Административное дело № 2а-437/2021
УИД: 61RS0059-01-2021-000567-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года город Цимлянск
Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего Стурова С.В.,
при секретаре судебного заседания Некрасовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику администрации Цимлянского городского поселения, третье лицо: управление Росреестра по Ростовской области, о признании незаконным отказа администрации Цимлянского городского поселения, изложенного в письме от 19.04.2021 N 980 об отказе в установлении вида разрешенного использования земельного участка: «сельскохозяйственное использование»,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Цимлянского городского поселения, третье лицо управление Росреестра по Ростовской области, о признании незаконным отказа отказе в установлении вида разрешенного использования земельного участка: «сельскохозяйственное использование» и обязании принять решение.
В обоснование административных исковых требований истец указал, что ему на основании договора купли-продажи № недвижимого имущества от 14.05.2020 года на праве собственности принадлежат:
- здание инкубатора-птичника, площадью 308,3 кв. м, кадастровый №;
- здание, площадью 513,1 кв. м, кадастровый №;
- здание свинарника, площадью 957,3 кв. м, кадастровый №;
- земельный участок, площадью 59104 кв. м, кадастровый №.
Объекты недвижимости находятся по адресу: <адрес>.
Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Согласно Постановлению главы администрации г. Цимлянска № от 20.05.2001 года и № от 29.10.2001 вышеуказанный земельный участок предоставлялся до его выкупа правопредшественникам ФИО1 в постоянное (бессрочное) пользование для размещения животноводческого комплекса по адресу: <адрес>.
Объекты недвижимости вплоть до настоящего времени вид своего назначения не поменяли и также используются для ведения животноводства.
24.11.2020 Решением Собрания депутатов Цимлянского городского поселения №, принадлежащий истцу земельный участок с ранее установленным видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» выведен из зоны производственного и коммунально-складского назначения (ПК) в территориальную зону «сельскохозяйственных угодий» (СХ-1/6), что подтверждается письмом администрации № от 11.12.2020 и выпиской из ПЗЗ №7 от 28.01.2021 муниципального образования «Цимлянское городское поселение».
Согласно ст. 26 Правил землепользования и застройки территориальная зона сельскохозяйственного использования (СХ-1) основным видам разрешенного использования предусматривает растениеводство, с целевым назначением: осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием с/х культур.
Поскольку в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, такой вид разрешенного использования земельных участков, как для сельскохозяйственного производства", не установлен, в целях установления соответствия между разрешенным использованием земельных участков данному Классификатору истец 22.03.2021 обратился в Администрацию с письменным заявлением об установлении соответствия между видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства вотношении земельного участка с кадастровым номером № и видом разрешенного использования земельных участков: сельскохозяйственное использование, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков
Письмом от 19.04.2021 N 980 ответчик отказал в установлении вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» в связи с тем, что данный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует установленным правилам землепользования и застройки Цимлянского городского поселения.
Согласно ответу администрации перевод земельного участка с кадастровым номером № в зону сельскохозяйственного использования (СХ-2) не соответствует Правилам землепользования и застройки Цимлянского городского поселения, т.к. утвержденные виды разрешенного использования земельных участков в данной зоне - «Ведение садоводства», «Ведение дачного хозяйства», «Объекты инженерно-технического обеспечения». Согласно п. 11 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утверждено наименование вида разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование». Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20 (м именно:Растениеводство; Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; Овощеводство; Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; Садоводство; Выращивание льна и конопли; Животноводство» Скотоводство; Звероводство; Птицеводство; Свиноводство; Пчеловодство; Рыболовство; Научное обеспечение сельского хозяйства; Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; Питомники; Обеспечение сельскохозяйственного производства; Сенокошение; Выпас сельскохозяйственных животных), в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Отказ администрации Цимлянского городского поселения по указанным основаниям не обоснован и не соответствует закону, нарушает права ФИО1 Администрация не привела этому никаких доказательств, произвольно толкует нормы права.
