№ 2а-497/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2019 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего-
судьи Томского районного суда Томской области Куцабовой А.А.,
при секретаре Росинской А.С.,
с участием
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску ФИО1 к Главе муниципального образования «Корниловское сельское поселение», муниципальному образованию «Корниловское сельское поселение» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главе муниципального образования «Корниловское сельское поселение» ФИО3
о признании незаконными решений
от /.../\.../ о невозможности выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,
от /.../\.../ о необходимости подготовить проект изменения в генеральный план и правила землепользования МО «Корниловское сельское поселение», утвержденного решением Совета Корниловского сельского поселения от /.../\.../ в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и направить в Комиссию администрации Корниловского сельского поселения для рассмотрения;
возложении обязанности выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, согласно ранее предоставленному уведомлению.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1125 кв.м, кадастровый \.../, по адресу: Российская Федерация, /..,/, муниципальное образование «Корниловское сельское поселение», /..,/. Земельный участок с кадастровым номером /..,/, расположенный на землях населенного пункта, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером /..,/. Постановлением администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение» от /.../\.../ земельному участку был присвоен адрес земельного участка с кадастровым номером /.../ В администрацию муниципального образования «Корниловское сельское поселение» согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации было направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером /..,/. На уведомление получено письмо администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение» \.../ от /.../, выданное главой муниципального образования «Корниловское сельское поселение» ФИО3 о невозможности выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, с кадастровым номером /.../ для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Российская Федерация, /..,/, муниципальное образование «Корниловское сельское поселение», /..,/. Расположенный на землях населенного пункта. Согласно Генеральному плану Корниловского сельского поселения земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 (зона спортивных комплексов и сооружений). Согласно п. 12, п. 13 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ от /.../ в администрацию поселения было подано заявление \.../ от /.../ об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков. В ответ на заявление в лице Главы администрации Корниловского сельского поселения ФИО3 выдан документ \.../ от /.../ о необходимости ФИО1 внести изменения в Генеральный план и правила землепользования и застройки Корниловского сельского поселения, утвержденного решением Совета Корниловского сельского поселения от /.../\.../, в части изменения функционального зонирования, необходимо подготовить проект в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и направить в Комиссию администрации Корниловского сельского поселения для рассмотрения. Действия Главы администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение» в лице ФИО3 неправомерны, так как земельный участок с кадастровым номером /.../ образован /.../ в результате раздела земельного участка с кадастровым номером /..,/. На /.../ дату утверждения Генерального плана Корниловского сельского поселения и правил землепользования и застройки Корниловского сельского поселения, данный земельный участок имел вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, а также администрацией муниципального образования «Корниловское сельское поселение» принято постановление \.../ от /.../ об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах села Корнилово, где согласно приложения к постановлению земельный участок с кадастровым номером /..,/ переведен в категорию населенных пунктов и в функциональную зону Ж-1. Согласно правилам землепользования и застройки в основных видах разрешенного использования имеется вид: для ведения личного подсобного хозяйства. Принятые решения-письма от /.../\.../, от /.../\.../ Главой муниципального образования «Корниловское сельское поселение» в лице ФИО3 не законны и необоснованны. В лице Главы ФИО3 администрация муниципального образования «Корниловское сельское поселение» препятствует в возможности строительства жилого дома, тем самым нарушает установленные нормативно-правовые акты. Со ссылкой на положения ч. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 34, ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 34 Федерального закона от /.../ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» административный истец ФИО1 обратился с указанными выше требованиями.
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование «Корниловское сельское поселение» в лице Администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение».
В ходе судебного разбирательства административный истец ФИО1 отказался от административного иска к Главе муниципального образования «Корниловское сельское поселение» ФИО3, муниципальному образованию «Корниловское сельское поселение» в части требования о признании незаконным решения от /.../\.../ о необходимости подготовить проект изменения в генеральный план и правила землепользования МО «Корниловское сельское поселение», утвержденного решением Совета Корниловского сельского поселения от /.../\.../, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и направить в Комиссию администрации Корниловского сельского поселения для рассмотрения.
