ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4574/2023 от 30.01.2024 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 января 2024 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-47/2024 (2а-4574/2023;) по административным исковым заявлениям Департамента управления имуществом г.о. Самара о признании незаконными постановлений, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области,

установил:

Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области.

В обоснование заявлений указано, что на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области находится исполнительное производство № 83593/22/63045-ИП от 26.01.2022, возбужденное на основании исполнительного листа ФС №037766081 от 27.07.2021, выданного Октябрьский районным судом г.Самары по делу № 2-2228/2021, о взыскании с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу ПАО Банк ВТБ задолженности по кредитным платежам в размере 2 536 467,71 руб.

Также на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области находится исполнительное производство № 83594/22/63045-ИП от 09.04.2022, возбужденное на основании исполнительного листа ФС №03771318 от 17.02.2021, выданного Октябрьский районным судом г.Самары по делу № 2-2228/2021, о взыскании с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу ПАО Банк ВТБ задолженности в размере 26 882 руб.

Решением суда взыскание обращено на предмет залога – квартиру по адресу: <адрес> путем продажи с публичных торгов.

Торги состоялись 06.03.2023, имущество продано за 4 154 500 руб., то есть за сумму, значительно превышающую размер обязательств Департамента перед ПАО Банк ВТБ.

17.03.2023 Департамент управления имуществом г.о. Самара направил в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области ходатайство о возврате оставшихся после удовлетворения требований Банка денежных средств на расчетный счет Департамента, однако в установленный срок ни ответ на ходатайство, ни денежные средства в сумме 1 591 150,29 руб. в Департамент не поступили. Жалоба Департамента от 04.05.2023 на нарушение сроков предоставления ответа и о возврате денежных средств также оставлена без ответа.

При ознакомлении с материалами исполнительного производства представителю Департамента управления имуществом г.о. Самара стало известно об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство по должнику и о распределении денежных средств, оставшихся после погашения задолженности, в счет погашения исполнительских сборов и административных штрафов Департамента.

По мнению административного истца, действия судебного пристава-исполнителя по объединению исполнительных производств и распределению денежных средств являются незаконными, поскольку в сводное исполнительное производство объединены исполнительные производства о взыскании исполнительских сборов и административных штрафов, по которым либо произведена оплата, либо имеются вступившие в законную силу судебные решения об освобождении от уплаты исполнительских сборов, либо истекли сроки давности взыскания штрафов. Кроме того, объединены исполнительные производства имущественного и неимущественного характера.

Ссылаясь на данные обстоятельства с учетом уточнения требований, Департамент управления имуществом г.о. Самара просит:

1) признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в нерассмотрении ходатайства о возвращении денежных средств на расчетный счет Департамента после реализации залогового имущества и ненаправлении копии постановления по результатам рассмотрения ходатайства, в ненаправлении Департаменту копий постановления об объединении исполнительных производств в сводное от 24.03.2022 №63045/22/146632, постановлений о присоединении производств к сводному исполнительному производству от 28.06.2022 № 63045/22/1937352, от 23.08.2022 № 63045/22/1954439, 14.03.2023 № 63045/23/84280, копий постановлений о распределении денежных средств от 14.03.2023 №74362761/63045, от 15.03.2023 №74397297/63045, от 27.03.2023 № 74761037/63045, от 27.03.2023 № 74761290/63045;

2) признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя по распределению денежных средств в рамках исполнительного производства № 83593/22/63045-ИП от 26.01.2022, поступивших на депозитный счет МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области во временное распоряжение от реализации залогового имущества;

3) признать незаконными и отменить постановления о присоединении производств к сводному исполнительному производству от 28.06.2022 № 63045/22/1937352, от 23.08.2022 № 63045/22/1954439, 14.03.2023 № 63045/23/84280 и об объединении исполнительных производств в сводное от 24.03.2022 №63045/22/146632;

4) признать незаконными и отменить постановления о распределении денежных средств от 14.03.2023 №74362761/63045, от 15.03.2023 №74397297/63045, от 27.03.2023 № 74761037/63045, от 27.03.2023 № 74761290/63045;

5) обязать ГУФССП России по Самарской области устранить допущенные нарушения законодательства, а именно, осуществить возврат денежных средств в размере 1 591 150,29 руб., оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности по исполнительным производствам № 83593/22/63045-ИП в размере 2 536 467,71 руб. и № 83594/22/63045-ИП в размере 26 882 руб. на депозитный счет Департамента.