Перевод земельного участка, кадастровый № в территориальную зону «сельскохозяйственных угодий» (СХ-1/6) не соответствует его виду разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства и целевому назначению: для ведения животноводства, и лишает истца наравне с другими возможности участвовать в государственных программах по предоставлению грантов на развитие животноводства (Постановление Правительства РО от 13.04.2020 № 315, Постановление Минсельхозпрод Ростовской области от 03.07.2020 г. №42). В силу части 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исходя из положений статьей 7, 85 ЗК РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. В соответствии с Выпиской из ЕГРН 13.08.2020 спорный земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. На земельном участке расположены: здание инкубатора-птичника и 2 здания свинарника, и используются по своему назначению для ведения животноводства. Земельный участок формировался для тех же целей. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.Данное понятие охватывает достаточно широкий спектр видов экономической деятельности, с которой также могут быть связаны научно-исследовательские, учебные и иные цели, для достижения которых требуется использование земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Как следует из классификатора видов разрешенного использования земельных участков такой вид разрешенного использования как "сельскохозяйственное использование " в нем предусмотрен.
Код (числовое обозначение) 1.0 классификатора вида разрешенного использования земельного участка в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - сельскохозяйственное использование, предполагает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе:
- растениеводство;
- выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур;
- овощеводство;
- выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур;
- садоводство;
- выращивание льна и конопли;
- животноводство;
- скотоводство;
- звероводство;
- птицеводство;
- свиноводство;
- пчеловодство;
- рыбоводство;
- научное обеспечение сельского хозяйства;
- хранение и переработка сельскохозяйственной продукции;
- ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках;
- питомники;
- обеспечение сельскохозяйственного производства;
- сенокошение;
- выпас сельскохозяйственных животных.
Как следует из пункта 1.3 "ГОСТ 27773-88 (СТ СЭВ 5962-87). Государственный стандарт Союза ССР. Скотоводство. Термины и определения" скотоводство - отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием домашнего крупного рогатого скота.
Крупный рогатый скот - одомашненные жвачные, принадлежащие к семейству BosTaurus.
Согласно пункту 1.5 указанного ГОСТ основным кормом для скота является зеленый корм - пастбищная трава и подкормка из зеленых трав (в летний период). В хозяйствах применяют стойлово-пастбищное содержание скота - зимой, базирующееся на кормлении животных силосом, сеном, соломой и летом - на использовании естественных пастбищ в сочетании с зеленым кормом культур зеленого конвейера с добавлением концентратов.
Наличие естественных сенокосных угодий и посевных трав позволяет заготавливать необходимое количество сена, на корм скоту используется также солома.
В летний период скот содержится на пастбищах (май, июнь) и получает зеленый корм посевных кормовых культур (июль, август, сентябрь).
Таким образом, сенокошение, выпас домашнего скота, с учетом особенностей его питания, являются составной и неотъемлемой частью деятельности по содержанию крупнорогатого скота.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 (ред. от 31.03.2017) "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" утвержден Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции (Приложение N 1).
В частности, к сельскохозяйственной продукции (кормовой для скота), выращиваемой на лугах, полях и пастбищах относятся:
- Крупяные культуры: зерно, семена и зерноотходы сорго, проса, чумизы;
- Зернобобовые культуры основные: вика и смеси виковые на зерно, зерно кормовых бобов, семена чечевицы, люпин кормовой сладкий на зерно;
- Зернобобовые культуры прочие: семена нута, чина сушеная;
- Масличные культуры: семена озимого, ярового рапса, рыжика, сафлора, бобы соевые;
- Кормовые культуры полевого возделывания: культуры кормовые корнеплодные и зернобобовые, семена однолетних и многолетних трав, кормовых корнеплодов.
К сельскохозяйственной продукции также относятся: зерновые озимые культуры, пшеница яровая, кукуруза на зерно, зерновые колосовые яровые культуры прочие, продукция скотоводства, продукция крупного рогатого скота, поголовье крупного рогатого скота, продукция овцеводства и козоводства, поголовье овец и продукция овцеводства и многое другое.
Таким образом, сельскохозяйственное производство – это определение гораздо шире понятия «сельскохозяйственного использования» и может быть подменено последним с учетом конкретного вида экономической деятельности, в данном случае - животноводство.
