Дело № 2а-4584/2021
64RS0043-01-2021-009761-85
Решение
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Избаш М.В.,
при секретаре Григорян В.Г.,
с участием представителя административного ответчика Министерства труда и социальной защиты Саратовской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области, министру ФИО2 о признании решения незаконными,
установил:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что организатор добровольческой деятельности обратился с предложением к органу публичной власти о намерении взаимодействовать в благотворительной и добровольческой деятельности по организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
Административный ответчик принял решение об отказе от взаимодействия, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г. Москвы.
Административным истцом оспаривается неисполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета, участником которого является вышестоящее в порядке подчиненности должностное лицо административного ответчика.
Дата и место совершения оспариваемого бездействия: 03.09.2021 <адрес>.
Считает, что административный ответчик допустил превышение совершаемом им в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом полномочий и использовал их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, что является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации)
На основании изложенного просит суд признать решение Министерства труда и социальной защиты Саратовской области и Министра ФИО2, выразившееся в препятствовании благотворительной деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков - незаконным.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о его месте и времени.
Представитель административного ответчика Министерства труда и социальной защиты Саратовской области ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, по доводам, изложенным в возражениях на иск, приобщенных к материалам дела.
Суд, заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Исходя из содержания ст.46 Конституции Российской Федерации и ст.1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В судебном заседании установлено и следует из заявления, административный истец обратился в министерство с предложением о намерении взаимодействовать в благотворительной и добровольческой деятельности по организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков (далее - Мероприятие). Видом услуги, осуществляемой добровольцами, был обозначен благотворительный вебинар в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям.
Министерство письмом от 03.09.2021 исх. № 8011 разъяснило административному ответчику, что уполномоченным органом в данной сфере на территории области является министерство молодежной политики и спорта области. Так же было указано о проведении в социозащитных организациях области соответствующих мероприятий для детей. Министерство поддерживает свою позицию, указанную в данном письме.
Каждый орган исполнительной власти области действует в пределах своей компетенции и полномочий, определенных в его учредительных документах. Система органов исполнительных власти области построена таким образом, чтобы охватить и реализовать все полномочия, возложенные на субъект Российской Федерации, но при этом чтобы не происходило дублирования полномочий.
Согласно Положению о министерстве труда и социальной защиты Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства области от 18 марта 2020 года № 178-П, Министерство является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных Положением сферах деятельности. При этом в перечень полномочий и функций Министерства не входит оказание содействия добровольческим и волонтерским организациям, оказывающим помощь для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 утвержден Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями. В данном Перечне указан вид деятельности, входящий в сферу полномочий Министерства, - содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЭ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1425 приказом Министерства от 23.09.2020 № 623 утвержден Порядок взаимодействия стационарных организаций социального обслуживания с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила взаимодействия стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе детей-инвалидов, подведомственные министерству труда и социальной защиты области, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями при оказании социальных услуг в стационарной форме.
Согласно п. 6 Порядка организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют в организацию социального обслуживания уведомление о намерении взаимодействия. Уведомление направляется по форме согласно приложению № 1 к Порядку.
В данном случае необходимо отметить, что Министерство не имеет статуса стационарной организации социального обслуживания и, соответственно, на него не распространяются требования данного Порядка.
Сведения об обращении административного ответчика к какой-либо стационарной организации социального обслуживания, подведомственной Министерству, отсутствуют.
При этом необходимо обратить внимание на то, что постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 не предусмотрена обязанность на безотлагательное принятие предложения на взаимодействие от любой обратившейся добровольческой (волонтерской) организации. Как орган исполнительной власти, так и учреждение, к которой обратилась добровольческая (волонтерская) организация, вправе отказать в принятии предложения о взаимодействии.
Утверждение административного ответчика о нарушении прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в получении благотворительной помощи по причине отказа Министерства несостоятельно и основано на субъективном мнении.
В рамках проведения Всероссийского дня правовой помощи детям в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, области, подведомственных Министерству, ежегодно проводятся консультации по правовым вопросам, мероприятия по правовому просвещению: лекции, тренинги, социально-психологические и деловые игры, информационно-профилактические акции, круглые столы по вопросам профилактики противоправного поведения и формирования правового сознания несовершеннолетних: «Правовая азбука для подростков», «Имеешь право знать» и другие;
на базе данных учреждений также организуется работа консультативных пунктов для граждан с участием с участием специалистов органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования, сотрудников ОВД, ФСИН, представителей адвокатуры.
Соответственно, Министерство при принятии решения об отказе во взаимодействии с административным ответчиком в части организации благотворительного мероприятия для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, действовало исключительно в пределах своих полномочий. При этом права детей, находящихся в организациях социального обслуживания семьи и детей, нарушены не были.
Согласно Положения о министерстве образования Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 10.07.2007 № 267-П, в полномочия министерства входит предоставление мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в подведомственных учреждениях, детей-инвалидов, детей из многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, детей из малоимущих семей в рамках установленных полномочий.
Согласно Положения о министерстве молодежной политики и спорта области, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 14 июня 2007 года № 231 -П, в полномочия данного министерства входят:
54) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
56) разработка порядка взаимодействия органов исполнительной власти области, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
57) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.
В исковом заявлении административный истец просит признать незаконными решение Министерства и министра.
Однако, подписывая письмо Министерства от 03.09.2021 исх. № 8011, министр действовал не как самостоятельное должностное лицо, отдельное от министерства, а как лицо, уполномоченное Положением о Министерстве на подписание писем и документов. Таким образом, ответчиком по делу может выступать только Министерство, а сам министр является ненадлежащим ответчиком по делу.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, министерство своим письмом никоим образом не препятствует осуществлению благотворительной деятельности административного ответчика. И при наличии желании последнего осуществлять данную деятельность, он вправе это делать любимыми разрешенными законодательством способами и без взаимодействия с Министерством.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе административному истцу в исковых требования, поскольку факт нарушения его прав со стороны административных ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области, министру ФИО2 о признании решения незаконными, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Срок составления мотивированного решения – 07 октября 2021 года.
Судья М.В. Избаш