Дело № 2а-429/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Октябрьский 04 декабря 2017 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Заостровцевой И.А., при секретаре Резановой И.С., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя административного ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов муниципального образования «Устьянский муниципальный район» и неопределенного круга лиц к администрации МО «Устьянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявлений о государственной регистрации прав хозяйственного ведения, возложении обязанности направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявлений о государственной регистрации прав хозяйственного ведения,
установил:
прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Устьянский муниципальный район» и неопределенного круга лиц к администрации МО «Устьянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявлений о государственной регистрации прав хозяйственного ведения и возложении обязанности направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявлений о государственной регистрации прав хозяйственного ведения по договорам от 01.03.2009, от 18.06.2013, заключенным с МУП «Плосское»; по договору от 08.02.2006, а также дополнениями к данному договору от 11.01.2011, 28.02.2015, заключенными с МУП «Бестужевское»; по договору от 01.02.2006, дополнительным соглашениям к договору от 31.10.2014, 14.12.2015, заключенными с МУП «Лойгинское»; по договорам от 04.01.2006, 13.03.2014, 24.11.2014, заключенными с МУП «Строевское»; по договорам № 1 от 01.09.2009, № 3 от 01.07.2012, от 09.01.2014, заключенными с МУП «Дмитриевское»; по договорам от 01.01.2008, 01.08.2013, заключенными с МУП «Илезское»; по договорам от 04.07.2006, 01.01.2008, № 1 от 20.02.2012, заключенными с МУП «Лихачевское».
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Устьянского района в ходе анализа законности в сфере исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства при учреждении подведомственных им государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных и автономных учреждений, установлено, что администрация МО «Устьянский муниципальный район» является учредителем МУП «Бестужевское», МУП «Дмитриевское», МУП «Илезское», МУП «Лихачевское», МУП «Лойгинское», МУП «Плосское», МУП «Строевское», которым на праве хозяйственного ведения передано движимое и недвижимое имущество. Между тем договоры хозяйственного ведения в установленным законом порядке не зарегистрированы, что в случае начала процедуры банкротства в отношении муниципальных унитарных предприятий, большинство из которых является убыточными, уменьшит конкурсную массу должника и нарушит права и интересы кредиторов, которыми может является неопределенный круг лиц. Кроме того, бездействие администрации по государственной регистрации договоров по передаче муниципального имущества, к числу которых относятся социально значимые объекты, может способствовать неисполнению со стороны предприятий сохранности закрепленного имущества, а также уклонению от ответственности, которая определена договором, что является нарушением прав собственника имущества - муниципального образования «Устьянский муниципальный район».
В судебном заседании помощник прокурора Летавина А.Ю. административные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» ФИО1 иск не признала по доводам письменного отзыва. Суду пояснила, что при разграничении объектов муниципальной собственности между районом и поселениями с 01.01.2016 имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения в перечне объектов, предназначенных для передачи в муниципальный район, не включалось, эти объекты передавались вместе с муниципальными предприятиями (имущественным комплексом). Статья 131 ГК не возлагает на собственника обязанность зарегистрировать право хозяйственного ведения, а лишь указывает на момент возникновения такого права. Инициирование процедуры банкротства в отношении указанных прокурором МУП собственником не планируется. Каких-либо негативных последствии от отсутствия регистрации права хозяйственного ведения на объекты переданные МУП не имеется. Прокурором не предоставлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц из-за отсутствия регистрации права. Фактически иск направлен в интересах потенциальных кредиторов, то есть коммерческих организаций, что недопустимо действующим законодательством об административном производстве.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Архангельской области и НАО о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Представитель заинтересованного лица по доверенности, направил в суд письменный отзыв на иск, согласно которому заявленные требования оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Управления. Дополнительно сообщил, что в Едином государственном реестре недвижимости право хозяйственного ведения ни по одному из спорных объектов, указанному в заявлении, не зарегистрировано. Также обращает внимание, что право собственности МО на более чем половину спорных объектов в ЕГРН не зарегистрировано, в связи с чем в целях государственной регистрации права хозяйственного ведения муниципальных предприятий на часть спорных объектов, права в ЕГРН по которым отсутствуют, необходимо также обращение МО в Управление за государственной регистрацией права муниципальной собственности на данные объекты, а также постановку их на кадастровый учет.
