ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4640/20 от 01.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

26RS0002-01-2020-007542-61

№ 2а-578/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2021 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Даниловой Е.С.,

при секретаре Аванесян О.В.,

с участием: представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя административного ответчика Управления Росреестра по СК ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>, Администрации <адрес обезличен> о признании решения - уведомления об отказе незаконным, нарушившим права, свободы и законные интересы гражданина, и об обязании устранения допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по СК, Администрации <адрес обезличен>, в котором просит: признать уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица (№ <номер обезличен> от <дата обезличена>) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> незаконным и нарушившим права, свободы и законные интересы истца, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> устранить допущенные нарушения и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:030210:17, расположенного по адресу: <адрес обезличен> квартале 100, включив в них следующие основные виды разрешенного использования: «Бытовое обслуживание (3.3)», Образование и просвещение (3.5)», «Предпринимательство» (4.0)», «Деловое управление (4.1)», «Банковская и страховая деятельность (4.5), «Общественное питание (4.6)», «Гостиничное обслуживание (4.7)», «Спорт (5.1)», «Автомобильный транспорт (7.2)», «земельные участки (территории) общего пользования (12.0)», «Улично- дорожная сеть (12.0.1)» и «Благоустройство территории (12.0.2)»; обязать администрацию <адрес обезличен> в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу принять решение об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен> квартале 100, виду разрешенного использования, соответствующему коду (числовому обозначению) «Предпринимательство (4.0)» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации от <дата обезличена> N 540.

В обоснование административного иска истец указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту - ЕГРН) за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный адресу: <адрес обезличен> в квартале 100 (документ-основание – договор купли-продажи земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ФИО1 на праве собственности <номер обезличен> от ЮЛ 1.2011 г.), о чем сделана запись государственной регистрации <номер обезличен> от <дата обезличена> Так, на основании трех свидетельств о государственной регистрации права, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен><дата обезличена> (документ-основание - Решение Ленинского районного суда <адрес обезличен> от г.), Истец является собственником сооружений, расположенных по <адрес обезличен>, а именно: Стоянки для машин, назначение: Сооружение. Площадь: общая 1045.8 кв.м. (Инвентарный <номер обезличен>. Литер: III); Бассейна-фонтана, назначение: Сооружение. Площадь: общая 58 кв.м. (Инвентарный <номер обезличен>. Литер: <номер обезличен>); Кафе, назначение: Нежилое. Площадь: общая 1497,6 кв.м. (Инвентарный <номер обезличен>. Литер: А. Этажность 2). При этом постановлением администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от <адрес обезличен> был предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером: <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, квартал 100, для использования под объектами учреждений и организаций народного образования (литеры: «Б» - детский центр досуга, «III» - стоянка для машин, «А» - кафе, «<номер обезличен>» - бассейн-фонтан), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4815 кв.м.

Решением Ленинского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> и <дата обезличена> определением Ленинского районного суда <адрес обезличен> его исковые требования к Комитету градостроительства администрации <адрес обезличен> о признании права собственности на объект капитального строительства был удовлетворен полностью и за истцом признано право собственности на объект капитального строительства - здание Детский центр досуга, расположенный по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> в квартале 100 (площадь застройки 1239,4 кв. м., общая площадь - 5597,5 кв. м., четыре этажа и подвал), с правом его эксплуатации.

