ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4911/2021 от 11.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-4911/2021

УИД 36RS0004-01-2021-005825-22

3.020 - Гл. 22 КАС РФ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2021 года г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Леденевой И.С.,

при секретаре Сенчаковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к отделу полиции №8 УМВД России по г. Воронежу, начальнику отдела полиции №8 УМВД России по г. Воронежу ФИО2, ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по г. Воронежу о признании незаконным бездействия должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к отделу полиции №8 УМВД России о признании незаконным бездействия должностных лиц.

Мотивируя заявленные в административном исковом заявлении требования, ФИО1 указывает, что 09.04.2021г. представителем административного истца в прокуратуру Ленинского района г. Воронежа было подано заявление с ходатайством.

19.04.2021г. заявителем на электронный почтовый адрес пришло письмо из прокуратуры Ленинского района г. Воронежа, согласно которому поданное 09.04.2021г. сообщение об административных правонарушениях предусмотренных статьями 19.1 и 7.1 КоАП РФ должностными лицами прокуратуры Ленинского района г. Воронежа были перенаправлены в иные органы.

На адрес электронной почты представителя ФИО1 из ОП №8 УМВД России по г. Воронежу пришло письмо от 27.04.2021г. , подписанное начальникомФИО2, в котором сообщалось, что обращение, поступившее в ОП №8 УМВД России по г. Воронежу из прокуратуры Ленинского района г. Воронежа перерегистрировано в КУСП ОП №8 УМВД России по г. Воронежу, для проведения проверки в порядке КоАП РФ.

Также на адрес электронной почты представителя ФИО1 из ОП №8 УМВД России по г. Воронежу пришло письмо от 28.04.2021г. , подписанное документоведом Строй Н.С., которым сообщалось, что обращение, поступившее в ОП №8 УМВД России по г. Воронежу з Прокуратуры Ленинского района г. Воронежа рассмотрено. Указанное обращение в соответствии с пунктом 69 инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013г. №707 зарегистрировано в книге учета заявлений и сообщений об административных правонарушениях о происшествиях 27.04.2021 №8179.

Административный истец указывает, что по истечении установленного законом срока на рассмотрение поданного 09.04.2021г. сообщения об административных правонарушениях, о результатах его рассмотрения административный истец уведомлен не был, копи приняты по заявлению процессуальных решений, копи принятых по результатам рассмотрения его ходатайств решений в адрес административного истца направлены не были.

ФИО1 указывает, что она, являясь лицом, обратившимся в административный орган с заявлением, содержащим указание на нарушение его прав, указание на наличие в действиях указанных лиц события административного правонарушения, наделена в силу статьи25.2 КоАП РФ правами потерпевшего.

Между тем ее права как потерпевшего, предусмотрены ест. 25.2 КоАП РФ в том числе на разрешение заявленных ходатайств и на получение копии процессуального решения должностными лицами обеспечено не было.

Считая свои права нарушеннымиФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском и просит признать незаконным бездействие должностного лица ОП №8 УМВД России по г. Воронежу-непосредственного исполнителя рассматривающего сообщение административного истца об административном правонарушении зарегистрированное в КУСП от 27.04.202г., выразившееся в не рассмотрении заявленных административным истцом ходатайств, не уведомлении административного истца о результатах их рассмотрения, не уведомлении административного истца о результатах рассмотрения поданного административным истцом сообщения об административном правонарушении зарегистрированного в КУСП т 27.04.2021г. и не предоставлении копии приятого решения.

Просит обязать должностное лицо ОП №8 УМВД России по г. Воронежу- непосредственного исполнителя рассматривающего сообщение административного истца об административном правонарушении зарегистрированное в КУСП от 27.04.2021г., рассмотреть заявленные административным истцом ходатайства, уведомить административного истца о результатах их рассмотрения, уведомить административного истца о результатах рассмотрения поданного сообщения об административном правонарушении, зарегистрированного в КУСП от 27.04.202г. и предоставить административному истцу копии принятого решения.

Определением судьи от 23.08.202г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник отдела полиции №8 УМВД России по г. Воронежу ФИО2, ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по г. Воронежу.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика УМВД России по г. Воронежу по доверенности ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражала, ссылалась на пропуск срока для обращения в суд с иском.

Представители административных ответчиков ГУ МВД России по г. Воронежу, ОП №8 УМВД России по г. Воронежу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В силу положений п. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

В соответствии с пп. 8, 9 ст. 96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Принимая во внимание, что в материалах дела имеются доказательства свидетельствующие о надлежащем извещении административного истцаи административного ответчика по делу, с учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения присутствующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу положений статьи 46 Конституции РФ и в соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как указал Конституционный Суд РФ, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года № 109-О, от 26 мая 2016 года N 1145-О и др.).

