ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-439/2023 от 23.08.2023 Богучанского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-439/2023

(24RS0007-01-2023-000279-52)

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2023 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Максимовой О.В.,

при секретаре Булатовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семченко <данные изъяты> к ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, начальнику ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю Гаврилову В.В., ГУФСИН России по Красноярскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий по удержанию денежных средств незаконными, возложении обязанности вернуть денежные средства, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Семченко П.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, начальнику ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю Гаврилову В.В. о признании действий по удержанию денежных средств незаконными, возложении обязанности вернуть денежные средства, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что он, отбывая наказание в виде лишения свободы, постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 19.02.2021 года был переведен из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение. По прибытию в колонию-поселение ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю из его пенсии и заработной платы стали удерживаться денежные средства за материально-бытовое обеспечение в двойном размере. Прибыв на колонию-поселение 30.04.2021 года, на довольствие он еще поставлен не был, материально-бытовыми услугами не обеспечен, однако с заработной платы за май 2021 года с него были удержаны денежные средства с апреля 2021 года по июль 2021 года включительно за питание и коммунально-бытовые услуги в размере 16742,71 рублей. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 16.12.2021 года на ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю возложена обязанность произвести перерасчет удержанных в июне 2021 года из его пенсии по инвалидности денежных средств за питание и коммунально-бытовые услуги за май 2021 года. После перерасчета с него следовало удержать 8422,64 рубля, однако оставшаяся удержанная сумма в размере 8320,67 рублей ему возвращена не была, что указывает на двойное удержание. В июле 2021 года и все последующие месяцы с него также продолжалось удержание за питание и коммунально-бытовые услуги в двойном размере, что причинило ему моральный вред в виде разочарования в Российской Федерации, органах государственной власти. Просит признать действия ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю по удержанию за материально-бытовое обеспечение выше фактических затрат за все месяцы пребывания его в УКП ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю незаконными, взыскать с ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю в его пользу денежные средства, удержанные сверх фактических затрат, компенсацию морального вреда в размере 1300000 рублей, в случае пропуска срока обращения в суд просит его восстановить, указывая, что отношения являются длящимися, и правило трехмесячного срока в данном случае не применимо.

Определениями Богучанского районного суда Красноярского края от 19.03.2023 года, 23.08.2023 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний, производство по делу в части требований о признании незаконными действий административных ответчиков по удержанию за материально-бытовое обеспечение выше фактических затрат за май-июнь 2021 года, взыскании денежных средств, удержанных сверх фактических затрат, за указанный период, по основанию п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ прекращено.

Административный истец Семченко П.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ранее в судебных заседаниях заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.

Административный ответчик ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило письменные возражения на административный иск, согласно которым 01.11.2022 года Красноярского краевого суда Семченко П.П. в удовлетворении аналогичных требований было отказано. С начисленной заработной платы административного истца за май 2021 года были произведены удержания за питание в сумме 2 867,98 рублей, коммунально-бытовые услуги в сумме 2 552,80 рублей, поступление пенсии на расчетный счет в мае 2021 года не было; в июне 2021 года с поступившей на лицевой счет Семченко П.П. пенсии были произведены удержания за питание в сумме 4 278,62 рублей, за коммунально-бытовые услуги в сумме 1 851,32 рубля, с заработной платы удержания не производилось. Удержания из доходов административного истца производилась за текущий месяц по фактическим расходам предыдущего месяца. По апелляционному определению Красноярского краевого суда от 16.12.2021 года был произведен перерасчет удержанных сумм за питание и коммунально-бытовые услуги за май и июнь 2021 года, в соответствии с произведенным перерасчетом разница составила 228,76 рублей, данная сумма и была зачислена на лицевой счет Семченко П.П.

Административные ответчики Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний в зал суда своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщили.