Также, на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен><дата обезличена> (документ-основание - договор купли-продажи земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ФИО1 на праве собственности <номер обезличен> от <дата обезличена>), истец является собственником земельного участка, с назначением: Земли населенных пунктов - под объектами лечебно-профилактического, торгового назначения, обслуживания населения, общей площадью 4815 кв.м., расположенного по <адрес обезличен>. Кроме того, на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен><дата обезличена> истец является собственником нежилого здания, общей площадью 5597,5 кв.м. (Литер: Б. Этажность 5. Подземная этажность: 1.) с кадастровым номером <номер обезличен> При этом постановлением администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена> был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 4815 кв.м, по <адрес обезличен>, категория земель - земли населенных пунктов, находящегося в собственности ФИО1 для использования под объектами учреждений и организаций народного образования (литеры «Б» - детский центр досуга, «III» - стоянка для машин, «А» - кафе, «<номер обезличен>» - бассейн-фонтан) и объектов недвижимости, принадлежащих мне на праве собственности, на использование под объектами лечебно- профилактического, торгового назначения, обслуживания населения. Указанный земельный участок с назначением: Земли населенных пунктов - под объектами лечебно-профилактического, торгового назначения, обслуживания населения, общей площадью 4815 кв.м., поставлен на кадастровый учет <дата обезличена> с кадастровым номером <номер обезличен>. Объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:030210:116 как ранее, так и в настоящее время используется истцом в его предпринимательской деятельности исключительно под сдачу расположенных в нем помещений в аренду, и под торговлю либо под извлечение прибыли от иной, кроме аренды деятельности, фактически им не используется. То есть абсолютно никакой торговой деятельности как лично, так и в качестве совладельца, компаньона, либо иного субъекта предпринимательской деятельности, Истец не осуществлял и в настоящее время также не осуществляет, и, как следствие, никакого дохода от нее не извлекал и не извлекает. г. истец, через своего представителя по доверенности – ФИО2 в установленном порядке обратился в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе» (<адрес обезличен>А) (далее по тексту - МФЦ) с заявлением об оказании государственной услуги - внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:030210:17, включив в него следующие основные виды разрешенного использования: «Бытовое обслуживание (3.3)», Образование и просвещение (3.5)», «Предпринимательство» (4.0)», «Деловое управление (4.1)», «Банковская истраховая деятельность (4.5), «Общественное питание (4.6)», «Гостиничное обслуживание (4.7)», «Спорт (5.1)», «Автомобильный транспорт (7.2)», «земельные участки (территории) общего пользования (12.0)», «Улично-дорожная сеть (12.0.1)» и «Благоустройство территории (12.0.2)». К указанному заявлению были приложены необходимые для оказаниятакого вида государственной услуги соответствующие документы, включаяградостроительный план и документы градостроительного зонирования иПравила землепользования й застройки муниципального образования <адрес обезличен> края от <дата обезличена>, ранее представленныеИстцу на основании запроса комитетом градостроительства и архитектурыадминистрации <адрес обезличен>. 2-.10.2020 г. должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>ФИО4 (далее по тексту - Управление, Ответчик) принято, по мнению стороны истца, незаконное и необоснованное решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, поскольку выбранный истцом вид разрешенного использования «Предпринимательство (4.0)» отсутствует в перечне основных и вспомогательных видов разрешенного использования зоны ОД-1. Кроме того, согласно указанному документу, третье предложение данного Отказа Управления не несет какой-либо надлежащей (должной) смысловой нагрузки, а именно: «Зона административной общественно-деловой застройки краевого и городского значения, Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен> края от <дата обезличена><номер обезличен>. сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия в связи со следующим: представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, сведений содержащихся в них), запрошена органом регистрации прав в органе государственной власти (органе местного самоуправления) в порядке межведомственного информационного взаимодействия». Очевидно, что пропущена (не указана) часть предложения, в связи с чем, его смысл теряется и абсолютно непонятен истцу и его представителю. В том числе какой-либо конкретики относительно вида и наименования вышеуказанных документов (сведений, содержащихся в них), а также указания на конкретный государственный орган, о которых упоминается в третьем предложении Отказа, в нем также не содержится. Что вновь подтверждает позицию стороны истца о необоснованном отказе Ответчика во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:030210:17. При этом в указанном отказе, в нарушение части 12 статьи 29 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Закон N 218-ФЗ), нет никаких указаний (разъяснений) на право Истца (заявителя) обжаловать данный Отказ, в том числе в судебном порядке. Немаловажным является и то обстоятельство, что ответчиком было отказано и в изменении видов разрешенного использования помимо вида - «Предпринимательство (4.0), на остальные указанные выше, которые, согласно позиции ответчика, входят в перечень основных и вспомогательных видов разрешенного использования зоны ОД-1, предусмотренных Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен> края от <дата обезличена>, что также является грубым нарушением действующего законодательства. Считает принятый Управлением отказ незаконным и необоснованным, в связи с чем, подлежащим отмене. Таким образом, должностными лицами Управления решения о приостановлении государственной регистрации не выносилось, и в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> истцу, либо его представителю, в нарушение указанных выше норм действующего законодательства, каких-либо уведомлений о приостановлении исполнения данного вида государственной услуги не направлялось и фактически не поступало, а <дата обезличена> попросту был вынесен указанный выше безосновательный Отказ. Мало того, согласно ч. 4 ст. 33 Закона № 218-ФЗ, на которую ссылается в своем отказе ответчик, орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. Чего также выполнено не было, а указанный Отказ был получен представителем Истца <дата обезличена>, и только лишь после инициированного им же личного обращения в МФЦ. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Во исполнение указанной нормы Министерством экономического развития Российской Федерации от <дата обезличена> N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее по тексту - Классификатор <номер обезличен>), в котором, помимо прочего, имеется (зафиксирован) такой вид разрешенного использования, как «Предпринимательство (4.0)», включающий в себя размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности (содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.10). На основании пункта 11 статьи 34 Федерального закона от <дата обезличена><номер обезличен>ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Однако, в данном случае, Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен> края, утверждены решением Ставропольской городской Думы только лишь <дата обезличена> (<номер обезличен>), т.е. намного позже, чем указанный выше Классификатор видов разрешенного использования земельных участков <номер обезличен>, который, в свою очередь, был утвержден <дата обезличена> Таким образом, в данном случае, с учетом изложенного выше, а также на основании ст. 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, действующими, в таком случае, считаются нормы именно Классификатора <номер обезличен>, а не Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен> края. То есть просьба представителя Истца, изложенная в заявлении от <дата обезличена> об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:030210:17, расположенного по адресу: <адрес обезличен> в квартале 100 путем включения в виды разрешенного использования, помимо прочего, такого вида как «Предпринимательство (4.0)», содержащегося в Классификаторе <номер обезличен>, являлась абсолютно законной, однако, необоснованно была отклонена Ответчиком. На внесение государственным регистратором Ответчика в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, истцом были представлены все необходимые документы, по форме и по содержанию соответствующие требованиям действующего законодательства.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом. Суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по СК ФИО3 в судебном заседании не согласилась с административным иском, просила в удовлетворении требований отказать, поддержала письменные возражения по существу заявленных требований.

