УИД 44RS0006-01-2023-000531-13
Дело № 2а-468/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2023 г. г.Галич Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.В.
с участием ст.помощника Галичского межрайонного прокурора Походяевой А.А.
при секретаре Алеевой Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию – городской округ – город Галич Костромской области в лице администрации городского округа город Галич Костромской области о признании бездействия администрации по не включению многоквартирного жилого дома в краткосрочный план капитального ремонта незаконным и возложении обязанности включить в краткосрочный план многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33,
у с т а н о в и л :
Галичский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образованию - городской округ-город Галич Костромской области в лице администрации городского округа-город Галич Костромской области о признании бездействия администрации по не включению многоквартирного жилого дома в краткосрочный план капитального ремонта незаконным и возложении обязанности включить в краткосрочный план многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33.
Иск мотивирован тем, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации городского округа-город Галич Костромской области, в ходе которой выявлены отдельные нарушения.
Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) органы местного самоуправления организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Частью 1 статьи 167 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям ( ч.3 ст.168 ЖК РФ).
В соответствии с ч.7 ст.168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Постановлением Администрации Костромской области от 26 марта 2014 года №100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы (далее- Региональная программа).
В соответствии с пунктами 21,22 Региональной программы плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приведены в приложении № 1 к Региональной программе: конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта осуществляются в рамках краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации Региональной программы, утверждаемых департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и органами местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.13 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области.
В соответствии с подп.1 ч.1.1 ст.13 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемый органом местного самоуправления муниципального района (муниципального округа, городского округа), включается перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта.
Постановлением администрации г.о.г. Галич от 07.09.2022 №581 утвержден краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории г.о.г. Галич на 2020-2022 годы».
Постановлением администрации г.о.г. Галич от 09.02.2023 №61 утвержден краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории г.о.г. Галич на 2023-2025 годы».
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33 в указанные планы не включен.
Согласно Региональной программе капитального ремонта в 2020-2022 гг. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33, планировался капитальный ремонт по шифру работ № 8 «Ремонт крыши, включая ПСД и СК», в 2023-2025 гг. ремонт по шифру работ № 12 «Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабждения, водоотведения, включая ПСД и СК».
Аналогичные нарушения в деятельности администрации выявлялись ранее. Однако принятыми мерами прокурорского реагирования, внесенным 21 октября 2022 года в адрес главы администрации городского округа - город Галич Костромской области представлением, нарушения не устранены. Администрацией г.о.г на протяжении длительного времени обязанность по включению вышеуказанного дома в краткосрочный план капитального ремонта не исполняется, действенных мер, в том числе по обращениям жителей дома, не принимается.
Не включение администрацией г.о.г Галич в нарушение требований ч.7 ст.168 ЖК РФ в краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта на территории г.о.г Галич многоквартирного дома, расположенного по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33, влечет нарушение прав граждан в области своевременного и качественного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, права на безопасность жилища. Данные нарушения касаются не только собственников и законных владельцев жилых помещений многоквартирных домов, но и будущих собственников, а также постоянных и временных пользователей жилых помещений.
На основании изложенного Галичский межрайонный прокурор просил суд: признать незаконным бездействие администрации городского округа-город Галич Костромской области по не включению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33, в краткосрочный план капитального ремонта, и возложить на административного ответчика обязанность не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в силу включить в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа-город Галич на 2023-2025 годы», утверждённый постановлением администрации городского округа-город Галич от 09.02.2023 № 61, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33.
В судебном заседании ст. помощник Галичского межрайонного прокурора Походяева А.А. административные исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным выше.
Представитель административного ответчика Тирвахов С.С. - начальник юридического отдела администрации городского округа-город Галич Костромской области, действующий по доверенности, административные исковые требования, заявленные Галичским межрайонным прокурором, не признал, пояснил, что, исходя из ч.1 ст.167 ЖК РФ и ч.1 ст.13 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» включение конкретных домов в краткосрочный план ремонта связывается с прогнозным планом объёма взносов, что администрацией городского округа и было сделано в 2022 году.
Решение по принятию краткосрочного плана капитального ремонта принималось администрацией городского округа - город Галич с участием Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в соответствии с федеральным и региональным законодательством, в связи с чем нельзя говорить о бездействии администрации.
Доказательств неудовлетворительного состояния домов, подтверждающих необходимость немедленного проведения капитального ремонта, прокурором не представлено, считает, что административный истец «сгущает краски», крыша на доме нормальная, никуда она не оторвётся.