Заинтересованные лица МУП «Плосское», МУП «Бестужевское», МУП «Лойгинское», МУП «Строевское», МУП «Дмитриевское», МУП «Илезское», МУП «Лихачевское», о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст.150 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, изучив письменные доказательства и иные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
На основании части 2 статьи 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
В силу п. 1 ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Судом установлено, что на территории Устьянского района осуществляют деятельность муниципальные унитарные предприятия: «Плосское», «Бестужевское», «Лойгинское», «Строевское», «Дмитриевское», «Лихачевское», «Илезское».
При создании указанных муниципальных предприятия, их учредителями являлись муниципальные образования соответствующих поселений, на которых они расположены.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункты 1 и 2 статьи 113 ГК РФ, п. 3 ст. 215 ГК РФ, статья 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Согласно ч. 1 ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 2 ст. 295 ГК РФ предусмотрено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Установлено, что по договору передачи имущества в хозяйственное ведение от 01.03.2009, акту приема-передачи от 01.03.2009, постановлению главы МО «Плосское» от 18.06.2013 № ... «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Плосское», договору передачи имущества в хозяйственное ведение от 18.06.2013 в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Плосское» для организации деятельности предприятия передано муниципальное имущество муниципального образования «Плосское», а именно: скважина ... в д. ..., водонапорная башня в д. ..., водопровод протяженностью 2,247 км в д. ..., водоразборные колонки в количестве 8 шт. в д. ..., водопровод протяженностью 1,5 км в д. ..., водопроводная башня в д. ..., водозаборные колонки в количестве 6 шт. в ..., котельная, расположенная по адресу: ..., наружные тепловые сети, расположенные в д. ..., котельная, расположенная по адресу: ..., наружные тепловые сети, расположенные в пос. ... МО «Плосское» Устьянского района Архангельской области.
Согласно п. 2.3 указанных договоров Администрация вправе изъять переданное имущество в случае ненадлежащего использования, использования не по назначению, а также в случае ликвидации Предприятия. Кроме того, согласно п. 5.2, 6.1 договоры заключены на неопределенный срок и могут быть расторгнуты по требованию Администрации, соглашению сторон, либо по решению суда.
Соглашениями от 01.04.2016 и от 01.12.2016, заключенными администрацией МО «Плосское», МУП «Плосское» и Управлением строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», в связи с изданием Распоряжения Правительства Архангельской области ...-рп от 02.02.2016 и подписанием акта приема передачи от 01.04.2016, произведена замена стороны в вышеуказанных договорах от 01.03.2009 и от 18.06.2013: Администрация МО «Плосское» заменена на Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район».
По договору передачи объектов муниципальной собственности в право хозяйственного ведения муниципального предприятия от 08.02.2006, актам приема-передачи основных средств от 08.02.2006, 24.01.2006, справке расшифровки передаваемого имущества, перечню объектов муниципальной собственности МО «Бестужевское» передаваемых в хозяйственное ведение МУП «Бестужевское», являющихся приложением к актам приема-передачи муниципального имущества от 08.02.2006, дополнению к договору от 08.02.2006 передачи муниципального имущества в право хозяйственного ведения от 11.01.2011, акту передачи от 11.01.2011, дополнению к договору от 08.02.2006 передачи муниципального имущества в право хозяйственного ведения и акту приема-передачи от 17.06.2013, дополнению к договору от 08.02.2006 передачи муниципального имущества в право хозяйственного ведения и акту приема-передачи от 28.02.2015 в хозяйственное ведение МУП «Бестужевское» передано муниципальное имущество муниципального образования «Бестужевское», а именно: здание котельной ... 1984 года, водопровод ... протяженностью 2551 м., буровая скважина в ..., буровая скважина в ..., артезианская скважина в ..., артезианская скважина в ..., артезианская скважина в ... водопроводные сети протяженностью 3,4 км. ..., водопроводные сети протяженностью 0,25 км. с ..., ..., буровая скважина ......, артезианская скважина и водопровод в ... МО «Бестужевское», котельная в ..., наружные тепловые сети в ... протяженностью 100 п.м., котельная общей площадью 69,8 кв.м. в ..., наружные тепловые сети в ... протяженностью 332 п.м., котельная в ..., наружные тепловые сети в ..., протяженностью 120 п.м.
Согласно пункту 3.4 вышеуказанного договора Собственник имущества имеет право изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного имущества. В силу пункта 6.1 договора, договор вступает в силу с 08.02.2006 до приватизации переданной муниципальной собственности или сроком на 5 лет с правом пролонгации. Пунктом 7.2 предусмотрены условия расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке Собственником при ненадлежащем использовании переданного муниципального имущества и невыполнении условий договора.
