ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-490/2021 от 25.06.2021 Брюховецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-490/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ст-ца Брюховецкая Краснодарского края 25 июня 2021года

Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Волковой О.П.,

при секретаре Дзюба А.Ю.

с участием административного истца Белинского Е.Ю.

представителя административного ответчика управления социальной защиты населения Брюховецкого района (государственного казенного учреждения Краснодарского края–управления социальной защиты населения в Брюховецком районе) по доверенности Козловой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белинского Е.Ю. к управлению социальной защиты населения Брюховецкого района (государственному казенному учреждению Краснодарского края –управлению социальной защиты населения в Брюховецком районе) о признании незаконными действий управления социальной защиты населения Брюховецкого района, о признании незаконными действий,

установил:

Белинский Е.Ю. обратился в суд с административным иском к управлению социальной защиты населения Брюховецкого района (государственному казенному учреждению Краснодарского края –управлению социальной защиты населения в Брюховецком районе) о признании незаконными действий. Просил суд признать незаконными действия управления социальной защиты населения в Брюховецком района в части необоснованного приостановления выплаты компенсации за газоснабжение, не информирования его о принятых мерах в отношении принятых решений и не ознакомления его с этими решениями, отказа в предоставлении документов с расшифровкой произведенных начислений. Также просил обязать УСЗН Брюховецкого района возобновить выплату компенсации за газоснабжение и погасить задолженность по указанной выплате с сентября 2019 года. Обязать УСЗН Брюховецкого района предоставлять расшифровки начислений в удобной для него форме.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что ему 62 года, он инвалид 3 группы и пенсионер по возрасту. Помимо пенсии он получает ряд выплат, т.ч., компенсацию на оплату ЖКУ. Выплата производится через управление социальной защиты населения Брюховецкого района. В ноябре 2019 г. он заметил, что с началом отопительного сезона сумма компенсации не увеличилась. За разъяснениями он обратился по телефону в УСЗН Брюховецкого района. Там ему сообщили, что он числится в их базах как задолжник за водоснабжение с 2016 года и за газоснабжение с сентября 2019 г., при том, что он регулярно оплачивает данные услуги, о чем у него имеются все документы. 06.12.2019 им было отправлено в электронном виде обращение в Минтруда Краснодарского края с изложением всех обстоятельств дела. Через некоторое время ему сначала по телефону, а затем в электронном и письменном виде дали ответ из УСЗН Брюховецкого района. Выплату за водоснабжение ему восстановили и выплатили всю причитающуюся сумму за 3 года. Относительно газоснабжения ему сообщили, что ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» подтвердил наличие у него задолженности и для возобновления выплаты ему необходимо брать у них справку. Истец утверждает что обращался с жалобами и обращениями в Министерство труда и социального развития РФ в Краснодарском крае, в Прокуратуру Брюховецкого района, в Прокуратуру Краснодарского края, однако ответы не дали нужного результата.

Также административный истец утверждает, что счета за газ он оплачивает регулярно и своевременно. С сентября 2019 года по настоящее время им оплачено 24700 рублей при сумме «долга» 722 руб., задолженности по счетчику у него нет. В настоящий момент УСЗН не выплатило ему более 11000 рублей компенсации. Решение о приостановке компенсации как за воду, так и за газ было принято в неизвестной ему форме, никто его об этом в известность не ставил и с этими решениями не знакомил.

Помимо этого, УСЗН отказывает ему в расшифровке произведенных начислений в письменной форме. Тем, кто получает компенсацию наличными деньгами через Почту России, выдают такую распечатку с расшифровкой начислений по видам коммунальных услуг. Он получает компенсацию безналично на банковскую карту и ему приходит только SMS-сообщение с общей суммой начисления. Он обратился с просьбой УСЗН выдавать ему такую расшифровку, предложив на выбор три варианта: через соцработника в запечатанном виде, по электронной почте или Почтой России, но получил отказ с мотивацией о том, что получателям безналичных платежей такая расшифровка не положена, и что при этом возникает угроза утечки персональных данных, при том, что распечатки получателей компенсации через Почту России приходят в открытом виде и доступ к ним имеет неограниченное количество лиц. Ему был предложен вариант получать такую распечатку лично, приезжая за ней за 35 км.

