ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-47/2021 от 04.02.2021 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 февраля 2021 г. п. Одоев Тульской области

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Романовой И.А.,

при секретаре Архиповой Е.И.,

с участием заместителя прокурора Одоевского района Тульской области Шемберевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-47/2021 по административному исковому заявлению прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северо – Одоевское Одоевского района Тульской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять программу профилактики нарушений обязательных требований устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере осуществления муниципального контроля,

установил:

прокурор Одоевского района Тульской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области с требованиями о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять программу профилактики нарушений обязательных требований устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере осуществления муниципального контроля, указывая, что прокуратурой Одоевского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции и защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства программа профилактики нарушений обязательных требований устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, по состоянию на 21.12.2020 не разработана, проект соответствующего постановления в прокуратуру района не поступил. С учетом уточнения просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района относительно разработки программы профилактики нарушений обязательных требований устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере осуществления муниципального контроля; обязать администрацию муниципального образования Северо- Одоевское Одоевского района принять программу профилактики нарушений обязательных требований устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере осуществления муниципального контроля до 01.04.2021.

Административный истец заместитель прокурора Одоевского района Тульской области Шемберева О.А. в судебном заседании административные исковые требования с учетом их уточнения поддержала, настаивала на их удовлетворении по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области в судебное заседание не явился. Из представленного в адрес суда заявления за подписью главы ФИО1 следует, что администрация признает заявленные административные исковые требования с учетом их уточнения и просит рассмотреть административное дело без участия представителя.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, и с учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело при существующей явке.

Выслушав объяснение административного истца заместителя прокурора Одоевского района Шемберевой О.А., исследовав материалы административного дела, руководствуясь положениями ст. 62 КАС РФ об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со ст. 14 КАС РФ, а также требованиями ст. 178 КАС РФ об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2. Федерального и закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 N 1680 утверждены общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п.п. 3-5, 9, 12 разд II Постановления Правительства РФ от 26.12.2018 N 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» программа профилактики нарушений - документ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, рассчитанный на реализацию в течение календарного года.

Разработка программы профилактики нарушений осуществляется в соответствии с настоящим документом и актами об организации профилактической работы.

В соответствии с актами об организации профилактической работы программа профилактики нарушений может утверждаться как единый программный документ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля либо как совокупность подпрограмм профилактики нарушений по одному или нескольким видам государственного контроля (надзора), видам муниципального контроля. Актами об организации профилактической работы федерального органа исполнительной власти может быть предусмотрено утверждение территориальными органами территориальных подпрограмм профилактики нарушений.

Программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года.

В плане мероприятий по профилактике нарушений содержится указание на мероприятия по профилактике нарушений, сроки (периодичность) их проведения, при необходимости место реализации, ответственные подразделения и (или) ответственные должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля для проведения следующих основных мероприятий по профилактике нарушений:

а) размещение на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов (далее - перечни нормативных правовых актов);

б) информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

в) регулярное обобщение практики осуществления видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля и размещение на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в сети «Интернет» соответствующих обобщений.

На официальном сайте органа государственного контроля (надзора), а при наличии технической возможности - на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Органы государственного контроля (надзора) вправе организовать в указанном разделе (подразделе) подписку для заинтересованных лиц на рассылку электронных сообщений с информацией о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.

Из письма главы администрации МО Северо-Одоевское ФИО1 №102 от 21.12.2020 следует, что по состоянию на 21.12.2020 программа профилактики нарушений обязательных требований по видам муниципального контроля, осуществляемого администрацией муниципального образования на 2021 и плановый период 2022-2023», не разработана.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными административным истцом перечнями правовых актов, принятых администрацией в декабре и январе 2021.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства дела, в совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что имеет место незаконное бездействие со стороны административного ответчика, что нарушает права неопределенного круга лиц относительно законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора Одоевского района Тульской области подлежащими удовлетворению.

Как разъяснено в абз. 3 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствий к осуществлению его прав и свобод.

В этой связи, суд полагает, что исполнение возложенной на административного ответчика обязанности должно быть осуществлено в срок до 01.04.2021, в пределах заявленных требований с учетом их уточнения.

С учетом изложенного суд полагает, что установленный срок, с учетом характера рассматриваемого дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав, является разумными и достаточными для исполнения решения суда.

В соответствии с ч.3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 157 КАС РФ письменное заявление административного ответчика о признании административного иска приобщено к материалам дела.

Руководствуясь ст.ст. 180, 226, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северо – Одоевское Одоевского района Тульской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять программу профилактики нарушений обязательных требований устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере осуществления муниципального контроля, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области относительно разработки программы профилактики нарушений обязательных требований устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере осуществления муниципального контроля.

Возложить на администрацию муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района Тульской области обязанность принять программу профилактики нарушений обязательных требований устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере осуществления муниципального контроля в срок до 01.04.2021.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 08.02.2021