Соглашением от 01.04.2016, заключенным администрацией МО «Бестужевское», МУП «Бестужевское» и Управлением строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», в связи с изданием Распоряжения Правительства Архангельской области ...-рп от 18.02.2016 и подписанием акта приема передачи от 01.04.2016, произведена замена стороны в вышеуказанном договоре от 08.02.2006: «Администрация МО «Бестужевское» на «Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район».
На основании договора передачи объектов Муниципальной собственности в право хозяйственного ведения Муниципальному предприятию от 01.02.2006, дополнительного соглашения к договору от 31.10.2014, списка имущества, исключенного из реестра муниципальной казны и муниципального баланса, переданного в хозяйственное ведение МУП «Лойгинское», дополнительного соглашения от 14.12.2015, акта приема-передачи от 14.12.2015, в хозяйственное ведение МУП «Лойгинское» передано муниципальное имущество муниципального образования «Лойгинское», в том числе: здание котельной при ..., теплосеть (654м.) в ..., наземная теплотрасса из стальных труб (320м.), шесть артезианских скважин в ..., водопровод (...) 980 м., водопровод протяженностью 0,8 км. с двумя раздаточными колонками, водопровод «ул. ...» протяженностью 300 м., водопровод «...- водозаборная скважина (соединение)» протяженностью 50 м., водопровод «...» протяженностью 553 м.
Согласно пункту 3.4 вышеуказанного договора Собственник имущества имеет право изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного имущества. В силу пункта 6.1 договора, договор вступает в силу с 01.02.2006 сроком на один год с правом пролонгации. Пунктом 7.2 предусмотрены условия расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке Собственником при ненадлежащем использовании переданного муниципального имущества и невыполнении условий договора. Дополнительными соглашениями от 01.02.2007, 01.02.2008, 01.02.2009, 01.01.2010, 01.01.2011, 01.01.2012, 01.01.2013, 01.01.2014, 01.01.2015, 01.01.2016 срок действия договора устанавливался каждый раз еще на один год соответственно, также с правом пролонгации.
Соглашением от 01.04.2016, заключенным администрацией МО «Лойгинское», МУП «Лойгинское» и Управлением строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», в связи с изданием Распоряжения Правительства Архангельской области № 65-рп от 03.03.2016 и подписанием акта приема передачи от 01.04.2016, произведена замена стороны в вышеуказанном договоре от 08.02.2006: «Администрация МО «Лойгинское» на «Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район».
Согласно договору передачи объектов муниципальной собственности в право хозяйственного ведения муниципального предприятия от 04.01.2006, акту приема-передачи от 18.01.2006, решению Совета депутатов от 12.03.2014 № 88, договору передачи объектов муниципальной собственности в право хозяйственного ведения муниципального предприятия от 13.03.2014, акту приема-передачи от 13.03.3014, договору передачи объектов муниципальной собственности в право хозяйственного ведения муниципального предприятия от 24.11.2014, в хозяйственное ведение МУП «Строевское» передано муниципальное имущество муниципального образования «Строевское», в том числе: две артезианские скважины с водопроводом, башня ..., наружные тепловые сети в ..., здание котельной, электростанция.
В силу пункта 3.4 вышеуказанных договоров Собственник имущества имеет право осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного имущества, изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Согласно пункту 6.1 договоров, договоры вступают в силу с момента их подписания сроком до трех лет с правом пролонгации. Пунктом 7.2 предусмотрены условия расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке Собственником при ненадлежащем использовании переданного муниципального имущества и невыполнении условий договора.
Согласно акту приема-передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Строевское» в собственность муниципального образования «Устьянский муниципальный район» от 01.05.2016 администрация МО «Строевское» передала администрации МО «Устьянский муниципальный район» в муниципальную собственность имущество согласно приложению.
На основании договора передачи объектов муниципальной собственности от 01.09.2009 ..., акта приема- передачи основных средств от 01.09.2009 и списка основных средств к указанному акту, договора передачи объектов муниципальной собственности от 01.07.2012 ..., акта приема-передачи договора от 01.07.2012 и списка основных средств к указанному акту, договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 09.01.2014, акта приема-передачи от 09.01.2014 и перечня муниципального имущества к указанному акту, распоряжения администрации МО «Дмитриевское» от 28.01.2014 ..., в оперативное управление и в хозяйственное ведение МУП «Дмитриевское» передано муниципальное имущество муниципального образования «Дмитриевское»: котельная клуба ..., здание котельной ..., котельная ..., котельная в ..., наружные тепловые сети в ..., буровая скважина в ....
