ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-455/2022 от 06.05.2022 Колпашевского городского суда (Томская область)

Дело № 2а-455/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2022 года город Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бакулиной Н.В.

при секретаре Новиковой О.С.

помощник судьи Алёшина Е.Ю.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника Колпашевского городского прокурора Оспомбаева Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать оборудование светофорного объекта средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами светофора,

УСТАНОВИЛ:

Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес>, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Колпашевского городского поселения Колпашевского района Томской области, выразившееся в не оборудовании светофорного объекта, расположенного на пересечении улиц <адрес>, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами светофора; обязать Администрацию Колпашевского городского поселения <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование светофорного объекта, расположенного на пересечении улиц <адрес>, средствами обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами светофора.

В обоснование исковых требований указано, что Колпашевской городской прокуратурой проведена проверка по обращению С.А. , инвалида по зрению, о нарушении социальных прав инвалидов. В ходе проверки выявлены нарушения прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного пользования всеми видами транспорта. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из национальных целей определена: комфортная и безопасная среда для жизни. Установлено, что светофорный объект, расположенный на пересечении улиц <адрес> не оборудован звуковым сигналом для слабовидящих пешеходов. Вблизи распложены социально значимые объекты: банк, колледжи, государственный учреждения. Данный факт подтверждается ответом на запрос от ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Колпашевскому <адрес>, из которого следует, что указанным пешеходным переходом регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы. В связи с этим, требуется оборудование светофорного объекта устройством звуковой сигнализации для слабовидящих пешеходов.

Представитель административного истца помощник Колпашевского городского прокурора Оспомбаев Е.А. в судебном заседании исковые требования, поддержал в полном объёме по изложенным выше основаниям, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Колпашевского городского поселения <адрес>, представители заинтересованных лиц - Совета Колпашевского городского поселения, ОГКУ «Специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение <адрес>», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст. 96 КАС РФ, в судебном заседании не явились. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, заинтересованных лиц, явка которых судом не признана обязательной.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Исходя из ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии с частями 2 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со статьей 15 указанного Федерального закона, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Исходя из требований ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона N 196-ФЗ одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. п. 4.3, 4.4 Правил дорожного движения РФ пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

Согласно пункту 6.6 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

В силу п. 7.4.2 "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) Светофоры устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части. При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги. Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке

Абзацем 5 пункта 7.5.3 ГОСТ Р 52289-2019 регламентировано применение звуковой сигнализации по ГОСТ Р ИСО 23600, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются пешеходы с нарушением функций зрения, а также с нарушением функций зрения и слуха, дополнительно к светофорной сигнализации.

Требования к безопасности дорожного движения, в частности, содержатся в ГОСТ 33385-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные светофоры. Технические требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1001-ст). В соответствии с п.5.1.9 указанного выше Стандарта: применение других технических решений, обеспечивающих видимость дополнительной секции светофора, а также требования к конструкциям дополнительного оборудования к дорожным светофорам (экраны светофоров, информационные секции, информационные таблички, обозначающие таблички, указатели скорости, индикатор обратного отсчета времени или табло, устройство вызова разрешающего сигнала пешеходами, звуковые сигнализаторы и др.) допускается осуществлять по национальным нормам государств - участников Содружества.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Как следует из ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Аналогичные сведения содержаться в Уставе МО «Колпашевское городское поселение», размещенного на официальном сайте Колпашевского городского поселения.

Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) определено, что элементами обустройства автомобильных дорог являются светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> обратился председатель «Колпашевской общественной организации Всероссийского общества слепых» С.А. с заявлением, в котором указал, что организация «Колпашевская местная организация Всероссийского общества слепых» размещена в здании по адресу: <адрес>, расположенном на пересечении двух дорог с оживленным движением автотранспорта, пешеходные переходы, ведущие к зданию не обеспечены голосовыми оповещателями, помогающими незрячим людям переходить дорогу (л.д.7)

Из ответа ОМВД по Колпашевскому району УМВД Томской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно требованиям п. 5.9.22 ГОСТ Р 52289 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков. Разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»: «табличку 8.15 ПДД РФ «Слепые пешеходы» применяются совместно со знаками 1.22 ПДД РФ «Пешеходный переход», 5.19.1/5.19.2 ПДД РФ «Пешеходный переход», перед пешеходными переходами, расположенными в непосредственной близости от объектов, которые посещают слепые и слабовидящие. Существует ГОСР Р 51648-2000 «Государственный стандарт Российской Федерации. Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и глухих людей». Проанализировав вышеуказанные нормы права, можно прийти к выводу о том, что необходимость установки звукового сигнала перехода определяется с учетом актуальности и необходимости такого звукового сопровождения на конкретном пешеходном переходе с учетом дорожной обстановки. Тогда как согласно вышеуказанному ГОСТ, достаточно таблички дополнительной информации 8.15 ПДД РФ совместно с дорожными знаками 5.19.1/5.19.2 «Пешеходный переход». Указанными табличками в настоящее время оснащен пешеходный переход в районе пересечения <адрес>. Проанализировав состояние дорожной остановки на пересечении улиц <адрес>, следует отменить, что необходимость оборудования пешеходных переходов голосовым оповещателем для пешеходов, в том числе незрячих людей, действительно есть, так как на указанном пересечении улиц высокая интенсивность дорожного движения, в том числе пешеходов, так как данное место находится в центре <адрес>, вблизи которого находятся государственные учреждения и образовательная организация ОГБПОУ «Колпашевский социально-промышленный колледж» (л.д.8-9).