Определением Железнодорожного районного суда г. Самары от 14.06.2023 административное дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г.Самары.

Также Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области, в обоснование которого указано, что на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области находится исполнительное производство № 83595/22/63045-ИП от 18.01.2022, возбужденное на основании исполнительного листа ФС № 037239592 от 24.06.2021, выданного Советским районным судом г.Самары по делу № 2-96/2021, в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу АО КБ «Народный инвестиционный банк», предмет исполнения: обращение взыскания на заложенное имущество в размере 2 134 960,32 руб. – квартиру по адресу: <адрес> путем продажи с публичных торгов.

Торги состоялись 15.02.2023, имущество продано за 8 000 000 руб., то есть за сумму, значительно превышающую размер обязательств Департамента перед АО КБ «Народный инвестиционный банк».

17.03.2023 Департамент управления имуществом г.о. Самара направил в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области ходатайство о возврате оставшихся после удовлетворения требований Банка денежных средств на расчетный счет Департамента, однако в установленный срок ни ответ на ходатайство, ни денежные средства в сумме 5 865 008 руб. в Департамент не поступили. Жалоба Департамента от 02.05.2023 на нарушение сроков предоставления ответа и о возврате денежных средств также оставлена без ответа.

При ознакомлении с материалами исполнительного производства представителю Департамента управления имуществом г.о. Самара стало известно об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство по должнику и о распределении денежных средств, оставшихся после погашения задолженности, в счет погашения исполнительских сборов и административных штрафов Департамента.

Считая действия судебного пристава-исполнителя по объединению исполнительных производств и распределению денежных средств незаконными по изложенным выше основаниям, с учетом уточнения требований Департамент управления имуществом г.о. Самара просит:

1) признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в нерассмотрении ходатайства о возвращении денежных средств на расчетный счет Департамента после реализации залогового имущества и ненаправлении копии постановления по результатам рассмотрения ходатайства, в ненаправлении Департаменту копий постановлений о соединении исполнительных производств и о распределении денежных средств;

2) признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя по распределению денежных средств в рамках исполнительного производства № 83595/22/63045-ИП, поступивших на депозитный счет МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области во временное распоряжение от реализации залогового имущества;

3) признать незаконными постановления о присоединении производств к сводному исполнительному производству от 28.06.2022 № 63045/22/1937352, от 23.08.2022 № 63045/22/1954439, 14.03.2023 № 63045/23/84280 и об объединении исполнительных производств в сводное от 24.03.2022 №63045/22/146632;

4) признать незаконными постановления о распределении денежных средств по сводному исполнительному производству,

5) обязать ГУФССП России по Самарской области устранить допущенные нарушения законодательства, а именно, осуществить возврат денежных средств в размере 5 865 008 руб., оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности по исполнительному производству № 83595/22/63045-ИП от 18.01.2022, на депозитный счет Департамента.

Определением Железнодорожного районного суда г. Самары от 14.06.2023 административное дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г.Самары.

Определением Ленинского районного суда г.Самары от 18.12.2023 административные дела по административным искам Департамента управления имуществом г.о. Самара о признании незаконными постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР УФССП России по Самарской области объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Осипова Н.С. административные исковые требования поддержала.

Представитель ГУФССП России по Самарской области по доверенности Мымрина Е.В. просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в административном иске.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Хабирова Ю.Г., начальник МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Ткачева Е.В., судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г. Самары Глушкова О.В., представитель Департамента финансов Администрации г.о. Самара, представитель СОСП по Самарской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России не явились, извещены.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст.218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно части 1 статьи 110 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.

В силу часть 3 стать 110 указанного закона денежные средства, поступившие на депозитный счет службы судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности: 1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий; 2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий; 3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор.