В судебном заседании административный истец Белинский Е.Ю. полностью поддержал заявленные требования и просил суд об их удовлетворении. Представил письменное дополнение к иску и пояснил, что административный ответчик не указывает кем и в какой форме было принято решение о приостановке выплаты компенсации, и какими нормативными документами регламентируется эта процедура. В Возражениях дается ссылка на некие соглашения об информационном обмене с ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» и МУП «Чепигинское», однако самих соглашений не прилагается. Отмечается только, что данные поступают в автоматическом режиме, что имеет принципиальное значение для рассмотрения данного дела. В качестве доказательства наличия у него задолженности прилагается выданная ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» «Справка о характеристике жилья и видов коммунальных услуг», сама справка является «Приложением № 2», но она не может являться допустимым доказательством наличия задолженности. Уведомления о приостановке выплаты он не получал ни в какой форме, свидетельств об его отправке нет.

Представитель административного ответчика Государственного казенного учреждения Краснодарского края – управления социальной защиты населения в Брюховецком районе по доверенности Козлова Ю.А., заявленные требования считает необоснованными, просила суд в удовлетворении административного иска отказать. Представила суду письменное возражение на иск и дополнение к нему, а также пояснила, что Белинский Е.Ю. состоит на учете в управлении социальной защиты населения как инвалид 3 группы. Одинокопроживающий. С 2013 года является получателем компенсации на оплату жилищно- коммунальных услуг. Меры социальной поддержки предоставляются на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг Белинскому Е.Ю. выплачивается ежемесячно. В связи с задолженностью по оплате за холодную воду, компенсация за холодное водоснабжение Белинскому Е.Ю. была приостановлена с 1 ноября 2016 года согласно п. 21 Постановления № 811 от 18 сентября 2006 года «О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае. С декабря 2019 г. компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (на основании запрошенных управлением сведений) была возобновлена. Белинским не были предоставлены сведения о погашении задолженности. По сведениям ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» по состоянию на 1 сентября 2019 г. у административного истца имелась задолженность по оплате за сетевой газ, поэтому компенсация за газ была приостановлена с 1 сентября 2019 г. На данный момент выплата компенсации за сетевой газ не возобновлена, так как согласно сведениям из ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» задолженность по оплате за сетевой газ не погашена. Информация о начисленных платежах за коммунальные услуги и наличии (отсутствии) задолженности от организаций, предоставляющих жилищно- коммунальные услуги поступает автоматически на основании, заключенных соглашений об информационном обмене с управлением социальной защиты населения. Белинскому Е.Ю. неоднократно, устно и письменно, давались разъяснения о порядке назначения компенсации на ЖКУ, разъяснялся порядок перерасчета компенсации расходов на оплату ЖКУ исходя из объемов их потребления с предоставлением сумм выплаченной компенсации на ЖКУ. Для граждан, выбравших способ получения компенсации через банк, предоставление распечаток с расшифровками начисленных сумм по электронной почте не предусмотрено. Форма единого выплатного документа нормативными правовыми актами не закреплена, в выплатных документах приводится расшифровка расчета назначенной компенсации по видам жилищно-коммунальных услуг. Названная мера касается граждан, получающих компенсацию в отделениях почтовой связи. Для получателей компенсации расходов на оплату коммунальных услуг через кредитные организации расшифровка расчета компенсации не осуществлялась с момента установления данного вида выплаты.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды.

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг жителям Краснодарского края, имеющим право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе инвалидам регулируется Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 г. № 1070-КЗ "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (с 1 мая 2019 г. внесены изменения в части предоставления компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг, рассчитанной исходя из объемов потребленных коммунальных услуг) и Порядком предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае, утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. № 811 (изменения внесены 3 июля 2019 года Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 393).

Условия приостановления, возобновления и прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме приведены в п. 21 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае, в том числе имеющим право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. № 811.

Согласно указанного порядка компенсация на ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Информация о задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг поступает в управление социальной защиты населения от жилищно-коммунальных организаций в электронном виде на основании заключенных с ними соглашений о взаимодействии и информационном обмене либо из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Управление социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанной информации направляет гражданину уведомление о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ. Выплата компенсации на ЖКУ возобновляется с месяца ее прекращения после полного погашения задолженности или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашения по ее погашению на основании представленных гражданином (представителем гражданина) документов (сведений), подтверждающих оплату за жилое помещение и коммунальные услуги (за исключением ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), в том числе содержащих сведения о ежемесячном объеме потребления по каждой коммунальной услуге, определенном по показаниям приборов учета за период неполучения компенсации на ЖКУ.