После вступления в силу Классификатора органы местного самоуправления или органы государственной власти должны устанавливать или изменять вид разрешенного использования земельных участков только в соответствии с Классификатором.
Согласно ч. ч. 11 - 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗразрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору.
До 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 ГрК РФ, пункта 3 статьи 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 ГК РФ собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Из вышеприведенных положений нормативных правовых актов, следует, что виды разрешенного использования земельных участков, установленные до вступления в силу Классификатора, признаются действительными, при этом, истец, как правообладатель спорного земельного участка вправе обратиться в Администрацию с заявлением об установлении тождественных видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором.
Приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, осуществляется в порядке, установленном пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть по заявлению правообладателя земельного участка.
При этом из перечня видов разрешенного использования, установленных Классификатором, выбирается наиболее близкий по содержанию вид разрешенного использования к ранее установленному. В случае если ранее установленный вид разрешенного использования невозможно соотнести с одним из видов разрешенного использования, предусмотренных Классификатором, то устанавливаются несколько видов разрешенного использования (Письмо Минэкономразвития России от 05.12.2018 N Д23и-6514)
Таким образом, обращение истца в администрацию об установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения классификатору видов разрешенного использования земельных участков, с установлением вида разрешенного использования: сельскохозяйственное производство – сельскохозяйственное использование, имеет под собой правовые и фактические основания.
Доводы администрации о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, не могут быть приняты во внимание, поскольку с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, истец в Администрацию не обращался.
Обращение истца касается установления соответствия вида разрешенного использования его земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Такое установление по смыслу закона не предполагает изменения вида разрешенного использования земельного участка, а имеет своей целью установление соответствия существующего землепользования тому виду разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен классификатором видов разрешенного использования земельных участков, на основании положений федерального законодательства.
Кроме того, отнесение разрешенного использования спорного участка к соответствующему коду (числовому обозначению) классификатора видов разрешенного использования не нарушает права ответчика, а, напротив, вносит определенность в правоотношения существующих сторон, поскольку, земельный участок не может быть использован в качестве пашни в силу своего местоположения и структуры поверхности.
По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 46 Конституции РФ и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с ст. ст. 8, 11, 12, 13, 209 ГК РФ, п. п. 11 - 13 ст. 34, ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 124, 125-126 КАС РФ, административный истец просит суд: признать незаконным отказ администрации Цимлянского городского поселения, изложенный в письме от 19.04.2021 № об отказе в установлении вида разрешенного использования земельного участка: «сельскохозяйственное использование»; обязать Администрацию Цимлянского городского поселения Ростовской области принять решение об установлении соответствия между видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства в отношении земельного участка с кадастровым номером № и видом разрешенного использования земельных участков: сельскохозяйственное использование, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, по заявлению ФИО1 от 22.03.2021 и направить ему указанное решение в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыли, согласно представленному письменному заявлению от 28.05.2021 ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, на своих административных исковых требованиях настаивают и просят их удовлетворить.
Ответчик администрация Цимлянского городского поселения, будучи надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, о причинах неявки суд не уведомила.
Третье лицо Управление Росреестра по Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, не сообщило об уважительных причинах неявки.
Суд, на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон и третьего лица.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат объекты недвижимости: здание инкубатора-птичника, площадью 308,3 кв. м, кадастровый №; здание, площадью 513,1 кв. м, кадастровый №; здание свинарника, площадью 957,3 кв. м, кадастровый №; земельный участок, площадью 59104 кв. м, кадастровый №.
Объекты недвижимости находятся по адресу: <адрес>
Согласно постановлению главы администрации г. Цимлянска № от 20.05.2001 года и № от 29.10.2001 вышеуказанный земельный участок предоставлялся до его выкупа правопредшественникам ФИО1 в постоянное (бессрочное) пользование для размещения животноводческого комплекса по адресу: <адрес>.
24.11.2020 Решением Собрания депутатов Цимлянского городского поселения №, принадлежащий истцу земельный участок с ранее установленным видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» выведен из зоны производственного и коммунально-складского назначения (ПК) в территориальную зону «сельскохозяйственных угодий» (СХ-1/6), что подтверждается письмом Администрации № от 11.12.2020 и выпиской из ПЗЗ № 7 от 28.01.2021 муниципального образования «Цимлянское городское поселение».