Денежные средства, оставшиеся после удовлетворения всех указанных требований, возвращаются должнику. О наличии остатка денежных средств и возможности их получения судебный пристав-исполнитель извещает должника в течение трех дней (часть 6).

В силу части 1 статьи 34 Закона об исполнительном производстве возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя могут объединяться в сводное исполнительное производство.

Из материалов дела следует, что на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области находилось исполнительное производство № 83593/22/63045-ИП от 26.01.2022, возбужденное на основании исполнительного листа ФС №037766081 от 27.07.2021, выданного Ленинским районным судом г.Самары по делу № 2-2228/2021, о взыскании с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу ПАО Банк ВТБ задолженности по кредитным платежам в размере 2 536 467,71 руб. и обращении взыскания на заложенное имущество.

Также на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области находилось исполнительное производство № 83594/22/63045-ИП от 09.04.2022, возбужденное на основании исполнительного листа ФС №03771318 от 17.02.2021, выданного Ленинским районным судом г.Самары по делу № 2-2228/2021, о взыскании с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу ПАО Банк ВТБ задолженности в размере 26 882 руб.

Решением суда по делу № 2-2228/2021 взыскание обращено на предмет залога – квартиру по адресу: <адрес> путем продажи с публичных торгов.

В ходе исполнения заложенное имущество реализовано на торгах по цене 4 154 500 руб.

07.06.2023 исполнительное производство 83593/22/63045-ИП от 26.01.2022 окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа.

Из материалов дела также следует, что на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области находилось исполнительное производство № 83595/22/63045-ИП от 18.01.2022, возбужденное на основании исполнительного листа ФС № 037239592 от 24.06.2021, выданного Советским районным судом г.Самары по делу № 2-96/2021 о солидарном взыскании с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу АО КБ «Народный инвестиционный банк» задолженности по кредиту в размере 2 134 960,32 руб. и обращении взыскания на заложенное имущество – квартиру по адресу: <адрес> путем продажи с публичных торгов.

В ходе исполнения заложенное имущество реализовано на торгах по цене 8 000 000 руб.

28.03.2023 исполнительное производство № 83595/22/63045-ИП от 18.01.2022 окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа.

17.03.2023 Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области с ходатайством № 15-07-33/11989 о возврате разницы между суммой, подлежащей выплате взыскателю, и стоимостью реализованного имущества по исполнительному производству №83593/22/63045-ИП.

Постановлением от 03.04.2023 ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Хабирова Ю.Г. отказала в удовлетворении данного ходатайства, поскольку остаток денежных средств перечислен в счет погашения исполнительского сбора в рамках сводного исполнительного производства № 10847/8/63045-СД, на депозитном счете Отдела неперечисленные денежные средства отсутствуют.

Ходатайство аналогичного содержания от 17.03.2023 №15-07-33/01 подано Департаментом управления имуществом г.о. Самара в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области по исполнительному производству № 83595/22/63045-ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 20.09.2023 в его удовлетворении отказано по тем же мотивам.

Доказательства того, что указанные постановления были направлены в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самаре, отсутствуют. Копии постановлений от 03.04.2023 и от 20.09.2023 представлены только в ходе рассмотрения дела, при этом срок рассмотрения ходатайства от 17.03.2023 №15-07-33/01 по исполнительному производству № 83595/22/63045-ИП нарушен.

Несвоевременное рассмотрение и вручение ответа лишило административного истца возможности своевременного обращения за защитой своих прав. Следовательно, требования административного истца в части признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в ненаправлении постановлений по результатам рассмотрения ходатайств, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Из представленных материалов следует, что постановлением №63045/22/146632 от 24.03.2022 исполнительные производства в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара, находящиеся на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области, объединены в сводное исполнительное производство с присвоением ему номера № 10847/8/63045-СД.

Постановлением от 28.06.2022 № 63045/22/1937352 к сводному исполнительному производству присоединены находящиеся на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области исполнительные производства о взыскании исполнительских сборов.

Постановлением от 14.03.2023 № 63045/23/84280 к сводному исполнительному производству присоединены исполнительные производства о взыскании исполнительских сборов, а также вышеуказанные исполнительные производства № 83593/22/63045-ИП от 26.01.2022, № 83594/22/63045-ИП от 09.04.2022, № 83595/22/63045-ИП от 18.01.2022.