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Частью 2 статьи 24 Конституции РФ гарантировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статьей 33 Конституции РФ, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

В соответствии со статьей 9, пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Согласно статье 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1); знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты> (пункт 2); получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3).

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.2011 года "О полиции" на полицию возлагаются следующие обязанности: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

Приказом МВД Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 2 Инструкции рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными, научными, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В соответствии с пунктом 27 поименованной Инструкции к рассмотрению принимаются обращения направленные посредством: операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел; официальных сайтов; факсимильной связи; Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи; дежурной части территориального органа МВД России;почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей; полученные в ходе личного приема.

Все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления (пункт 37).

Письменные обращения, представленные в орган внутренних дел непосредственно автором или лицом, представляющим его интересы, принимаются и регистрируются в дежурной части территориального органа МВД России круглосуточно. Дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения или лицу, представляющему его интересы, и в дальнейшем передает жалобу в службу делопроизводства.

Письменные обращения (интернет-обращения), поступившие по адресу, указанному на конверте или непосредственно в обращении (при отсутствии конверта), но адресованные в другие органы внутренних дел, органы государственной власти или местного самоуправления, а также их должностным лицам, регистрируются органом внутренних дел или самостоятельным подразделением, в которые они поступили, и рассматриваются в порядке, установленном Инструкцией.

Рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.

Согласно пунктам 8.1 и 8.2 Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (пункт 8.1), принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 8.2); направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (пункт 8.3). Уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения (8.4.).

Пунктами 9.1 и 9.2 Инструкции предусмотрено, что гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 9.1), знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты> (пункт 9.2).

Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных пунктами 146 и 147 Инструкции, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее - письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 9.3).

Организационное решение по обращению принимает руководитель ведомства, который в резолюции по обращению в письменном виде определяет должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения и уполномоченное на подписание ответа, сроки, порядок рассмотрения и проведения проверочных мероприятий, а также необходимость осуществления контроля, а лицо, ответственное за рассмотрение обращения, соответствующей резолюцией определяет непосредственного исполнителя (пункты 79 - 81 Инструкции).

В силу пунктов 89-91 Инструкции сроки рассмотрения обращений, поступивших в МВД России и направленных для рассмотрения по существу в подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы, исчисляются с даты регистрации в ДДО МВД России, поступивших в территориальные органы напрямую от гражданина, - от даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа.

Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.

Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.

Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

В силу пунктов 101-102 Инструкции при рассмотрении обращения, отнесенного к категории "заявление", выделяется действие, на необходимость совершения которого указывает гражданин. При наличии достаточных оснований для его совершения принимаются меры для удовлетворения заявления. В ответе гражданину сообщается об удовлетворении просьбы или причинах отказа в ее удовлетворении; при рассмотрении обращения, отнесенного к категории "жалоба", проводится проверка обоснованности каждого довода гражданина. По результатам рассмотрения жалобы принимаются необходимые меры для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина или разъясняется неправомерность предъявляемых требований (претензий), а также при необходимости порядок обжалования принятого решения.

В соответствии с п. 113 Инструкции, результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:

- письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов;

- письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина:

об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин,

о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов;

- принятие решения о списании обращения в номенклатурное дело без ответа на основании рапорта или докладной записки сотрудника, осуществляющего рассмотрение, или сотрудника подразделения делопроизводства в случаях, установленных пунктом 146 Инструкции.

В силу пункта 139 Инструкции ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа.

Гражданину на одно его обращение направляется один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем. Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются (п.п. 144, 145 Инструкции).

В судебном заседании установлено, что 09.04.2021г. представителем административного истца в прокуратуру Ленинского района г. Воронежа было подано заявление, в котором представитель административного истца просил: установить личности и привлечь к административной ответственности по статье 19.1 (Самоуправство) и статье 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости- без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности) неизвестных лиц, которые смонтировали металлические конструкции и натянули между ними трос, ограждающие незаконную самоуправную выделенную парковку во дворе жилого дома по адресу: <адрес> напротив въезда принадлежащий ФИО1 на праве собственности гараж;

обязать уполномоченные организации произвести демонтаж незаконной конструкции;

привлечь к административной ответственности за нарушение требований предусмотренных п.1.5 Правил дорожного движения владельцев транспортных средств, создающих помехи для беспрепятственного въезда и выезда из гаража;

обязать уполномоченных должностных лиц, ответственных а организации дорожного движения рассмотреть вопрос о возможности установки во дворе жилого дома по адресу: <адрес> напротив въезда в принадлежащий заявителю на праве собственности гараж дорожных знаков под номерами 3.27 или 3.28 и таблички «эвакуация автомобиля».