Представитель административного ответчика администрации <адрес обезличен> о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, своего отношения по существу заявленных требований не высказал. Суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, на основании следующего.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи на орган или лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно пункту 7 статьи 6 КАС РФ принципом административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В соответствии с частью 2 статьи 14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные данным Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных данным Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств (часть 3 статьи 14 КАС РФ).

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от <дата обезличена> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от <дата обезличена> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Абзацем 4 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации при предоставлении документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Управлением осуществляется правовая экспертиза документов на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенное использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 8 Федерального закона 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) определено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1).

К дополнительным сведениям относятся, в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5). Согласно статье 13 Закона о регистрации внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Статьей 38 Закона о регистрации установлены случаи внесение дополнительных сведений в уведомительном порядке об объекте недвижимости: - о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости; - о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о назначении единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс; - о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о назначении предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс.

Исходя из вышеперечисленных норм права, следует, что внесение дополнительных сведений в отношении вида разрешенного использования в кадастр недвижимости могут быть внесены только на основании решений (актов) государственной власти и органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, согласно представленной в материалы дела копии регистрационного дела в отношении спорного земельного участка, что <дата обезличена> в Управление обратился ФИО1 (собственник земельного участка) с заявлением о внесении в ЕГРН об изменении видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:030210:17 в, о чем в книге входящих документов сделана запись № КУВД-001/2020- 19298451/1. Вместе с заявлением на государственную регистрацию представлены: заявление от <дата обезличена> (простая письменная форма); сопроводительное письмо Комитета градостроительства администрацииг. Ставрополя <номер обезличен> от <дата обезличена>; копия градостроительного плана <номер обезличен> от <дата обезличена>; выписка из Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен> края.

По смыслу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ и статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами допускается в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, который может быть изменен при условии соблюдения требований технических регламентов.

Вместе с тем необходимо учитывать, что названные нормы права должны применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.

Правообладатель обращается с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 26:12:030210:17 в связи с изменением видов разрешенного использования с «под объектами лечебно-профилактического, торгового назначения, обслуживания населения» на «бытовое обслуживание (3.3), образование и просвещение (3.5), предпринимательство (4.0), деловое управление (4.1), банковская и страховая деятельность (4.5), общественное питание (4.6), гостиничное обслуживание (4.7), спорт (5.1), автомобильный транспорт (7.2), земельные участки (территории) общего пользования (12.0), улично-дорожная сеть (12.0.1), благоустройство территории (12.0.2)» (согласно заявлению от <дата обезличена>).

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Материалами дела подтверждается принадлежность заявителю на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером 26:12:030210:116, расположенного на земельном участке с кадастровым номером26:12:030210:17 из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "под объектами лечебно-профилактического, торгового, назначения, обслуживания", площадь земельного участка 4815 кв. м.

Согласно выкопировке из правил землепользования и застройки <адрес обезличен>, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от <дата обезличена> N 136 спорный земельный участок находится в зоне ОД-1 - административная и общественно-деловая зона краевого и городского значения. Указанная зона выделена для обеспечения правовых условий использования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с широким спектром использования.

В Правилах землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен> края от <дата обезличена><номер обезличен>, вид разрешенного использования «предпринимательство (4.0)» в основных видах разрешенного использования в зоне ОД-1 - отсутствует.

В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о регистрации в осуществление регистрационных действий по внесению изменений в ЕГРН видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:030210:17, отказано, в связи с отсутствием в перечне основных и вспомогательных видов разрешенного использования зоны ОД-1 такого вида разрешенного использования как «предпринимательство(4.0)».