Кроме того постановлением от 23.08.2022 № 63045/22/1954439 к сводному исполнительному производству № 10847/8/63045-СД присоединены находящиеся на исполнении в МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области исполнительные производства в отношении других должников – Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара, Департамента образования г.о. Самара.

Денежные средства, поступившие на депозитный счет МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области от реализации заложенного имущества, постановлениями судебного пристава-исполнителя распределены в рамках сводного исполнительного производства № 10847/8/63045-СД.

Так, постановлением от 14.03.2023 №74362761/63045 денежные средства перечислены взыскателю АО КБ «НИБ» в счет погашения долга и ООО «Атлант групп» в счет возмещения расходов по совершению исполнительных действий.

Постановлением от 15.03.2023 №74397297/63045 денежные средства перечислены взыскателю АО КБ «НИБ» в счет погашения долга, а также в счет оплаты исполнительских сборов и административных штрафов.

Постановлением от 27.03.2023 № 74761290/63045 денежные средства перечислены взыскателю ПАО Банк ВТБ в счет погашения долга, а также в счет оплаты исполнительских сборов.

Постановлением от 27.03.2023 № 74761037/63045 денежные средства перечислены взыскателю ПАО Банк ВТБ в счет погашения долга и ООО «Атлант групп» в счет возмещения расходов по совершению исполнительных действий.

Доводы административного истца о том, что в сводное исполнительное производство незаконно объединены исполнительные производства о взыскании исполнительских сборов и административных штрафов, по которым либо произведена оплата, либо имеются вступившие в законную силу судебные решения об освобождении Департамента от уплаты исполнительских сборов, либо истекли сроки давности взыскания штрафов, заслуживают внимания, поскольку подтверждаются представленными Департаментом платежными поручениями и судебными актами об освобождении от уплаты исполнительского сбора либо уменьшении размера исполнительского сбора.

Так, платежным поручением № 160 от 06.03.2018 произведена оплата исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению № 63045/16/43820 от 09.03.2016. Между тем, исполнительное производство № 17129/17/63045-ИП от 15.12.2017, возбужденное на основании данного постановления № 63045/16/43820 от 09.03.2016, своевременно не было окончено и оспариваемым постановлением от 28.06.2022 № 63045/22/1937352 присоединено к сводному исполнительному производству № 10847/8/63045-СД.

Платежным поручением от 13.03.2018 произведена оплата исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению №63045/17/72956 от 05.12.2017. Между тем, 06.03.2019, то есть после оплаты сбора, на основании данного постановления №63045/17/72956 от 05.12.2017 возбуждено исполнительное производство № 2309/19/63045, которое в последующем постановлением от 28.06.2022 № 63045/22/1937352 также присоединено к сводному исполнительному производству № 10847/8/63045-СД.

Всего Департаментом представлены 64 платежные поручения об уплате исполнительского сбора за 2018 и 2023 гг., которые включены в сводное исполнительное производство.

Решением Ленинского районного суда г.Самары от 13.04.2023 по делу № 2а-1608/2023 Департамент управления имуществом г.о. Самара освобожден от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области от 13.10.2022 № 63045/22/1978539.Между тем, исполнительное производство № 593/23/63045-ИП от 26.01.2023, возбужденное на основании указанного постановления 13.10.2022 № 63045/22/1978539, включено в сводное исполнительное производство № 10847/8/63045-СД и постановлением о распределении денежных средств от 15.03.2023 №74397297/63045 денежные средства, поступившие от реализации заложенного имущества, перечислены в счет погашения данного исполнительского сбора.

Всего Департаментом представлено 29 судебных актов об освобождении от уплаты исполнительских сборов, которые включены в сводное исполнительное производство.

Таким образом, при распределении в рамках сводного исполнительного производства денежных средств в счет погашения исполнительского сбора, судебным приставом-исполнителем фактически произведено повторное взыскание ранее оплаченного в добровольном порядке исполнительского сбора, а также взыскание исполнительского сбора, от которого должник освобожден в установленном порядке.

