ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-466/2021 от 29.09.2021 Юрьянского районного суда (Кировская область)

43RS0042-01-2021-000812-68

2а-466/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Юрья Кировской области 29 сентября 2021 года

Юрьянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Братухиной Е.А.,

при ведении аудиопротоколирования секретарём Козловских О.В.,

с участием представителя администрации ЗАТО Первомайский по доверенности Малышевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Елизаветина О.А. к администрации ЗАТО Первомайский, МО МВД России «Юрьянский» о признании незаконным действия (бездействия), признании незаконным распоряжения, возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Елизаветин О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации ЗАТО Первомайский, ОВМ МО МВД России «Юрьянский» о признании незаконным действия (бездействия), признании незаконным распоряжения, возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства.

В обоснование заявленных требований указал, что в феврале 2021 г. он трижды обращался в ОВМ МО МВД России «Юрьянский» с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> с приложением всех необходимых документов. 15.02.2021 его заявление было рассмотрено и он был приглашён явиться за получением услуги по регистрационному учету в ОВМ МО МВД России «Юрьянский» 16.02.2021, но 16.02.2021 сотрудником ОВМ МО МВД России «Юрьянский» М. дело приостановлено в связи с направлением запроса в администрацию ЗАТО Первомайский. 20.02.2021 на основании ответа администрации ЗАТО Первомайский ему было отказано в приёме документов. Поскольку ответ направлен не был он 06.04.2021 был вынужден также обратиться в УМВД по Кировской области. 19.04.2021 им был получен ответ, в котором разъяснялось, что Министерство внутренних дел и его территориальные органы не уполномочены федеральным законодательством на самостоятельное принятие решения о вселении граждан в жилые помещения специализированного жилого фонда, необходимо обратиться к собственнику жилого помещения – администрации ЗАТО Первомайский Кировской области для заключения договора социального найма либо для решения вопроса о вселении в жилое помещение в качестве члена семьи. Глава администрации ЗАТО Первомайский К. в своих ответах от 05.03.2021 № 263-01-26, от 12.03.2021 № 289-01-26, от 20.04.2021 № 463-01-26 указала, что ордер имеет одинаковую законную силу с договором социального найма. При необходимости наниматель имеет право обратиться в управляющую организацию с заявлением о замене ордера на договор социального найма. Договор социального найма на основании ордера ни им, ни Е.С.Д. с ООО «Уют» не заключался. Квартира не сдавалась, акт приёма-передачи не подписывался, в квартире находятся его вещи. Временное снятие с регистрационного учета обусловлено необходимостью остановить кражу денежных средств неустановленной группой лиц. В судебном заседании 09.09.2020 представитель администрации ЗАТО Первомайский Малышева И.Н. заявляла, что договор найма имеется. 27.05.2021 он обратился с письмом на имя начальника УМВД по Кировской области о разъяснении вопроса регистрационного учета граждан в ЗАТО Первомайский Кировской области. 17.06.2021 ему был дан ответ, что он должен обратиться в администрацию ЗАТО Первомайский с заявлением по форме 6 и письменным согласием членов семьи о вселении его в жилое помещение, что он и сделал 23.06.2021. 16.07.2021 ему был дан ответ администрации ЗАТО Первомайский, что на основании распоряжения от 25.03.2021 ответственность за прием и передачу в органы регистрационного учета документов возложена на ООО «Уют». Считает, что данное распоряжение не имеет законной силы, т.к. оно не подписано, отсутствует печать, не опубликовано, не занесено в реестр муниципальных правовых актов Минюста, отсутствует на портале Министерства юстиции. Кроме этого, вопрос о регистрации граждан передан организации, находящейся в стадии ликвидации, которая не имеет лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации. 22.07.2021 он направил указанные документы в ООО «Уют», откуда он получил ответ от 17.08.2021, что ответственность за прием и передачу в органы регистрационного учета документов должна нести администрация ЗАТО Первомайский. Таким образом, действия (бездействие) администрации ЗАТО Первомайский, а именно фактический отказ администрации ЗАТО Первомайский в регистрации его по месту жительства по адресу: <адрес> является незаконным, нарушает его права на свободу передвижения и выбор места жительства, лишает права на законных основаниях проживать в указанной квартире и пользоваться ею, а также лишает избирательного права.

