ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-45/2022 от 29.03.2022 Красногвардейского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-45/2022

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи Проскурни С.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Дорошенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым, главе администрации Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО2, Амурскому сельскому совету <адрес> Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью Редакция «Огни маяка»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в котором просил обязать Амурский сельский совет в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда опубликовать полные тексты решений Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании Амурское сельское поселение.

Исковые требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения консервного завода, расположенные в <адрес>. С администрацией Амурского сельского поселения <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка площадью 95 451 кв.м. с видом разрешенного использования - земли промышленности, на котором расположены указанные нежилые помещения. По условиям договора аренды земельного участка арендная плата составляла 144 408,80 руб. из расчета 3% от нормативной стоимости земельного участка (4 813 624,30 руб.).

Решением Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке определения кадастровой цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Амурское сельское поселение <адрес> Республики Крым.

Решением Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанное решение Амурского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения.

Данными решениями Амурский сельский совет в одностороннем порядке изменил формулу расчета арендной платы, при этом тексты решений официально опубликованы (обнародованы) в печатном средстве массовой информации, распространяемом в Амурском сельском поселении, каковым на территории <адрес> является газета «Огни маяка», не были, в связи с чем они в силу не вступили.

Однако, несмотря на это, должностные лица администрации Амурского сельского поселения требуют от административного истца исполнения данных решений, что порождает неопределенность в отношениях между истцом и органами местного самоуправления в вопросах выплаты арендной платы за землю.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле были привлечены в качестве соответчиков – глава администрации Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО2, Амурский сельский совет <адрес> Республики Крым, в качестве заинтересованного лица – ООО Редакция «Огни маяка».

В судебное заседание административный истец ФИО1, представитель административного истца по доверенности ФИО3, административный ответчик - глава администрации Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО2, представители административного ответчика Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым и заинтересованного лица ООО Редакция «Огни маяка», извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Также информация о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на сайте Красногвардейского районного суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

От председателя Амурского сельского совета - главы администрации Амурского сельского поселения ФИО2 в суд поступили возражения в письменной форме относительно административных исковых требований ФИО1 с просьбой об оставлении его административного искового заявления без удовлетворения.

В своих возражениях ФИО2 указывает на то, что административный ответчик не располагает возможностями для учреждения собственного периодического издания, а потому использовал дозволенный действующим законодательством порядок опубликования муниципальных нормативных актов через сетевое издание - портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).

Решение Амурского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», а также на информационном стенде от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение Амурского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», а также на информационном стенде от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные факты подтверждаются информацией по данным нормативным актам, находящейся в открытом доступе на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации».

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Поскольку в материалах административного дела имеются доказательства извещения всех участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела, при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 152 КАС РФ, для отложения судебного разбирательства, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, неявка которых не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, явку которых суд не признавал обязательной.

Исследовав представленные доказательства в письменной форме, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Предметом настоящего административного дела являются исковые требования о возложении на Амурский сельский совет <адрес> Республики Крым обязанности в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда опубликовать полные тексты решений Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании Амурское сельское поселение.

Часть 1 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 47 муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании; для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание; в случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 44 и частью 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретный порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ним граждан, за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Вместе с тем использование в данном Федеральном законе понятия «обнародование» - которое приводится как дополнение или пояснение к понятию «официальное опубликование», притом что по своему содержанию эти категории не тождественны, - позволяет органам местного самоуправления и судам расценивать обнародование муниципального нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, способом, отличным от официального опубликования в периодическом печатном издании, в качестве достаточного условия для вступления этого акта в силу.

Из такого понимания законодательного регулирования исходит, в частности, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» подчеркнул, что с учетом цели официального опубликования нормативного правового акта (обеспечение возможности ознакомиться с его содержанием тем лицам, права и свободы которых он затрагивает) в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании обжалуемого акта в ином печатном издании либо его обнародовании (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) надо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает акт, возможность ознакомиться с его содержанием, и если была обеспечена, то порядок опубликования акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 31).

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2021 г. N 23-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО4» пункт 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», рассматриваемые в системе правового регулирования, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нельзя не принять во внимание, что для муниципальных образований, с учетом в том числе их многообразия, в силу объективных, в частности финансовых, причин могут быть затруднительны учреждение печатного средства массовой информации, обеспечение достаточного тиража печатного издания, где публикуются муниципальные нормативные правовые акты, а также его распространение на территории муниципального образования.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на пункте 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» во взаимосвязи с его статьей 79, рекомендовал федеральному законодателю в кратчайшие сроки урегулировать вопросы использования для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих прав, свободы и обязанности человека и гражданина, возможностей современного информационного пространства, в том числе с учетом ранее принятых законодательных решений (например, упомянутые положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», часть 1 статьи 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»). В частности, федеральный законодатель не лишен возможности решить вопрос об упрощенном механизме признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания для целей официального опубликования муниципальных правовых актов (включая официальное опубликование на сайте муниципального района или городского округа, в котором находится городское или сельское поселение либо внутригородской район, чьи органы издали соответствующий акт, или на сайте субъекта Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации также обратил внимание на то, что в силу принципа единства публичной власти, деятельность которой определяет права и свободы человека и гражданина (статья 18; статья 80, часть 2; статья 132, часть 3 Конституции Российской Федерации), - нахождение вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка (статья 72, пункт «б» части 1 Конституции Российской Федерации) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предполагает необходимость для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие муниципальным образованиям, ресурсы которых ограничены, в обеспечении официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с требованиями статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в их истолковании, данном в настоящем Постановлении.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что органы местного самоуправления обязаны не позднее чем через два года с момента вступления в силу настоящего Постановления внести изменения в уставы муниципальных образований, сообразуясь с правовыми позициями, выраженными в настоящем Постановлении, и обеспечить официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов впредь в соответствии с ними. Исходя из потребности в обеспечении правовой определенности, стабильности регулирования и возникших правоотношений, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступившие в силу на момент вступления в силу настоящего Постановления и в течение двух лет после его вступления в силу (но не позднее внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с настоящим Постановлением) и обнародованные без их официального опубликования в порядке, установленном уставом муниципального образования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования. Данные акты могут быть признаны судами недействующими по мотиву нарушения порядка их опубликования, только если будет установлено, что населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают данные акты, не была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием, а муниципальные нормативные правовые акты, которые вступят в силу в течение двух лет после вступления настоящего Постановления в силу, - также в случае, если на момент вступления настоящего Постановления в силу в муниципальном образовании определен источник официального опубликования муниципальных правовых актов, но они в нем не опубликованы.

Таким образом, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступившие в силу на момент вступления в силу настоящего Постановления и в течение двух лет после его вступления в силу (но не позднее внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с настоящим Постановлением) и обнародованные без их официального опубликования в порядке, установленном уставом муниципального образования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования.

Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что ознакомление жителей муниципального образования и других заинтересованных лиц с Положением, утвержденным решением Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных решением Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, было обеспечено путем его обнародования в соответствии со статьей 65 Устава муниципального образования посредством размещения на информационном стенде и публикации на официальном сайте муниципального образования Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца о том, что Положение, утвержденное решением Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, является недействующим ввиду отсутствия его публикации в средствах массовой информации, безосновательны.

Решение Амурского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», а также на информационном стенде от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение Амурского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», а также на информационном стенде от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные факты подтверждаются информацией по данным нормативным правовым актам, находящейся в открытом доступе на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 административных исковых требований у суда не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 150, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о возложении на Амурский сельский совет <адрес> Республики Крым обязанности в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда опубликовать полные тексты решений Амурского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании Амурское сельское поселение, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Н. Проскурня