<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2а-9/2022 (№ 2а-472/2021) УИД 22RS0051-01-2021-000511-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2022 года р.п. Тальменка Тальменского района
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гомер О.А.,
при секретаре Берстеневой В.В.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителей заинтересованных лиц ФИО3,
ФИО4,
ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании незаконными решения и действия об исправлении реестровой ошибки, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в Тальменский районный суд Алтайского края с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра по Алтайскому краю), в котором, с учетом уточненных требований, просил признать незаконным и отменить решение ответчика от 06.12.2018 № 22/18-45037 о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка, а также решения № 22/19-20027 и действия от 10.06.2019 по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: ориентир <адрес>, примерно в 2,5 км от ориентира по направлению на юго-запад, в течение 7 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда восстановить законные границы земельного участка в соответствии с первоначальными правоустанавливающими документами; обязать административного ответчика не позднее трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть в установленном законом порядке вопрос об изменении сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с извещением в порядке ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» собственника земельного участка и административного истца.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вышеназванный земельный участок, площадью 8873 кв.м. был передан ему в аренду сроком на 49 лет Администрацией Тальменского района по договору аренды от 27.12.2005 из земли сельскохозяйственного назначения для сельхозпроизводства (пчеловодство). 24.01.2007 договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке, а 10.04.2007 было зарегистрировано право собственности истца на жилой дом, возведенный на данном земельном участке. 06.12.2018 административный ответчик принимает решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка в связи с тем, что принадлежащий истцу на праве аренды земельный участок пересекает границы лесного земельного участка с кадастровым номером №, и 10.06.2019 принимает решение и совершает действия по внесению изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ принадлежащего истцу земельного участка, тем самым меняя его пространственное положение и конфигурацию на местности. Новые сведения о местоположении границ принадлежащего истцу земельного участка соответствуют сведениям, содержащимся в решении от 06.12.2018. Данные решения и действия ответчика являются незаконными и нарушают права истца. В соответствии со ст. 60.2 названного Федерального закона, при выявлении пересечения границ арендуемого истцом земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, с границами лесного участка, ответчик должен изменить границы лесного участка, а не арендуемого, как это произошло в спорном случае. В нарушение п. 6 ст. 61 Федерального закона решение о необходимости устранения реестровой ошибки не было направлено заинтересованному лицу – истцу, стороне договора аренды и собственнику жилого дома, расположенного на участке. При этом, ответчик не мог не знать о правах истца, поскольку они зарегистрированы в ЕГРН. Вопреки доводам ответчика, в силу ст.ст. 15, 43 Федерального закона, государственный кадастровый учет при уточнении границ земельного участка при выявлении реестровой ошибки осуществляется по заявлению лица, которому участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду (если договор заключен на срок более 5 лет). В результате решения и действия ответчика лишили истца права пользования земельным участком в предоставленных границах и создали препятствия в пользовании жилым домом, расположенным на этом участке. Кроме того, в результате оспариваемых действий жилой дом оказался расположен вне границ арендуемого участка, и Минприроды Алтайского края инициировало привлечение истца к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесного участка) и рассмотрение Тальменским районным судом дела о признании дома самовольной постройкой и его сносе (л.д. 110-114).
Протокольными определениями суда от 03.06.2021, 20.07.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Тальменского района Алтайского края, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, Управление лесами Алтайского края (л.д. 90, 128-130).
В судебное заседание истец ФИО6 не явился, уведомлен надлежащим образом по месту пребывания, ходатайств об обеспечении участия в деле посредством видеоконференц-связи не заявлял.
Руководствуясь нормами ст.ст. 96, 99, 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности ФИО1 (л.д. 11-13), в судебном заседании поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в иске, представленных в деле письменных пояснениях и дополнительно пояснил, что восстановлением прав истца будет является отмена реализации принятого Росреестром решения, восстановление границ земельного участка, существовавших до оспариваемого решения и представление истцу возможности провести процедуру по устранению ошибки в установленном ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке. При существующих в настоящее время в ЕГРН сведениях о местоположении границ земельного участка, внесенных ответчиком, истец лишен права подать документы на исправление реестровой ошибки в установленном законом порядке.