Просит признать действия (бездействие) администрации ЗАТО Первомайский Кировской области в регистрации его по месту жительства по адресу: <адрес> незаконными, признать распоряжение администрации ЗАТО Первомайский Кировской области от 25.03.2021 № 80 незаконным, обязать ОВМ МО МВД России «Юрьянский зарегистрировать его по месту жительства по адресу; <адрес>

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечён МО МВД России «Юрьянский».

В судебном заседании представитель ответчика администрации ЗАТО Первомайский Малышева И.Н. исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Суду пояснила, что до снятия с регистрационного учёта Елизаветин О.А. проживал в спорном жилом помещении на основании ордера. После снятия с регистрационного учёта в квартире остался его пасынок Е.С.Д.., от которого в администрацию ЗАТО Первомайский 23.06.2021 поступило заявление от 11.02.2021 о согласии на вселение Елизаветина О.А. Ему был дан ответ, что в соответствии с распоряжением № 80 с заявлением о регистрации члена семьи он вправе обратиться в ООО «Уют». От самого Елизаветина О.А. никаких заявлений о его регистрации не поступало и, соответственно, какие-либо действия по отказу в регистрации администрацией не совершались. От Елизаветина были обращения по вопросу, какая организация занимается вопросами регистрации, ему давались ответы, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, на основании распоряжения № 80 и договора на управление, функции по приёму документов переданы ООО «Уют», весь порядок ему был разъяснён, бездействия со стороны администрации не было. Администрация не занимается приемом документов для передачи их в орган, осуществляющий регистрацию граждан. Снялся истец с регистрационного учёта добровольно, это установлено решением суда от 11.09.2020. Если он желает вновь зарегистрироваться по указанному адресу, с заявлением об этом в ООО «Уют» должен обратиться Еремин, заключив договор социального найма как новый наниматель, чтобы вселить Елизаветина. В настоящее время в квартире никто не проживает, дверь заколочена, имеется задолженность по оплате коммунальных услуг. Считает, что никаких прав истца, в том числе, избирательных, администрацией нарушено не было, т.к. администрация ЗАТО не осуществляет действия по регистрации граждан, на все его обращения были даны ответы. Обжалуемое истцом распоряжение № 80 не затрагивает прав истца, т.к. данным распоряжением утверждён перечень управляющих организаций в ЗАТО Первомайский, которым предусмотрен перечень работ и услуг, кроме того, истец не является жителем ЗАТО Первомайский. Данное распоряжение не является НПА, в связи с этим не внесено в реестр НПА Минюста. То обстоятельство, что ООО «Уют» находится в стадии банкротства, не может свидетельствовать о невозможности осуществления им функций наймодателя, в том числе, по приёму документов для передачи в орган, осуществляющий регистрацию граждан.

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

В судебное заседание в Мотовилихинский районный суд г. Перми для участия в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи, назначенном по его ходатайству, также не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещён надлежащим образом (л.д. 198).

Представитель административного ответчика МО МВД России «Юрьянский» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Направил в адрес суда возражения на административное исковое заявление, в которых просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что в связи с тем, что в обращениях Елизаветина О.А. о регистрации по месту жительства указывались разные основания для регистрации, ОВМ МО МВД России «Юрьянский» в соответствии с Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, согласно которому гражданин вправе не представлять документ, являющийся основанием для регистрации по месту жительства, был сделан запрос в администрацию ЗАТО Первомайский, и получен ответ, из которого следовало, что Елизаветин О.А. нанимателем муниципальных жилых помещений, не является, в связи с чем на основании п. 58.2 Регламента в приёме заявления о регистрации по месту жительства ему было отказано. В последующем на неоднократные обращения Елизаветина О.А., ему давались разъяснения о порядке регистрации граждан в соответствии с п.п. 16, 17, 18 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, о необходимости личного обращения к лицам, ответственным за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов, с указанием перечня необходимых документов.