Постановлением о перераспределении денежных средств от 15.03.2023 №74397297/63045 взысканные с Департамента денежные средства перечислены также в счет погашения административных штрафов по 23 исполнительным производствам, включенным в сводное исполнительное производство.

24.03.2023 соответствующие исполнительные производства о взыскании административного штрафа окончены в связи с фактическим исполнением.

В соответствии с частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Частью 2 статьи 31.9 названного Кодекса определено, что течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при приведении постановления по делу в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 31.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует иметь в виду, что частями 2 - 4 статьи 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается либо приостанавливается. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 статьи 31.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по истечении срока давности исполнения постановления, установленного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.

Из содержания приведенных положений следует, что при отсутствии оснований для перерыва течения срока давности, его приостановления либо продления исполнение постановления о назначении административного наказания по истечении двух лет со дня его вступления в законную силу подлежит прекращению независимо от его исполнения.

Постановления о привлечении Департамента управления имуществом г.о. Самара к административной ответственности вынесены 30.12.2020, следовательно, является очевидным, что на момент перечисления денежных средств в счет погашения штрафов, срок давности исполнения данных постановлений истек. Доказательств уклонения Департамента от исполнения постановлений о привлечении его к административной ответственности в материалах дела не содержится.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными действий судебного пристава-исполнителя по распределению денежных средств, оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности по исполнительным производствам № 83593/22/63045-ИП, № 83594/22/63045-ИП и № 83595/22/63045-ИП, в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, которые ранее уплачены либо от уплаты которых должник освобожден, и в счет погашения административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения, в рамках сводного исполнительного производства № 10847/8/63045-СД.

Соответственно, также подлежат признанию незаконными постановления о распределении денежных средств от 15.03.2023 №74397297/63045 и от 27.03.2023 № 74761290/63045 в части распределения денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, которые ранее уплачены либо от уплаты которых должник освобожден, и в счет погашения административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения.

Оснований для признания незаконными постановлений о распределении денежных средств от 14.03.2023 №74362761/63045 и от 27.03.2023 № 74761037/63045 не имеется, так как данными постановления денежные средства перечислены взыскателям АО КБ «НИБ» и ПАО Банк ВТБ в счет погашения долга и ООО «Атлант групп» в счет возмещения расходов по совершению исполнительных действий, что полностью соответствует требованиям части 3 стать 110 Закона об исполнительном производстве об очередности распределения денежных средств. По этим же причинам отсутствуют основания для признания незаконными постановлений о распределении денежных средств от 15.03.2023 №74397297/63045 и от 27.03.2023 № 74761290/63045 в той части, в которой денежные средства перечислены в счет погашения долга перед взыскателями.

Поскольку установлено, что в сводное исполнительное производство № 10847/8/63045-СД включены исполнительные производства о взыскании исполнительских сборов, которые ранее уплачены либо от уплаты которых должник освобожден, и о взыскании административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения, имеются основания для признания незаконными постановления об объединении исполнительных производств в сводное от 24.03.2022 №63045/22/146632 и постановлений о присоединении производств к сводному исполнительному производству от 28.06.2022 № 63045/22/1937352, от 23.08.2022 № 63045/22/1954439, 14.03.2023 № 63045/23/84280 в части включения указанных исполнительных производств в сводное исполнительное производство.

Учитывая, что в сводное исполнительное производство объединены исполнительные производства о взыскании исполнительского сбора, по которым отсутствуют сведения об оплате либо освобождении от уплаты исполнительского сбора, оснований для признания указанных постановлений полностью незаконными отсутствуют, поскольку объединение нескольких исполнительных производств имущественного характера, возбужденных в отношении одного должника, в сводное производство соответствует требованиям части 1 статьи 34 Закона об исполнительном производстве.