Из соглашения о взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Колпашевского городского поселения, и областным государственным казенным учреждением «Специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение <адрес>» (ОГКУ «СМЭУ ТО») следует, что предметом соглашения являются взаимоотношения по решению вопросов организации дорожного движения на территории Колпашевского городского поселения в части исполнения полномочий в соответствии с ч.5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а так же обеспечение безопасности дорожного движения (п.1.2. Соглашения). В рамках настоящего Соглашения Учреждение: содержит технические средства регулирования дорожного движения – дорожные знаки и светофорные объекты (п.1.3 Соглашения). Согласно указанному Соглашению в обязанности Поселения входит: подача Учреждению заявок и предписаний с указанием конкретных мест и замечаний по содержанию ТСРДД (технические средства регулирования дородного движения), состоящих на балансе Учреждения, согласовывать условия и сроки выполнения заявок (п.2.1. Соглашения). Учреждение обязано: содержать ТСРДД в соответствии; качественно и своевременно выполнять мероприятия по содержанию и по установке ТСРДД: производит содержание и выполнение технических задач в соответствии с требованиями действующего законодательства (п.2.2 Соглашения) (л.д.10-12).

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по содержанию светофоров дорог местного значения, в том числе и по оборудованию светофоров средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, законом возложена на Колпашевское городское поселение.

Представителем ответчика не представлены доказательства, подтверждающие оборудование световых сигналов, действующих в <адрес> на светофорных объектах, расположенных на пересечении улиц <адрес>, дублирующими звуковыми сигналами.

В тоже время, необходимость установки на светофорных объектах средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов на указанном перекрестке дорог улиц в <адрес>, обусловлена расположением вблизи этого перекрестка объектов социальной инфраструктуры, законного права на беспрепятственный доступ к которым инвалиды не могут быть лишены. Более того, слепые и слабовидящие граждане вправе свободно передвигаться по любым пешеходным переходам и посещать любые места, а не только те объекты социальной инфраструктуры, которые связаны с их обслуживанием. Такая позиция согласуется с выводом Верховного Суда Российской Федерации, изложенном в определении от 20.08.2014 № 10-КГПР 14-3.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не в полной мере обеспечивается безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах в границах населенного пункта – <адрес>. Между тем, такая обязанность на административного ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения дорожной безопасности и является его публично-правовой обязанностью, неисполнение которой нарушает права неопределенного круга лиц, участников дорожного движения, создает препятствия к реализации инвалидами права на свободу передвижения, гарантированного ст. 27 Конституции РФ, а также может провоцирует ситуации, в которых подвергается угрозе гарантированное им ст. 20 Конституции РФ право на жизнь, в связи с чем, требования административного истца основаны на законе и в целях защиты нарушенных прав инвалидов, считает необходимым обязать административного ответчика - Администрацию Колпашевского городского поселения организовать оборудование светофорного объекта, расположенного на пресечении улиц <адрес>, средствами обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами светофора, признав в указанной части бездействие незаконным.

Помимо прочего, указанные обстоятельства влекут нарушения прав граждан на безопасную среду для жизни, не соответствуют национальной цели, изложенной в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», поскольку одной из национальных целей определена: комфортная и безопасная среда для жизни, в п.2 данного Указа установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 года – улучшение качества городской среды в полтора раза. Во исполнение данного Указа в 2021 году утверждён обновленный паспорт национального проекта «Безопасные качественные дороги», направленный на реализацию поставленных Президентом Российской Федерации задач.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Также суд полагает, что в данном случае требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поскольку выбор способа исполнения указанной обязанности орган местного самоуправления осуществляет самостоятельно по своему усмотрению. При выборе способа исполнения орган местного самоуправления вправе учесть экономическую целесообразность и выбрать наименее обременительный для казны муниципального образования.

При этом, предложенный административным истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность административным ответчиком, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, с учетом объема предполагаемых к проведению мероприятий, суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом того, что доказательств выполнения административным ответчиком требований вышеуказанных нормативных актов в судебное заседание не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Колпашевского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц.

В соответствие с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227, ч.9 ст. 227 КАС РФ об исполнении принятого судом решения Администрации Колпашевского городского поселения необходимо сообщить в Колпашевский городской суд <адрес> и административному истцу в течение одного месяца, со дня истечения срока, предоставленного для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Колпашевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать оборудование светофорного объекта средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами светофора, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Колпашевского городского поселения <адрес>, выразившееся в необорудовании светофорного объекта, расположенного на пересечении улиц <адрес>, средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами светофора.

Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование светофорного объекта, расположенного на пресечении улиц <адрес>, средствами обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами светофора.

Об исполнении принятого судом решения сообщить в Колпашевский городской суд <адрес> и Колпашевскому городскому прокурору <адрес> в течение одного месяца со дня истечения срока, предоставленного для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд <адрес>.

Судья: Н.В.Бакулина

Мотивированный текст решения изготовлен: ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Н.В.Бакулина

Подлинный судебный акт подшит в дело № 2а-455/2022

Колпашевского городского суда Томской области