В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от <дата обезличена> N 171-ФЗ (ред. от <дата обезличена>) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.

Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона от <дата обезличена> N 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Приказом Минэкономразвития России от <дата обезличена> N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно указанному Классификатору вид разрешенного использования "предпринимательство" (4.0) устанавливается при размещении объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10: деловое управление; объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); рынки; магазины; банковская и страховая деятельность; общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; служебные гаражи; выставочно-ярмарочная деятельность.

Вместе с тем, в силу ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации, сведения о виде разрешенного использования земельного участка относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества.

Согласно части 2 статьи 13 Закона о регистрации, внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке на основании акта органа местного самоуправления.

В силу статьи 7 ЗК РФ земли, отнесенные к определенной категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

Согласно пункту 7 части 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.

Согласно ст. 37 ГрК РФ одним из видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является условно разрешенный вид использования (п. 2 ч. 1), Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2). Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса (ч. 6).

Частью 1 ст. 39 ГрК РФ установлено, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Из норм ст. 40 - 41 ЗК Российской Федерации следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка.

Первоначально разрешенное использование участка определяется в процессе градостроительного зонирования или в процессе предварительного согласования места размещения объекта.

Пунктом 2 ст. 7 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Спорные земельные участки относятся к зоне ОД-1 - административная и общественно-деловая зона краевого и городского значения.

Согласно статье 45 Правил землепользования и застройки <адрес обезличен>, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от <дата обезличена> N 97, указанные участки относятся к зоне ОД-1 -административная и общественно-деловая зона краевого и городского значения. Зона обслуживания и деловой активности ОД-1 выделена для обеспечения правовых условий использования, строительства и реконструкции объектов недвижимости (которые не являются объектами культурного наследия) с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения. К основным видам разрешенного использования: объекты органов государственной власти, местного самоуправления; общественные, спортивные здания и сооружения, театры, музеи, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения, общежития, гостиницы, объекты обслуживания населения как отдельно стоящие, так и встроенно-пристроенные в жилые здания; гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли; парки, скверы; жилые многоквартирные дома этажностью до 5 этажей включительно, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями; детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения.

Перечень видов разрешенного использования участков в данной зоне является исчерпывающим.

Статьей 38 Закона о регистрации установлены случаи внесение дополнительных сведений в уведомительном порядке об объекте недвижимости: - о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости; - о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о назначении единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс; - о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о назначении предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс.

Исходя из вышеперечисленных норм права, следует, что внесение дополнительных сведений в отношении вида разрешенного использования в кадастр недвижимости могут быть внесены только на основании решений (актов) государственной власти и органов местного самоуправления, в данном случае решение органа местного самоуправления отсутствует.

Из содержания разъяснений, данных в пункте 6 совместногопостановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен> «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что действия государственного органа или могут быть признаны недействительными лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого действия закону и нарушения данным действием прав и законных интересов истца.

Необходимым условием для обращения в суд с заявлением об оспаривании действия государственного органа является то, что соответствующие действия нарушают права и законные интересы граждан, создает препятствия к их осуществлению или незаконно возлагает на них какие- либо обязанности.

Если же права и законные интересы конкретного административного истца принятыми действиями никак не ущемлены, им не может ставиться вопрос о признании соответствующего акта недействительным.

В силу ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применением того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) является обеспечение восстановления нарушенного права.

Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации,

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что истцом по настоящему делу избран ненадлежащий способ защита нарушенного права.

Оспариваемые действия Управления приняты в строгом соответствии с положениями норм действующего законодательства.

Исполнение должностным лицом, наделенным отдельнымигосударственными полномочиями, обязательных требований федеральногозакона не может характеризовать действия государственного регистратора как незаконные.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>, администрации <адрес обезличен> о признании уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица (№ <номер обезличен> от <дата обезличена>) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> незаконным и нарушившим права, свободы и законные интересы истца, обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> устранить допущенные нарушения и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен> квартале 100, включив в них следующие основные виды разрешенного использования: «Бытовое обслуживание (3.3)», Образование и просвещение (3.5)», «Предпринимательство» (4.0)», «Деловое управление (4.1)», «Банковская и страховая деятельность (4.5), «Общественное питание (4.6)», «Гостиничное обслуживание (4.7)», «Спорт (5.1)», «Автомобильный транспорт (7.2)», «земельные участки (территории) общего пользования (12.0)», «Улично- дорожная сеть (12.0.1)» и «Благоустройство территории (12.0.2)», обязании администрацию <адрес обезличен> в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу принять решение об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, виду разрешенного использования, соответствующему коду (числовому обозначению) «Предпринимательство (4.0)» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации от <дата обезличена> N 540 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.

Судья Е.С. Данилова