Административный ответчик начальник ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю Гаврилов В.В. в зал суда не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав письменные доказательства и другие документы, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Дела об оспаривании действий (бездействия), решений исправительных учреждений подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 2 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

В силу ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и иных сопутствующих наказанию мер (определение Конституционного суда РФ от 28.02.2019 № 539-О).

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

В силу ч. 1 ст. 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (ч. 3 ст. 107 УИК РФ).

Как отмечалось Конституционным судом РФ, установление в ч. 4 ст. 99 и ст. 107 УИК РФ удержаний из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию: стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце, не противоречит целям РФ как социального государства, и обязательного труда как средства исправления осужденных (определения Конституционного суда РФ от 17.06.2008 № 552-О-П, от 17.12.2009 № 1647-О-О, от 27.05.2010 № 661-О-О, от 23.12.2014 № 2912-О).

Согласно ч. 1.1 ст. 124 КАС РФ наряду с требованиями, указанными в пункте 2 части 1 настоящей статьи, в административном исковом заявлении могут содержаться требования о компенсации морального вреда, причиненного оспариваемым решением, действием (бездействием).

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Семченко П.П. осужден 18.08.2016 года Богучанским районным судом Красноярского края, с учетом апелляционного определения Красноярского краевого суда от 01.12.2016 года, постановления Емельяновского районного суда Красноярского края от 07.02.2020 года, апелляционного постановления Красноярского краевого суда от 10.08.2021 года, по ч. 3 ст. 162 УК РФ (два преступления), с применением ч. 3 ст. 69, ст. 70 УК РФ к 8 годам 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; начало срока 18.08.2016 года, конец срока 26.05.2023 года.

Судом установлено, что Семченко П.П. согласно справке по личному делу прибыл в УКП ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю 30.04.2021 года на основании постановления Емельяновского районного суда Красноярского края от 19.02.2021 года, где находился до освобождения 26.05.2023 года.

Администрация исправительного учреждения ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю характеризует осужденного Семченко П.П. следующим образом: трудоустроен подсобным рабочим, получил ряд специальностей, к труду относится положительно, нормы выполняет в полном объеме, в коллективе держится обособленно, социально-правовую подготовку и культурно-массовые мероприятия посещает, дважды в 2022 году привлекался к дисциплинарной ответственности, взыскания погашены в установленном порядке, поощрений не имеет, в целом характеризуется удовлетворительно.

Судом установлено, что Семченко П.П. с 30.04.2021 года отбывал наказание в УКП ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, является инвалидом III группы с 2011 года по поводу посттравматической эпилепсии бессрочно, с 11.05.2021 года приказом № 56 от 07.05.2021 года был трудоустроен подсобным рабочим 1 разряда участка колонии-поселения со сдельной оплатой труда.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 декабря 2021 года признаны незаконными действия ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю по удержанию денежных средств: в размере 2 867,97 рублей в июне 2021 года из пенсии по инвалидности Семченко П.П. за питание за май 2021 года, в размере 2 552,80 рублей в июне 2021 года из пенсии по инвалидности Семченко П.П. за коммунально-бытовые услуги за май 2021 года; на ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю возложена обязанность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет удержанных в июне 2021 года из пенсии по инвалидности Семченко П.П. денежных средств за питание и коммунально-бытовые услуги за май 2021 года.

Во исполнение данного апелляционного определения ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю произвело перерасчет по произведенным удержаниям с пенсии Семченко П.П. за май и июнь 2021 года. В соответствии с произведенным перерасчетом за питание удержано 1 276 рублей 05 копеек; возвращена как излишне удержанная сумма за коммунально-бытовые услуги 1 504 рубля 81 копейка; на лицевой счет Семченко П.П. зачислено 228 рублей 76 копеек (1 504 рубля 81 копейка – 1 276 рублей 05 копеек).

Вышеуказанный перерасчет был получен Семченко П.П. 19 января 2022 года, ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю в разумный срок исполнила возложенную на него судом обязанность произвести перерасчет удержанных денежных средств.

