Дело № 2а-4272/2022
УИД 10RS0011-01-2022-008194-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2022 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия», призывной комиссии Республики Карелия, призывной комиссии Петрозаводского городского округа, отделу военного комиссариата Республики Карелия по г. Петрозаводску об оспаривании решения,
установил:
ФИО1 (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» (далее - ФКУ «Военный комиссариат РК»), призывной комиссии Республики Карелия, призывной комиссии Петрозаводского городского округа, отделу военного комиссариата Республики Карелия по г. Петрозаводску, в котором просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 26.04.2022 о призыве ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на военную службу.
В качестве заинтересованного лица было привлечено ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет».
ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат РК» ФИО3 просила в административном иске отказать.
Подробная позиция стороны ответчика была изложена в письменных доводах, представленных в материалы дела.
Иные административные соответчики, заинтересованные лица и их представители в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц и их представителей.
Заслушав объяснения сторон, исследовав административное исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ года, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Республики Карелия по г. Петрозаводск. Он является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
Административный истец в 2018 году поступил в ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет». На основании приказа от 10.08.2018 года он был зачислен на первый курс <данные изъяты>. Срок обучения составляет 5 лет. В связи с поступлением в университет 20.12.2018 года ему была предоставлена отсрочка для получения образования до 30.06.2023.
На основании приказа ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» № 1298-с/лс от 03.06.2021 административный истец был переведен на курс ниже по той же образовательной программе на повторное обучение на 2 курс. Срок окончания обучения – 30 июня 2024 года.
26.04.2022 года на основании решения призывной комиссии Петрозаводского городского округа административный истец был призван на военную службу, ему определена категория годности «Б-3».
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объяснениями сторон и не оспариваются ими.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно со статей 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (далее - призывная комиссия), решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар).
Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
- о призыве на военную службу,
- о направлении на альтернативную гражданскую службу,
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу,
- об освобождении от призыва на военную службу,
- о зачислении в запас,
- об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствие с подпунктом «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ установлено, что порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулируя общественные отношения, возникающие в сфере образования, рассматривает одним из уровней профессионального образования высшее образование - подготовку кадров высшей квалификации (пункт 4 части 5 названной статьи).
К основным образовательным программам относятся образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки (пункта "б" части 3 статьи 12).
Для обеспечения баланса между правом на образование и воинской обязанностью путем призыва на военную службу в Федеральном законе № 53-ФЗ предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
Согласно подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;
право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Давая правовую оценку оспариваемому решению, суд исходит из того, что решение принято полномочным органом, в пределах предоставленной компетенции, в установленном законом порядке, в надлежащей форме. Действительно, закон не предусматривает такого основания для сохранения за гражданином права на отсрочку от призыва на военную службу как перевод на курс ниже по той же образовательной программе на повторное обучение с частичной оплатой. Однако таким правом обладают граждане, срок обучения которых продляется не более чем на один год в связи академическим отпуском, переводом с одной образовательной программы на другую либо в другую образовательную организацию.
При этом к гражданам, восстановившимся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации, в отношении которых отсрочка вновь не предоставляется, истец не относится. Если бы административный истец использовал право на академический отпуск, ему была бы предоставлена дальнейшая отсрочка. Административный истец таким правом не воспользовался, но от этого правовой статус его никак не отличается от статуса лица, находящегося в академическом отпуске. По мнению суда, административный истец поставлен в неравное правовое положения по сравнению с теми лицами, срок обучения которых продляется не более чем на один год в связи академическим отпуском, переводом с одной образовательной программы на другую либо в другую образовательную организацию.
Таким образом, оспариваемое решение призывной комиссии не отвечает общему смыслу закона, поэтому нарушает права административного истца на дальнейшее получение образования. Суд приходит к выводу о том, что обжалуемое административным истцом решение о призыве на военную службу необходимо признать незаконным и отменить.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 26.04.2022 о призыве ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на военную службу.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2022 года.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.