11.2020 г. ФИО1 было получено Уведомление Ленинского отдела Управления Росреестра по Московской области о приостановке государственной регистрации права, без объяснения причин приостановки.

Административный истец обратился через официальный сайт Росреестра в сети Интернет за разъяснением и 29.12.2020г. получил ответ Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области , что причиной приостановки является необходимость предоставить в Росреестр дополнительный документ, позволяющий идентифицировать адрес земельного участка.

Обратившись в администрацию, административный истец получил справку об идентификации адреса принадлежащего ему земельного участка. 09.01.2021 г. указанный документ был направлен в Росреестр согласно описи документов, сделанной МФЦ Московской области , переданных ФИО1 в Росреестр с целью устранения причин, приведших к приостановке государственной регистрации права.

Однако 18.02.2021 г. ФИО1 было получено уведомление Ленинского отдела Управления Росреестра по Московской области об отказе в регистрации права в связи с непредоставлением указанного выше дополнительного документа об адресе.

Такие действия регистратора административный истец считает необоснованными, поскольку принадлежащий ему земельный участок в соответствии с «Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1221 от 19 ноября 2014 г., не является объектом обязательной адресации, поскольку не относится к землям населенных пунктов (предназначен для ведения садоводства), не предназначен для размещения на нем объектов капитального строительства, является ранее учтенным и имеет кадастровый номер. Садовое товарищество «Нектар», где находится Земельный участок, имеет адрес.

Через официальный сайт Росреестра в сети Интернет ФИО1 обратился в вышестоящий в порядке подчиненности орган с жалобой на решение административного ответчика об отказе в регистрации права. В письме от 25.03.2021 № 21-00941/21 «О рассмотрении обращения» было указано, что Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области не имеет компетенции и не уполномочено признавать правомерным или неправомерным решения регистраторов и, в соответствии с ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации, решение регистратора может быть обжаловано в суде.

Отказ в регистрации права собственности на принадлежащий административному истцу Земельный участок ФИО1 считает незаконным и ущемляющим его права. Все необходимые документы были им предоставлены, а обращение соответствует требованиям Закона.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам административного искового заявления.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил в суд письменные возражения на административное исковое заявление, которые мотивировал тем, что административный истец не исполнил требования ст. 26 закона от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости», а именно: не представил государственному регистратору описание объекта недвижимости, позволяющее однозначно идентифицировать объект недвижимости. Представленная дополнительно справка об идентификации адреса не устранила указанные в решении о приостановлении государственной регистрации права от 18.11.2020г. замечания, так как была выдана неуполномоченным органом.

Согласно ст. 96 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

С учетом вышеизложенных норм, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в судебное заседание, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего об отложении слушания по делу.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в ч. 2 указанной статьи.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ.

В силу положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Государственная регистрация прав и (или) государственный кадастровый учет осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 29 Закона о регистрации. Одним из этапов проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления заявленного учетно-регистрационного действия, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Судом установлено, что решением администрации Булатниковского Сельского совета от 27.04.92 г. № 621 административному истцу предоставлен земельный участок для садоводства площадью 550 кв. м.

Кадастровым паспортом земельного участка от 29.08.2013 г. , подтверждается принадлежность ФИО1 на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> разрешенным использованием для садоводства, площадью <данные изъяты> м.кв.

Согласно выписке из ЕГРН от 02.08.2020 года и от 04.04.2021 года, сведения о земельном участке актуальные, ранее учтенные, участок поставлен на кадастровый учет 15.10.1993 года с присвоением ему кадастрового номера , установлено местоположение участка - <адрес>.

05.11.2020г. административным истцом было подано заявление о государственной регистрации права собственности, с приложением документов.

18.11.2020г. государственным регистратором было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.

18.02.2021г. государственным регистратором было принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с неустранением указанных ранее замечаний, препятствующих осуществлению заявленных регистрационно-учетных действий.

По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, а также по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом о регистрации, разделом II Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года №943 (далее - Порядок ведения ЕГРН), было выявлено следующее.

В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлено свидетельство о праве собственности на землю на основании решения администрации Булатниковского Сельского совета от 27.04.92 г. №621 предоставлен спорный земельный участок.

Однако в данном правоустанавливающем документе имеются разночтения в описании объекта недвижимости в сравнении с его описанием в Едином государственном реестре недвижимости (а именно противоречия в элементах адресной структуры) не позволяющие однозначно идентифицировать объект недвижимости, права на который были заявлены к государственной регистрации.

Представленная дополнительно справка об идентификации адреса не устранила указанные замечания, так как была выдана неуполномоченным органом.

На основании изложенного, все решения приняты Управлением в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязанность осуществить государственный кадастровый учет и/или государственную регистрацию прав возникает у Управления в том случае, когда не будут выявлены основания, препятствующие государственной регистрации и кадастровому учету, которые перечислены в ст.26 Закона «О государственной регистрации недвижимости».

Оценив представленные доказательства и доводы сторон в совокупности, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд находит требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Ленинскому отделу Управления Росрестра по Московской области о признании незаконным решения от 18.02.2021г. об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании осуществить государственную регистрацию права на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером для ведения садоводства, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Я.Г. Куприянова