В представленных в деле письменных пояснениях ФИО1 указал, что 27.12.2005 ФИО6 и Администрация Тальменского района Алтайского края заключили долгосрочный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 22:47:160201:10. Согласно Описанию земельного участка от 23.12.2005, границы земельного участка определены координатами семи поворотных точек и закреплены на местности деревянными столбиками, координаты которых соответствуют координатам поворотных точек участка. Границы согласованы Тальменским филиалом ФГУ ЗКП по Алтайскому краю, для привязки использован пункт ГГС (геодезический пункт) «Кладбищенский». Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет в 2005 году. Лесной участок, кадастровый №, поставлен на государственный кадастровый учет 22.07.2008. Согласно Описанию земельных участков от 01.08.2008, лесные участки в квартале № поставлены на государственный кадастровый учет на основе картографического материала масштаба 1:25000, изготовленного в 1991 году Казахским филиалом ВИСХАГИ, для привязки использовался никакой геодезический пункт. Согласно выписке из ЕГРН от 30.03.2021 № границы лесного участка на местности не закреплены. Согласно Акту согласования границ земельного участка в квартале № от 01.08.2008 (подраздел Описания земельных участков от 01.08.2008) границы лесных участков согласованы правообладателями смежных земельных участков - МО Староперуновским сельсоветом Тальменского района, Управлением лесами Алтайского края Озерского лесничества. Сведения о согласовании границ лесного участка со смежным землепользователем ФИО6 отсутствуют, что противоречит требованиям ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: участок ФИО6 поставлен на кадастровый учет в 2005 году; на момент предоставления участка ФИО6 его границы были закреплены на местности деревянными столбами, координаты поворотных точек земельного участка указаны в описании земельного участка и соответствуют фактическому землепользованию; лесной участок поставлен на кадастровый учет в 2008 году, то есть позднее участка истца; границы лесного участка не закреплены на местности; сведения о земельном участке № имеются в ГКН с 2005 года, смежная с ним граница лесного участка № должна была быть согласована при постановке на кадастровый учет данного лесного участка в 2008 году. Однако, это сделано не было, что повлекло за собой реестровую ошибку, выразившуюся в пересечении границ указанных участков. Орган регистрации прав в нарушение: п. 6 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не направил ФИО6, как заинтересованному лицу, решение от 06.12.2018 о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о сложении границ земельного участка; п. 4 ст. 60.2 названного Федерального закона при обнаружении реестровой ошибки, заключающейся в пересечении границ лесного участка № с границами земельного участка №, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, изменил границы арендуемого ФИО6 участка, а не лесного, как того требует закон; п. 4 ст. 61 названного Федерального закона при наличии обстоятельств полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление правомочен производится только суда, куда также может обратиться орган регистрации прав. Административный ответчик не мог не знать, что земельный участок (кадастровый №) передан в аренду ФИО6, на нем расположен дом (кадастровый №), поскольку соответствующие сведения содержатся в ЕГРН более 15 лет. Тем не менее, орган регистрации прав без направления решения № от 06.12.2018 ФИО6 и без обращения в суд самостоятельно изменил местоположение арендуемого истцом земельного участка. В результате оспариваемых действий земельный участок с кадастровым номером № изменил свое пространственное положение на местности. Сведения о границах указного земельного участка, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют ни фактическим границам участка, ни границам этого же участка, установленным при его образовании и указанным в описании земельного участка, что само по себе является реестровой ошибкой. Кроме того, ФИО6 является собственником жилого дома с кадастровым номером №, который в соответствии с выпиской из ЕГРН и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, располагается на арендуемом земельном участке №). Изменив границы земельного участка, ответчик создал препятствия для истца в пользовании жилым домом (л.д. 146-150).