Тирвахов С.С. указывает на то, что право формирования краткосрочного плана капитального ремонта предоставлено законодательством органам местного самоуправления, а не прокуратуре и суду. Учитывая изложенное, считает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку, если он предполагает, что администрация допустила бездействие, то должен был обжаловать принятый нормативный акт, в данном случае - постановление администрации, а не заявлять требования о принятии определённого решения. Заявленные административные требования существенно нарушают право администрации на принятие решений, отнесённых к её компетенции, а также существенным образом нарушает права неопределённого круга лиц - жителей домов, не включённых в краткосрочный план капитального ремонта.
На основании изложенного выше просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» Л.М. Пашкина, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без участия НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области».
Представитель заинтересованного лица Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области И.Р. Пищаев, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, представил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя. В тесте ходатайства содержатся возражения на иск, следующего содержания.
Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Для реализации органами местного самоуправления Костромской области делегированных полномочий принят Закон Костромской области от 25 ноября 2013 года № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном домах, расположенных на территории Костромской области» (далее- Закон №449-5-ЗКО).
В соответствии с п.1 ст.13 Закона № 449-5-ЗКО органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области.
Согласно ч.3 ст.14 Закона № 449-5-ЗКО критериями определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах являются:
1) техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме, для которых планируется капитальный ремонт;
2) продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
3) наличие проектной документации в случае, если ее подготовка необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
4) процент собираемости взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
По информации НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», фонд капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33, формируется на счете регионального оператора («общий котел»).
Региональной программой капитального ремонта запланированы следующие работы по ремонту общего имущества многоквартирного дома:
2020-2022 гг. – ремонт кровли (не выполнен);
2023-2025 гг. – ремонт инженерных сетей (в краткосрочный план на 2023-2025 гг. не включен);
2026-2028 гг. – ремонт фасада.
По состоянию на <дата> сумма взносов, собранных в рамках формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, составляет <данные изъяты> руб., текущая задолженность по взносам составляет <данные изъяты> руб. Вышеуказанный объем денежных средств является недостаточным для организации и проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Положениями ст.189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в порядке и с соблюдением условий, установленных положениями настоящей статьи. Между тем, информация о включении МКД в краткосрочный план капитального ремонта, принятых на общих собраниях собственников помещений в МКД, в Департамент не поступала.
Включение указанных МКД в краткосрочный план капитального ремонта и последующее проведение работ по капитальному ремонту будет возможно после принятия собственниками помещений ст.189 ЖК РФ, Закона №449-5-ЗКО, при условии обеспечения объема взносов на капитальный ремонт на специальном счете, достаточного для организации и проведения капитального ремонта.
На основании изложенного, Департамент просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришёл к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя данного заинтересованного лица.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений частей 1,2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.6.1 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещённых законом источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ.
Частью 1 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с ч.2 ст.168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учётом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трёх календарных лет период, в течение которых должен быть проведён такой ремонт;
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч.3 ст.168 ЖК РФ).
Как следует из ч.ч.5-7 ст.168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объёма государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Исходя из ч.7.1. ст.168 ЖК РФ краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов:
1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счёте, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объёма поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учётом требований, установленных статьёй 185 настоящего Кодекса;
2) необходимости корректировки объёма работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счёте, счетах регионального оператора;
3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объёме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Частями 1 и 2 статьи 11 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» установлено, что региональной программой капитального ремонта определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта утверждается администрацией Костромской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, и включает в себя, в том числе, плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учётом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой постановлением администрации Костромской области, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трёх календарных лет период, в течение которых должен быть проведён такой ремонт.
Статья 12 названного закона определяет порядок подготовки, утверждения и актуализации региональной программы капитального ремонта.
Для формирования региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Костромской области представляют информацию о многоквартирных домах по форме и в сроки, утверждённые уполномоченным органом.
Для сбора данной информации органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов создают комиссии по проведению обследований всех многоквартирных домов и организуют работу по определению потребности в капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области, с учётом сроков проведения капитального ремонта по годам на период реализации региональной программы капитального ремонта (ч. 1).
Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, и с учётом данных мониторинга технического состояния многоквартирных домов в течение одного месяца с момента их поступления формирует проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на рассмотрение в администрацию Костромской области (ч. 2).
Региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации. В целях актуализации региональной программы капитального ремонта лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно в срок до 31 марта направляют свои предложения в органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов обобщают, при необходимости дополняют полученные предложения и ежегодно в срок до 31 мая направляют указанные предложения региональному оператору. Порядок актуализации региональной программы капитального ремонта устанавливается администрацией Костромской области (ч.3).
Постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области на 2014-2043 годы.