При данных обстоятельствах, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из содержания п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.

В соответствии с п. 2 данных Правил органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Указанный Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 09.02.2021 и 10.02.2021 Елизаветин О.А. обращался через Единый портал государственных услуг в ОВМ МО МВД России «Юрьянский» с заявлением о регистрации по месту жительства, указав в качестве основания для регистрации ордер на жилое помещение. На его обращение был дан ответ, что ему следует обратиться с заявлением по форме № 6, указав документ, на основании которого будет производиться регистрация по месту жительства. При этом было указано, что в соответствии с жилищным законодательством ордер не относится к документам, являющимся основанием для регистрации, необходимо представить договора найма жилого помещения, в связи с чем ему было рекомендовано обратиться в администрацию ЗАТО Первомайский для заключения соответствующего договора.

По обращению Елизаветина О.А. от 11.02.2021 ОВМ МО МВД России «Юрьянский» был направлен запрос в администрацию ЗАТО Первомайский, рассмотрение заявления приостановлено, о чём было сообщено Елизаветину О.А. 16.02.2021 (л.д. 19-21, 180).

На основании поступившего 20.02.2021 из администрации ЗАТО Первомайский ответа о том, что Елизаветин О.А. не является нанимателем жилых помещений в ЗАТО Первомайский, ОВМ МО МВД России «Юрьянский» административному истцу в соответствии с п. 58.2 Административного регламента, утверждённого приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, было отказано в приёме документов (л.д. 21, 181). Данный отказ был направлен Елизаветину О.А. 24.02.2021 (л.д. 182). В последующем на обращения Елизаветина О.А. от 15.04.2021 и от 23.06.2021 также направлялись ответы, в которых разъяснялся порядок действий, необходимых для регистрации по месту жительства, а также указывался перечень необходимых документов для регистрации по месту жительства и порядок их получения (л.д. 184-189).

Согласно п. 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6 и документы, предусмотренные п. 49 Административного регламента – паспорт, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).

Кроме этого, п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, для регистрации по месту жительства гражданин по общему правилу предоставляет лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ.

В соответствии с п. 58.2 Административного регламента отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом является основанием для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Таким образом, из анализа названных законоположений следует, что при оказании государственной услуги по регистрации граждан по месту жительства органы регистрационного учета должны располагать данными, позволяющими им установить наличие правовых оснований для предоставления жилого помещения для проживания.

Поскольку документов, подтверждающих то, что административный истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, либо членом семьи нанимателя в орган, осуществляющий регистрацию граждан по месту жительства, представлено не было в связи с их отсутствием, отказ ОВМ МО МВД «Юрьянский» в принятии документов, необходимых для предоставления государственной услуги – регистрации гражданина по месту жительства является законным.

Учитывая данное обстоятельство, а также то, что административным истцом не оспариваются какие-либо решения либо действия сотрудников ОВМ МО МВД России «Юрьянский», оснований для возложения на ОВМ МО МВД России «Юрьянский» обязанности зарегистрировать административного истца по месту жительства, не имеется.

Заявляя требование о признании незаконным действия (бездействия) администрации ЗАТО Первомайский в регистрации его по месту жительства по адресу: <адрес>, административный истец в просительной части заявления не указал, в чем данные действия (бездействие) выражаются. При подготовке дела к судебному разбирательству административному истцу было предложено уточнить этот пункт требований, требование истцом уточнено не было, в связи с этим суд рассматривает требование истца о признании незаконным действия (бездействия) администрации ЗАТО Первомайский, выразившихся в фактическом отказе в регистрации его месту жительства (исходя из формулировки, изложенной в описательной части искового заявления).

Разрешая заявленное требование, суд приходит к следующему.