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю, действующая на основании доверенности ФИО2 (л.д. 61, доверенность № Д-0228 от 08.12.2021), в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по основаниям, изложенным в представленном деле письменном отзыве, и дополнительно суду пояснила, что решение о необходимости исправления реестровой ошибки и уведомление о ее исправлении направлялось собственнику, направление арендатору не предусмотрено. Иных документов, кроме представленных в дело (список простых почтовых отправлений) в распоряжении ответчика в подтверждение факта направления решения и уведомления в адрес Администрации Тальменского района не имеется, однако, в судебных заседании не установлен факт неполучения данной корреспонденции. Новое местоположение границ земельного участка истца в порядке исправления реестровой ошибки было определено с учетом фактической возможности при сохранении площади участка. Удовлетворение исковых требований истца не повлечет восстановление его прав, поскольку описание местоположения границ земельного участка будет пересекать границы лесного земельного участка, реестровая ошибка останется.
В представленных в деле письменных отзывах ФИО2, возражая против удовлетворения иска, указала, что истцом пропущен установленный процессуальным законом трехмесячный срок обжалования действий государственного регистрационного органа в суд, а также что по сведениям ЕГРН имеются следующие объекты недвижимости: 1. лесной земельный участок № 277 площадью 32008 кв., с кадастровым номером № из земель лесного фонда для размещения лесопарков. Имеет статус «учтенный», дата постановки на государственный кадастровый учет 22.07.2008. Сведения о местоположении его границ внесены в ЕГРН на основании описания от 2008 года в системе координат МСКР-47. На его территории отсутствуют объекты строительства; 2. земельный участок площадью 8873 кв.м., с кадастровым номером №, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. Имеет статус «ранее учтенный», дата постановки на государственный кадастровый учет 27.12.2005. Сведения о местоположении его границ внесены в ЕГРН на основании межевого плана от 23.12.2005 № б/н в системе координат МСКР-47. На его территории расположен объект капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 168.9 кв.м., имеет статус «ранее учтенный», сведения о местоположении его границ отсутствую в ЕГРН; 3. земельный участок площадью 1453835 кв.м., с кадастровым номером №, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. Имеет статус «ранее учтенный», дата постановки на государственный кадастровый учет 27.12.2005. Сведения о местоположении его границ внесены в ЕГРН на основании описания от 23.12.2005 г, № б/н в системе координат МСКР- 47. На его территории отсутствуют объекты капитального строительства. При проведении пространственного анализа сведений, содержащихся в ЕГРН о местоположении границ земельных (лесных) участков, расположенных на территории Тальменского района Алтайского края, Управлением были выявлены пересечения их границ с границами земельных участков иных категорий, в том числе границ земельного (лесного) участка с кадастровым номером № с границами земельного участка с кадастровым номером №. Кроме того, границы земельного участка с кадастровым номером № имели наложение на территорию земельного участка с кадастровым номером № органом регистрации прав было принято решение о внесении изменений в сведения ЕГРН о местоположений границ земельного участка с кадастровым номером № от 10.06.2019 № 22/19-20027. По истечении установленного п. 7 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» срока от правообладателя земельного участка с кадастровым номером № в адрес органа регистрации прав не были представлены документы, на основании которых обеспечивается устранение реестровой ошибки. Не подлежат применению в данном случае нормы ст. 60.2 названного Федерального закона. Применение «лесной амнистии» в соответствии с п. 1 указанной статьи возможно при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016, в ЕГРН отсутствуют сведения о правах на данный земельный участок, содержатся сведения об обременении в виде аренды. Так же государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению правообладателя, при этом, заявление о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № не поступало. В соответствии с п. 2 указанной статьи применение «лесной амнистии» возможно при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.016 и зарегистрированы в ЕГРН. Земельный участок с кадастровым номером № является образуемым (л.д. 96-98, 123).
Представитель заинтересованного лица Администрации Тальменского района Алтайского края, действующая на основании доверенности ФИО5 (л.д. 144), в судебном заседании согласилась с обоснованностью административного иска, пояснив, что письма Росреестра о намерении внести изменения в местоположение границ земельного участка, предоставленного в аренду истцы, а также информация о пересечении границ земельного участка с границами лесного фонда, наличии ошибки кадастрового инженера, обращения ФИО6 по данным вопросам в администрацию не поступали.