Судом установлено, что административный истец Белинский Е.Ю., <......> года рождения, состоит на учете в управлении социальной защиты населения как инвалид. Согласно справки серии МСЭ-2012 от <......><......> Белинскому Е.Ю. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Согласно справки о составе семьи, выданной администрацией Чепигинского сельского поселения, Белинский Е.Ю. проживает в принадлежащем ему домовладении по адресу: <......> один.

Белинский Е.Ю. с 01 мая 2013 года является получателем компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг. Согласно распоряжению о назначении компенсационной выплаты взамен льгот на ЖКУ о 22.04.2013 года, решено - сумму пособия выплачивать Белинскому Е.Ю. разово в банк.

Информация о начисленных платежах за коммунальные услуги и наличии (отсутствии) задолженности от организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги поступает в орган социальной защиты в Брюховецком районе автоматически на основании заключенных соглашений об информационном обмене.

В связи с задолженностью по оплате за холодную воду компенсация за холодное водоснабжение Белинскому Е.Ю. была приостановлена с 1 ноября 2016 года согласно п. 21 Постановления № 811 от 18 сентября 2006 года «О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае». С декабря 2019 г. компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных была возобновлена.

Судом установлено, что по сведениям ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» по состоянию на 01.09.2019 г. у Белинского Е.Ю. имелась задолженность по оплате за сетевой газ. На основании данных сведений, полученных в электронном виде, управление социальной защиты в Брюховецком районе приостановило Белинскому Е.Ю. компенсацию за газ с 01.09. 2019 г.

Согласно представленного административным ответчиком уведомления о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ № 97 от 27.08.2019 года, Белинский Е.Ю. уведомлен о том, что имеются сведения из ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» об имеющейся у него задолженности по оплате за сетевое газоснабжение. Выплата компенсации расходов на оплату данной услуги приостановлена с 01.09.2019 года и будет возобновлена с месяца ее прекращения на основании представленных в управление социальной защиты населения документов о полном погашении образовавшейся задолженности или заключенного с организацией соглашения о ее погашении.

Вместе с тем судом установлено, что отсутствуют достоверные сведения о направлении адресату Белинскому Е.Ю. и получение им данного уведомления, что служит доказательством отсутствия надлежащего уведомления административного истца административным ответчиком о действиях по приостановлении компенсационной выплаты.

Согласно заявления о назначении (перерасчете, возобновлении) компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и способе ее доставки, адресованного управлению социальной защиты населения в Брюховецком районе от 02.12.2019 года, Белинский Е.Ю. просил возобновить компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалид 3 группы. За достоверность сообщаемых им сведений несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. В перечне представленных документов указаны также копии квитанций. Данное заявление с приложением принято специалистом административного ответчика. Согласно приобщенной квитанции от 11.11.2019 года Белинским Е.Ю. произведена оплата природного газа ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» на сумму 2 379.10 рублей.

В соответствии со справкой о характеристике жилья и видов коммунальных услуг на 01.12.2019 года за подписью начальника участка ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар», у Белинского Е.Ю. имеется задолженность за газоснабжение, размер задолженности не указан. Судом установлено, что компенсационные выплаты за сетевой газ Белинскому Е.Ю. не возобновлены по день рассмотрения настоящего дела в суде.

Суд считает, что согласно нормативным положениям приведенным судом право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате сетевого газа.

Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. Таким образом, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Согласно п. 4 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае, в том числе имеющим право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. № 811, граждане, имеющие право на предоставление компенсации на ЖКУ, производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг по установленным ставкам и тарифам в полном объеме в сроки, установленные статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Из изложенных выше нормативных положений, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует:

1. Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления этой меры социальной поддержки.

2. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.

3. Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.

4. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

5. При отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается.

Из материалов дела усматривается, подтверждается справкой оплаты абонента Белинского Е.Ю. и не оспаривалось сторонами, что абонент Белинский Е.Ю. производил ежемесячные платежи ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» за период с сентября 2018 года по май 2021 года.

Согласно ответа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на запрос суда от 15.06.2021 года Белинский Е.Ю. является абонентом ООО «Газпром межрегионгаз» в Брюховецком районе. В связи с невыполнением со стороны Белинского Е.Ю. обязанности по своевременной поверке прибора учета газа, ООО «Газпром межрегионгаз» в период с 26.09.2018 года (окончание межповерочного интервала) по 14.11.2018 года (опломбирование ПУГ после проведения очередной поверки) прекратил с ним расчеты по показаниям газового счетчика, и объем потребленного газа рассчитывался из установленных нормативов потребителя газа. Принимая во внимание все произведенные оплаты Белинским Е.Ю. с сентября 2018 года по май 2021 года в размере 59 945,46 руб. и сумма произведенных начислений за газ по нормативу и по счетчику в размере 60 668,04 рублей, поставщик газа недополучил денежные средства на сумму 722,58 коп., которая числится на лицевом счете абонента задолженностью.