Как было указано выше, в соответствии с п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 4 данных Правил установлено, что ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, в том числе, должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

Распоряжением администрации ЗАТО от 25.03.2021 № 80 утверждён Перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, которым осуществление функций, связанных с регистрационным учётом граждан, в том числе, функции приёма и передачи документов в органы регистрационного учёта, возложено на управляющую компанию ООО «Уют» (л.д. 173-175).

В соответствии с п.п. 3.1.3, 3.1.7 договора управления жилищным фондом ЗАТО Первомайский, заключённого 26.03.2021 между администрацией ЗАТО Первомайский и ООО «Уют», управляющая организация ООО «Уют» обязана заключать (расторгать, изменять, дополнять) с гражданами – нанимателями жилых помещений договоры найма и социального найма жилья, вести учёт граждан – нанимателей жилых помещений и иных жильцов. Согласно приложению № 1 к договору к жилищному фонду, в отношении которого функции управления осуществляет ООО «Уют», отнесён, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 201-203, 204).

В соответствии с п.п. 1.13, 1.15 Приложения № 2 к указанному договору управления, в перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом входят, в том числе, приём граждан по вопросам пользования жилым помещением, иным вопросам, осуществление функций, связанных с регистрационным учётом граждан (л.д. 205-208).

Таким образом, в соответствии с п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ответственными за приём и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ в ЗАТО Первомайский определены должностные лица управляющей жилищным фондом организации – ООО «Уют».

В судебном заседании установлено, что Елизаветину О.А. на основании ордера № 25, выданного 15.07.1996, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором он был зарегистрирован с 30.05.1996. 21.05.2019 Елизаветин О.А. снялся с регистрационного учёта по указанному адресу и выбыл по заявленному адресу: г<адрес>. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Юрьянского районного суда Кировской области от 11.09.2020 (л.д.213-218).

Судом установлено, что в настоящее время в указанной квартире зарегистрирован Е.С.Д. приходящийся административному истцу пасынком и фактически являющийся нанимателем жилого помещения (л.д. 118). Из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика следует, что договор социального найма на спорное жилое помещение им не заключался, в настоящее время Е.С.Д.. фактически по указанному адресу не проживает, что следует из акта от 27.09.2021 (л.д. 209).

В силу требований статьи 67, 70 Жилищного кодекса РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 Жилищного кодекса РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика администрации ЗАТО Первомайский и представленных документов, Елизаветин О.А. в администрацию ЗАТО Первомайский с заявлением о регистрации его по месту жительства не обращался, администрацией ЗАТО Первомайский решения об отказе в регистрации его по месту жительства не принимались. В исковом заявлении административный истец также не указывает, когда и при каких обстоятельствах он обращался в администрацию ЗАТО Первомайский с заявлением о регистрации по месту жительства, когда ему было отказано в регистрации, документов, подтверждающих данные факты, не прикладывает.

Из представленных в материалы дела документов следует, что все обращения Елизаветина О.А. в администрацию ЗАТО Первомайский касались вопросов снятия его с регистрационного учёта, порядка обеспечения граждан, подлежащих отселению из ЗАТО, жилыми помещениями, порядка избрания главы ЗАТО Первомайский и его полномочий, порядка заключения Е.С.Д. договора социального найма взамен ордера. На все обращения Елизаветина О.А. администрацией ЗАТО Первомайский были даны ответы, в которых в том числе, указывалось, что в соответствии с распоряжением администрации ЗАТО от 25.03.2021 № 80 осуществление функций, связанных с регистрационным учётом граждан, в том числе, функции приёма и передачи документов в органы регистрационного учёта, возложено на управляющую компанию ООО «Уют», что Е.С.Д.., фактически являющийся нанимателем жилого помещения, вправе обратиться в ООО «Уют», наделённое полномочиями по заключению договоров социального найма.

