11RS0016-01-2021-000903-33
дело № 2а-465/2021
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 15 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Уляшева Д. В. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,
установил:
Уляшев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми о признании действий незаконными, возложении обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №. В обоснование требований указано, что при обращении в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом строительстве объекта на земельном участке с кадастровым номером №, собственником которого является Уляшев Д.В., последнему выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам по причине того, что земельный участок в соответствии с утвержденным генеральным планом сельского поселения «Выльгорт» находится в зоне СХ-2, то есть зоне сельскохозяйственного назначения за пределами населенного пункта. Находя действия администрации муниципального района «Сыктывдинский» по выдаче указанного уведомления не основанным на законе, и нарушающим права и законные интересы, Уляшев Д.В. обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 25.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Республике Коми.
Стороны, а также заинтересованное лицо, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
Учитывая специфику данной категории дел, федеральный законодатель указал, что при проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и должен выяснить в полном объеме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между слабой и сильной стороной отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик, а в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (части 8, 11 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При рассмотрении дела судом установлено, что Уляшев Д.В. является собственником земельного участка, которому соответствует кадастровый номер №.
В качестве характеристик названного земельного участка Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, в числе иных отображает сведения о его расположении в Сыктывдинском районе Республики Коми и отнесении к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «строительство и обслуживание индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки».
Из материалов дела следует, что 13.04.2021 Уляшев Д.В. обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке.
По результатам рассмотрения уведомления Уляшева Д.В. органом местного самоуправления вынесено уведомление №11RU11514304-179-2021-4-ИЖД/нс от 15.04.2021 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках.
Основанием для выдачи администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми оспариваемого уведомления в отношении земельного участка с кадастровым номером № послужило его расположение в территориальной зоне СХ-2 – зона сельскохозяйственного назначения, не допускающей размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Указывая, что принадлежащий административному истцу земельный участок имеет категорию земель населенных пунктов, и, находя действия административного ответчика, выразившиеся в вынесении оспариваемого уведомления, незаконными, Уляшев Д.В. обратился с рассматриваемым административным иском, разрешая который суд исходит из следующего.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
Законом Республики Коми от 05.03.2005 №11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» установлено, что муниципальное образование на территории поселения Выльгорт имеет статус сельского поселения, входящего в состав муниципального образования муниципального района на территории Сыктывдинского района (статьи 16, 93, 103).
Согласно пункту 9 части 1.1 статьи 8 Устава МО МР «Сыктывдинский», принятого решением Совета МО «Сыктывдинский район» от 17.02.2006 №29/2-2 (в редакции, действовавшей на момент принятия Решения №48/3-3), к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления муниципального района «Сыктывдинский» на территориях сельских поселений, входящих в состав МР «Сыктывдинский», отнесено утверждение генеральных планов поселений.
В рамках рассмотрения административного дела установлено, что земельный участок, принадлежащий в настоящее время Уляшеву Д.В. на праве собственности, был выделен за счет долей, принадлежавших участникам общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения в границах реорганизованного КСП «Совхоз Сыктывкарский».
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности на земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений (населенных пунктов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Так, Решением Совета МР «Сыктывдинский» от 25.03.2010 №35/3-13 утвержден Генеральный план сельского поселения «Выльгорт», в результате чего в границы сельского поселения были включены земли сельскохозяйственного назначения, из которых образованы и поставлены на кадастровый учет, в том числе принадлежащий административному истцу земельный участок, в отношении которого наряду с другими внесены сведения о переводе земель административного истца из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
Таким образом, административный истец является собственником земельного участка, образованного из земель, которые ранее до утверждения Генерального плана сельского поселения «Выльгорт» относились к землям сельскохозяйственного назначения.
В последующем, Решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от 28.09.2017 №21/9-13 признано утратившим силу Решение №35/3-13 в связи с отсутствием полномочий у Совета МО МР «Сыктывдинский» на утверждение генерального плана сельского поселения.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 30.05.2018 по делу №3а-3/2018, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2018 №3-АПГ18-5, отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим решения Совета МО МР «Сыктывдинский» от 28.09.2017 №21/9-13.
Решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 26.03.2020 №48/3-3 утвержден новый Генеральный план муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми (далее - Генеральный план). Решение №48/3-3 вместе с Генеральным планом размещено на официальном сайте муниципального района «Сыктывдинский» www.syktyvdin.ru.
Утвержденный в 2020 году Генеральный план муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» содержит положение о территориальном планировании; графические материалы (карты); материалы по обоснованию в текстовой и графической формах; сведения о границе населенного пункта «Выльгорт».
При рассмотрении дела установлено, что земельный участок административного истца согласно утвержденному 26.03.2020 Генеральному плану муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» находится за пределами границ населенного пункта «Выльгорт».
Обосновывая заявленные требования, административный истец ссылался на сведения о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, внесенные в ЕГРН.
Между тем, утверждение неуполномоченным органом - Советом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» генерального плана от 2010 года, которым изменена категория земельного участка, произведено с существенным нарушением порядка подготовки и принятия нормативного правового акта, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для изменения категории земель, в пределах которых расположен земельный участок административного истца, исключения его из состава земель сельскохозяйственного назначения и включения в земли населенных пунктов, а равно не может порождать для административного истца правовых последствий, соответственно, земельный участок с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, с учетом изложенного, в рассматриваемом случае отмена решения, утвердившего в 2010 году генеральный план, принятый с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, привела к восстановлению положения до его принятия и не изменила его утверждением нового генерального плана.
Необходимо также отметить, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Коми от 06.08.2021 по делу №3а-1/2021 оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Штеюк Н.С., Штеюк И.П. Усатовой М.А., Усатовой З.А., Родэ Е.Г., Батмановой О.В., Власова А.А., Власовой А.С., Виноградова Е.Б., Костылевой А.А., Соколова А.В., Носкова В.И., Кондратенок В.П. о признании недействующим решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 26.03.2020 №48/3-3 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в части исключения их земельных участков из границ населенного пункта, возложении обязанности пересмотреть генеральный план в оспариваемой части.
Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке истца, внесенные на основании утвержденного в 2010 году Генерального плана, отменённого в последующем в установленном порядке органом местного самоуправления, не могут служить основанием для признания оспариваемого уведомления незаконным, поскольку земельный участок административного истца не включен в границы населенного пункта и отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Зонирование отражено в картах территориальных зон, являющихся составной частью Генерального плана и Правил землепользования и застройки и относящихся к числу действующих нормативно правовых актов и данные сведения являются общедоступными.
Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
При поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и параметров объекта строительства с учетом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве.
С учетом приведенной нормы о недопустимости строительства новых объектов на земельных участках, не соответствующих градостроительному регламенту, администрацией муниципального района «Сыктывдинский» правомерно направлено Уляшеву Д.В. уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Проверка возможности строительства на указанном выше земельном участке в соответствии с утвержденным 26.03.2020 Генеральным планом сельского поселения «Выльгорт» администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» произведена. Принятое решение полностью согласуется с генеральным планом, являющимся нормативным правовым актам.
При установленных обстоятельствах, при которых Генеральный план, утвержденный 26.03.2020, не предусматривает нахождение спорного земельного участка в границах населенного пункта, а спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого уведомления незаконным, в связи с чем, административные исковые требования, в том числе и о возложении обязанности на орган местного самоуправления обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административные исковые требования Уляшева Д. В. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 22 декабря 2021 года.
Судья Ю.В. Рачковская