дело № 2а-4827/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2021 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при секретаре Севостьяновой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, что ему принадлежит 166/125313 долей в праве на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в Солнечногорском районе Московской области. Административный истец принял решение об образовании земельного участка путем выдела доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок. Кадастровым инженером подготовлен межевой план, в результате выдела должен образоваться самостоятельный земельный участок с координатами, указанным в межевом плане. 15 декабря 2020 года административным истцом в органы росреестра подано заявление о государственной регистрации кадастрового учета. 31 декабря 2020 года административным ответчиком принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, а 30 апреля 2021 года принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, нарушает его права, в связи с чем он просит суд признать незаконным решение № КУВД-001/2020-29146307/1 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и обязать административного ответчика внести изменения в ЕГРН об образовании земельного участка путем выдела в счет долей (доли) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО2
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, от его представителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменные возражения на административный иск.
Изучив материалы дела, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов дела, административному истцу принадлежит 166/125313 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
В связи с принятием административным истцом решения об образовании земельного участка путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, кадастровым инженером ФИО2 в результате кадастровых работ подготовлен межевой план, согласно которому земельный участок образовывается в результате выдела из исходного земельного участка с кадастровым номером №, выдел происходит из земель принадлежащей колхозной земли. Площадь образуемого земельного участка 13218 кв.м. входит в площадь исходного земельного участка, равной 9978350 кв.м.
15 декабря 2020 года административный истец обратилась в Солнечногорский отдел Управления Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимого имущества.
31 декабря 2020 года административным ответчиком вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права № КУВД-001/2020-29146307/1. Основанием приостановления послужило отсутствие формул, примененных для расчета предельной допустимой погрешности определения площади, отсутствие указание реквизитов документов, определяющих предельные минимальные и максимальные размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка и ссылки на источник их официального опубликования в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера». Кроме того, в связи с отсутствием границ земельного участка с кадастровым номером №, не представлена информация о градостроительных регламентах территориальной зоны в которую попадает выделяемый земельный участок; у земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют координаты; обнаружена область черезполосицы с земельным участком с кадастровым номером №, буферная зона черезполосицы 5 м.; обнаружена область черезполосицы с земельным участком с кадастровым номером №, буферная зона черезполосицы 5 м.
Решением административного ответчика от 31 марта 2021 года № КУВД-001/2020-29146307/2 административному истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный объект недвижимости в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 31 декабря 2020 года.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п. 3 ст. 11.5 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2 статьи 83 ЗК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Генеральный план поселения, городского округа является документом территориального планирования муниципального образования и утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных административным истцом документов на предмет наличия оснований, предусмотренных ст. 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, административным ответчиком выявлено, что в п. 4 Сведений о выполненных измерениях и расчетах отсутствуют формулы, примененные для расчета предельной допустимой погрешности определения площади. В нарушение п. 52 Приказа Минэкономразвития России от 03.08.2011 года 3 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков» не указаны реквизиты документов, определяющих предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка и нет ссылки на источник их официального опубликования в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера».
Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Солнечногорск Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 10.12.2019 года № 228/14, в связи с отсутствием границ земельного участка с кадастровым номером №, не представлена информация о градостроительных регламентах территориальной зоны, в которую попадает выделяемый земельный участок.
У земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют координаты; обнаружена область черезполосицы с земельным участком с кадастровым номером №, буферная зона черезполосицы 5 м.; обнаружена область черезполосицы с земельным участком с кадастровым номером №, буферная зона черезполосицы 5 м.
Таким образом, у административного ответчика имелись основания для приостановления государственной регистрации. Поскольку в период приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок, образованный из земель сельскохозяйственного назначения выделенный в счет своей земельной доли в размере 166/125313, из земельного участка с кадастровым номером № по заявлению ФИО3, действующего на основании доверенности от ФИО1, иных дополнительных документов, устраняющих причины, препятствующие государственной регистрации, в срок государственной регистрации не поступило, административным ответчиком правомерно вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Таким образом, Управление Росреестра по Московской области правомерно, на основании ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» отказало административному истцу в осуществлении регистрационных действий в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации права собственности.
Оспариваемое решение государственного регистратора права истца не нарушает, поскольку согласуется с положения Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и предоставленными ему полномочиями в проведении правовой экспертизы предоставленных документов, принятии решения об отказе в государственной регистрации.
Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При таких данных, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и обязании устранить допущенные нарушения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 10 декабря 2021 года.
Судья Байчоров Р.А.