Мировым судьей судебного участка № 253 Брюховецкого района ООО«Газпром межрегионгаз Краснодар» был выдан судебный приказ № 2-2294/2019 о взыскании с Белинского Е.Ю. суммы задолженности в размере 722 руб. 68 коп. Определением от 03.12.2019 года судебный приказ отменен. На момент рассмотрения настоящего дела в исковом порядке данный спор не разрешен. Судом установлено, что административный истец неоднократно указывал административному ответчику на то, что задолженности за использованный газ он не имеет, он регулярно и своевременно производит оплату, то есть имеет место спор о наличии и причинах образования задолженности по уплате задолженности за использованный природный газ. Белинский Е.Ю. неоднократно обращался с жалобами на действия административного ответчика в прокуратуру Брюховецкого района, к руководителю управления социальной защиты населения в Брюховецком районе, в министерство труда и социального развития Краснодарского края.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что абонент Белинский Е.Ю. не согласен с образовавшейся задолженностью, считает, что не своевременная поверка счетчика произошла по вине сотрудников ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», которыми он был введен в заблуждение. Так при плановой поверке счетчика в сентябре 2018 года работники ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» фактически навязали ему поверяющую компанию, которая после заявки прибыла только через два месяца и эти два месяца ему производились начисления по нормативу, с которыми он не согласен, но в январе 2019 года произвел погашение вменяемой ему ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» задолженности, однако в феврале 2020 года данная сумма опять была предъявлена ему в качестве задолженности. В виду того, что административный истец является инвалидом, ему затруднительно было прибыть в ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» лично для уточнения причины вновь образовавшейся задолженности, и он был вынужден попросить об этом закрепленного за ним социального работника. В предоставлении расчета социальному работнику было отказано.

Также судом установлено, что Белинский Е.Ю. в установленный срок в надлежащей форме не уведомлен о приостановлении выплаты с указанием оснований принятия такого решения. Отсутствуют информация о действиях социальной защиты по проверке задолженности до принятия решения о приостановлении предоставления Белинскому Е.Ю. компенсации на оплату ЖКУ, причины возникновения (уважительные или неуважительные) у него задолженности по оплате с учетом права Белинского Е.Ю., одиноко проживающего пенсионера инвалида. Ответчиком не представлены доказательства того, что органом социальной защиты предлагалось Белинскому Е.Ю. погасить задолженность по оплате или заключить соглашение о ее погашении. Не представлены доказательства о том, что органом социальной защиты учитывались при принятии решения о приостановлении компенсации за газ причины (уважительные или неуважительные) возникшей задолженности по оплате сетевого газа, материальное положение Белинского Е.Ю. и наличие у нее возможности по погашению указанной задолженности.

Судом установлено, что приостановление органом социальной защиты предоставления Белинскому Е.Ю. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату газа было обусловлено полученной управлением социальной защиты населения в Брюховецком районе от ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» в рамках информационного обмена информацией о наличии у Белинского Е.Ю. задолженности по оплате сетевого газа, однако соответствует ли действительному положению дел эта информация - уполномоченным органом проверено не было, несмотря на обращения Белинского Е.Ю. с соответствующими заявлениями и указанием на то, что задолженность по оплате газа у него отсутствует. Каких-либо действий, связанных с проверкой изложенной в обращениях Белинского Е.Ю. информации об отсутствии у него задолженности по оплате газа, уполномоченным органом на момент принятия решения в сентябре 2019 года, то есть в момент приостановления выплаты, предпринято не было. Согласно представленным органом социальной защиты доказательствам, имеются сведения представленные ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» по задолженности Белинского Е.Ю. за 01.12.2019 года, 27.04.2020 года и на дату 01.05.2021 года, сведения по проверке информации о задолженности на период август-сентябрь 2019 года отсутствуют.

В сведениях представленных ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» о 27.04.2020 года в орган социальной защиты населения, указано, что у Белинского Е.Ю. имеется задолженность за сетевой газ в сумме 722,57 рублей, пеня 36,49 рублей и госпошлина 200 рублей, уплаченная ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» при подаче заявления о вынесении судебного приказа. Учет в задолженность суммы уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей за отмененный судебный приказ, по мнению суда, не может служить доказательством обоснованности указанной задолженности, что не было принято во внимание административным ответчиком.