В ходе производства по делу представители Администрации Тальменского района Алтайского края, действующие на основании доверенностей ФИО7, ФИО8 (л.д. 99, 126), поддерживая исковые требования пояснили, что в 2005 году по обращению ФИО6 о предоставлении земельного участка в районе о.ФИО9, были проведены кадастровые работы по межеванию участка, согласованию его границ. Участок был поставлен на кадастровый учет, заключен договор аренды, зарегистрированный в ЕГРН. Споров о границах земельного участка не было. На предоставленном земельном участке ФИО6 возведен дом, право собственности на который зарегистрировано в 2007 году. В данном случае подлежат корректировки местоположение границ лесного участка, поставленного на кадастровый учет позже. Информации о поступлении в администрацию уведомлений о наложении границ земельных участков, реестровой ошибки не имеется.
Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – Минприроды Алтайского края), структурным подразделением которого является Управление лесами, действующие на основании доверенностей ФИО4 и ФИО3 (л.д. 142-143), в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, пояснив, что требование истца восстановить местоположение границ земельного участка в соответствии с первоначальными правоустанавливающими документами, не соответствуют заключению судебной экспертизы и не восстанавливает его права. Также в ходе производства по делу представители, возражая против удовлетворения иска, указывали, что на публичной карте нет пересечения границ земельного участка, находящегося в аренде у истца, и лесного участка, из чего следует, что ФИО6 занял лесной участок, самовольно возвел на нем жилой дом и в настоящее время в суде находится приостановленное производством дело по иску Минприроды о сносе данного дома.
Выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и оценив каждое доказательство в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов, а также соблюдение срока обращения в суд возлагается на административного истца, а законность оспариваемого решения, действия (бездействия) – на административного ответчика.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 10.06.2019 Управлением Росреестра по Алтайскому краю на основании п. 7 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в порядке исправления реестровой ошибки в сведения ЕГРН внесены изменения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 2,5 км по направлению на юго-запад (далее также земельный участок №): внесены сведения о новых координатах характерных точек границ земельного участка, содержащихся в решении органа от 06.12.2018 № 22/18-45037 (л.д. 101).
Согласно решению Управления Росреестра по Алтайскому краю от 06.12.2018 № 22/18-45037, на заседании рабочей группы, при проверке сведений в рамках устранения пересечения границ лесных участков с границами земельных участков иных категорий, выявлено пересечение границ лестного участка с кадастровым номером № с границами земельного участка №, отобразившегося в ЕГРН в результате ошибки, допущенной лицом, выполнявшим кадастровые работы. Исправление кадастровой ошибки состоит в изменении границ земельного участка с кадастровым номером № с учетом сведений о границах лестного участка с кадастровым номером №, без изменения площади первого. Новые координаты характерных точек границ земельного участка № определил с использованием картографической основы кадастра. Возможность устранения кадастровой ошибки предусмотрена п.п. 6, 7 ст. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д. 14, 102).
В соответствии с п. 2 ст. 7, п.п. 2, 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (здесь и далее по тексту Закон о государственной регистрации недвижимости в редакции, действовавшей по состоянию на момент возникновения спорного правоотношения – 06.12.2018-10.06.2019), Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в который входит реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), содержащий описание местоположения объекта недвижимости.
Статьей 61 названного Федерального закона, регулирующей порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, установлено, что воспроизведенная в ЕГРН реестровая ошибка (ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном законом) подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (п. 3).
В силу положений п.п. 6, 7 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости, орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков вправе в одностороннем порядке (без согласия правообладателя) внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка при условии: направления заинтересованным лицам решения о необходимости устранения такой ошибки и истечения шести месяцев со дня направления данного решения.
Согласно материалам дела, на основании постановления Администрации Тальменского района Алтайского края от 20.12.2005 № 342, по договору аренды от 27.12.2005 № 064, заключенному между Администрацией Тальменского района Алтайского края и ФИО6, последнему в аренду сроком на 49 лет из земли сельскохозяйственного назначения предоставлен земельный участок, площадью 0,8873 га, с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: примерно в 2,5 км по направлению на юго-запад от ориентира с. Староперуново, расположенного за пределами участка (л.д. 18-20, 21-22).
