Дело № 2а-488/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации12 декабря 2017 года с. Яренск
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Мининой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Сафроновское», Совету депутатов муниципального образования «Сафроновское» о признании незаконным бездействия по не удалению с официального сайта неполного Генерального плана, совмещенного с проектом планировки <адрес>, не опубликованию полного содержания Генерального плана, не размещению полного Генерального плана на сайте администрации и обязании произвести указанные действия,
установил:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования « Сафроновское», Совету депутатов муниципального образования «Сафроновское» о признании незаконным бездействия по не удалению с официального сайта неполного Генерального плана, совмещенного с проектом планировки <адрес>, не опубликованию полного содержания Генерального плана, не размещению полного Генерального плана на сайте администрации и обязании произвести указанные действия.
В обоснование требований указано, что решением Совета депутатов МО «Сафроновское» от 25.12.2015 года № 179 « Об утверждении Генерального плана, совмещенного с проектом планировки села <адрес>» утвержден Генеральный план, совмещенный с проектом планировки села <адрес>. Согласно размещенному на официальном сайте администрации Генеральному плану, ликвидирован имевшийся на ранее принятом Генеральном плане проезд к земельному участку административного истца со стороны переулка Полевой, что лишает его возможности нормально обслуживать земельный участок и находящиеся на нем строения. Решение Совета депутатов МО « Сафроновское» от _____.__г№__, как указал административный истец, не вступило в законную силу и при отсутствии каких-либо оснований, как и сам Генеральный план, совмещенный с проектом планировки села Яренск размещен на официальном сайте администрации, используется как действующий нормативный акт. По мнению административного истца, на сайте администрации МО «Сафроновское» размещен не тот Генеральный план, совмещенный с проектом планировки <адрес>, который был утвержден Решением Совета депутатов МО «Сафроновское» _____.__г№__, а на фактически утвержденном решением Совета генеральном плане должен присутствовать проезд к земельному участку административного истца со стороны переулка Полевой. Просил признать бездействие администрации МО « Сафроновское» <адрес> и Совета депутатов МО « Сафроновское» <адрес> по не удалению с официального сайта администрации МО « Сафроновское» Генерального плана, совмещенного с проектом планировки села <адрес>, на котором отсутствует проезд к земельному участку ФИО1 со стороны переулка Полевой, по не опубликованию в установленном Уставом МО « Сафроновское» порядке полного содержания Генерального плана, который действительно был утвержден решением Совета от _____.__г№__ и на котором присутствовал проезд к земельному участку ФИО1 со стороны переулка Полевой, по не размещению его на сайте администрации, незаконными. Обязать администрацию МО « Сафроновское» <адрес> и Совет депутатов МО « Сафроновское» <адрес> ударить с официального сайта администрации МО « Сафроновское» Генеральный план, совмещенный с проектом планировки села <адрес>, на котором отсутствует проезд к земельному участку ФИО1 со стороны переулка Полевого, опубликовать в установленном Уставом Мо « Сафроновское» порядке полное содержание Генерального плана, который действительно был утвержден решением Совета от _____.__г№__ и на котором присутствовал проезд к земельному участку ФИО1 со стороны переулка Полевой, разместить его на сайте администрации.
Определением суда в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена администрация МО « Ленский муниципальный район».
В судебное заседании административный истец ФИО1, представитель административного ответчика - Совета депутатов муниципального образования «Сафроновское» не явились. О времени и месте судебного заседания по данному делу извещены надлежащим образом, не заявили ходатайств об отложении судебного разбирательства, в связи с чем в соответствии с ч. 6 ст. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка данных лиц не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, поскольку суд не признал их явку обязательной.
Представитель административного истца - адвокат Максаков Г.С. настаивал на требованиях по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просил обязать административных ответчиков опубликовать на официальном сайте администрации МО «Сафроновское» Генеральный план, совмещенный с проектом планировки <адрес>, который был утвержден Решением Совета депутатов МО « Сафроновское» от _____.__г№__, и на котором присутствует проезд к земельному участку административного истца со стороны переулка Полевой.
Представитель администрации МО «Сафроновское» ФИО2 возражала против заявленных требований, полагала, что права и законные интересы административного истца в данном случае не нарушены. Решение Совета депутатов МО «Сафроновское» №__ от 25.12. 2015 года « Об утверждении Генерального плана, совмещенного с проектом планировки села <адрес>» является законным. Допущенная при изготовлении протокола публичных слушаний от _____.__г по обсуждению проекта решения Совета депутатов МО «Сафроновское» «О Генеральном плане, совмещенном с проектом планировки села Яренск» описка не свидетельствует о наличии нарушений, допущенных при принятии такого решения. Возможность сохранить проезд по переулку Полевому к земельному участку административного истца отсутствует в связи с невозможностью обеспечить надлежащую ширину проезжей части из-за близкого размещения на нем строений.