Целью Региональной программы является создание комфортных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах, включённых в Региональную программу, улучшение их технического состояния и повышение энергоэффективности в результате проведения капитального ремонта общего имущества (п.16 Региональной программы).
Для достижения указанной цели планируется, помимо прочего, создание системы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Костромской области; эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в Региональную программу (п. 17 Региональной программы).
Дифференцированный по муниципальным образованиям Костромской области перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Костромской области, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в отношении которых в период реализации Региональной программы планируется проведение капитального ремонта общего имущества, приведён в приложении № 1 к Региональной программе (п. 19 Региональной программы).
Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области. В целях выполнения данного условия Региональная программа сформирована на тридцатилетний период - 2014-2043 годы. Первый год реализации Региональной программы - 2014 (пункт 20 Региональной программы).
Плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приведены в приложении № 1 к настоящей Региональной программе (п. 21 Региональной программы).
Конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объёма государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта осуществляются в рамках краткосрочных (сроком до трёх лет) планов реализации Региональной программы, утверждаемых департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и органами местного самоуправления (п. 22 Региональной программы).
Региональная программа подлежит ежегодной актуализации не позднее 1 декабря года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы, в порядке согласно приложению № 2 к настоящей Региональной программе (п. 23 Региональной программы).
Пунктом 2 Порядка актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014 - 2043 годы (приложение № 2 к Региональной программе) предусмотрено, что актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы заключается в изменении информации по перечню многоквартирных домов.
Исходя из п.3 и п.4 названного Порядка основаниями для актуализации Региональной программы являются, в том числе изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включённых в Региональную программу; изменение периодов проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включённых в Региональную программу, с учётом проведённых в текущем году работ по капитальному ремонту.
Актуализация Региональной программы осуществляется ежегодно.
Как следует из п.5 Порядка, в целях актуализации Региональной программы органы местного самоуправления и региональный оператор ежегодно, в срок до 15 октября года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы:
1) обновляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов на основании результатов мониторинга, в том числе вносят сведения о проведенных в рамках Региональной программы работах (услугах) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;
2) отображают сведения о выбытии или появлении многоквартирных домов, подлежащих исключению (включению) в Региональную программу по состоянию на 1 октября года, в котором осуществляется актуализация Региональной программы, представляют соответствующие сведения о них.
В силу ст.13 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, с учётом прогнозного объёма взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области (ч. 1).
В краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемый органом местного самоуправления муниципального района (муниципального округа, городского округа), включаются следующие сведения:
1) перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (муниципального округа, городского округа) Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта, с указанием: а) адреса многоквартирного дома; б) года ввода многоквартирного дома в эксплуатацию; в) года завершения последнего капитального ремонта; г) типа многоквартирного дома; д) общей площади многоквартирного дома, в том числе площади жилых помещений, находящихся в собственности граждан; е) количества граждан, зарегистрированных в многоквартирном доме на дату утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта; ж) реквизитов решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в таком доме или решения органа местного самоуправления о проведении капитального ремонта общего имущества в таком доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (указывается в отношении первого года краткосрочного плана);
2) стоимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе размер муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановая дата завершения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также объем таких услуг и (или) работ;
5) сведения о наличии (реквизиты) задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, если многоквартирный дом является объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч. 1.1.).
Утверждённые органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в срок до 10 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в уполномоченный орган и региональному оператору (ч. 2).
Уполномоченный орган в срок до 15 октября года, предшествующего планируемому, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (ч. 3).
Судом установлено, что Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации городского округа-город Галич Костромской области, в ходе которой выявлено, что постановлением администрации городского округа-город Галич от 07.09.2022 № 581 утверждён краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа-город Галич Костромской области на 2020-2022 годы». Постановлением администрации городского округа-город Галич от 09.02.2023 № 61 утверждён краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа-город Галич Костромской области на 2023-2025 годы».
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Костромская область, г.Галич, ул. Железнодорожная, д.33 в указанный план не включен.
Вместе с тем исходя из приложения № 1 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утверждённой постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а (в редакции постановления администрации Костромской области от 26.09.2022 № 475-а) в названном доме (порядковый номер 565) на 2020-2022, 2023 - 2025 годы запланирован капитальный ремонт.
В данном доме, как следует из Региональной программы, запланированы следующие работы по капитальному ремонту:
- шифр 8 ремонт крыши, включая ПСД и СК;
- шифр 12 ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, включая ПСД и СК.
