Дело № 2а-4429/2021
55RS0007-01-2021-007559-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2021 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Центрального административного округа г. Омска о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту адреса,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации Центрального АО г. Омска о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту адреса.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения индивидуального жилого дома, общей площадью 173 +/- 5 кв.м., местоположение: <адрес>, <адрес> АО, <адрес>. На данном земельном участке расположено здание - индивидуальный жилой дом, общей площадью 214,2 кв. м., этажность 2, подземная этажность 0 с кадастровым номером № Право собственности на объект зарегистрировано 10.08.2021, согласно техническому плану здания от 06.08.2021 объект определен как индивидуальным жилой дом.
После регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом административный истец обратился в Администрацию Центрального административного района города Омска о присвоении адреса индивидуальному жилому дому и земельному участку, но решением от 09.09.2021 административный ответчик отказал в присвоении адреса объектам адресации, ссылаясь на подпункт «г» пункта 40 - «отсутствие случаев и условий, указанных в пунктах 5, 8-11 и 14-18» Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов (подпункт «б» пункта 8), поскольку «объект адресации имеет признаки многоквартирного дома, а также числится в реестре самовольного строительства на территории города Омска».
Административный истец не согласен с отказом административного ответчика в присвоении адреса объектам адресации, поскольку указанные в оспариваемом решении причины для отказа такие как «объект адресации имеет признаки многоквартирного дома, числится в реестре самовольного строительства» отсутствуют в Правилах присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, а также учитывая, что регистрация права собственности и внесение записи в Единый государственный реестр недвижимости производится на основании правовой экспертизы документов, то считает, что выписки из реестра недвижимости на оба объекта адресации являются надлежащим доказательством того, что принадлежащий ему объект недвижимости является индивидуальным жилым домом и, следовательно, как и любое здание, в соответствии с закрепленным принципом обязательности, должен иметь адрес.
По мнению административного истца, жилой дом обладает всеми признаками индивидуального жилого дома, что подтверждается техническим заключением ООО «Проектная контора «Теплогаз» от 23.04.2018 № 09/2018, согласно которому объект представляет собою отдельно стоящее двухэтажное здание, внутренний объем которого разделен перегородками на функциональные помещения и соответствует требованиям, установленным для одноквартирных жилых домов (Приложение 5).
С учетом вышеизложенного, административный истец просит суд признать незаконным решение Администрации Центрального административного округа города Омска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении индивидуального жилому дому адреса; обязать Администрацию Центрального административного округа города Омска присвоить постоянный адрес объектам адресации - земельному участку с кадастровым номером № и индивидуальному жилому дому с кадастровым номером № и выдать документ, подтверждающий присвоение адреса.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске и представленных дополнительных пояснениях на возражения административного ответчика, просил удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации ЦАО г. Омска ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, обращая внимание суда на имеющееся вступившее в законную силу решение Центрального районного суда г. Омска № 2а-1298/2019 от ДД.ММ.ГГГГ, которым объект капитального строительства признан самовольной постройкой. Представила копию распоряжения № 2251 от 20.12.2021, которым земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес>, а также уведомления об информировании административного истца о принятии указанного распоряжения.
Заинтересованное лицо департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещен (л.д. 217), явка представителей в суд не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представлено.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым №, площадью 173+/- 5 кв. м., адрес (местоположение): <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 11-13).
Кроме того, ФИО1 принадлежит расположенный на указанном земельном участке индивидуальный жилой дом с кадастровым №, площадью 214,2 кв.м., этажность 2, год завершения строительства 2020, дата присвоения кадастрового номера 10.08.2021, документы основания: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, выданный ДД.ММ.ГГГГ, адрес местоположения: <адрес> (л.д. 14-16).
ДД.ММ.ГГГГ, реализуя свое право на присвоение адреса принадлежащих ему земельному участку и строению на нем, ФИО1 обратился в администрацию Центрального административного округа города Омска с заявлением о присвоении адреса объектам недвижимости.
Решением об отказе в присвоении адресации адреса или аннулировании его адреса № б/н от 09.09.2021 ФИО1 на основании Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 отказано в присвоении адреса объектам адресации - жилому дому и земельному участку, расположенным: <адрес> в связи с пп. «г» п. 40: отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов (пп. «б» п. 8). Согласно визуального осмотра испрашиваемый объект адресации (здание) имеет признаки многоквартирного жилого дома, однако документы представлены на индивидуальный жилой дом. Также выявлено, что данный объект адресации числится в реестре объектов самовольного строительства на территории города Омска. (л.д. 10).