Объединение в сводное исполнительное производство исполнительных производств в отношении других должников положениям части 1 статьи 34 закона противоречит. Несмотря на то, что материалы дела не содержат сведений о том, что взысканные с Департамента управления имуществом г.о. Самара денежные средства в рамках сводного исполнительного производства перечислены в счет обязательств иных должников, требование административного истца о признании незаконным постановления от 23.08.2022 № 63045/22/1954439 о присоединении к сводному исполнительному производству исполнительных производств в отношении других должников подлежит удовлетворению, поскольку данное постановление создает риск исполнения административным истцом не своих обязательств.

Доводы административного истца о том, что в сводное исполнительное производство объединены исполнительные производства имущественного и неимущественного характера, а именно, об обращении взыскания на заложенное имущество, являются несостоятельными.

Исполнительное производство № 83593/22/63045-ИП от 26.01.2022 возбуждено на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г.Самары по делу № 2-2228/2021, о взыскании с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу ПАО Банк ВТБ задолженности по кредитным платежам в размере 2 536 467,71 руб. и обращении взыскания на заложенное имущество.

Исполнительное производство № 83595/22/63045-ИП от 18.01.2022 возбуждено на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом г.Самары по делу № 2-96/2021, о солидарном взыскании с Департамента управления имуществом г.о. Самара в пользу АО КБ «Народный инвестиционный банк» задолженности по кредиту в размере 2 134 960,32 руб. и обращении взыскания на заложенное имущество.

Поскольку в обоих исполнительных документах содержатся требования о взыскании денежных средств, возбужденные на их основании исполнительные производства носят имущественный характер. Указание в постановлении о возбуждении исполнительного производства только части требований, содержащихся в исполнительном листе, не изменяет имущественный характер исполнительного производства, так как постановление о возбуждении исполнительного производства не может отменять или изменять требования исполнительного документа.

Доводы административного ответчика ГУФССП России по Самарской области о невозможности проверить достоверность представленных платежных документов за 2018 год ввиду истечения срока хранения данной информации в службе судебных приставов, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований, так как факт совершения платежных операций ответчиком не опровергнут, основания сомневаться в представленных документах отсутствуют.

Доводы административного ответчика о том, что по ряду исполнительных производств, входящих в сводное исполнительное производство, денежные средства не распределялись, и что ряд платежей за 2023 год учтены в счет уплаты исполнительского сбора по реквизитам, указанным в платежном поручении, не лишают Департамент права требовать возврата тех денежных средств, которые повторно распределены в счет исполнительского сбора, по которому Департаментом представлены доказательства оплаты.

Доводы административного ответчика о том, что Департамент на протяжении длительного времени не интересовался причинами неокончания исполнительных производств по оплаченным исполнительским сборам и не обращался в установленном порядке с заявлениями о возврате исполнительского сбора на основании судебных актов об уменьшении размера или освобождении от исполнительского сбора, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку выбор способа защиты права принадлежит заявителю, кроме того, административный истец утверждает, что об обстоятельствах, послуживших поводом для обращения в суд с настоящим иском, ему стало известно только после ознакомления с материалами исполнительного производства после неполучения ответов на обращения о возврате денежных средств, оставшихся после реализации заложенного имущества. Доказательств, опровергающих доводы административного истца, ответчиком не представлено.

В ходе рассмотрения судом проверялись доводы административного истца о том, что в его адрес не направлялись постановления о распределении денежных средства, об объединении и присоединении исполнительных производств.

В соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.

Согласно представленным административным ответчиком скриншотам АИС ФССП России Департаменту управления имуществом г.о. Самара посредством личного кабинета на ЕПГУ направлены постановления об объединении исполнительных производств в сводное по должнику: от 23.08.2022 № 63045/22/1954539, от 28.06.2022 № 63045/22/1937352, от 24.03.2022 №63045/22/146632, от 14.03.2023 № 63045/23/84280.

По информации Минцифры России, предоставленной на запрос суда, постановления об объединении исполнительных производств в сводное по должнику от 23.08.2022 № 63045/22/1954539, от 28.06.2022 № 63045/22/1937352, от 24.03.2022 №63045/22/146632 были размещены в личном кабинете на ЕПГУ.

