2а-4363/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2020 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Павловой И.М.
при секретаре Дутовой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело по административному иску ФИО3 к административному ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным действий (бездействий), обязании осуществить регистрацию прав собственности,
У с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и просит:
- признать действия (бездействие) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, выразившиеся в не направлении ФИО3, либо ее представителю А.В. Белоусову уведомления о приостановке государственной регистрации прав на 1/2 земельного участка, площадью 1034 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС в не ответе /не своевременном ответе на обращения представителя ФИО3 А.В. Белоусова по поводу причин приостановки регистрации права собственности на земельный участок и порядка осуществления дальнейших действий, в принятии решения об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок в виду не исполнения Уведомления №.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - осуществить регистрацию прав собственности ФИО3 на 1/2 земельного участка, площадью 1034 кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС
Свои требования мотивировал тем, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ. отца ФИО1 административный истец унаследовала 1/2 долю жилого дома по адресу: АДРЕС
Постановлением администрации Ново-Ивановского сельского Совета народных депутатов от 13.01.1993г. № земельный участок площадью 1034 кв.м. при домовладении №а был передан в долевую собственность наследодателя ФИО4 и его брата ФИО5 Свидетельства о праве собственности выдано не было.
Решение Одинцовского городского суда от 06.09.2019г. по делу № за ФИО3 признано право собственности на ? долю земельного участка площадью 1034 кв.м. при АДРЕС, без установления границ земельного участка
31.10.2019г. представитель административного истца Белоусов А.В. сдал через МФЦ Одинцовского городского округа МО заявление о государственной регистрации права на спорный земельный участок.
В конце декабря через сотрудников МФЦ представитель узнал, что государственная регистрация приостановлена. Никаких сведений и информации о причинах приостановки в МФЦ не имелось. На сайте и в информационном справочном Центре Росреестра информация так же отсутствовала.
31.12.2019г. Белоусов А.В. непосредственно в приемную Управления Росреестра сдал Обращение в котором изложил тезисно вышеописанное, потребовал-сообщить причину приостановки регистрационных действий в порядке дальнейших действий ФИО3 Ответа ни в почтовый, ни в электронный адрес не получил.
В январе 2020 г. Белоусов А.В. написал аналогично бумажному электронное обращение в Росреестр по Московской области. Ответа на обращение не получено.
13.02.2020г. Белоусов А.В. написал повторное аналогично бумажному электронное обращение в Росреестр по Московской области. Согласно ответа Росреестра (Управления методического обеспечения и анализа в сфере регистрации права и кадастрового учета) от 19.02.2020г. заявление направлено в Управление Росреестра по Московской области для рассмотрения по существу.
По состоянию на начало марта 2020г. ответа на обращение не подучено.
13.02.2020г. Белоусов А.В. получил из МФЦ Уведомление от 07.02.2020г. об отказе в государственной регистрации права ввиду «истечения срока приостановления, указанного в направленном вам уведомлении № о приостановлении: регистрация права общей долевой собственности, в отношении на объект недвижимости: условный №, земельный участок, общая площадь 1034 кв.м., адрес АДРЕС, и неустранением приведенной в данном уведомлении причины, препятствующей осуществлению: Регистрации права общей долевой собственности…».
Представитель Административного истца представил для государственной регистрации две надлежащим образом заверенные копии решения Одинцовского городского суда о признании за истцом права на долю земельного участка, заявление установленной формы, которое заполнил сотрудник МФЦ Одинцовского городского округа МО, квитанцию об оплате государственной пошлины. Что еще требовалось представить для регистрации права по судебному акту, Административному истцу и его представителю А.В. Белоусову не очевидно.
В виду изложенного полагаем, что Административный ответчик незаконно не отправил Административному истцу уведомления о причинах приостановки поданного заявления о регистрации прав на земельный участок, не ответил на обращения Административного истца и вынес незаконное решение об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок. Не имея информации о причинах приостановки регистрационных действий, Административный истец не имел возможности оценить ее законность и исполнить, в этой связи непринятие Административным истцом действий по исполнению никак нельзя признать обоснованной причиной для отказа.
В судебное заседание ФИО6 не явилась, в суд направила своего представителя адвоката Белоусова А.В., который на удовлетворении административного иска настаивал. Полагал представленный административным ответчиком скриншот, подтверждающий направления Уведомление о приостановлении фальсификацией Росреестра, так как он данный ответ не получал. На вопрос суда пояснил, что Межевой план на земельный участок площадью 1034 кв.м. по адресу: АДРЕС заявителем не подготовлен.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО8 административный иск не признала, представила в качестве доказательства скриншот направления ответа на электронный адрес заявителя.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая спорные правоотношения, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ, Федеральным законом 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218- ФЗ) право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации.
В силу п. 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ недвижимости государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Между тем ЕГРН включает в себя, в том числе, кадастр недвижимости, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе земельных участках (характеристики земельного участка (кадастровый номер, дата его присвоения, описание местоположения, площадь и пр.), сведения о кадастровой стоимости, сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, категория земель, к которой отнесен земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории, сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков, сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны и пр.) (п. п. 4, 5 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).
