К делу № 2а-4706/2023 23RS0014-01-2023-005007-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 декабря 2023 года ст. Динская Краснодарского края
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Смородиновой Ю.С.,
при секретаре Паккер Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Родиной Л.А. к администрации МО <адрес>, управлению имущественных отношений администрации МО <адрес> об отмене постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Родина Л.А. обратилась в суд с административным иском к администрации МО <адрес>, управлению имущественных отношений администрации МО <адрес> об отмене постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и просит отменить постановление администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления администрации МО <адрес> от 1236 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и земель в кадастровом квартале №, государственная собственность на которые не разграничена; обязать управление имущественных отношений администрации МО <адрес> утвердить заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №:53, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование указано, что в своем отказе административный ответчик ссылается на то, что согласно карте градостроительного зонирования территории Новотитаровского сельского поселения <адрес>, утвержденной решением Совета Новотитаровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№), земельный участок по указанному адресу находится в территориальной зоне Ж-1Б, где правилами землепользования и застройки предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в которых минимальная площадь земельного участка 1 кв.м. Площадь земельного участка, предполагаемого к перераспределению, составляет 1510 кв.м., участок имеет доступ к землям общего пользования – береговая полоса. Земельный участок с кадастровым номером №:207, образованный в результате перераспределения земель с кадастровым номером №:53, подлежит снятию с кадастрового учета.
Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. От представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дел в его отсутствие.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Представителем администрации МО <адрес> представлено возражение на административный иск, согласно которого просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле извещены судом о дате и времени судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении, согласно требованиям ст. 96 КАС РФ, кроме того, информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судом учитываются положения ч. 1 ст. 96 КАС РФ и п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в силу которых извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ). При этом указанных доказательств в ходе рассмотрения дела в суд не поступило.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу закона необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым решением, действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, что предусмотрено п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 ст. 11.3 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 ЗК РФ.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
В силу ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Как предусмотрено подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Из материалов дела установлено, что Родиной Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №:53, площадью 2490 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Родина Л.А. обратилась в управление имущественных отношений администрации МО <адрес> с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №:53, расположенного по адресу: <адрес>. Заявление зарегистрировано под №.01-07/1633 от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения заявления, Родиной Л.А. было отказано в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ№.01-08/6897, на основании подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, в обоснование указав, что Правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения <адрес> в зоне Ж-1Б предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в которых минимальная площадь земельного участка составляет 1 кв.м., при этом площадь части земель, государственная собственность на которую не разграничена, составляет 1510 кв.м.; земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования – береговая полоса. При этом в целях приведения правовых актов в соответствие с действующим законодательством РФ, постановление администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и земель в кадастровом квартале №, государственная собственность на которые не разграничена», будет отменено, земельный участок с кадастровым номером №:207, образованный в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка находящегося в частной собственности с кадастровым номером №:53, подлежит снятию с кадастрового учета.
Судом установлено, что решением Совета Новотитаровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в редакции решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, утверждены правила землепользования и застройки и карта градостроительного зонирования территории Новотитаровского сельского поселения <адрес>.
Согласно карте градостроительного зонирования Новотитаровского сельского поселения <адрес>, образуемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1Б – зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы.
Правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения <адрес> в зоне Ж-1Б предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в которых минимальная площадь земельного участка составляет 1 кв.м.
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории усматривается, что площадь части земель, государственная собственность на которую не разграничена, составляет 1510 кв.м., земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования – береговая полоса в соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными служебной запиской № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной специалистом управления имущественных отношений МО <адрес>, и фотоматериалом, согласно которым, доступ на участок не ограничен, в границах земельного участка произрастает растительность естественного происхождения трава, деревья, при этом здания, строения и сооружения отсутствуют, проход возможен вдоль берега реки, проезд отсутствует.
Таким образом, имеется возможность образования самостоятельного земельного участка с иным видом разрешенного использования, отвечающего требованиям градостроительного регламента, установленного для данной территориальной зоны.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <адрес> вынесено постановление № Об отмене постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и земель в кадастровом квартале №, государственная собственность на которые не разграничена», ввиду того, что перераспределяемая часть земельного участка имеет доступ к землям общего пользования – береговая полоса.
На основании указанного постановления, земельный участок с кадастровым номером №:207, образованный в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка находящегося в частной собственности с кадастровым номером №:53, снят с кадастрового учета.
Земельный участок административного истца и испрашиваемый земельный участок находятся в одной территориальной зоне – зоне Ж-1Б.
Однако указанное обстоятельство не может служить безусловным основанием для перераспределения земельных участков.
Статьями 39.28-39.29 ЗК РФ не установлено, что образованный самостоятельный земельный участок должен соответствовать тому виду разрешенного использования, за перераспределением которого обращается заявитель.
Судом принимается во внимание, что для перераспределения участков нужно не только наличие оснований для этого, но и отсутствие оснований для отказа в таком перераспределении.
Данная правовая позиция отражена в п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства по делу, принимая во внимание возможность образования из истребуемых к перераспределению земель самостоятельного земельного участка с иным видом разрешенного использования, отвечающего требованиям законодательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности отказа администрации МО <адрес> в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Оснований для отмены постановления администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ Об отмене постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и земель в кадастровом квартале №, государственная собственность на которые не разграничена», в ходе рассмотрения дела судом не установлено, поскольку данное постановление вынесено в целях приведения правовых актов в соответствие с действующим законодательством РФ, и при этом из материалов дела установлено, что земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования – береговая полоса в соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и выводы суда, в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
На основании изложенного, суд находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Родиной Л.А. к администрации МО <адрес>, управлению имущественных отношений администрации МО <адрес> об отмене постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ю.С. Смородинова