Указанные обстоятельства установлены решением Красноярского краевого суда от 01.11.2022 года, вступившим в законную силу, им же отказано в удовлетворении административного иска Семченко П.П. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта - апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 декабря 2021 года - в разумный срок.

В связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований Семченко П.П. о признании действий ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выраженных в неисполнении решения суда от 16 декабря 2021 года, не возврате удержанных за материально-бытовое обеспечение выше фактических затрат денежных средств за май 2021 года, незаконными, возврате оставшейся удержанной суммы в размере 8320,67 рублей не имеется, решение суда исполнено в полном объеме 19.01.2022 года.

Судом установлено и следует из апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 декабря 2021 года, что расчет по фактическим расходам за питание и коммунально-бытовые услуги на текущий месяц составлялся ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю в 2021 году в следующем месяце, поскольку акты за поставленные коммунальные услуги поступали от поставщиков только 15 числа следующего за текущим месяцем.

Согласно расчетам стоимости питания осужденных и коммунально-бытовых услуг на одного осужденного (мужчину) в ЛИУ-32, представленным стороной административного ответчика, расчетным листкам, справкам о пенсионных начислениях и заработной плате осужденного Семченко П.П.:

- за июль 2021 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3102,46 рубля, за коммунально-бытовые услуги 1047,99 рублей. В августе 2021 года истцу начислена пенсия и ЕДВ в размере 8249,45 рублей, из которых произведено удержание за июль 2021 года за питание 3102,46 рублей, в июле 2021 года из пенсии и заработной платы удержано за июль 2021 года за коммунально-бытовые услуги 1047,99 рублей;

- за август 2021 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3054,12 рубля, за коммунально-бытовые услуги 1144,61 рублей. В сентябре 2021 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 8249,45 рублей, из которых произведено удержание за питание 3054,12 рублей, в августе 2021 года из пенсии и заработной платы удержано за август 2021 года за коммунально-бытовые услуги 1144,62 рубля;

- за сентябрь 2021 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3075,64 рублей, за коммунально-бытовые услуги 1228,57 рублей. В октябре 2021 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 8249,45 рублей, из которых произведено удержание за питание 3075,64 рублей, в сентябре 2021 года из пенсии удержано за сентябрь 2021 года за коммунально-бытовые услуги 1228,57 рублей;

- за октябрь 2021 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3223,23 рубля, за коммунально-бытовые услуги 1519,99 рублей. В ноябре 2021 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 8249,45 рублей, из которых произведено удержание за питание 3223,23 рубля, в октябре 2021 года из пенсии и заработной платы удержано за октябрь 2021 года за коммунально-бытовые услуги 1519,99 рублей;

- за ноябрь 2021 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3205,48 рублей, за коммунально-бытовые услуги 1983,34 рублей. В декабре 2021 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 8249,45 рублей, из которых произведено удержание за питание 3205,48 рублей, в ноябре 2021 года из пенсии и заработной платы удержано за ноябрь 2021 года за коммунально-бытовые услуги 1983,34 рубля;

- за декабрь 2021 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3205,48 рублей, за коммунально-бытовые услуги 2758,25 рублей. В декабре 2021 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 8249,45 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 205,48 рублей, в декабре 2021 года из пенсии и заработной платы удержано за декабрь 2021 года за коммунально-бытовые услуги 2758,25 рублей;

- за январь 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3313,70 рублей, за коммунально-бытовые услуги 3284,52 рубля. В январе 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 8249,45 рублей, заработная плата в размере 14919,28 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 313,70 рублей, за коммунально-бытовые услуги 3284,52 рубля, после удержания перечислено на лицевой счет 14630,51 рублей;

- за февраль 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3764,58 рубля, за коммунально-бытовые услуги 4510,02 рублей. В феврале 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 8445,43 рублей, заработная плата в размере 13798,38 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 764,58 рубля, за коммунально-бытовые услуги 4510,02 рублей, после удержания перечислено на лицевой счет 12176,51 рублей;

