Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 10 февраля 2020 года
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Слипченко Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-62/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» и заинтересованному лицу: ООО «Транснефть-Восток» о признании незаконным и отмене распоряжения администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 29.10.2019 №561 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков для размещения линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических частей по объекту «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000мм, <данные изъяты>». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4-440,3км. ИРНУ. Реконструкция»,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» и заинтересованному лицу: ООО «Транснефть-Восток» о признании незаконным и отмене распоряжения администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 29.10.2019 №561 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков для размещения линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических частей по объекту «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000мм, 287,52-459,87км». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4-440,3км. ИРНУ. Реконструкция».
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции:
1. площадью <данные изъяты>, адрес (описание местоположения): Иркутская область, Нижнеудинский район, в 1,1 км на северо-восток от северо-восточной границы с.Худоеланское, кадастровый номер №, запись о государственной регистрации права "номер обезличен" от 16.07.2019;
2. площадью <данные изъяты>, адрес (описание местоположения): Иркутская область, Нижнеудинский район, в 5,8км на юго-восток от восточной границы с.Худоеланское - в 7км на юго-восток от юго-восточной с.Худоеланское, кадастровый номер: "номер обезличен", запись о государственной регистрации права "номер обезличен" от 16.07.2019;
3. площадью <данные изъяты>, адрес (описание местоположения): Иркутская область, Нижнеудинский район, в 6км на юго-восток от восточной границы с.Худоеланское - в 7,9км на юго-восток от юго-восточной с.Худоеланское, кадастровый номер: "номер обезличен", запись о государственной регистрации права "номер обезличен" от 12.07.2019;
4. площадью 22673кв.м., адрес (описание местоположения): Иркутская область, Нижнеудинский район, в 6,5км на юго-восток от восточной границы с.Худоеланское, кадастровый номер: "номер обезличен", запись о государственной регистрации права "номер обезличен" от 12.07.2019.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» сообщил ей о рассмотрении ходатайства ООО «Транснефть-Восток» об установлении публичного сервитута в отношении частей, принадлежащих ей земельных участков. Несмотря на полученные возражения, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» 29.10.2019 принято распоряжение №561 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков для размещения линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических частей по объекту «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 287,52 - 459,87 км». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4 - 440,3 км. ИРНУ. Реконструкция».
Считает указанное распоряжение незаконным и подлежащим отмене, поскольку при принятии решения об установлении публичного сервитута административным ответчиком не исследовано и не принято во внимание, что установление публичного сервитута в отношении земельных участков истца полностью исключит возможность рационального использования земельных участков по назначению - для сельскохозяйственного производства, а именно: для посева картофеля. Кроме того, объект трубопроводного транспорта «Магистральный нефтепровод Красноярск - Иркутск, Ду 1000 мм, 287,52 - 459,87км». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4 - 440,3 км. ИРНУ. Реконструкция», в соответствии с данными, содержащимися, в том числе в приказе Минэнерго России от 19.04.2019 №393, относится к объектам федерального значения, соответственно решение об установлении публичного сервитута принято административным ответчиком с превышением своих полномочий.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным распоряжение администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 29.10.2019 № 561 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков для размещения линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических частей по объекту «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 287,52 - 459,87 км». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4 - 440,3 км. ИРНУ. Реконструкция» и отменить указанное распоряжение.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Нижнеудинского муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменное возражение, в котором указал, что отсутствовали основания для отказа в удовлетворении ходатайства ООО «Транснефть-Восток» об установлении публичного сервитута. Распоряжение администрации издано в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права собственника земельного участка, поскольку сервитут установлен в отношении небольшой части земельных участков, что не повлечет невозможность посева картофеля.
Представитель третьего лица ООО «Транснефть-Восток» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменное возражение, в котором указал, что распоряжение администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 29.10.2019 №561 направлено на обеспечение публичных интересов РФ и не нарушает прав собственника земельного участка.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции:
-кадастровый номер: "номер обезличен" по адресу: <адрес обезличен>, в 5,8 км на юго-восток от восточной границы с. Худоеланское - в <данные изъяты> км на юго-восток от юго-восточной с.Худоеланское, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2019;
кадастровый номер: "номер обезличен" по адресу: <адрес обезличен>, в 6 км на юго-восток от восточной границы с.Худоеланское - в <данные изъяты> км на юго-восток от юго-восточной с. Худоеланское, площадью 48052 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.07.2019;
кадастровый номер: № по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, в 1,1 км на северо-восток от северо-восточной границы с.Худоеланское, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.07.2019;
кадастровый номер: "номер обезличен" по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, в 6,5 км на юго-восток от восточной границы с.Худоеланское, площадью <данные изъяты> кв.м.
Приказом Министерства энергетики РФ от 19.04.2019 №393 утверждены документы по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 287,52 - 459,87 км». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4 - 440,3 км. ИРНУ. Реконструкция».
В связи с осуществлением работы по оформлению прав на земельные участки, предусмотренные для выполнения строительно-монтажных работ (размещение) по объекту: «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 287,52 - 459,87 км». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4 - 440,3 км. ИРНУ. Реконструкция». ООО «Транснефть-Восток» обратилось к администрации муниципального района муниципального образования Нижнеудинский район» с ходатайством об установлении публичного сервитута.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в письме от 16.10.2019 №565 уведомил ФИО1 о рассмотрении ходатайства ООО «Транснефть-Восток» об установлении публичного сервитута в отношении частей принадлежащих ей земельных участков, а именно с кадастровыми номерами "номер обезличен", "номер обезличен", №, "номер обезличен", для размещения линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических частей (объект «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 287,52 - 459,87 км». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4 - 440,3 км. ИРНУ. Реконструкция»), которое необходимо для замены трубопровода.
Распоряжением администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 29.10.2019 №561 установлен публичный сервитут для размещения линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических частей по объекту «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 287,52 - 459,87 км». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4 - 440,3 км. ИРНУ. Реконструкция» в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу:
Иркутская область, Нижнеудинский район, в 1,1 км на северо-восток от северо-восточной границы с. Худоеланское с кадастровым номером №;
Иркутская область, Нижнеудинский район, в 5,8 км на юго-восток от восточной границы с. Худоеланское - в 7 км на юго-восток от юго-восточной с. Худоеланское с кадастровым номером "номер обезличен";
Иркутская область, Нижнеудинский район, в 6 км на юго-восток от восточной границы с. Худоеланское - в 7,9 км на юго-восток от юго-восточной с. Худоеланское с кадастровый номером "номер обезличен";
Иркутская область, Нижнеудинский район, в 6,5 км на юго-восток от восточной границы с.Худоеланское с кадастровый номером "номер обезличен".
Пунктами 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в п. п. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Земельным кодексом РФ определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на период установления публичного сервитута) сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются. Публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; 3) проведения дренажных работ на земельном участке; 4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
В силу п. 5 ст.39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Согласно п.1 ст.39.37 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
В п.3 ст.39.39 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
Суд полагает, что необходимость в установлении публичного сервитута для размещения линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических частей по объекту «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 287,52 - 459,87 км». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4 - 440,3 км. ИРНУ. Реконструкция» была обоснованной, поскольку требовалась для замены участка трубопровода Нижнеудинск-Тулун на 435,4-440,3 км., который является составной частью объекта «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 287,52 - 459,87 км», входит в состав производственно-технологического комплекса и является собственностью ООО «Транснефть-Восток». При этом, приказом Министерства энергетики РФ от 19.04.2019 №393 утверждена документация по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения. ООО «Транснефть-Восток» требования п.2 и п.3 статьи 39.41 Земельного кодекса РФ соблюдены.
Распоряжение администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 29.10.2019 №561 вынесено в пределах полномочий администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», с соблюдением установленного действующим законодательством порядка принятия.
Административным истцом не представлены доказательства о возможности в ином варианте установить сервитут для замены участка трубопровода, а также в нарушение ст.62 КАС РФ не представлены доказательства, что установление публичного сервитута в отношении земельных участков ФИО1 полностью исключит возможность рационального использования земельных участков по назначению - для сельскохозяйственного производства (для посева картофеля).
Доводы административного истца о нарушении требований ст.39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления.
Таким образом, суд не усматривает совокупности оснований, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований, и также учитывает, что административным истцом в нарушение положений пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены доказательства нарушенных прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением. Какие-либо подтверждающие доказательства, отвечающие принципам относимости и допустимости, административным истцом не были представлены.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований административного истца ФИО1 следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований административному истцу ФИО1, предъявленных к администрации Нижнеудинского муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о признании незаконным и отмене распоряжения администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 29.10.2019 №561 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков для размещения линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктов, их неотъемлемых технологических частей по объекту «Магистральный нефтепровод Красноярск-Иркутск, Ду 1000 мм, 287,52 - 459,87 км». Участок Нижнеудинск-Тулун, 435,4 - 440,3 км. ИРНУ. Реконструкция» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 17февраля 2020 года.
Судья Т.А. Павлова