Решение
Именем Российской Федерации
Дело №2а-4898/2022
г. Тюмень 08 августа 2022 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Слюсарева А.А.
при секретаре Кургановой Ю.А.,
с участием административного истца Иванова П.С., представителя административного ответчика Щербатовой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова П.С. к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, о признании незаконным и отмене решения об отказе в оказании государственной социальной помощи, обязании устранить нарушение прав путем принятии решения об оказании государственной социальной помощи, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным и отмене решения об отказе в оказании государственной социальной помощи, обязании устранить нарушение прав путем принятии решения об оказании государственной социальной помощи, взыскании государственной пошлины в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Иванов П.С. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Оказании государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта». ДД.ММ.ГГГГ было проведено собеседование с рабочей группой по оказанию социальной помощи, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в оказании государственной социальной помощи, с которым административный истец не согласен, так как он отвечает всем требованиям, предъявляемым к соискателям социальной помощи, данный отказ противоречит Положению об оказании государственной социальной помощи.
Административный истец Иванов П.С. в судебном заседании поддержал административный иск.
Представитель административного ответчика Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района Щербатова Ю.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения сторон, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В преамбуле к Федеральному закону от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указано, что данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 статьи 2 названного Федерального закона порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 данного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Часть 2 указанной статьи закрепляет, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в силу изложенных выше положений действующего федерального законодательства субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу выплаты государственной социальной помощи и порядок назначения и ее выплаты, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2021 N 166-п «Об оказании государственной социальной помощи в Тюменской области и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов» было принято Положение об оказании государственной социальной помощи в Тюменской области (далее по тексту - Положение).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Иванов П.С. обратился к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Согласно протоколу заседания рабочей группы по оказанию социальной помощи на основании социального контракта в г. Тюмени в формате видеоконференцсвязи от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой было принято решение об отказе в выдаче рекомендации об оказании Иванову П.С. социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ на основании пп. «в» п. 3.18 Положения Управлением социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района было принято решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно п. 3.1 Положения, государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта осуществляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим гражданам, указанным в статье 6.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ, при наличии независящих причин, предусмотренных подпунктами "а" - "е" пункта 1.5 настоящего Положения.
Целью назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта является стимулирование активных действий малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации (п. 3.2 Положения).
Основными принципами назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, индивидуальный подход при определении мероприятий программы социальной адаптации, целевой характер оказания государственной социальной помощи (п. 3.3 Положения).
В случае отсутствия оснований для отказа в назначении выплаты, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" - "и" пункта 3.18 настоящего Положения, Управление (Учреждение, Центр) в срок не позднее 8 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного с приложением документов, предоставляемых в обязательном порядке, а в случае проведения проверки сведений о доходах - не позднее 28 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного с приложением документов, предоставляемых в обязательном порядке, документы направляет в Рабочую группу по оказанию социальной помощи на основании социального контракта (далее - Рабочая группа), созданную при администрации городского округа, муниципального района.
Положение о Рабочей группе и ее состав утверждаются администрацией городского округа, муниципального района.
Рабочая группа не позднее 9 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного с приложением документов, предоставляемых в обязательном порядке, а в случае проведения проверки сведений о доходах - не позднее 29 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного с приложением документов, предоставляемых в обязательном порядке, выдает рекомендацию об оказании гражданину (его семье) государственной социальной помощи или принимает решение об отказе в выдаче рекомендации.
При выдаче Рабочей группой рекомендации об оказании гражданину (его семье) государственной социальной помощи учитывается наличие у гражданина или членов его семьи трудового потенциала (совокупности образовательных, профессиональных, квалификационных и других возможностей человека, его социальной характеристики, которые могут быть воплощены для осуществления видов деятельности в соответствии с программой социальной адаптации), возможностей, в том числе бытовых, технических, для выполнения мероприятий программы социальной адаптации (в отношении выплаты на ЛПХ, на ИПД), желание гражданина осуществления трудовой деятельности и активный поиск работы, в том числе при содействии Центров занятости населения (в отношении выплаты по поиску работы), желание гражданина преодолеть трудную жизненную ситуацию (в отношении выплаты на первоочередные нужды), а также количество ранее выданных рекомендаций и принятых Управлением решений о назначении выплаты по поиску работы, на ИПД, на ЛПХ, на первоочередные нужды в процентном соотношении, установленном Правилами (п.3.16 Положения).
В силу пп. «в» п. 3.18 Положения, основаниями для отказа в назначении выплаты являются: принятие Рабочей группой решения об отказе в выдаче рекомендации об оказании гражданину (его семье) государственной социальной помощи или решения о нецелесообразности продления с гражданином (его семьей) социального контракта или заключения с гражданином (его семьей) нового социального контракт
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района от ДД.ММ.ГГГГ принято законно и обоснованно, в соответствии с пп. «в» п. 3.18 Положения.
При этом суд считает несостоятельной ссылку административного истца на то, что ст. 9 ФЗ «О государственной социальной помощи» не предусмотрено такого основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи как принятие Рабочей группой решения об отказе в выдаче рекомендации, поскольку размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям установлены Положением, принятым в соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственнымиили иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Поскольку решение об отказе в предоставлении государственной услуги принято уполномоченным лицом - Управлением социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района, данное решение не противоречит Положению об оказании государственной социальной помощи в Тюменской области, суд полагает, что совокупности двух необходимых условий при рассмотрении данного дела не установлено, в связи с чем, суд полагает необходимым в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Иванова П.С. к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, о признании незаконным и отмене решения об отказе в оказании государственной социальной помощи, обязании устранить нарушение прав путем принятии решения об оказании государственной социальной помощи, взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение составлено 22 августа 2022 года.
Судья А.А. Слюсарев