Кадастровый учет земельного участка - это внесение сведений о нем в ЕГРН с характеристиками, которые позволяют определить его как индивидуально определенную вещь или подтверждают прекращение его существования. Он нужен для того, чтобы зарегистрировать права на земельный участок. Это следует из ч. 4, 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ)
В орган регистрации прав от Административного истца 31.10.2019 поступило заявление № о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС (л.д.29). К заявлению было приложено: Доверенность от 18.06.2019г., реестровый №-н/77-2019-5-1068; решение суда от 06.09.2019г.; квитанция от 31.10.2019г.(л.д. 16).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. Пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ определено, что одним из документов - оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости помимо заявления заинтересованного лица является межевой план, предоставленный в орган регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ, межевой план представляет собой документ, в котором указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план на земельный участок площадью 1034 кв.м. по адресу: М.О., АДРЕС заявителем в Росреестр не был представлен.
07.11.2019г. по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления и представленных документов, органом регистрации прав на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ принято решение о приостановлении до 07.02.2020г.т.е. до осуществления государственного кадастрового учета, поскольку не представлены документы (межевой план, технический план или акт обследования) подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке и необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (л.д. 35).
07.02.2020г. Росреестром принято решение об отказе в регистрации права собственности в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин приведенных в Уведомлении о приостановлении, препятствующих осуществлению регистрации права общей долевой собственности.
Заявителю разъяснено, что отказ в регистрации права общей долевой собственности не лишает заявителя права вновь обратиться с заявлением о регистрации права общей долевой собственности в случае устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав (л.д.36).
В ходе рассмотрения данного дела судом было обозрено гражданское дело №г., по иску ФИО2 о признании права собственности на земельный участок, из материалов которого следует, что решение о признании права собственности за ФИО2 принято исключительно на основании Постановления Администрации Ново-Ивановского сельского совета АДРЕС от 13.01.1993г. № о закреплении за домовладением №а, принадлежащим совладельцам ФИО9 в АДРЕС области земельного участка площадью 1034 кв.м. согласно последней инвентаризации 1989 года и свидетельства о праве на наследство на ? жилого АДРЕС. по тому же адресу.
Кроме того, как пояснял представитель административного истца, межевой план на земельный участок не был подготовлен, в том числе и до настоящего времени.
Таким образом, земельный участок, в отношении которого Административный истец просил осуществить регистрацию права собственности, не сформирован как объект земельных правоотношений в установленном законом порядке, не прошел государственный кадастровый учет и в Едином государственном реестр невидимости не содержится информации в отношении кадастрового учета вышеуказанного объекта недвижимости.
Административный истец обжалует действия Управления по не направлению /несвоевременному направлению/ в адрес Заявителя решения о приостановлении государственной регистрации и не получении ответов на обращения.
Судом установлено, что 31.12.2019г. Административный истец обратился в Управление с заявлением о направлении в его адрес приостановления государственной регистрации. ( вх. №) (л.д. 12).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
13.01.2020 за № Заявителю был направлен ответ на заявление на адрес электронной почты. Так же Заявителю было направлено копия решения о приостановлении государственной регистрации от 06.11.2019 №№ Данные обстоятельства подтверждаются скриншотом, из которого следует, что на электронный адрес Белоусова А.В. (andrew-belousov@inbox/ru), указанный им в заявлении принятым Росреестром 31.12.2019г. - 13.01.2020г. дан ответ на 5 листах (письмо на 3 листах, уведомление о приостановлении на 2 листах).
Представитель Белоусов А.В. утверждает, что сообщение от 13.01.2020г. он не получал.
12.02.2020г. Административный истец обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о необходимости проведения государственной регистрации (вх. № от 13.02.2020).
Вышеуказанное обращение, в соответствии со ст. 3 Закона N 218-ФЗ, частями 1, 3 ст. 8 Закона N 59-ФЗ направлено на рассмотрения в Управление Росреестра по МО (№@ от 19.02.2020)
19.02.2020г. на его эго тот же электронный адрес дан ответ, с пакетом документов, в том числе и уведомление о приостановлении, который адресат получил, что подтвердил в судебном заседании.
11.03.2020 за №а-10-1320/20 Заявителю на электронный адрес был направлен ответ на заявление, направлены копия письма от 13.01.2020 за №а-10-000058/20 и копия решения о приостановлении государственной регистрации от 06.11.2019 №.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Исходя из выше установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что действия Управления не нарушают прав, свобод и законных интересов Административного истца. Уведомление было направлено на электронный адрес заявителя по доверенности ФИО7 в срок указанный в уведомлении о приостановлении, и, достаточный для устранения недостатков, изложенных в нем.
Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти в одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18.01.1996 г. №-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
Конституционный суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Суд не может обязать Управление, являющееся органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним на территории Московской области, принять конкретное решение о проведении регистрации права собственности на какой-либо объект.
Таким образом, требования Административного истца о понуждении Административного ответчика произвести регистрационные действия, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО2 к административному ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АДРЕС о признании незаконным действий (бездействий) выразившихся в не направлении уведомления о приостановлении государственной регистрации права на ? земельного участка площадью 1034 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС-а, в не ответе/несвоевременном ответе на обращение представителя по поводу собственности на земельный участок и порядка осуществления дальнейших действий, в принятии решения об отказе в государственной регистрации и прав на земельный участок в виде не исполнения Уведомления № и обязании осуществить регистрацию прав собственности, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.08.2020г.
Судья: