ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-465/2016 от 17.05.2016 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-465/2016 ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Торжок 17 мая 2016 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Рофеенковой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к межрайонной регистрационно-экзаменационной группе № 3 Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области (МРЭГ №3 ГИБДД УМВД России по Тверской области), Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тверской области (УГИБДД УМВД России по Тверской области), Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тверской области (УМВД Росси по Тверской области) о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства и возложении обязанности восстановить регистрацию транспортного средства,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением к МРЭГ № 3 ГИБДД УМВД России по Тверской области и просит восстановить пропущенный срок на подачу настоящего административного иска, признать незаконным решение об аннулировании государственной регистрации транспортного средства «***», государственный регистрационный знак *** и возложить обязанность устранить допущенное нарушение путем восстановления регистрации транспортного средства.

В основании заявления указано, что 03 августа 2013 года на основании договора купли-продажи транспортного средства им был приобретен грузовой самосвал марки «***» с паспортом транспортного средства серии ***. Паспорт транспортного средства выдан 17 октября 2011 года Благовещенским таможенным постом.

Транспортное средство было поставлено на учет 08 августа 2013 года в орган ГИБДД, выдано свидетельство о регистрации и номерные знаки.

В мае 2015 года в его адрес поступило уведомление из МРЭГ ГИБДД №3 УМВД России по Тверской области, в котором сообщалось, что 28 апреля 2015 года в соответствии с пунктом 51 Правил регистрации АМТРС и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 (в редакции приказа МВД России от 13 февраля 2015 года № 259) регистрационные действия в отношении транспортного средства «***», государственный регистрационный знак ***, прекращены (аннулированы) в связи с отменой органом по сертификации действия сертификата соответствия и признании недействительным паспорта указанного транспортного средства на основании пункта 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2015 года № 496/192/134.

Указанные действия сотрудников ГИБДД по аннулированию учета в отношении транспортного средства незаконны по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

В пункте 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года, предусмотрено, что паспорта не выдаются в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

В силу пункта 72 данного Положения выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).

В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 609, паспорта не выдаются.

Таможенные органы при выдаче паспорта транспортного средства осуществляют контроль соответствия экологического класса транспортных средств на основании информации, представленной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), а в случае ее отсутствия рекомендуют заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми органами по сертификации, аккредитованными Ростехрегулированием.

Пунктом 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001, предусмотрено, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Между тем, ответчиком не принято во внимание, что выданный паспорт признается недействительным только в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).

Прекращение действия сертификата не означает, что установлено не соответствие транспортных средств экологическому классу 4, не указывает на то, что сертификаты не могли применяться в период их действия.

Сам по себе факт аннулирования регистрации транспортного средства по указанным причинам не может выступать препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, при условии его соответствия требованиям безопасности дорожного движения в РФ.

В соответствии с абзацем 6 пункта 51 Правил регистрации, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод, и законных интересов.

В рассматриваемое случае срок для подачи настоящего иска не пропущен, поскольку в неустановленный период в адрес истца поступило уведомление об аннулировании регистрации транспортного средства, в котором не были разъяснены право и сроки его обжалования, сам текст решения истцу до настоящего момента не вручался, в связи с чем срок не пропущен.

Административный истец ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил.

Административный ответчик, МРЭГ № 3 ГИБДД УМВД России по Тверской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик – УГИБДД УМВД России по Тверской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в отсутствие представителя не заявлял.

Административный ответчик - УМВД России по Тверской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, участия в судебном разбирательстве не принял, просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя, представив письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указал следующее.

08 августа 2013 года на имя ФИО1, *** года рождения, зарегистрирован автомобиль «***», ***, VIN ***, паспорт транспортного средства ***, выданный 17 октября 2011 года Благовещенским таможенным постом. На автомобиль присвоены государственные регистрационные знаки *** и свидетельство о регистрации транспортного средства ***.

18 марта 2015 года в управление ГИБДД УМВД России по Тверской области из ГУОБДД МВД России по Тверской области поступило указание «О проведении проверочных мероприятий» от 17 марта 2015 года № 17/4-1653 о том, что из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) поступило информационное письмо о решении органов сертификации об отмене действия ряда сертификатов соответствия.

В последующем указанная информация была направлена в регистрационные подразделения ГИБДД Тверской области для организации работы в соответствии с пунктом 72 приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств».

В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация автомобиля «***», государственный регистрационный знак ***, VIN ***, ПТС 28 ТХ ***, аннулирована.

Согласно официальному Интернет-сайту Федеральной службы по аккредитации сертификат соответствия требованиям технических регламентов Российской Федерации ***, выданный на автомобиль грузовой-самосвал «***», *** года выпуска, двигатель ***, прекращен 17 декабря 2012 года на основании приказа органа по сертификации продукции - ООО «Магадан-Тест», на основании приказа ООО «Магадан-Тест» от 17 декабря 2012 года № 30.

Основанием для прекращения действия сертификата послужило предписание Росаккредитации от 16 ноября 2012 года, выданное по итогам проведения проверочных мероприятий в отношении ООО «Магадан-Тест» по вопросу соблюдения последним обязательных требований, установленных правовыми актами в области сертификации транспортных средств.

В соответствии с Положением № 845 Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по формированию и ведению реестра аккредитованных лиц, единого реестра сертификатов соответствия и предоставлению сведений из указанных реестров.

В силу статьи 26 Федерального закона № 184-ФЗ приостанавливать или прекращать действие сертификатов соответствия уполномочен только орган по сертификации, выдавший сертификаты соответствия, о чем орган по сертификации обязан информировать Федеральную службу по аккредитации и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Правительство Российской Федерации постановлением от 10 апреля 2006 года № 201 утвердило Положение о формировании и ведении единого реестра сертификатов соответствия, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений. В силу пункта 4 данного Положения формирование и ведение единого реестра включают в себя сбор Федеральной службой по аккредитации переданных ему органами по сертификации сведений о сертификатах соответствия, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия, внесение в единый реестр сведений о сертификатах соответствия, их хранение, систематизацию, актуализацию и изменение, а также защиту содержащейся в едином реестре информации.

Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что сведения о сертификатах соответствия передаются органами по сертификации в Росаккредитацию в электронном виде по каналам связи.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО «Магадан-Тест» выявлены нарушения существующих требований законодательства о техническом регулировании, которые заключались в проведении работ по сертификации с использованием документов, содержащих сведения, не позволяющие сделать обоснованный вывод о соответствии продукции существующим на момент проверки требованиям законодательства Российской Федерации.

В качестве документов, обосновывающих соответствие транспортных средств, произведенных в Китайской Народной Республике (КНР), экологическому стандарту 4, использовались результаты испытаний на определение содержания вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств, выполненные лабораториями КНР, не ратифицировавшими Соглашение (заключено в Женеве 20 марта 1958 года) о принятии единообразных предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний.

Кроме того, в органе по сертификации продукции (ООО «Магадан-Тест») не в полной мере осуществлялся контроль за анализом документов, используемых при идентификации продукции, что выразилось в указании в сертификатах соответствия сведений, отличающихся от данных, содержащихся в документах, представленных заявителями (ошибки в номерах документов завода-изготовителя, в том числе ошибки в обозначениях номеров двигателей, моделей и т.п.).

ООО «Магадан-Тест» проводило соответствующие работы по схемам сертификации, не предусмотренным Техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 609, который действовал на момент проведения проверки.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 16 ноября 2012 года № 540/В-В УК.

Аккредитованному лицу выдано предписание от 16 ноября 2015 года об устранении выявленных нарушений, которым предписано рассмотреть вопрос о прекращении действия необоснованно выданных сертификатов соответствия в отношении транспортных средств и уведомить об этом заинтересованных лиц.

В статье 2 Федерального закона № 184-ФЗ определено, что сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

В силу пункта 72 Положения о ПТС технический паспорт транспортного средства признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).

Таким образом, в уполномоченный орган на регистрацию были представлены документы, содержащие недостоверную информацию; представлено транспортное средство, ввезенное на территорию Российской Федерации сроком более чем на шесть месяцев, без предоставления документов, подтверждающих проведение его сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отмена по указанию Росаккредитации действия сертификата соответствия, выданного на автомобиль, является законным основанием для признания недействительным паспорта транспортного средства и аннулирования регистрации автомобиля с последующим изъятием у его собственника регистрационных документов и знаков.

Соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения может быть подтверждено только соответствующим сертификатом, выданным только аккредитованной организацией.

Административный истец в своем административном исковом заявлении выразил согласие, что регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Пунктом 51 Правил предусмотрено, что в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

Основанием для восстановления регистрационного учета может служить предъявленный действующий сертификат соответствия на данное транспортное средство.

На основании изложенного, требования по административному исковому заявлению ФИО1 не признают и просят отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Административный ответчик полагает, что УГИБДД УМВД России по тверской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не предоставляет государственные услуги по регистрации транспортных средств, не является самостоятельным юридическим лицом, является структурным подразделением УМВД России по Тверской области. Ссылаясь на требования статей 28,33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ходатайствует о передаче дела на рассмотрение в Заволжский районный суд г.Твери по месту нахождения ответчика.

Заинтересованное лицо, Федеральная служба по аккредитации, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, участия в судебном заседании не принял, предоставив письменную информацию по существу спора, указав следующее.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Полномочия Федеральной службы по аккредитации установлены Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 845, и включают, в том числе, формирование и ведение национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение ее на официальном сайте Службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту

В Едином реестре сертификатов соответствия содержатся сведения о сертификате соответствия № С-СN.АВ23.А.04536 от 28 сентября 2011 года, статус сертификата соответствия - «Аннулирован», ранее выданным органом по сертификации продукции ООО «Магадан-Тест» (аттестат аккредитации № РОСС КХ1.0001.11АВ23) на транспортное средство Автомобиль грузовой- самосвал «***», 2011 г.в., двигатель WP10.340NE40, объем 9726 куб. см., дизель, ***, экологический класс: 4.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» приостанавливать или прекращать действие сертификатов соответствия уполномочен только орган по сертификации, выдавший сертификаты соответствия, о чем орган по сертификации обязан информировать Федеральную службу по аккредитации и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

В соответствии с пунктом 4 Положения о формировании и ведении единого реестра сертификатов соответствия, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 № 201 (далее - Положение), формирование и ведение единого реестра включают в себя сбор Федеральной службой по аккредитации переданных ему органами по сертификации сведений о сертификатах соответствия, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия, внесение в единый реестр сведений о сертификатах соответствия, их хранение, систематизацию, актуализацию и изменение, а также защиту содержащейся в едином реестре информации.

Согласно пункту 7 Положения сведения о сертификатах соответствия передаются органами по сертификации в Федеральную службу по аккредитации в электронном виде по каналам связи.

Пункт 8 Положения устанавливает, что сведения о сертификатах соответствия вносятся в единый реестр в течение 3 рабочих дней с даты их поступления в Федеральную службу по аккредитации в виде записи, содержащей, в соответствии с пунктом «к», дату и причину приостановления, возобновления или прекращения действия сертификата соответствия.

Таким образом, прекращение, приостановление или возобновление действия сертификата соответствия осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия (ОС ООО «Магадан-тест»). Федеральной службой по аккредитации решение о прекращении действия сертификата соответствия не принималось.

Действие сертификата соответствия № С-СN.АВ23.А.04536 прекращено органом по сертификации продукции ООО «Магадан-Тест» 17 декабря 2012 года по решению заявителя, на основании приказа ООО «Магадан-Тест» № 30 от 17 декабря 2012 года. Также сведения об отмене сертификата соответствия органом по сертификации продукции ООО «Магадан-Тест» переданы в электронном виде по каналам связи в Единый реестр сертификатов соответствия.

В соответствии с приказом Росаккредитации от 08 ноября 2012 года № 3992 в отношении органа по сертификации продукции ООО «Магадан-Тест» была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения существующих требований законодательства о техническом регулировании, которые заключались в проведении работ по сертификации с использованием документов, содержащих сведения, не позволяющие сделать обоснованный вывод о соответствии продукции существующим на момент проверки требованиям законодательства Российской Федерации.

Так, в качестве документов, обосновывающих соответствие транспортных средств, произведенных в Китайской Народной Республике, экологическому стандарту 4, использовались результаты испытаний на определение содержания вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств, выполненные лабораториями КНР, не ратифицировавшей Соглашение о принятии единообразных предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенное в Женеве 20 марта 1958 года.

Также установлено, что в органе по сертификации продукции ООО «Магадан-Тест» не в полной мере осуществлялся контроль за анализом документов, используемых при идентификации продукции, что выразилось в указании в сертификатах соответствия сведений, отличающихся от данных, содержащихся в документах, представленных заявителями (ошибки в номерах документов завода-изготовителя, в том числе ошибки в обозначениях номеров двигателей, моделей и т.п.).

Орган по сертификации продукции ООО «Магадан-Тест» проводил соответствующие работы по схемам сертификации, не предусмотренным техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 609, который действовал на момент проведения проверки.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 16 ноября 2012 года № 540/В-В/УК, в котором отражены все выявленные нарушения обязательных требований, предъявляемых к деятельности по подтверждению соответствия, осуществляемой аккредитованным лицом. Аккредитованному лицу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 16 ноября 2015 года, предписывающее рассмотреть вопрос о прекращении действия необоснованно выданных сертификатов соответствия в отношении транспортных средств и уведомить заинтересованных лиц.

Письмом от 17 декабря 2012 года № 645 в орган по сертификации продукции ООО «Магадан-Тест» уведомил Росаккредитацию об устранении нарушений, отраженных в акте проверки от 16 ноября 2012 года № 540/В-В/УК, путем издания приказа ООО «Магадан-Тест» от 17 декабря 2012 года № 30, содержащего приложение № 1, в котором перечислены сертификаты соответствия, прекратившие свое действие на основании данного приказа, в том числе сертификат соответствия № С-СN.АВ23.А.04536 от 28 сентября 2011 года (Приложения № 1 к приказу ООО «Магадан-Тест» от 17 декабря 2012 года № 30).

Таким образом, полномочия Росаккредитации в отношении выданных сертификатов соответствия ограничены систематизацией сведений о сертификатах соответствия.

В соответствии с пунктом 9 Правил формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1384, основанием для внесения в реестр сведений о сертификатах соответствия является решение органа по сертификации о выдаче сертификата соответствия, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении его действия, принятое в соответствии с требованиями документов, на основании которых была проведена сертификация продукции.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Таким образом, процедура возобновления ранее прекращенных сертификатов соответствия должна быть приведена в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза (национальном техническом регламенте) при возможности их осуществления.

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720, действовавший до 19 февраля 2015 года, и технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утверждённый Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 877, действующий с 01 января 2015 года, не содержат и не содержали процедуру возобновления действия ранее прекращенных сертификатов соответствия.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена процедура возобновления действия ранее аннулированных сертификатов соответствия, однако, также не установлены ограничения на повторное прохождение процедуры подтверждения соответствия транспортного средства требованиям технического регламента.

В 2015 году на территории Таможенного союза вступил в силу Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 877.

Проводить исследования (испытания) транспортных средств на соответствие Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 уполномочены аккредитованные испытательные лаборатории область аккредитации которых содержит Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011.

По вопросу получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства на единичное транспортное средство, находящиеся и бывшее в употреблении на территории Российской Федерации собственник транспортного средства, в отношении которого аннулированы регистрационные действия, вправе обратиться к официальному представителю изготовителя данного транспортного средства или к лицу, осуществившему ввоз данного транспортного средства на территорию Российской Федерации, с целью подтверждения возможности выступать представителем указанного лица в качестве заявителя при проведении оценки соответствия (пункт 69 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011).

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 70 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, в случае несоответствия единичного транспортного средства установленным требования технического регламента данное транспортное средство может быть приведено в соответствие с учетом устранения причин ранее выявленного несоответствия и представлено в аккредитованную испытательную лабораторию для повторного проведения проверки выполнения требований безопасности и получения по результатам изучения всех необходимых доказательных материалов свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, по форме, предусмотренной приложением № 17 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011.

В соответствии с положениями статьи суд полагает возможным рассмотреть административное дело без участия неявившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2011 года № 5-П, отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением установленных федеральным законом случаев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается пункт 3 статьи 15 ФЗ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что 03 августа 2013 года административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи приобрел транспортное средство - грузовой - самосвал «***».

Указанный автомобиль произведен в КНР и ввезен на территорию Российской Федерации через Благовещенский таможенный пост, которым 17 октября 2011 года был выдан паспорт транспортного средства *** (л.д. 8-9), согласно которому транспортное средство имеет четвертый экологический класс.

Как усматривается из материалов дела, в качестве документа, подтверждающего соблюдение действовавшего на тот момент Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» таможенному органу был предоставлен сертификат соответствия № С-СN.АВ23.А.04536, выданный ООО «Магадан – Тест».

08 августа 2013 года указанный автомобиль поставлен на регистрационный учет во МРЭО ГИДД № 2 города Торжка Тверской области (в настоящее время МРЭГ №3 ГИБДД УМВД России по Тверской области), выдано свидетельство о регистрации транспортного средства ***, государственный регистрационный знак *** (л.д. 10).

На основании приказа Федеральной службы по аккредитации № 3992 от 08 ноября 2012 года проведена проверка органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя в отношении ООО «Магадан-Тест» и составлен акт № 540/В-В/УК от 16 ноября 2012 года, в ходе, которой в деятельности указанного общества выявлены нарушения законодательства при выдаче сертификатов соответствия в отношении транспортных средств китайского производства. Так, в ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о техническом регулировании, выразившиеся в том, что ООО «Магадан-Тест» проводились работы по сертификации с использованием документов, содержащих сведения, не позволяющие сделать обоснованный вывод о соответствии продукции требованиям законодательства Российской Федерации. В качестве документов, обосновывающих соответствие транспортных средств, произведенных в Китайской Народной Республике, экологическому стандарту 4, использовались результаты испытаний на определение содержания вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств, выполненные лабораториями КНР, не ратифицировавшей Соглашение о принятии единообразных предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенное в Женеве 20 марта 1958 года. Орган по сертификации продукции ООО «Магадан-Тест» проводил соответствующе работы по схемам сертификации, не предусмотренным Техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» утв. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 года № 609, действовавшим на момент проведения проверки.

