ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4959/2023 от 13.10.2023 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2023 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Цыденовой Н.М., при секретаре Аримпиловой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с административным иском, ФИО1 просит признать незаконным решение Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ, оформленное протоколом заседания постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ года, обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан- Удэ провести необходимые мероприятия по изменению территориальной зоны с Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) на Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) земельного участка, занимаемого жилым домом с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> в соответствии с координатами, указанными в схеме изменения границ территориальной зоны, средняя квадратичная погрешность для которых составляет 0,1 метр.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью 319,1 кв.м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года. Указанный жилой дом является ранее учтенным объектом недвижимости, частично - расположенным на принадлежащем на праве собственности административному истцу земельном участке с кадастровым номером общ. пл. 709 кв. м., для - категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительства жилых многоквартирных домов с объектами соцкультбыта. Часть жилого дома выходит за границы указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Управление Росреестра по РБ с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером под индивидуальное жилищное строительство. Уведомлением Управления Росреестра по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 было отказано в изменении вида разрешенного использования в связи с тем, что земельный участок, согласно «Правилам землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж-4). В ДД.ММ.ГГГГ года административный истец обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ с предложением изменить территориальную зону с Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) на Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) земельного участка, занимаемого жилым домом с кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес> в указанных координатах. Решением Комитета, оформленным протоколом заседания постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ года в изменении территориальной зоны было отказано. Основанием для отказа послужило следующее: отсутствие примыкания земельного участка к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) в соответствии с ПЗЗ; нецелесообразность изменения территориальной зоны земельного участка застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1); отсутствие вида разрешенного использования рассматриваемого земельного участка для строительства многоквартирных жилых домов с объектом соцкультбыта» в градостроительном регламенте территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ Администрации г.Улан-Удэ.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

В судебном заседании представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ и Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ Администрации г.Улан-Удэ по доверенности ФИО2 возражал против исковых требований, указывая, что обжалуемый ответ соответствует нормам законодательства, является достоверным.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1, частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, что отражает градостроительный регламент (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 названного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2, пункт 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Данное предложение согласно части 4 статьи 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , и земельного участка с кадастровым номером .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования: для строительства многоквартирных жилых домов с объектом соцкультбыта.

Пунктом 3.1.9 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 27.04.2017 N 321-30 "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ" предусмотрено о том, что Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ принимает решение об изменении или установлении видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ с заявлением об изменении территориальной зоны с Ж—4 (зона застройки многоэтажными домами) на Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) земельного участка, занимаемого жилым домом с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>.

Ответом Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ г. сообщено ФИО1 о рассмотрении его обращения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ» (далее - ПЗЗ), в части изменения территориальной зоны с зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж- 1) в отношении земельного участка с кадастровым номером , ДД.ММ.ГГГГ г. на заседании постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности Администрации г. Улан-Удэ. В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом рекомендаций Комиссии, принято решение отклонить указанное предложение, в связи с отсутствием примыкания земельного участка к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) в соответствии с ПЗЗ; нецелесообразностью изменения территориальной зоны земельного участка с зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1); отсутствием вида разрешенного использования рассматриваемого земельного участка «для строительства многоквартирных жилых домов с объектом соцкультбыта» в градостроительном регламенте территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).

Оценивая оспариваемый ответ по существу, суд приходит к выводу, что в данном случае он принят уполномоченным органом при наличии к тому оснований, содержание постановления мотивировано, соответствует требованиям градостроительного законодательства, нарушений при его принятии не допущено.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения требований о признании решения незаконным отсутствуют.

Также не подлежит удовлетворению требования административного истца об обязании Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан- Удэ провести необходимые мероприятия по изменению территориальной зоны с Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) на Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) земельного участка, занимаемого жилым домом с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> в соответствии с координатами, указанными в схеме изменения границ территориальной зоны, средняя квадратичная погрешность для которых составляет 0,1 метр.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.М.Цыденова