В силу пункта 3.4 вышеуказанных договоров от 01.09.2009, от 01.07.2012 Собственник имущества имеет право осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного имущества, изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Согласно пункту 6.1 договоров, договоры вступают в силу с момента их подписания сроком до 5 лет с правом пролонгации. Пунктом 7.2 предусмотрены условия расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке Собственником при ненадлежащем использовании переданного муниципального имущества и невыполнении условий договора.
Согласно пункту 3.4 договора от 09.01.2014 администрация вправе в одностороннем порядке расторгнуть Договор в случае нарушения Предприятием договорных обязательств, а также в случае причинения материального ущерба имуществу. Пунктом 5.2 договора предусмотрено прекращение действия договора в случаях ликвидации, реорганизации и преобразования Предприятия.
В соответствии с договорами передачи объектов муниципальной собственности в право хозяйственного ведения Муниципального предприятия от 04.07.2006, от 01.01.2008, постановлением главы МО «Лихачевское» от 18.01.2008 ..., дополнительным соглашением от 09.01.2013 к договору 01.01.2008, постановлением главы МО «Лихачевское» от 20.02.2012 ..., договором передачи объектов муниципальной собственности в хозяйственное ведение учреждению от 20.02.2012 ... в хозяйственное ведение МУП «Лихачевское» передано муниципальное имущество муниципального образования «Лихачевское»: здание столярной мастерской в ..., котельная в ..., пилорама в ..., пилорама ..., здание продуктового склада, здание кирпичного завода, здание котельной в ..., здание котельной в ..., буровая скважина в ....
В силу пункта 3.4 вышеуказанных договоров от 04.07.2006, от 01.01.2008, от 20.02.2012 Собственник имущества имеет право осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного имущества, изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Согласно пункту 6.1 договоров, договоры вступают в силу с момента их подписания сроком до 5 лет с правом пролонгации. Пунктом 7.2 предусмотрены условия расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке Собственником при ненадлежащем использовании переданного муниципального имущества и невыполнении условий договора.
Согласно договору от 01.01.2008, акту приема-передачи от 01.01.2008, договору от 01.08.2013, акту приема-передачи от 01.08.2013 в хозяйственное ведение МУП «Илезское» передано муниципальное имущество муниципального образования «Илезское»: здание котельной при ... наружные тепловые сети ....
В силу пункта 3.4 вышеуказанных договоров Собственник имущества имеет право осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного имущества, изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Согласно пункту 6.1 договоров, договоры вступают в силу с момента их подписания сроком до 5 лет с правом пролонгации. Пунктом 7.2 предусмотрены условия расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке Собственником при ненадлежащем использовании переданного муниципального имущества и невыполнении условий договора.
Соглашением от 01.04.2016, заключенным администрацией МО «Илезское», МУП «Илезское» и Управлением строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», в связи с изданием Распоряжения Правительства Архангельской области № 52-рп от 25.02.2016 и подписанием акта приема передачи от 01.04.2016, произведена замена стороны в вышеуказанных договорах: «Администрация МО «Илезское» на «Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район».
Перечень вышеуказанных объектов муниципальной собственности переданных муниципальным унитарным предприятиям, участниками процесса не оспаривается.
Указанное муниципальное имущество, переданное в хозяйственное ведение вышеперечисленным муниципальным унитарным предприятиям и находящееся в их законном владении, используется данными предприятиями в целях осуществления видов деятельности, определенных п. 2.2 Уставов.
Согласно пунктам 1 и 2 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Таким образом, вышеуказанные объекты, переданные в хозяйственное ведение и оперативное управление муниципальным унитарным предприятиям, в том числе тепловые сети, котельные, системы водоснабжения, и пр. относятся к недвижимым вещам, поскольку прочно связанны с землей, а системы водоснабжения, артезианские скважины являются инженерными сооружениями, расположены под землей, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Данные объекты в силу их назначения относятся к объектам ТЭК и ЖКХ.