Сведения о правах арендатора ФИО6 на земельный участок № (предыдущий №, №) на период с 15.11.2005 по 15.11.2054 внесены в ЕГРН 24.01.2007 (регистрационная запись № 22-22-19/002/2007-54) (л.д. 23 оборот, 36-38, 39-45).
Доказательства, достоверно свидетельствующие направление Управлением Росреестра по Алтайскому краю решения от 06.12.2018 № 22/18-45037 в адрес Администрации Тальменского района Алтайского края и арендатора ФИО6, суду не представлены. Списки простых почтовых отправлений от 07.12.2018 № 1508 и 10.06.2019 № 684, представленные представителем ответчика, сведения об адресатах и содержании почтового отправления, не содержат. Факт получения решения от 06.12.2018 № 22/18-45037 либо извещения (уведомления) о его вынесении представителями заинтересованного лица Администрации Тальменского района Алтайского края не подтвержден.
Более того, согласно позиции стороны ответчика, изложенной в письменном отзыве и в устных пояснениях представителя в судебном заседании, решения от 06.12.2018 № 22/18-45037 в адрес ФИО6 не направлялось, поскольку арендатор не является заинтересованным лицом, подлежащим уведомлению в порядке п. 6 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Данное утверждение основано на неверном токовании закона.
В соответствии со ст. 4 Закона о государственной регистрации недвижимости, участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него.
В силу п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 164, п. 2 ст. 608 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 25 Земельного кодекса РФ, п. 6. ст. 1, п. 1. ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости, аренда недвижимого имущества – земельного участка подлежит государственной регистрации в случае заключения договора аренды на срок более 1 год посредством государственной регистрации данного договора.
Таким образом, лица, владеющие земельным участком на праве аренды сроком более 1 год, являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета данного участка, и, следовательно, наравне с собственниками данных участков подлежат извещению органом регистрации прав об обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ о необходимости ее устранения. В данном случае, арендатор – ФИО6, также как и собственник, имеет право на защиту своего права владения (ст. 41 ЗК РФ, ст. 305 ГК РФ).
Следовательно, действие по внесению в одностороннем порядке изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка №, Управлнием Росреестра по Алтайскому краю совершены с нарушением установленного п.п. 6, 7 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости порядка.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости, в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Как следует из материалов дела, а также письменного отзыва ответчика, земельный участок №, образованный в кадастровом квартале 22:47:160201, впервые поставлен на государственный кадастровый учет 27.12.2005. Первоначально сведения о местоположении границ земельного участка внесены в ЕГРН на основании Чертежа земельного участка и Описания границ, выполненных ООО «Гео-План» по заказу ФИО6 23.12.2005, в системе координат МСКР-47 с привязкой к ГГС «Кладбищенский» (л.д. 36-38, 39-45, 151-152).
На данном земельном участке, возведен и введен в эксплуатацию 01.03.2007 жилой дом, площадью 168,9 кв.м., с кадастровым номером №, права собственности на который 10.04.2007 зарегистрировано за ФИО6 (л.д. 24-27, 28-35, 71-73).
Земельный участок лесного фонда, с кадастровым номером №, расположенный в юго-западной части кадастрового квартала № по адресу: <адрес> (далее также лесной участок №), впервые образован и поставлен на государственный кадастровый учет 22.07.2008. Сведения о местоположении его границ внесены в ЕГРН на основании Чертежей земельных участков в квартале и Описания границ, выполненных ОАО «АлтайНииГипрозем» по заказу Управления лесами Алтайского края 30.07.2008 в системе координат МСКР-47, без привязки на местности (л.д. 46-52, 153-154).
Таким образом, на дату принятия Управлением Росреестра по Алтайскому краю решения от 06.12.2018 № 22/18-45037 документы кадастрового учета свидетельствовали о том, что на земельном участке № находится объект капитального строительства, возведенный и введенный в эксплуатацию ФИО6 до формирования и постановки на кадастровый учет ленного участка №, относительного которого внесены изменения в местоположение границ первого земельного участка.