17 декабря 2012 года ООО «Магадан – Тест» был издан приказ о прекращении действия сертификатов соответствия автотранспортных средств китайского производства, выданных органом сертификации ООО «Магадан – Тест» во исполнение предписания Росаккредитации от 16 ноября 2012 года.

28 мая 2015 года истец ФИО1 получил от сотрудника МРЭГ № 3 ГИБДД УМВД России по Тверской области уведомление от 28 апреля 2015 о прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства «***, государственный регистрационный знак ***, в соответствии с пунктом 51 Приказа № 1001 от 24 ноября 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств». Данные обстоятельства не оспаривает и административный истец, о чем им указано собственноручно в административном исковом заявлении.

В целях упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, предусматривающее, в том числе, требования к их оформлению.

Пунктом 6 Положения установлено, что таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС (одобрения типа транспортного средства) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ (одобрения типа шасси).

Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (п. 9 Положения).

Пунктом 36 Положения установлено, что в строке «13» паспорт транспортного средства указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство. Заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах (пункт 70 Положения).

Выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными) (пункт 72 Положения).

Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» предусмотрены основания, по которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами. В частности, не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.

В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 № 1001, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск. Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).

Материалами дела установлено, что сведения об экологическом классе автомобиля в паспорт транспортного средства были внесены на основании сертификата соответствия, который решением органа по сертификации прекратил свое действие.

Установив, что документ, на основании которого определялся один из технических параметров автомобиля (сертификат соответствия), выдан необоснованно, в нарушение порядка, установленного законодательством, его действие прекращено, орган ГИБДД обоснованно аннулировал регистрацию транспортного средства, ибо такое транспортное средство не могло и не может участвовать в дорожном движении. Установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушений в действиях МРЭГ №3 ГИБДД УМВД России по Тверской области и законных интересов административного истца.

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик, УМВД России по Тверской области в лице своего представителя, ссылаясь на требования статей 28,33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайствовал о передаче дела по месту нахождения ответчика.

У суда не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, исходя из следующего.

Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.

В силу части 1 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

Частью 2 статьи 27 КАС РФ предусмотрены случаи, когда суд передаёт административное дело на рассмотрение другого суда.

Часть 1 статьи 22 КАС РФ определяет, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В соответствии с частью 3 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Административный истец ФИО1 проживает по адресу: ***.

Оснований, предусмотренных частью 2 статьи 27 КАС РФ, свидетельствующих о необходимости передачи административного дела на рассмотрение другого суда, не имеется.

Ссылки административного истца на нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нельзя признать обоснованными, ибо данное административное дело рассматривается в порядке административного судопроизводства, предусмотренном КАС РФ.

Разрешая требования административного истца ФИО1 о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно частям 5, 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из содержания искового заявления, о факте прекращения регистрации транспортного средства истцу стало известно в мае 2015 года, что также подтверждается материалами дела.

Административное исковое заявление подано истцом в суд посредством почтовой связи 04 апреля 2016 года, о чем свидетельствует отметка почтового органа на почтовом отправлении.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что исковое заявление подано с нарушением установленного законом срока.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока указано, что истцу в неустановленный период поступило уведомление об аннулировании регистрации транспортного средства, в котором не были разъяснены право и сроки его обжалования, сам текст решения истцу до настоящего времени не вручался, в связи с чем срок не пропущен.

Указанные причины пропуска процессуального срока суд не может признать уважительными, вследствие чего не имеется оснований для его восстановления.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Принимая во внимание изложенное выше, отсутствие в материалах дела данных, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Аннулирование регистрации транспортного средства не влечет прекращение права собственности гражданина на данное имущество. Вместе с тем, приобретение права собственности на транспортное средство, безопасность которого в установленном законом порядке не подтверждена, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить это транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к межрайонной регистрационно-экзаменационной группе № 3 Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области, Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тверской области, Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тверской области о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства и возложении обязанности восстановить регистрацию транспортного средства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Торжокский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 20 мая 2016 года.

Председательствующий подпись Е.Ю. Арсеньева

***

***

***