Согласно п. 5 ст. 8, п.п. 1, 2, 7 ст. 9, под. 4 п. ст.20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ), собственник имущества унитарного предприятия утверждает устав унитарного предприятия и вносит в него изменения, в том числе утверждает новую редакцию устава.
Как следует из представленных в материалы дела изменений, в Уставы всех вышеперечисленных муниципальных унитарных предприятий внесены изменения, из которых следует, что имущество, закрепленное за указанными предприятиями передано в собственность МО «Устьянский муниципальный район», учредителем указанных муниципальных унитарных предприятия является МО «Устьянский муниципальный район», от имени учредителя его функции осуществляет Управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район».
Таким образом, в настоящее время собственником вышеуказанного недвижимого имущества, переданного по договорам хозяйственного ведения и оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям «Плосское», «Илезское», «Бестужевское», «Лойгинское», «Строевское», «Дмитриевское», «Лихачевское» является муниципальное образование «Устьянский муниципальный район», полномочия которого в соответствии со ст. 30 Устава МО «Устьянский муниципальный район» исполняет исполнительно-распорядительный орган – администрация МО «Устьянский муниципальный район».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района (п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона № 131-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу абзаца пятого пункта 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 5 постановления от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснил, что право хозяйственного ведения и оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Таким образом, общим основанием возникновения права хозяйственного ведения является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения выступает с момента передачи ему имущества. (С учетом правила ст. 224 ГК РФ о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях).
Форма договора хозяйственного ведения законом не предусмотрена. Гражданский кодекс Российской Федерации также не предусматривает договор хозяйственного ведения в качестве самостоятельного вида гражданско-правового договора. При этом договор хозяйственного ведения является не столько гражданско-правовым договором, сколько административным договором, поскольку его типовая форма утверждается органами государственной или муниципальной власти.
Таким образом, договор хозяйственного ведения является разновидностью акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
Установлено, что государственная регистрация прав хозяйственного ведения МУП «Бестужевское», МУП «Дмитриевское», МУП «Илезское», МУП «Лихачевское», МУП Лойгинское», МУП «Плосское», УМП «Строевское» не произведена, указанные обстоятельства подтверждаются сведениями Росреестра и сторонами не оспариваются.
Между тем, по смыслу ст. 131 ГК РФ закон не обязывает осуществлять государственную регистрацию права хозяйственного ведения, а в целях обеспечения стабильности гражданского оборота только устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ), который в силу ч. 5 ст. 72 применяется к правоотношениям, возникшим после его вступления в силу. По правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, данный закон применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Согласно положениям ч. 6 ст. 1 указанного Федерального закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Согласно п. 19 ч. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
До вступления в силу указанного Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация недвижимости осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который утрачивает силу с 01.01.2020 года, а положения глав I-IV, статьи 31 и главы VI утратили силу с 01.01.2017 года.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утратившей силу с 01.01.2017, действующей на момент возникших правоотношений) предусматривалось, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Таким образом, учитывая, что права хозяйственного ведения МУП «Бестужевское», МУП «Дмитриевское», МУП «Илезское», МУП «Лихачевское», МУП «Лойгинское», МУП «Плосское», МУП «Строевское» по вышеуказанным договорам возникли до 01.01.2017 года, то к спорным правоотношениям, связанным с регистрацией вещного права, применяется Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавший на момент заключения вышеуказанных договоров передачи имущества в хозяйственное ведение указанных предприятий, в силу которого заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты акты органа местного самоуправления.
В связи с чем, основания для признания незаконным бездействия администрации МО «Устьянский муниципальный район» выразившегося в непринятии мер по направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявлений о государственной регистрации прав хозяйственного ведения и возложении обязанности направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявлений о государственной регистрации прав хозяйственного ведения по договорам от 01.03.2009, от 18.06.2013, заключенных с МУП «Плосское»; по договору от 08.02.2006, а также дополнениям к данному договору от 11.01.2011, от 28.02.2015, заключенному с МУП «Бестужевское», по договору от 01.02.2006, дополнительным соглашениям к договору от 31.10.2014, от 14.12.2015, заключенным с МУП «Лойгинское», договорам от 04.01.2006, от 13.03.2014, от 24.11.2014, заключеным с МУП «Строевское»; по договорам ... от 01.09.2009, ... от 01.07.2012, от 09.01.2014, заключенным с МУП «Дмитриевское», договорам от 01.01.2008, от 01.08.2013, заключенным с МУП «Илезское», договорам от 04.07.2006, от 01.01.2008, ... от 20.02.2012, заключенным с МУП «Лихачевское», отсутствуют.