Следовательно, решение от 06.12.2018 № 22/18-45037 о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка № Управлением Росреестра по Алтайскому краю принято с превышением предоставленных законом полномочий. В данном случае, в силу приведенных выше обстоятельств в соответствии с п. 4 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости вопрос об исправлении реестровой ошибки подлежит разрешению только в судебном порядке. Управление Росреестра по Алтайскому краю при выявлении ошибки в описании местоположения границ земельного участка, принадлежащего истцу, правомочно было обратиться в суд с заявлением об исправлении данной ошибки, а не принимать самостоятельное решение и совершать действия по ее фактическому исправлению в одностороннем порядке.
Также суд считает необходимым отметить, что в силу п. 7 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости, изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы.
Как следует из положений п. 10 ст. 22 Закона о государственной регистрации недвижимости, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
С целью установления обстоятельств, имеющих значения для дела, судом была назначена комплексная судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам Некоммерческого партнерства «Палата Судебных Экспертов Сибири».
Из заключения эксперта Некоммерческого партнерства «Палата Судебных Экспертов Сибири» № 38-21-12-01 от 06.11.2021, следует, что на момент вынесения Управлением Росреестра по Алтайскому краю решения от 06.12.2018 № 22/18-45037 и внесения в одностороннем порядке 10.06.2019 изменений в ЕГРН, в отношении границ земельного участка № имелась реестровая ошибка, заключавшаяся несоответствие фактического местоположения границ земельного участка, определяемого фактическим ограждением и межой, первичным правоустанавливающим документам (Чертежу земельного участка и Описанию границ, выполненных ООО «Гео-План» 23.12.2005 (л.д. 151-152)), имеет место смещение в юго-восточном направлении на 90 м (схема № 3 исследования эксперта). В то же время, реестровые границы земельного участка, установленные по измененным сведениям ЕГРН, смещены в северо-западном направлении на 302 м от фактического местоположения границ земельного участка (схема 1 исследования эксперта).
Суд принимает во внимание выводы эксперта, поскольку судебная экспертиза проведена с соблюдением требований ст.ст. 84-87 ГПК РФ, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов, предупрежденным об уголовной ответственности, заключение составлено в пределах компетенции эксперта, при экспертном исследовании использованы специальные методики, заключение аргументировано, полностью согласуется с материалам дела: правоустанавливающими документами, документами первичного кадастрового учета и межевания.
При таких обстоятельствах заключение эксперта отвечает признакам относимости, допустимости и достоверности доказательства, основания сомневаться в его правильности отсутствовали. Указание в таблице 1 исследовательской части заключения (стр. 11) координаты Х точки № 6* «645045,2н74» вместо «645045,24», суд признает опиской, что следует из сравнения со сведениями о координатах поворотных точек границ земельного участка, отраженных при первоначальной постановке на кадастровый учет 23.12.2005 (л.д. 151), с учетом преобразования из системы координат МСКР-47 в МСК-22.
Несогласие лица с выводами экспертов, в том числе по причине несоответствия доводам или возражениям стороны, не может свидетельствовать о необъективности и необоснованности результатов судебной экспертизы.
Таким образом, решение от 06.12.2018 № 22/18-45037 об определении новых координат характерных точек границ земельного участка № принято Управлением Росреестра по Алтайскому краю без учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, что повлекло на основании данного решения внесение 10.06.2019 в ЕГРН ошибочных сведений о местоположении границ земельного участка на значительном расстоянии от плановых и фактических границ.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела административным ответчиком не было представлено доказательств законность оспариваемых решения и действия по его реализации, их принятие и совершение в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому оснований. Напротив, административным истцом доказаны нарушения его прав. При изложенных обстоятельствах административный требования ФИО10 о признании незаконными и отмене решения Управления Росреестра по Алтайскому краю от 06.12.2018 № 22/18-45037 и совершенного на его основании 10.06.2019 действия по устранению реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка №, подлежат удовлетворению.