Представитель администрации МО «Ленский муниципальный район» ФИО3 полагал, что интересы МО «Ленский муниципальный район» спор между административным истцом и административным ответчиком не затрагивает.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд не находит снований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия ( бездействие ) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункты 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов МО « Сафроновское» от 25.12.2015 года № 179 «Об утверждении генерального плана, совмещенного с проектом планировки села <адрес>» утвержден Генеральный план, совмещенный с проектом планировки села Яренск Ленского муниципального района <адрес>.
По своей юридической природе решение Совета депутатов МО « Сафроновское» от 25.12.2015 года № 179 «Об утверждении генерального плана, совмещенного с проектом планировки села <адрес>» является нормативным правовым актом, поскольку оно принято осуществляющим публичные полномочия органом, направлено на неоднократное применение, действует в отношении неопределенного круга лиц.
Требования об оспаривании нормативного правового акта- решения Совета депутатов МО « Сафроновское» от 25.12.2015 года № 179 «Об утверждении генерального плана, совмещенного с проектом планировки села <адрес>» административным истцом не заявлено.
Частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Из указанных положений градостроительного законодательства следует, что генеральный план поселения не является нормативным правовым актом. Данный документ имеет иной правовой статус - документ территориального планирования. Кроме того, Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит требований об обязательном опубликовании генерального плана поселения после его утверждения.
Довод о том, что Генеральный план, совмещенный с проектом планировки с Яренск Ленского района Архангельской области является нормативным правовым актом и поэтому подлежит обязательному опубликованию, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Пунктом 14 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона N 210-ФЗ от 29.11.2010 г.) была предусмотрена обязательность опубликования генерального плана в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежали положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса.
В соответствии с данной правовой нормой подлежали опубликованию и размещению положения о территориальном планировании, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, (включающие в себя цели и задачи территориального планирования; перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения) и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем, пункт п. 14 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования».
Действующей редакцией Градостроительного кодекса РФ (ч. 7 ст. 28) предусмотрена обязательность опубликования в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и размещение на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заключения о результатах публичных слушаний по проектам генеральных планов городских округов.
Глава 3 Градостроительного кодекса РФ, регламентирующая порядок подготовки и утверждения документов территориального планирования, в целом и статьи 23-28 данной главы Градостроительного кодекса РФ, определяющие процедуру подготовки и утверждения генеральных планов городских округов, не содержат никаких указаний на обязательность опубликования генеральных планов городских округов после их утверждения.
Довод административного истца о том, что на официальном сайте администрации МО «Сафроновское» размещен не тот Генеральный план, совмещенный с проектом планировки села Яренск, который был утвержден Решением Совета депутатов МО « Сафроновское 25.12.2015 года № 179, является голословным и не влияет на существо рассматриваемого вопроса.
Анализ специальных правовых норм, регулирующих порядок изготовления и состав градостроительной документации до и после утверждения генерального плана, позволяет сделать вывод о том, что обязанность администрации МО « Сафроновское» и Совета депутатов МО « Сафроновское» по опубликованию документа территориального планирования -Генерального плана, совмещенного с проектом планировки села <адрес> на официальном сайте, законом не предусмотрена.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании бездействия администрации муниципального образования «Сафроновское» <адрес> и Совета депутатов муниципального образования «Сафроновское» <адрес> по не удалению с официального сайта администрации муниципального образования «Сафроновское» Генерального плана, совмещенного с проектом планировки села <адрес>, на котором отсутствует проезд к земельному участку ФИО1 со стороны переулка Полевой, по не опубликованию в установленном Уставом муниципального образования «Сафроновское» порядке полного содержания Генерального плана, который действительно был утвержден решением Совета от _____.__г№__ и на котором присутствовал проезд к земельному участку ФИО1 со стороны переулка Полевой, по не размещению его на сайте администрации, незаконными; обязании администрации муниципального образования «Сафроновское» <адрес> и Совета депутатов муниципального образования «Сафроновское» <адрес> удалить с официального сайта администрации муниципального образования «Сафроновское» Генеральный план, совмещенный с проектом планировки села <адрес>, на котором отсутствует проезд к земельному участку ФИО1 со стороны переулка Полевого, опубликовать в установленном Уставом муниципального образования «Сафроновское» порядке полное содержание Генерального плана, который действительно был утвержден решением Совета от _____.__г№__ и на котором присутствовал проезд к земельному участку ФИО1 со стороны переулка Полевой, размещении его на сайте администрации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Вилегодский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 15 декабря 2017 года.
Председательствующий: Н.В. Минина