Согласно ст. 26 Правил землепользования и застройки территориальная зона сельскохозяйственного использования (СХ-1) основным видам разрешенного использования предусматривает растениеводство, с целевым назначением: осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием с/х культур.
22 марта 2021 административный истец ФИО1 обратился в администрацию Цимлянского городского поселения с заявлением об установлении соответствия между видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства в отношении земельного участка с кадастровым номером № и видом разрешенного использования земельных участков: сельскохозяйственное использование, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
19 апреля 2021 административный ответчик административному истцу сообщил письмом за исх. №, что его заявление рассмотрено. Отказ административного ответчика сводится к тому, что перевод земельного участка с кадастровым номером № в зону сельскохозяйственного использования (СХ-2) не соответствует Правилам землепользования и застройки Цимлянского городского поселения, т. к. утвержденные виды разрешенного использования земельных участков в данной зоне - «Ведение садоводства», «Ведение дачного хозяйства», «Объекты инженерно-технического обеспечения». Согласно п. 11 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утверждено наименованиевида разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование». Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20 (м именно:Растениеводство; Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; Овощеводство; Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; Садоводство; Выращивание льна и конопли; Животноводство» Скотоводство; Звероводство; Птицеводство; Свиноводство; Пчеловодство; Рыболовство; Научное обеспечение сельского хозяйства; Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; Питомники; Обеспечение сельскохозяйственного производства; Сенокошение;Выпас сельскохозяйственных животных), в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Посчитав отказ Администрации Цимлянского городского поселения необоснованным и не соответствующим закону, нарушающим права истец обратился в суд.
Суд соглашается с доводами истца.
Перевод земельного участка, кадастровый № в территориальную зону «сельскохозяйственных угодий» (СХ-1/6) не соответствует его виду разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства и целевому назначению: для ведения животноводства, и лишает истца наравне с другими возможности участвовать в государственных программах по предоставлению грантов на развитие животноводства (Постановление Правительства РО от 13.04.2020 г. №315, Постановление Минсельхозпрод Ростовской области от 03.07.2020 г. №42).
В силу части 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исходя из положений статьей 7, 85 ЗК РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
В соответствии с Выпиской из ЕГРН 13.08.2020 спорный земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
На земельном участке расположены: здание инкубатора-птичника и 2 здания свинарника, и используются по своему назначению для ведения животноводства. Земельный участок формировался для тех же целей.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Данное понятие охватывает достаточно широкий спектр видов экономической деятельности, с которой также могут быть связаны научно-исследовательские, учебные и иные цели, для достижения которых требуется использование земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Как следует из классификатора видов разрешенного использования земельных участков такой вид разрешенного использования как "сельскохозяйственное использование " в нем предусмотрен.
Код (числовое обозначение) 1.0 классификатора вида разрешенного использования земельного участка в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - сельскохозяйственное использование, предполагает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе:
- растениеводство;
- выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур;
- овощеводство;
- выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур;
- садоводство;
- выращивание льна и конопли;
- животноводство;
- скотоводство;
- звероводство;
- птицеводство;
- свиноводство;
- пчеловодство;
- рыбоводство;
- научное обеспечение сельского хозяйства;
- хранение и переработка сельскохозяйственной продукции;
- ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках;
- питомники;
- обеспечение сельскохозяйственного производства;
- сенокошение;
- выпас сельскохозяйственных животных.
Как следует из пункта 1.3 "ГОСТ 27773-88 (СТ СЭВ 5962-87). Государственный стандарт Союза ССР. Скотоводство. Термины и определения" скотоводство - отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием домашнего крупного рогатого скота.
Крупный рогатый скот - одомашненные жвачные, принадлежащие к семейству BosTaurus.
Согласно пункту 1.5 указанного ГОСТ основным кормом для скота является зеленый корм - пастбищная трава и подкормка из зеленых трав (в летний период). В хозяйствах применяют стойлово-пастбищное содержание скота - зимой, базирующееся на кормлении животных силосом, сеном, соломой и летом - на использовании естественных пастбищ в сочетании с зеленым кормом культур зеленого конвейера с добавлением концентратов.
