РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10.11. 2020 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Ильине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 и ФИО2 к администрации городского округа город Воронеж, заместителю главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству ФИО3, и.о. заместителя главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству ФИО4, начальнику отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж ФИО5 о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 и ФИО2 обратились в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Воронеж, заместителю главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству ФИО3, начальнику отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж ФИО5, о признании бездействия незаконным.
В обоснование своих исковых требований ссылались на то, что согласно договору аренды земельного участка от 23.05.2018г. ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес> кадастровый номер №.
Между административными истцами заключен договор совместной деятельности от11.04.2018г.
4 сентября 2020г. административные истцы передали заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, предусмотренных ч.7 ст. 51 ГрК РФ, однако решение по нему до настоящего времени не принято.
Законодательство, в том числе Федеральный закон №166 от 08.06.2020г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения ново коронавирусной инфекции», не предусматривает право органа публичной власти продлить срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство.
При этом Федеральный закон от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», допускающий возможность продления срока рассмотрения обращений граждан, на муниципальную услугу «выдача разрешения на строительство» не распространяется согласно ч.2 ст.1 ФЗ № 59 от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которая устанавливает: «установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращения граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами».
Невыдача разрешения на строительство нарушает права административных истцов на получение разрешения на строительство и противоречит ч.11 ст. 51 ГрК РФ, предусматривающей рассмотрение заявления о выдаче разрешения на строительство в течение пяти рабочих дней.
Со ссылкой на требования ст.4 КАС РФ истцы просят признать незаконным бездействие административных ответчиков в форме нерассмотрения по существу заявления от 4 сентября 2020г. о выдаче разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: г. Воронеж, <адрес>, КН № в течение пяти рабочих дней, обязать административных ответчиков рассмотреть данное заявление в течение одного рабочего дня, поскольку установленный законом срок был многократно нарушен административными ответчиками.
Определением суда от 20.10.2020г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен и.о. заместителя главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству ФИО4
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представитель ответчика – администрации городского округа г. Воронежа в адресованном суду отзыве на административное исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований.
Ранее в судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.
В силу положений п.п. 7, 8 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
С учетом изложенных правовых норм, а также имеющихся в материалах дела надлежащих сведений об извещении участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу, что не явившиеся в судебное заседание лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в установленном законом порядке, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в данном судебном заседании в их отсутствие в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности и установив отсутствие пропуска срока, установленного ч.1 ст. 219 КАС РФ, для обращения в суд с данным иском, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов настоящего административного дела усматривается, что административный истец ФИО1 на основании договора аренды от 23.05.2018г. №1210-18-09/мс, заключенного с администрацией городского округа г.Воронеж, является арендатором земельного участка по адресу: г.<адрес>, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка». Срок аренды 10 лет.
28.05.2018г. ФИО1 и ФИО2 заключили договор совместной деятельности, предметом которого определили: « … стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать для строительства дома и его последующей эксплуатации, а также выкупа земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. …Вкладом ФИО1 является право аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. Вкладом ФИО2 является 100 000руб…».
09.09.2020г. ФИО1 обратился к заместителю главы администрации городского округа г. Воронеж по градостроительству с заявлением о выдаче разрешения на строительство, которое на момент обращения в суд с настоящим иском рассмотрено не было, ответ по нему не дан.
В обоснование возражений на иск административный ответчик ссылался на положения ч.2 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановление администрации городского округа г. Воронеж от 18.03.2020г. №210 "О введении режима повышенной готовности", Указ Президента РФ от 11.05.2020г. №316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", указывая, что в связи с ограниченным режимом работы отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства в соответствии с п.18 Постановления №210 срок рассмотрения заявления истца о выдаче разрешения на строительство был продлен на 30 календарных дней со дня прекращения режима повышенной готовности.
Оценивая заявленные исковые требования и доводы сторон, суд исходит из следующего.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ГРК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, установлен ч.7 ст. 51 ГрК РФ.
В силу ч.10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.
Согласно ч.11 названной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур установлены п.3 Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство" (далее Административный регламент), утв. постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 30.07.2012 N 624.
При этом вышеизложенные нормативные акты не содержат положений, предоставляющих органам, рассматривающим заявления о выдаче разрешения на строительство, возможность продления сроков выдачи такого разрешения.
Не содержится указания на изменение сроков рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство и в постановлении администрации городского округа г. Воронеж от 18.03.2020г. №210 "О введении режима повышенной готовности".
Так, п. 9 названного Постановления, на которое ссылается в возражениях административный ответчик, содержит рекомендательные положения органам местного самоуправления городского округа город Воронеж, организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, перевести работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) на дистанционный режим работы в максимальном количестве. Между тем, данное обстоятельство, согласно пункту 9 не должно нарушать функционирование организации (учреждения, предприятия).
При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что установленный действующим законодательством срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство является пресекательным и продлению не подлежит, а доказательств, с очевидностью свидетельствующих о невозможности оказания в соответствии с Административным регламентом вышеназванной муниципальной услуги в установленный срок, в том числе в связи с непреодолимыми и чрезвычайными обстоятельствами, суду ответчиками не представлено, суд полагает данные доводы ответчика несостоятельными, а допущенное им бездействие незаконным, нарушающим права административного истца ФИО1
Согласно п.2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Между тем, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела заявление ФИО1 было рассмотрено, и 15.10.2020г. был выдан отказ в выдаче разрешения на строительство, который приобщен к материалам дела, оснований для возложения на ответчика обязанности рассмотреть вышеназванное заявление истца не имеется.
Поскольку истец ФИО2 с заявлением о выдаче разрешения на строительство к ответчику не обращался, оснований полагать оспариваемое бездействие нарушающим права данного истца у суда не имеется, в связи с чем иск в данной части удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж, выразившееся в нерассмотрении заявления ФИО1 о выдаче разрешения на строительство от 04.09.2020г. в установленный срок.
В удовлетворении административного иска ФИО2 к администрации городского округа город Воронеж, заместителю главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству ФИО3, и.о. заместителя главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству ФИО4, начальнику отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж ФИО5 о признании бездействия незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е. В. Пономарева
Решение принято в окончательной форме 24.11.2020г.
1версия для печатиДело № 2а-4422/2020 ~ М-4098/2020 (Не определен)