- за март 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3428,80 рублей, за коммунально-бытовые услуги 4758,36 рублей. В марте 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 8445,43 рублей, заработная плата в размере 13890 рублей, из которых произведено удержание за питание 3428,80 рублей, за коммунально-бытовые услуги 4758,36 рублей, после удержания перечислено на лицевой счет 12342,57 рубля;

- за апрель 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3422,06 рубля, за коммунально-бытовые услуги 3304,76 рубля. В апреле 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 8954,23 рубля, заработная плата в размере 12904,64 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 422,06 рубля, за коммунально-бытовые услуги 3304,76 рубля, после удержания перечислено на лицевой счет 11933,68 рубля;

- за май 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3615,75 рублей, за коммунально-бытовые услуги 3246,59 рублей. В мае 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 8954,23 рубля, заработная плата в размере 9840,04 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 615,75 рублей, за коммунально-бытовые услуги 3246,59 рублей, после удержания перечислено на лицевой счет 10652,93 рубля;

- за июнь 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 4277,58 рублей, за коммунально-бытовые услуги 2497,20 рублей. В июне 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 9596,35 рублей, из которых произведено удержание за питание 4 277,58 рублей, за коммунально-бытовые услуги 2497,20 рублей, после удержания перечислено на лицевой счет 14992,99 рубля;

- за июль 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3910,71 рублей, за коммунально-бытовые услуги 1873,72 рубля. В июле 2022 года истцу начислена пенсия и ЕДВ в размере 9596,35 рублей, заработная плата в размере 10912,84 рублей, из которых произведено удержание за питание 2901,49 рубль, за коммунально-бытовые услуги 1 873,72 рубля, после удержания перечислено на лицевой счет 14315,98 рублей;

- за август 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3695,78 рублей, за коммунально-бытовые услуги 2350,11 рублей. В августе 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 9596,35 рублей, из которых удержания за питание не производились, произведено удержание за коммунально-бытовые услуги 2 350,11 рублей, указанная сумма удержана из пенсии административного истца, удержания из заработной платы не производились, после удержания перечислено на лицевой счет 7246,24 рублей;

- за сентябрь 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3500,36 рублей, за коммунально-бытовые услуги 1888,99 рублей. В сентябре 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 9 596,35 рублей, заработная плата в размере 10361,62 рубля, из которых удержания за питание 3274,53 рубля, за коммунально-бытовые услуги 1 888,99 рублей, после удержания перечислено на лицевой счет 13447,45 рублей;

- за октябрь 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3252,14 рубля, за коммунально-бытовые услуги 1902,49 рубля. В октябре 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 9 596,35 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 252,14 рубля, за коммунально-бытовые услуги 1 902,49 рубля, указанная сумма удержана из пенсии административного истца, удержания из заработной платы не производились, после удержания перечислено на лицевой счет 4441,72 рубль;

- за ноябрь 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3592 рубля, за коммунально-бытовые услуги 3101,65 рубль. В ноябре 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 9 596,35 рублей, заработная плата в размере 14266,54 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 592 рубля, за коммунально-бытовые услуги 3101,65 рубль, после удержания перечислено на лицевой счет 15314,24 рублей;

- за декабрь 2022 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3592 рубля, за коммунально-бытовые услуги 3478,22 рублей. В декабре 2022 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 9 596,35 рублей, заработная плата в размере 14506,47 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 592 рубля, за коммунально-бытовые услуги 3101,65 рубль, после удержания перечислено на лицевой счет 15523,17 рубля;

- за январь 2023 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3690,06 рублей, за коммунально-бытовые услуги 5958,64 рублей. В январе 2023 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 9 596,35 рублей, заработная плата в размере 16407,27 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 690,06 рублей, за коммунально-бытовые услуги 5958,64 рублей, после удержания перечислено на лицевой счет 14189,92 рублей;