Уведомления по постановлению об объединении от 14.03.2023 № 63045/23/84280, а также по постановлениям о распределении денежных средств от 14.03.2023 №74362761/63045, от 15.03.2023 №74397297/63045, от 27.03.2023 № 74761037/63045, от 27.03.2023 № 74761290/63045 в личном кабинете Департамента управления имуществом г.о. Самара на ЕПГУ не обнаружены, что подтверждается приложенной к ответу таблицей. Оснований не доверять представленной информации у суда не имеется.

При таких обстоятельствах имеются основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в ненаправлении Департаменту постановления о присоединении производств к сводному исполнительному производству от 14.03.2023 № 63045/23/84280 и постановлений о распределении денежных средств от 14.03.2023 №74362761/63045, от 15.03.2023 №74397297/63045, от 27.03.2023 № 74761037/63045, от 27.03.2023 № 74761290/63045, поскольку неизвещение должника о вынесении данных постановлений лишило его возможности своевременного обращения за защитой своих прав.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 550 утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора, пунктом 3 которых определено, что возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Территориальным органом, в структурном подразделении которого взыскан исполнительский сбор, является ГУФССП России по Самарской области, следовательно, требования Департамента о возврате денежных средств заявлены к надлежащему ответчику.

В целях восстановления прав административного истца на ГУФССП России по Самарской области следует возложить обязанность принять меры к возврату административному истцу денежных средств, оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности перед взыскателями, перечисленных в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, которые ранее уплачены в добровольном порядке либо от уплаты которых должник освобожден, и в счет погашения административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения.

Оснований для возврата денежных средств, распределенных в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, по которым отсутствуют доказательства добровольной оплаты либо отсутствует решение о снижении размера или освобождении от исполнительского сбора, не имеется, так как Департамент является должником по этим платежам.

Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Департамента управления имуществом г.о. Самара удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области, выразившееся в ненаправлении в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара постановлений от 03.04.2023 и от 20.09.2023, вынесенных по результатам рассмотрения ходатайств от 17.03.2023, а также ненаправлении постановления от 14.03.2023 № 63045/23/84280 о присоединении производств к сводному исполнительному производству и постановлений о распределении денежных средств от 14.03.2023 №74362761/63045, от 15.03.2023 №74397297/63045, от 27.03.2023 № 74761037/63045, от 27.03.2023 № 74761290/63045.

Признать незаконными постановления судебных приставов-исполнителей МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области об объединении исполнительных производств в сводное от 24.03.2022 №63045/22/146632, о присоединении производств к сводному исполнительному производству от 28.06.2022 № 63045/22/1937352, 14.03.2023 № 63045/23/84280 в части включения в сводное исполнительное производство исполнительных производств о взыскании исполнительских сборов, которые ранее уплачены либо от уплаты которых должник освобожден, и о взыскании административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области от 23.08.2022 № 63045/22/1954439 о присоединении к сводному исполнительному производству исполнительных производств в отношении других должников.

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПР ГУФССП России по Самарской области Хабировой Ю.Г. по распределению в рамках сводного исполнительного производства № 10847/8/63045-СД денежных средств, оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности по исполнительным производствам № 83593/22/63045-ИП, № 83594/22/63045-ИП и № 83595/22/63045-ИП, в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, которые ранее уплачены либо от уплаты которых должник освобожден, и в счет погашения административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения.

Признать незаконными постановления о распределении денежных средств от 15.03.2023 №74397297/63045 и от 27.03.2023 № 74761290/63045 в части распределения денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, которые ранее уплачены либо от уплаты которых должник освобожден, и в счет погашения административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения.

Обязать ГУФССП России по Самарской области принять меры к возврату на счет Департамента управления имуществом г.о. Самара денежных средств, оставшихся после реализации залогового имущества и погашения задолженности перед взыскателями по исполнительным производствам № 83593/22/63045-ИП, № 83594/22/63045-ИП и № 83595/22/63045-ИП, перечисленных в рамках сводного исполнительного производства № 10847/8/63045-СД в счет погашения задолженности по исполнительским сборам, которые ранее уплачены в добровольном порядке либо от уплаты которых должник освобожден, и в счет погашения административных штрафов, по которым истек срок давности исполнения.

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 05.02.2024.