К поданному заявлению ФИО1 было приложено ходатайство, в котором заявитель просил:

признать ФИО1 потерпевшей по делу об административных правонарушениях;

не направлять предназначенную почтовую корреспонденцию на адрес регистрации заявителя;

предоставить возможность ознакомления с материалом проведенной по настоящему заявлению проверки;

уведомлять принимаемых по настоящему заявлению решениях по указанному номеру телефона путем оправки СМС-сообщений и по указанным адресам электронной почты;

направлять электронные образы сообщений, уведомлений, копии принимаемых процессуальных решений и других документов на указанные адреса электронной почты.

Как следует из письма от 15.04.2021г. прокуратуры Ленинского района г. Воронежа в соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», заявление представителя ФИО1 направлено для рассмотрения по существу в части доводов о привлечении к административной ответственности неустановленных лиц начальнику ОП №8 УМВД России по г. Воронежу, в части доводов об установке знаков дорожного движения, законности установки металлических конструкций в администрацию городского округа г. Воронеж. Также указанное письмо направлено на адрес электронной почты представителя ФИО1 ФИО4

В силу п. 6.3 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах министерства внутренних дел российской федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 положения настоящей Инструкции не распространяются на анонимные заявления (сообщения), содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем.

При данных обстоятельствах, на основании п. 65 Инструкции о результатах рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии, когда данные, указывающие на признаки преступления, событие административного правонарушения, не обнаружены, сотрудником органов внутренних дел, осуществляющим рассмотрение заявления (сообщения) о происшествии, либо иным сотрудником, назначенным должностным лицом, указанным в пункте 62 настоящей Инструкции, составляется рапорт на имя этого должностного лица, которым в течение суток принимается решение о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к номенклатурному делу, прилагаемому к КУСП.

Согласно приказу МВД России от 12.09.2013 N 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" п. 66 зарегистрированные обращения рассматриваются уполномоченным должностным лицом, которое определяет соответствие обращения установленным законодательством требованиям и порядок его рассмотрения по существу (организует доклад руководителю, направляет в самостоятельное подразделение, территориальный орган или иной государственный орган либо орган местного самоуправления).

Приказом МВД России от 29 августа 2014 года N 736 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Порядок рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях регламентирован пунктами 58 - 61 данной Инструкции.

Заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП. Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП (пункт 58 приведенной Инструкции).

В соответствии с пунктом 59 указанной Инструкции по результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении дела об административном правонарушении (подпункт 59.1); об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (подпункт 59.2);о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности (подпункт 59.3); о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности (подпункт 59.4).

Согласно пункту 70 этой Инструкции информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, указанных в пунктах 48, 50, 59, 63 данной Инструкции, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. В графе 9 КУСП делается соответствующая отметка с указанием даты и исходящего номера письма, а также способа информирования (вручение под расписку, направление посредством почтовой связи, факсимильным или электронным видами связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5), исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность соответствующих должностных лиц по созданию на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении необходимых условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав

На адрес электронной почты представителя ФИО1 из ОП №8 УМВД России по г. Воронежу поступило письмо от 27.04.2021г. , подписанное начальником ФИО2, в котором сообщалось, что обращение, поступившее в ОП №8 УМВД России по г. Воронежу из прокуратуры Ленинского района г. Воронежа перерегистрировано в КУСП ОП №8 УМВД России по г. Воронежу, для проведения проверки в порядке КоАП РФ.

Также на адрес электронной почты представителя ФИО1 из ОП №8 УМВД России по г. Воронежу поступило письмо от 28.04.2021г. , подписанное документоведом Строй Н.С., которым сообщалось, что обращение, поступившее в ОП №8 УМВД России по г. Воронежу з Прокуратуры Ленинского района г. Воронежа рассмотрено. Указанное обращение в соответствии с пунктом 69 инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013г. №707 зарегистрировано в книге учета заявлений и сообщений об административных правонарушениях о происшествиях 27.04.2021 №8179.

Как следует из представленных в дело стороной ответчика ОП №8 УМВД России по г. Воронежу доказательств 07.05.2021г. в адрес представителя ФИО1 ФИО4 на его адрес электронной почты, указанный им в обращении, направлен ответ, согласно которому обращение по факту самовольного занятия неизвестными лицами земельного участка, расположенного во дворе дома №68 по ул. Кольцовская г. Воронежа, поступившему в ОП №8 УМВД России по г. Воронежу, зарегистрированному в КУСП , проведена поверка. По результатам проверки было вынесено постановление о передаче сообщения о происшествии по подследственности (территориальности) в УМВД России по г. Воронежу.

Также в материалы дела представлена копия определения УУП УМВД России по г. Воронежу об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 10.06.2021г.