- за февраль 2023 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 4103,10 рубля, за коммунально-бытовые услуги 3970,91 рублей. В феврале 2023 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 9897,77 рублей, заработная плата в размере 14897,83 рублей, из которых произведено удержание за питание 4 103,10 рубля, за коммунально-бытовые услуги 3970,91 рублей, после удержания перечислено на лицевой счет 14784,59 рубля;

- за март 2023 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3996,66 рублей, за коммунально-бытовые услуги 4802,10 рубля. В марте 2023 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 9897,77 рублей, заработная плата в размере 16148,12 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 996,66 рублей, за коммунально-бытовые услуги 4802,10 рубля, после удержания перечислено на лицевой счет 15148,13 рублей;

- за апрель 2023 года минимальная норма на мужчин за питание составляет 3868,25 рублей, за коммунально-бытовые услуги 3513,13 рублей. В апреле 2023 года начислена пенсия и ЕДВ в размере 10 130,86 рублей, заработная плата в размере 15205,96 рублей, из которых произведено удержание за питание 3 868,25 рублей, за коммунально-бытовые услуги 3513,13 рублей, после удержания перечислено на лицевой счет 15978,44 рублей.

Таким образом, судом установлено, что размер удержаний, произведенных из заработной платы и пенсии Семченко П.П. за период с июля 2021 года по день подачи административного иска в суд – 09.03.2023 года, и за март-апрель 2023 года, полностью соответствует расчету минимальной стоимости питания для мужчин и сведениям о стоимости коммунально-бытовых услуг за указанный период, неправильного удержания денежных средств из пенсии по инвалидности Семченко П.П. и его заработной платы не допущено, зачисления на счет согласно расчетным листкам производились в размере не менее 25 процентов начисленных ему заработной платы, пенсии или иных доходов, в связи с чем, оснований для признания действий административных ответчиков незаконными, возврате удержанных денежных сумм не имеется.

Анализ представленных стороной административного ответчика документов позволяет сделать вывод о несостоятельности доводов административного истца о нарушении его прав.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Пунктом 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В данном рассматриваемом случае, административным истцом Семченко П.П. пропущен установленный законом 3-месячный срок для обжалования действий административных ответчиков в части удержаний денежных средств из пенсии по инвалидности и заработной платы за период с июля 2021 года по октябрь 2022 года, поскольку об указанных удержаниях административному истцу было известно в месяце, следующем за отчетным.

С настоящим административным исковым заявлением Семченко П.П. обратился в суд 09.03.2023 года, то есть с пропуском установленного законом 3-месячного срока. Доказательств невозможности обращения с административным исковым заявлением о признании обжалуемых действий незаконными в установленный законом срок, уважительности причин пропуска процессуального срока, административным истцом в нарушение КАС РФ суду не представлено, как и не представлено оснований для его восстановления.

Доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно оспорить действия (бездействия) администрации исправительного учреждения по указанным в заявлении основаниям, суду не представлено.

Доводы административного истца о не пропуске им срока обращения в суд, поскольку обжалуемые факты удержаний носят длящийся характер, суд находит несостоятельными, противоречащими ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Суд приходит к выводу о пропуске административным истцом предусмотренного законом срока для обращения в суд с указанными требованиями.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, то, что административными ответчиками незаконных действий не допущено, суд приходит к выводу и об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца о компенсации морального вреда в размере 1300000 рублей, которые являются производными от основного требования о признании действий незаконными.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым Семченко П.П. отказать в удовлетворении административных исковых требований к ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, начальнику ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю Гаврилову В.В., ГУФСИН России по Красноярскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий по удержанию денежных средств незаконными, возложении обязанности вернуть денежные средства, компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Семченко <данные изъяты> в удовлетворении административного иска к ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, начальнику ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю Гаврилову В.В., ГУФСИН России по Красноярскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий по удержанию денежных средств незаконными, возложении обязанности вернуть денежные средства, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в срок месяц со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края.

Председательствующий подпись О.В. Максимова

Решение в окончательной форме изготовлено 06 сентября 2023 года.

Копия верна

Судья О.В. Максимова