Приведенные обстоятельства с учетом возраста и состояния здоровья Белинского Е.Ю., последующей регулярной уплатой им произведенных начислений в совокупности свидетельствуют об уважительных причинах, по которым указанная в квитанции как сумма задолженности сумма 722, 58 коп. не оплачена, в связи с чем у государственного казенного учреждения Краснодарского края –управления социальной защиты населения в Брюховецком районе отсутствовали правовые основания для отказа Белинскому Е.Ю. в предоставлении такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату газа.

Кроме того административный истец оспаривает отказ административного ответчика в выдаче выплатного документа с расшифровкой расчета назначенной компенсации по видам жилищно-коммунальных услуг. Он указывает, что лица получающие компенсацию наличными деньгами через Почту России, получают от органа социальной защиты такую распечатку с расшифровкой начислений по видам коммунальных услуг. Он обратился с просьбой УСЗН выдавать ему такую расшифровку, предложив на выбор три варианта: через соцработника в запечатанном виде, по электронной почте или Почтой России, но получил отказ с мотивацией о том, что получателям безналичных платежей такая расшифровка не положена, и что при этом возникает угроза утечки персональных данных

Судом установлено, что Белинский Е.Ю. получает компенсацию безналично на банковскую карту и ему приходит SMS-сообщение с общей суммой начисления.

Административный ответчик в судебном заседании действительно подтвердил, что форма единого выплатного документа нормативными правовыми актами не закреплена, в выплатных документах приводится расшифровка расчета назначенной компенсации по видам жилищно-коммунальных услуг. Названная мера касается граждан, получающих компенсацию в отделениях почтовой связи. Для получателей компенсации расходов на оплату коммунальных услуг через кредитные организации расшифровка расчета компенсации не осуществлялась с момента установления данного вида выплаты.

Суд, выслушав пояснения административного истца и административного ответчика по данному вопросу приходит к следующему.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

С учетом приведенных норм закона право определенных категорий граждан на получение информации по мерам социальной поддержки, в том числе расчете компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина.

Судом установлено, что предоставление информации о размере компенсации в разрезе услуг законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Вместе с тем суд считает, что льготополучатель в индивидуальном порядке должен получать информацию о размере компенсации по каждой услуге в управлении социальной защиты населения, иначе его интересы нарушаются и он ставится органом государства в худшее положение в сравнении с лицами, получающими компенсацию наличными деньгами через Почту России. По мнению суда за информацией содержащейся в выплатном документе с расшифровкой расчета назначенной компенсации льготополучатель может обратиться либо лично в управление социальной защиты населения, либо по телефону управления, сообщив свои паспортные данные, также данная информация может быть ему направлена Почтой России либо на электронную почту.

На основании изложенного, с учетом обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2020 года, суд считает верным административные исковые требования Белинского Е.Ю. к управлению социальной защиты населения Брюховецкого района (государственному казенному учреждению Краснодарского края – управлению социальной защиты населения в Брюховецком районе) о признании незаконными действий управления социальной защиты населения Брюховецкого района – удовлетворить полностью.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 218-228 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Белинского Е.Ю. к управлению социальной защиты населения Брюховецкого района (государственному казенному учреждению Краснодарского края –управлению социальной защиты населения в Брюховецком районе) о признании незаконными действий управления социальной защиты населения Брюховецкого района – удовлетворить полностью.

Признать незаконными действия управления социальной защиты населения Брюховецкого района (государственного казенного учреждения Краснодарского края – управления социальной защиты населения в Брюховецком районе) в части необоснованного приостановления выплаты компенсации за газоснабжение Белинскому Е.Ю., не информирования Белинского Е.Ю. о принятых мерах в отношении принятых решений и не ознакомления Белинского Е.Ю. с этими решениями, отказа в предоставлении документов с расшифровкой произведенных начислений.

Обязать государственное казенное учреждение Краснодарского края – управление социальной защиты населения в Брюховецком районе возобновить выплату компенсации Белинскому Е.Ю. за газоснабжение и погасить задолженность по указанной выплате с 01 сентября 2019 года.

Обязать государственное казенное учреждение Краснодарского края – управление социальной защиты населения в Брюховецком районе предоставлять Белинскому Е.Ю. расшифровки начислений в удобной для него форме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.06.2021 года.

Судья О.П. Волкова