Согласно представленному определению в ходе проведенной проверки по заявлению гр. ФИО4 установлено, что в действиях лица, осуществляющего парковку своего автомобиля напротив гаража, принадлежащего гр. ФИО1 отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка» ипризнак состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ «Самоуправство». Ответственность граждан за умышленное создание помех в дорожном движении предусмотрена ст. 12.33 КоАП РФ. В соответствии с п. 5 ч.2 ст 23.3 КАП РФ, п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ составлять и рассматриватьпротоколы об административных правонарушениях по ст. 12.33 КоАПРФ уполномочены сотрудники ГИБДД. Материал проверки по заявлению ФИО4 направлен в ОГИБДД УМВД России по г. Воронежу.

Указанным определением от 10.06.2021г. ФИО4 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.71 КоАП РФ, 19.1 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Судом так же установлено, 16.06.2021г. в адрес ФИО1 (<адрес>) направлено сообщение о том, что по заявлению, поступившему в Управление МВД Росси по г. Воронежу, по факту незаконно возведенной металлической конструкции, препятствующей пользования гаражом, зарегистрированномув книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП ) проведена проверка. По результатам проверки материал направлен в ОГИБДД УМВД России по г. Воронежу для рассмотрения и принятия решения.

Данные обстоятельства полностью подтверждаются предоставленным материалом проверки.

При этом несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о его незаконности, поскольку в силу положений Закона "О полиции" ответ дан, исходя из доводов заявления (обращения) и результатов проведенной проверки, и не зависит от субъективного волеизъявления заявителя.

При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что административными ответчиками были приняты все необходимые меры для реагирования на поступившие заявления (обращения) в рамках действующего законодательства, даны соответствующие ответы, следовательно, в административном исковом заявлении надлежит отказать.

Административный истец, отрицая факт получения ответа на обращение по средствам электронного обращения, не представил суду каких-либо сведений, в том числе и скриншотов страниц почтового ресурса, актов осмотра страниц Интернет, подтверждающих, что в его адрес каких-либо сообщений от административных ответчиков не поступало.

В свою очередь, стороной ответчика представлена копия карточки системы электронного документооборота применительно к рассматриваемому обращению, подтверждающая, что ответ был направлен электронным сообщением на указанный административным истцом адрес электронной почты. В отсутствие опровержения указанного факта, а также иных сведений и подтверждающих их документов, у суда не имеется оснований не доверять представленным доказательствам. Поскольку ответ на обращение был направлен по средствам системы электронного документооборота, указанное исключает для ответчика возможность представление в подтверждение данного факта иных документов, за исключением копии карточки СЭД, как единственно возможного в данном случае доказательства.

Принимая во внимание представление стороной ответчика надлежащих доказательств, и отсутствие их документального опровержения от истцовой стороны, суд приходит к выводу, что обязанность по рассмотрению поданного обращения стороной ответчика исполнена, подготовленный ответ направлен в установленный законом срок. При установленных обстоятельствах суд полагает процессуальный срок, установленный для обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением пропущенным, поскольку истекал 28августа 2021 г., то есть по истечении трех месяцев с момента получения ответа по средствам электронного сообщения.

С учетом изложенного, бездействие административных ответчиков, на которое ссылался административный истец, установлено судом не было. Напротив действия заявленных административных ответчиков, в указанной части, соответствовали положениям Федерального закона № 59-ФЗ, утвержденной внутриведомственной Инструкции, регулирующей порядок рассмотрения обращений граждан, незаконными быть признаны не могут, и в удовлетворении поименованных требований надлежит отказать. Тем более, что для признания незаконными действия и бездействия административных ответчиков, необходимо кроме несоответствия их нормативному правовому акту также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, что административными истцами не доказано.

Как выше указывалось судом, в соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Положения указанного Федерального закона, применительно к органам МВД, конкретизированы в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждена Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707). Из пункта 93 поименованной Инструкции усматривается, что в исключительных случаях, а также в случае направления запроса предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.

Данной Инструкцией также предусмотрена обязательность рассмотрения поступивших обращений.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, мотивированный ответ на обращение административного истца, зарегистрированный в ОП №8 УМВД России по г. Воронежу, рассмотренные уполномоченными лицами, был направлен подателю обращения 07мая 2021 г., то есть в установленные законом сроки.

Также суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, что в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена на административного истца.

Согласно материалам дела ответ на обращение был получен 07.05.2021 г., административное исковое заявление направлено в суд 18.08.2021 г., т.е. по истечении предусмотренного законом трехмесячного срока на его подачу.

Таким образом, административным истцом пропущен срок на обращение в суд без уважительной причины, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд на основании имеющихся в материалах дела документов полагает, что излагаемые административными истцами доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к отделу полиции №8 УМВД России по г. Воронежу, начальнику отдела полиции №8 УМВД России по г. Воронежу ФИО2, ГУ МВД России по Воронежской области, УМВД России по г. Воронежу о признании незаконным бездействия должностных лиц.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Леденева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.10.2021 г.

Дело № 2а-4911/2021

УИД 36RS0004-01-2021-005825-22

3.020 - Гл. 22 КАС РФ