ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4284/20 от 11.11.2020 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-4284/2020

64RS0045-01-2020-007093-22

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,

при секретаре ФИО4,

с участием старшего помощника прокурора <адрес>ФИО5,

представителя административного ответчика ФИО6,

представителя заинтересованного лица ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО3 к государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>», заинтересованное лицо Министерство труда и социальной защиты <адрес>, о признании незаконным решения, обязании повторного рассмотрения заявления,

установил:

<адрес> по обращению ФИО3 проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. Установлено, что ФИО3 зарегистрирована по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратились через ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с заявлением в форме электронного документа для назначения меры социальной поддержки предусмотренной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно гражданам, проживающим на территории <адрес>» (далее – Закон - ЗСО). Решением ГКУ <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ИПД ФИО3 отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона -ЗСО.

На основании вышеизложенного представитель заместитель прокурора <адрес> обратился в суд и просит признать незаконным решение Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ИПД об отказе ФИО3 в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» повторно рассмотреть заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

В судебно заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО5, поддержала исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО6, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, дал пояснения аналогичные содержанию отзыва на исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица ФИО7 просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявления.

В судебное заседание не явились представитель несовершеннолетнего ФИО1 законный представитель ФИО8, извещена надлежащим образом причины неявки суду неизвестны.

Принимая во внимание мнение участников процесса, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктами «ж» и «ж.1» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, малоимущих граждан, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании с пункта 1 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

В соответствии с пунктами 3.1 и 4 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации. По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Указ ) в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена новая мера социальной поддержки граждан в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата). При этом в соответствии с пунктом 1 Указа ежемесячная выплата предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно с пункта 4 Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить, в том числе основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Указа высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить требования, в соответствии с которыми семьи, имеющие детей, признаются нуждающимися в поддержке в целях предоставления им ежемесячной выплаты.

Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление ).

Пунктом 2 Постановления высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

В соответствии с пунктом 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

Таким образом, субъекты Российской Федерации устанавливая в принимаемых ими нормативных правовых актах дополнительные условия и требования, при соблюдении которых семьи имеют право на ежемесячную выплату, действуют в рамках своих полномочий и компетенции.

В <адрес> дополнительная мера социальной поддержки граждан, проживающих на территории <адрес>, имеющих детей, в возрасте от трех до семи лет включительно, установлена <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно гражданам, проживающим на территории <адрес>» (далее - Закон -ЗСО).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона -ЗСО право на ежемесячную выплату имеет один из родителей (усыновителей), опекунов на каждого совместно проживающего с ним ребенка (рожденного, усыновленного, находящегося под опекой) в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, в семьях, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона -ЗСО основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты являются случаи, когда на день обращения за назначением выплаты не соблюдаются требования, предусмотренные частью 1 статьи 2 Закона -ЗСО.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»: «место жительства - жилой дом.. . или иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает.. . и в которых он зарегистрирован по месту жительства»; «регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства»; «место пребывания - гостиница, санаторий,.. . либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно»; «регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания».

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов».

В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса Российской Федерации «место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом...».

Таким образом, факт совместного проживания заявителя и ребенка, на которого назначается ежемесячная выплата может быть подтвержден: регистрацией заявителя и ребенка по месту жительства и (или) по месту пребывания по одному адресу; решением суда об определении места жительства ребенка с заявителем; решением суда об установлении факта, имеющего юридическое значение: установление факта совместного проживания на территории <адрес> ребенка с заявителем, установление места жительства ребенка на территории области с заявителем.

При принятии решений о назначении ежемесячной выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно ГКУ СО УСПН <адрес> руководствуется исключительно законодательными актами Российской Федерации и <адрес>.

В судебном заседании установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес> посредством портала Государственных услуг ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предусмотренной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно гражданам, проживающим на территории <адрес>». В своем заявлении заявительница указала, что ребенок - ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., на которого она просит предоставить указанную меру социальной поддержки зарегистрирован по месту жительства совместно с отцом ребенка - ФИО2 по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО9, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе ФИО3 в назначении ежемесячной денежной выплаты. Заявительнице ДД.ММ.ГГГГ посредством программного обеспечения «Типовое Облачное Решение» на сайте «Госуслуги» было направлено уведомление о принятом решении в соответствии с пунктом 3.5.4. Административного регламента предоставления министерством социального развития <адрес> государственной услуги по выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которым предусмотрено, что в случае принятия решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты специалист Учреждения, ответственный за организацию назначения ежемесячной выплаты, направляет заявителю уведомление об отказе в назначении ежемесячной выплаты. Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день со дня принятия решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты.

Поскольку заявление о назначении выплаты было подано в электронном виде, уведомление об отказе также было направлено в электронном виде.

Вместе с тем, принятое решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет не основано на законе, по следующим основаниям и противоречит государственной политике по социальной защите семей, продекларированной в обращении Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «К гражданам России».

В целях повышения доходов семей, имеющих детей принят Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Указ Президента РФ ).

Согласно п.2 Указа Президента РФ Президент постановил предусмотреть софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячной выплаты.

Пунктами 4, 5 Указа Президента РФ Правительству Российской Федерации предписано до ДД.ММ.ГГГГ утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано при назначении ежемесячной выплаты не учитывать ее в составе доходов семьи; сохранить установленные законодательством субъектов Российской Федерации пособия, выплаты и иные меры социальной поддержки, назначенные в связи с рождением и воспитанием детей; до ДД.ММ.ГГГГ Обеспечить: установление требований, в соответствии с которыми семьи, имеющие детей, признаются нуждающимися в поддержке в целях предоставления ежемесячной выплаты.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Согласно п.п. 1, 2, 3, 4 Требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

Ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года‚ предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации.

Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, в ходе разговора с ФИО3 и ФИО2 установлено, что несовершеннолетние дети проживают совместно с матерью по адресу: <адрес>, а также иногда проживают в <адрес>. Также пояснили, что у детей имеется регистрация по адресу: <адрес>, по месту регистрации отца, ФИО2 Содействие в регистрации ребенка по месту жительства ФИО3 не требуется.

Иные ограничения, запреты при реализации вышеуказанного права федеральным законодательством не установлены, в связи с чем, ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения <адрес>» решением от ДД.ММ.ГГГГ ИПД нарушено право ФИО3 на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района директору ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление .

По результатам рассмотрения указанного представления в удовлетворении требований прокуратуры района отказано согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является несовершеннолетним, не достигшими дееспособности, и в силу возраста самостоятельно воспользоваться правом на защиту своих интересов в судебном порядке не в состоянии.

В данном случае ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов прокурором и судом.

Доводы представителя заинтересованного лица о необходимости рассмотрения требований прокурора в порядке ГПК РФ суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО3 к государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>», заинтересованное лицо Министерство труда и социальной защиты <адрес>, о признании незаконным решения, обязании повторного рассмотрения заявления подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ИПД об отказе ФИО3 в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной поддержки населения <адрес>» повторно рассмотреть заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>.

Срок составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.Н. Еремина