Наличие естественных сенокосных угодий и посевных трав позволяет заготавливать необходимое количество сена, на корм скоту используется также солома.
В летний период скот содержится на пастбищах (май, июнь) и получает зеленый корм посевных кормовых культур (июль, август, сентябрь).
Таким образом, сенокошение, выпас домашнего скота, с учетом особенностей его питания, являются составной и неотъемлемой частью деятельности по содержанию крупнорогатого скота.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 (ред. от 31.03.2017) "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" утвержден Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции (Приложение N 1).
В частности, к сельскохозяйственной продукции (кормовой для скота), выращиваемой на лугах, полях и пастбищах относятся:
- Крупяные культуры: зерно, семена и зерноотходы сорго, проса, чумизы;
- Зернобобовые культуры основные: вика и смеси виковые на зерно, зерно кормовых бобов, семена чечевицы, люпин кормовой сладкий на зерно;
- Зернобобовые культуры прочие: семена нута, чина сушеная;
- Масличные культуры: семена озимого, ярового рапса, рыжика, сафлора, бобы соевые;
- Кормовые культуры полевого возделывания: культуры кормовые корнеплодные и зернобобовые, семена однолетних и многолетних трав, кормовых корнеплодов.
К сельскохозяйственной продукции также относятся: зерновые озимые культуры, пшеница яровая, кукуруза на зерно, зерновые колосовые яровые культуры прочие, продукция скотоводства, продукция крупного рогатого скота, поголовье крупного рогатого скота, продукция овцеводства и козоводства, поголовье овец и продукция овцеводства и многое другое.
Таким образом, сельскохозяйственное производство – это определение гораздо шире понятия «сельскохозяйственного использования» и может быть подменено последним с учетом конкретного вида экономической деятельности, в данном случае - животноводство.
После вступления в силу Классификатора органы местного самоуправления или органы государственной власти должны устанавливать или изменять вид разрешенного использования земельных участков только в соответствии с Классификатором.
Согласно ч. ч. 11 - 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору.
До 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 ГрК РФ, пункта 3 статьи 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 ГК РФ собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Из вышеприведенных положений нормативных правовых актов, следует, что виды разрешенного использования земельных участков, установленные до вступления в силу Классификатора, признаются действительными, при этом, истец, как правообладатель спорного земельного участка вправе обратиться в Администрацию с заявлением об установлении тождественных видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором.
Приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, осуществляется в порядке, установленном пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть по заявлению правообладателя земельного участка.
При этом из перечня видов разрешенного использования, установленных Классификатором, выбирается наиболее близкий по содержанию вид разрешенного использования к ранее установленному. В случае если ранее установленный вид разрешенного использования невозможно соотнести с одним из видов разрешенного использования, предусмотренных Классификатором, то устанавливаются несколько видов разрешенного использования (Письмо Минэкономразвития России от 05.12.2018 N Д23и-6514)
Таким образом, обращение истца в администрацию об установлении соответствия разрешенного использования спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения классификатору видов разрешенного использования земельных участков, с установлением вида разрешенного использования: сельскохозяйственное производство – сельскохозяйственное использование, имеет под собой правовые и фактические основания.
Доводы администрации о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, истец в Администрацию не обращался.
Обращение истца касается установления соответствия вида разрешенного использования его земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Такое установление по смыслу закона не предполагает изменения вида разрешенного использования земельного участка, а имеет своей целью установление соответствия существующего землепользования тому виду разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен классификатором видов разрешенного использования земельных участков, на основании положений федерального законодательства.
Кроме того, отнесение разрешенного использования спорного участка к соответствующему коду (числовому обозначению) классификатора видов разрешенного использования не нарушает права ответчика, а, напротив, вносит определенность в правоотношения существующих сторон, поскольку, земельный участок не может быть использован в качестве пашни в силу своего местоположения и структуры поверхности.
По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 46 Конституции РФ и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераци, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В силу частей 1, 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (статья 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).