На заявление Е.С.Д. от 11.02.2021 о согласии на вселение Елизаветина О.А., поступившее в администрацию ЗАТО Первомайский 23.06.2021 (отправлено с электронной почты Елизаветина О.А.), 21.07.2021 был дан ответ о том, что он, являясь единственным гражданином, зарегистрированным в спорном жилом помещении, имеет право на заключение договора социального найма, а впоследствии, как наниматель жилого помещения вправе зарегистрировать в установленном законом порядке членов своей семьи, обратившись в ООО «Уют», осуществляющее функции, связанные с регистрационным учётом граждан (л.д. 165, 166).

Рассмотрение обращений Елизаветина О.А. административным ответчиком осуществлено в соответствии с требованиями Конституции РФ, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Жилищного кодекса РФ, Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённого Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984.

При этом, как установлено судом, административный истец с заявлением о регистрации его в жилом помещении, расположенном в ЗАТО Первомайский, в администрацию ЗАТО Первомайский не обращался, решений об отказе в регистрации его по месту жительства административным ответчиком администрацией ЗАТО Первомайский не принималось. Кроме этого, как следует из приведённых выше норм, органами регистрационного учёта граждан являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, функции по приему и передаче документов органы регистрационного учёта в ЗАТО Первомайский осуществляет ООО «Уют», в силу чего обязанность по осуществлению каких-либо действий, связанных с регистрационным учётом граждан, в том числе, принятие решений о регистрации либо отказе в регистрации, у администрации ЗАТО Первомайский отсутствует. Доводы административного истца о том, что ООО «Уют» находится в стадии ликвидации суд находит не имеющими правового значения, поскольку ООО «Уют» финансово-хозяйственную деятельность не прекратило.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным действия (бездействия) администрации ЗАТО Первомайский в регистрации его по месту жительства по адресу: <адрес> не имеется.

Также не подлежит удовлетворению требование административного истца о признании незаконным распоряжения администрации ЗАТО Первомайский Кировской области № 80 от 25.03.2021.

В обоснование своего требования административный истец ссылается на то, что данное распоряжение не имеет законной силы, поскольку не подписано, не имеет печати, не опубликовано, не занесено в реестр муниципальных правовых актов Министерства юстиции, при этом административный истец не указывает, каким нормативно-правовым актам не соответствует данное распоряжение, какие его права и законные интересы данным распоряжением нарушены.

Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика, все муниципальные акты издаются в форме постановлений, которые являются нормативно-правовыми актами и в форме распоряжений, которые нормативно-правовыми актами не являются. Нормативно-правовые акты включаются в регистр муниципальных НПА Кировской области, формируемый Министерством юстиции Кировской области. Поскольку оспариваемое распоряжение не является НПА, оно в данный регистр включению не подлежит.

Согласно ч. 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Суд полагает, что оспариваемое административным истцом распоряжение относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках организационно-распорядительных полномочий органа местного самоуправления, касается хозяйственно-экономической деятельности ООО «Уют». Данный акт не обладает существенными признаками НПА, указанными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение.

Поскольку оспариваемое распоряжение не является нормативно-правовым актом, оно не подлежит включению в регистр нормативно-правовых актов Кировской области, в связи с чем суд не соглашается с доводом административного истца о признании его незаконным по данному основанию. Также суд находит несостоятельными доводы административного истца об отсутствии в оспариваемом распоряжении необходимых реквизитов (печати, подписи), поскольку в представленной в материалы дела надлежаще заверенной копии оспариваемого распоряжения, данные реквизиты присутствуют (л.д. 173). Иных оснований, по которым Елизаветин О.А. просит признать данное распоряжение незаконным, не заявлено. При наличии указанных обстоятельств суд не находит оснований для удовлетворения требования о признании распоряжения администрации ЗАТО Первомайский Кировской области № 80 от 25.03.2021 г. незаконным.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Елизаветина О.А. не полежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Елизаветину О.А. к администрации ЗАТО Первомайский Кировской области, МО МВД России «Юрьянский» о признании действия (бездействия) незаконным, признании незаконным распоряжения, возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд Кировской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Братухина

Мотивированное решение изготовлено 05.10.2021.

Судья Е.А. Братухина

Решение08.10.2021