Оснований для признания пропущенным истцом срока обращения в суд по оспариванию решения и действия ответчика, не установлено.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) государственного органа может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Какие-либо доказательства направления (вручения) ФИО6 решения Управления Росреестра по Алтайскому краю от 06.12.2018 № 22/18-45037, а также уведомления от 10.06.2019 № 22/19-20027 о совершении действий по исполнению решения, в установленные ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости сроки и порядок, суду не представлены. Более того, административный ответчик указывает на отсутствие оснований к этому.
Представленные в деле документы свидетельствуют о том, что о принятии органом государственной регистрации прав решения о необходимости устранения кадастровой ошибки от 06.12.2018 и совершении действия по внесению изменений в кадастр недвижимости, ФИО6 стало известно в период с 16.04.2021 по 19.04.2021, в связи с проведением Минприроды Алтайского края проверки законности использования земельного участка лесного фонда и инициированием рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности (л.д. 15-17, 66, 67-70). Административное исковое заявление, согласно штемпелю на конверте, подано в суд 29.04.2021, т.е. в пределах установленного процессуального срока (л.д. 55).
Рассматривая требования истца о восстановлении законных границ земельного участка в соответствии с первоначальными правоустанавливающими документами в течение 7 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда; возложении на ответчика обязанности не позднее трех месяцев момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть в установленном законом порядке вопрос об изменении сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с извещением в порядке ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» собственника земельного участка и административного истца, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Исходя из приведенной нормы, способ устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и срок устранения таких нарушений, указывается судом только при необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий.
Как ранее судом установлено, в данном правоотношении исправление в кадастре недвижимости ошибки в указании местоположения границ земельного участка №, сформированного и поставленного на кадастровый учет 27.12.2005, к полномочиям Управления Росреестра по Алтайскому краю не относится. Следовательно, требование истца о возложение соответствующей обязанности на ответчика в порядке восстановления нарушенного права, не основано на законе.
Также, принимая во внимание установление судом, что фактическое местоположение границ земельного участка №, не соответствует сведениям правоустанавливающих документов, восстановление (определение) законных границ земельного участка возможно по результатам разрешения имеющегося спора о его местоположении, пересечении с границами земельного участка лесного фонда, в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, принятие судом решения об отмене незаконных решения и действия, тем самым восстановление положения, существовавшего до нарушения права истца, будет достаточным для устранения допущенных нарушений.
Согласно материалам дела, по делу назначена и проведена Некоммерческим партнерством «Палата Судебных Экспертов Сибири» судебная экспертиза, заключение эксперта представлено в суд, учтено судом при разрешении спора и постановке решения.
Представленные экспертной организацией документы свидетельствует о стоимости экспертиз в размере 37072 руб..
В силу ч. 2 ст. 108 КАС РФ, в случае, если назначение экспертизы по делу, осуществляется по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Принимая во внимание, что рассмотрение вопроса о назначении по делу судебной экспертизы инициировано судом, руководствуясь приведенными процессуальными нормами права, суд считает необходимым возмещение расходов на проведение судебной экспертизы за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 227, 228, 298 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные требования ФИО6 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 06.12.2018 № 22/18-45037 о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка № с учетом сведений границ лесного участка №, без изменения площади земельного участка.
Признать незаконным и отменить действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю по устранению 10.06.2019 на основании решения от 06.12.2018 № 22/18-45037 реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 2,5 км. по направлению на юго-запад, с учетом сведений границ лесного участка №, без изменения площади земельного участка.
Возложить на Управление Судебного департамента в Алтайском крае обязанность оплатить за счет средств федерального бюджета, выделяемые на данные цели, Некоммерческое партнерство «Палата судебных экспертов Сибири» (юр. адрес: 659300, <...>; ИНН <***>; КПП 220401001; Банк Алтайское отделение № 8644 ПАО Сбербанк; расч.счет №; кор.счет №; БИК 0401736047) расходы по проведению судебной экспертизы по административному делу № 2а-9/2022 (№2а-472/2021) по счету № 18 от 13.12.2021 в размере 37072 руб..
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2022.
Судья О.А. Гомер