Не соглашаясь с данным решением, полагая, что в удовлетворении заявления о присвоении адреса необоснованно отказано, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, разрешая которые, оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд пришел к следующим выводам.
Полномочия по присвоению адреса объектам адресации, его изменению и аннулированию предоставлены органам местного самоуправления (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 5 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Согласно п. 5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 37 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 Решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, а также решение об отказе в таком присвоении или аннулировании принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления.
В соответствии с Положением об администрации Центрального административного округа г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423, Администрация Центрального административного округа города Омска (далее - администрация) является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим решение вопросов местного значения на территории Центрального административного округа города Омска (далее - округ).
Согласно приведенному положению в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация, в том числе обеспечивает сбор информации для ведения регистра индивидуальных жилых домов, строящихся на территории округа, в том числе на территории садоводческих товариществ; присваивает адреса объектам адресации, расположенным на территории округа, изменяет и аннулирует адреса объектов адресации, расположенных на территории округа; размещает сведения об адресах объектов адресации, расположенных на территории округа, в государственном адресном реестре.
Порядок присвоения и аннулирования адресов объектам адресации на территории города Омска определяется постановлением Администрации города Омска от 30.03.2012 № 498-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение и аннулирование адресов объектам адресации на территории города Омска».
В соответствии с административным регламентом заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: а) право хозяйственного ведения; б) право оперативного управления; в) право пожизненного наследуемого владения; г) право постоянного (бессрочного) пользования.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием, первичная проверка и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги и приложенных к нему документов; 2) принятие уполномоченным должностным лицом решения о присвоении объекту адресации адреса или аннулирования его адреса либо решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулирования его адреса; 3) запрос отсутствующих документов и недостающей информации в рамках межведомственного и внутриведомственного взаимодействия; 4) подготовка проекта распоряжения о присвоении (аннулировании) адреса объекту адресации либо решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулирования его адреса; 5) выдача (направление) заявителю копии распоряжения о присвоении (аннулировании) адреса объекту адресации либо решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулирования его адреса.
Кроме того, в соответствии с положениями административного регламента объектами адресации могут быть: а) здание (строение, за исключением некапитального строения), в том числе строительство которого не завершено; б) сооружение (за исключением некапитального сооружения и линейного объекта) в том числе, строительство которого не завершено; в) земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства); г) помещение, являющееся частью объекта капитального строительства; д) машино-место (за исключением машино-места, являющегося частью некапитального здания или сооружения).
Как следует из материалов дела, изложенные требования административным истцом при обращении в администрацию Центрального АО г. Омска с заявлением о присвоении адреса объектам недвижимости были соблюдены. ФИО1 обратился с заявлением в установленной форме, приложив сведения о регистрации права на земельный участок и индивидуальный жилой дом, выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Применительно к изложенным положениям, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленных сроков и порядка рассмотрения заявления, и по указанным основаниям административным истцом не обжалуется.
Доводы административного истца сводятся к несогласию с основаниями, изложенными в обжалуемом решении, их несоответствию фактическим обстоятельствам, давая правовую оценку которым, суд полагает необходимым указать следующее.
Правилами предусмотрено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 данных Правил (пп. «г» п. 40); решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 данных Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (п. 41).
Аналогичные положения, закреплены в п. 17 Административного регламента.
Как указано ранее приведенными Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов установлена процедура присвоения, изменения, аннулирования адресов, перечень документов, необходимых для этого, круг лиц, которые могут обратиться с соответствующим заявлением, сроки оказания услуги, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет в случае, если в соответствии с ГК РФ для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, представленными по запросу суда, земельный участок с кадастровым номером 55:36:070402:19013, площадью 173 (+/-5) кв.м., местоположение установлено как: <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком; сведений об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ. В пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером № (л.д. 44-46).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, площадью 214,2 кв.м., 2 этажа, назначение - жилое, 2020 года постройки, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, находится в собственности административного истца ФИО1 (л.д. 41-43).
Согласно представленному Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области по запросу суда реестрового дела № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления ФИО1 произведен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении здания площадью 214,2 кв.м., расположенное: <адрес>. К заявлению представлен технический план здания (л.д. 47-82).
Кадастровое дело объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ содержит в себе межевой план, согласно которого объект недвижимости с кадастровым номером № входил в состав земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 519 кв.м., который принадлежал на праве долевой собственности ФИО5 - 2/3 доли и ФИО6 1/3 доли. В 2016 году земельный участок с кадастровым номером: № был разделен на два земельных участка, одному из которых был присвоен №. Собственником данного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ стал ФИО1 (л.д. 83-120, 122-140).