Кроме того, из содержания рассматриваемого административного иска усматривается, что мотивы, приведенные прокурором в обоснование его обращения в суд, не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лица и муниципального образования «Устьянский муниципальный район» и сводятся к контролю за деятельностью органа местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства прокурором не было указано на обстоятельства и не приведено достаточных доказательств, свидетельствующих о конкретных нарушениях прав и свобод неопределенного круга лиц, муниципального образования о реально возникших неблагоприятных последствиях, находящихся в причинной связи с оспариваемым бездействием.
В приведенных доводах искового заявления, поддержанных в судебном заседании, прокурор ссылается, что в случае начала процедуры банкротства в отношении вышеуказанных муниципальных унитарных предприятий уменьшится конкурсная масса должника и нарушатся права и интересы кредиторов, которыми может являться неопределенный круг лиц.
Между тем указанные доводы прокурора являются ошибочными и основаны на неправильном толковании норм права.
В соответствии с п. 7 ст. 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ.
Из п. 3 ст. 56 ГК РФ следует, что, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Аналогичное положение содержится в п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что инициирование процедуры банкротства в отношении муниципальных унитарных предприятий собственником не планируется.
Из исследованных в судебном заседании сведений от чистой прибыли за квартал муниципальный унитарных предприятий, нельзя сделать вывод, что указанные в административном исковом заявлении муниципальные унитарные предприятия находятся в стадии банкротства.
Помимо этого, в силу требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», закрепление объектов коммунальной инфраструктуры за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с целью решения вопросов местного значения, возможно только до передачи таких объектов по концессионным соглашениям, либо договорам аренды. То есть, вышеуказанное имущество, переданное муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, находится у них только до заключения концессионных соглашений, либо договоров аренды, после чего подлежит изъятию в силу закона, а предприятия ликвидации.
Таким образом, обращаясь в суд с заявлением, прокурор не указал, какие нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат защите. Ссылка прокурора на нормы ФЗ от 26.10.2002 № 12–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не может быть принята во внимание, поскольку из текста самого заявления усматривается, что неисполнение обязанности по направлению в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав заявления каких-либо реальных негативных последствий не повлекло.
Прокурором данное обстоятельство не опровергнуто, и не указаны какие-либо конкретные факты реального нарушения прав неопределенного круга лиц и муниципального образования, права которого, как собственника имущества защищены в силу закона.
Основные государственные гарантии по оплате труда работников, перечисленные в ст. 130 ТК РФ, включают в себя обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами.
Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся (ст. 135 и ст. 136 ТК) во вторую очередь, то есть работники пользуются положением привилегированных кредиторов.
В связи с чем, довод прокурора о том, что в случае банкротства, будут нарушены права неопределенного круга лиц, является также необоснованным.
Кроме того, указанный круг лиц (потенциальных кредиторов), в интересах которых прокурором и предъявлено указанное административное исковое заявление, в случае инициирования процедуры банкротства, является ограниченным и может быть определен, а право на обращение в суд в интересах определенного круга лиц у прокурора отсутствует.
Таким образом, административные исковые требования прокурора Устьянского района удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Устьянский муниципальный район» и неопределенного круга лиц к администрации МО «Устьянский муниципальный район» о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявлений о государственной регистрации прав хозяйственного ведения и возложении обязанности направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявлений о государственной регистрации прав хозяйственного ведения по договорам от 01.03.2009 и от 18.06.2013, заключенных с МУП «Плосское»; по договору от 08.02.2006, а также дополнениям к данному договору от 11.01.2011, от 28.02.2015, заключенным с МУП «Бестужевское»; по договору от 01.02.2006, дополнительным соглашениям к договору от 31.10.2014, от 14.12.2015, заключенным с МУП «Лойгинское»; по договорам от 04.01.2006, от 13.03.2014, от 24.11.2014, заключенным с МУП «Строевское»; по договорам ... от 01.09.2009, ... от 01.07.2012, от 09.01.2014, заключенным с МУП «Дмитриевское»; по договорам от 01.01.2008, от 01.08.2013, заключенным с МУП «Илезское»; по договорам от 04.07.2006, от 01.01.2008, ... от 20.02.2012, заключенным с МУП «Лихачевское» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда путем подачи жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Заостровцева И.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2017 года.