По результатам проверки по аналогичным домам главе администрации городского округа-город Галич Костромской области 21 октября 2022 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ответе на представление от 07.11.2022 № 4186, направленном Галичскому межрайонному прокурору, глава администрации городского округа-город Галич Костромской области сообщил, что многоквартирные дома включаются в краткосрочный план капитального ремонта согласно очерёдности, определённой в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Актуализация краткосрочного плана производится только с учётом прогнозной суммы возможного финансирования работ по капитальному ремонту. В связи с изложенным названные в представлении многоквартирные дома не включены в краткосрочный план капитального ремонта ввиду ограниченного выделения финансирования.
Таким образом, суд установил, что краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории городского округа-город Галич Костромской области на 2023-2025 годы не содержит полный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа-город Галич Костромской области, включённых в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014 - 2043 годы.
Необходимость проведения капитального ремонта крыши, внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения в спорном доме представителем административного ответчика Тирваховым С.С. не оспаривалась.
Каких-либо изменений, предусматривающих перенос установленного срока проведения работ по капитальному ремонту в названном доме (2023-2025 годы) на более поздний период, в Региональную программу высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не вносилось.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что не включение обозначенного многоквартирного дома в краткосрочный план капитального ремонта на 2023 - 2025 годы противоречит требованиям ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», Постановления администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» и свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии.
Доказательств, подтверждающих наличие оснований для не включения спорного многоквартирного жилого дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории городского округа - город Галич Костромской области, представителем административного ответчика Тирваховым С.С. не представлено.
Не представлено суду и доказательств того, что административный ответчик принимал меры по представлению сведений для актуализации Региональной программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов, уточнению, внесению в неё изменений в отношении рассматриваемого жилого дома.
Суд считает, что у администрации городского округа-город Галич Костромской области отсутствовали правовые основания для не включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33, в краткосрочный план капитального ремонта общего имущества на 2023 - 2025 годы, поскольку в силу предписаний федерального и регионального законодательства краткосрочный план муниципального образования утверждается с целью реализации региональной программы капитального ремонта и должен соответствовать этой программе по перечню домов, срокам и видам проведения работ по капитальному ремонту. Отсутствие в муниципальном краткосрочном плане сведений о капитальном ремонте крыши, внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения в рассматриваемом доме, в сроки, определённые Региональной программой, нарушает жилищные права неопределённого круга лиц, как проживающих, так и имеющих намерение проживать в будущем в указанных многоквартирных домах, поскольку препятствует включению таких сведений в краткосрочный план субъекта, конкретизирующий сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточняющий планируемые виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и определяющий виды и объёмы государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, ровно как и выполнению Региональной программы.
Доводы представителя административного ответчика Тирвахова С.С. о том, что многоквартирный дом не включен органом местного самоуправления в краткосрочный план исходя из очереди, утверждённой постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а, а также о том, что включение спорного дома в обозначенный план приведёт к нарушению прав жильцов иных домов, суд во внимание не принимает, как не основанные на действующем законодательстве, приведённом выше в решении.
Кроме того, утверждения Тирвахова С.С. о том, что многоквартирный дом не может быть включен в краткосрочный план, поскольку не обеспечен финансированием, противоречит положениям ч.7.1. ст.168 ЖК РФ, определяющей принципы формирования краткосрочных планов реализации Региональной программы.
При таких обстоятельствах административные исковые требования, заявленные Галичским межрайонным прокурором в интересах неопределённого круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Настоящим решением следует признать незаконным бездействие администрации городского округа-город Галич Костромской области по не включению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33, в краткосрочный план капитального ремонта, и возложить на административного ответчика обязанность включить в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа-город Галич на 2023-2025 годы», утверждённый постановлением администрации городского округа-город Галич от 09.02.2023 № 61, многоквартирный жилой дом, расположенного по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33, в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд учитывает, что удовлетворение заявленных прокурором административных исковых требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, так как направлено на его понуждение к исполнению обязанности, возникшей у него в силу закона, в связи с чем не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области планирования капитального ремонта многоквартирных домов на территории городского округа.
На основании ст.2,168 ЖК РФ, ст. 11-13 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», руководствуясь ст.ст.14,175-177,226,227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск Галичского межрайонного прокурора, заявленный в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа-город Галич Костромской области по не включению многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33, в краткосрочный план капитального ремонта.
Возложить на администрацию городского округа-город Галич Костромской области обязанность включить в краткосрочный план «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа-город Галич на 2023-2025 годы», утверждённый постановлением администрации городского округа-город Галич Костромской области от 09 февраля 2023 года № 67, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Костромская область, г.Галич, ул.Железнодорожная, д.33, в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В.Воронцова
Решение в окончательной форме принято «21» августа 2023 года
Судья Е.В.Воронцова