Решением Центрального районного суда г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ, а так же решением рабочей группы департамента архитектуры и градостроительства г. Омска по решению вопросов, связанных с самовольным строительством на территории города Омска, объект капитального строительства с кадастровым номером № признан самовольной постройкой (л.д. 207-210).
Данный объект включен в реестр капитальных объектов самовольного строительства (п. 44) (л.д. 172, 179-180, 181).
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Ж4-1525, предназначенной для размещения многоквартирных жилых домов высокой этажности. При этом объект недвижимости расположенный на указанном земельном участке, расположен таким образом, что размер отступов со смежными земельными участками составляет с северной стороны - 0,61 м., с западной стороны – 3,4 м., а также не соответствует требованиям о минимальных отступах от границ земельных участков.
Кроме того, образование земельного участка административного истца площадью 173 кв.м. не соответствует минимальным размерам земельного участка для размещения индивидуального жилого дома.
Решением рабочей группы по решению вопросов, связанных с самовольным строительством на территории города Омска, объект капитального строительства с кадастровым номером № признан самовольной постройкой.
Согласно акта обследования принадлежащего административному истцу земельного участка, подготовленного специалистами администрации округа от ДД.ММ.ГГГГ, на данном земельном участке расположен двухэтажный кирпичный дом, в котором имеется несколько (в зоне доступной видимости установлено три) входных дверей, вход в дом ограничен. С юго-восточной стороны земельного участка установлен забор из профнастила. Согласно технического плана на данный объект капитального строительства предусмотрены отдельные жилые помещения, с возможностью организации отдельных входов, что предполагает возможность устройства отдельных квартир. Таким образом, установлены признаки многоквартирности указанного объекта, приложены фотоматериалы (л.д. 183-186).
Приведенные обстоятельства о том, что здание с кадастровым №, принадлежащее на праве собственности административному истцу, является самовольно построенным объектом капитального строительства, свидетельствуют об отсутствии условий, закрепленных пп. б п. 8 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в части обязания администрации Центрального административного округа г. Омска присвоить постоянный адрес объекту адресации - индивидуальному жилому дому с кадастровым номером № и выдачи документа, подтверждающего присвоение адреса.
В приведенной связи суд полагает обоснованным указание представителей административного ответчика на несоблюдение административным истцом положений положения ст. 51 ГрК РФ, ст. 46 Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, а также о несостоятельности доводов административного истца о том, что объект недвижимости с кадастровым номером № зарегистрирован в установленном законом порядка как индивидуальный жилой дом и соответственно поставлен на государственный кадастровый учет.
Применительно к изложенному оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца о признании незаконным оспариваемого решения и возложении на административного ответчика обязанности присвоить постоянный адрес индивидуальному жилому дому с кадастровым номером № и выдать документ, подтверждающий присвоение адреса не имеется.
Вместе с тем, относительно требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности присвоить постоянный адрес земельному участку с кадастровым номером №, суд применительно к изложенным положения полагает необходимы указать следующее.
В ходе рассмотрения дела администрация Центрального административного округа города Омска, рассмотрев представленные административным истцом документы от 30.08.2021 № МУ-АЦАО/1419 о предоставлении муниципальной услуги «Присвоение и аннулирование адресов объектам адресации на территории города Омска» 21.12.2021 направило в адрес административного истца принятое распоряжение № 2251 от 20.12.2021 «Об аннулировании и присвоении адресов объекту адресации, расположенному на территории Центрального административного округа <адрес>», которым аннулирован адрес земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не внесенный в государственный адресный реестр, в связи с присвоением объекту адресации нового адреса; присвоен новый адрес земельному участку с кадастровым номером № - Российская Федерация, <адрес>, <адрес> округ <адрес>, <адрес>; установлен срок установки аншлагов и оформления номерных знаков до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 218-219).
Представлено уведомление об информировании административного истца о принятии данного распоряжения.
В судебном заседании административный истец подтвердил, что ему известно о принятии указанного распоряжения.
При таких обстоятельствах требования административного истца в указанной части исполнены административным ответчиком до принятия судом решения по заявленным требованиям.
Каких-либо иных доводов о нарушениях, допущенных административным ответчиком, а также о нарушении прав административного истца, не имеется.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанной в ст. 227 КАС РФ совокупности в рассматриваемом деле не имеется, в связи с чем административные исковые требования ФИО1 к Администрации Центрального АО г. Омска о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту адреса, возложении обязанности присвоить постоянный адрес объектам адресации, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации Центрального административного округа г. Омска о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении индивидуальному жилому дому адреса, возложении обязанности присвоить постоянный адрес объектам адресации - земельному участку с кадастровым номером № и индивидуальному жилому дому с кадастровым номером № и выдать документ, подтверждающий присвоение адреса, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.