Определением Томского районного суда /..,/ отказ ФИО1 от административного иска к Главе муниципального образования «Корниловское сельское поселение» ФИО3, муниципальному образованию «Корниловское сельское поселение» в части требования о признании незаконным решения от /.../\.../ о необходимости подготовить проект изменения в генеральный план и правила землепользования МО «Корниловское сельское поселение», утвержденного решением Совета Корниловского сельского поселения от /.../\.../ в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и направить в Комиссию администрации Корниловского сельского поселения для рассмотрения принят судом, производство по административному делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, полагая, что при имеющемся виде разрешенного использования земельного участка у него имеется право возведения жилого дома на данном участке в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельные участки могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
В письменных пояснениях административный истец ФИО1 указал, что письмом Администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение», исх. \.../ от /.../, выданным главой муниципального образования «Корниловское сельское поселение» ФИО3, нарушаются его права. При принятии решения административный ответчик основывается на картографический план к Генеральному плану и правила землепользования, однако для отождествления принадлежности земельного участка к той или иной территориальной зоны необходимо: согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от /.../ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки, либо о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон. Согласно ч. 18.1 ст. 32 Закона о регистрации обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о регистрации, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек границ таких зон. Согласно ч. 6.1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязательным приложением к Правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Согласно Кадастровому плану территории /..,/ сведения о территориальных зонах, где расположен земельный участок с кадастровым номером /..,/ отсутствуют. То есть принадлежность земельного участка к территориальной зоне должна определяться согласно сведениям ЕГРН, а не картинкам - картам, согласно которым административный ответчик визуально определяет территориальную зону тому или иному земельному участку. Постановление Администрации МО «Корниловское сельское поселение» \.../ от /.../ «Об изменении категории и вида разрешенного использования земельных участков расположенных в границах села Корнилово» прописано «... п. 1 Установить категорию и вид разрешенного использования земельных участков расположенных в границах населенного пункта /..,/, Корниловского сельского поселения /..,/ согласно Приложению....», в связи с этим постановление является следствием утвержденного муниципального нормативного акта «Решение Совета Корниловского сельского поселения \.../ от /.../ «Об утверждении генерального плана муниципального образования Корниловское сельское поселение» и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Корниловское сельское поселение», т.е. данное постановление фиксирует факт, что земельные участки согласно приложению были утверждены Решением совета Корниловского сельского поселения \.../ от /.../, о вхождении земельных участков в границы населенного пункта, а также определена функциональная зона Ж-1, а не вносит изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки. Согласно приложению Постановления \.../ от /.../, где установлена функциональная зона согласно Генеральному плану Ж-1 и вид разрешенною использования согласно Правилам землепользования и застройки - индивидуальное жилищное строительство. Данная функциональная зона Ж-1 предусматривает основные виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; жилые дома блокированной застройки (2-3 этажа); для ведения личного подсобного хозяйства, что не противоречит виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /.../ образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером /.../, после принятия постановления \.../ от /.../. Данное Решение Совета Корниловского сельского поселения \.../ от /.../ «Об утверждении генерального плана муниципального образования Корниловское сельское поселение» и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Корниловское сельское поселение» и постановление \.../ от /.../ не противоречит ст.34 Федеральному закону № 190-ФЗ от /.../. Позиция административного ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером /..,/ и образованный земельный участок с кадастровым номером /..,/ в результате раздела, расположен в Территориальной зоне Р-2, согласно Генерального плана и правил землепользования и застройки - что противоречит ст. 34 Федеральному закону № 190-ФЗ от /.../. Указанные обстоятельства дают право собственнику - административному истцу, земельного участка построить индивидуальный жилой дом, хозяйственные постройки, решение Администрации Корниловского сельского поселения \.../ от /.../ противоречит Федеральным законам.
Представитель административного ответчика С., действующая на основании доверенности от /.../, возражала против заявленных требований.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного истца ФИО4 указал, что /.../ ФИО1 подал в Администрацию Корниловского сельского уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно данному уведомлению истцом было запланировано строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером /..,/ по адресу: /..,/, муниципального образования «Корниловское сельское поселение», /..,/. Решением Администрации Корниловского сельского поселения, которое было изложено в письме от /.../\.../ было указано на невозможность выдать уведомление о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения в связи с тем, что согласно Генеральному плану Корниловского сельского поселения, утвержденному Решением Совета Корниловского сельского поселения от /.../\.../, данный земельный расположен в территориальной зоне Р-2 (Зона спортивных комплексов и сооружений), где строительство жилых домов не разрешено. В административном иске ФИО1 указывает на то, что такое решение является незаконным, поскольку рассматриваемый земельный участок был образован /.../ в результате раздела земельного участка с кадастровым \.../, в связи с этим целевым назначением и разрешенным использованием такого участка признается целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, из которого он образуется, а именно - для личного подсобного хозяйства. Кроме того, административный истец ссылается на то, что постановлением \.../ от /.../ земельный участок с кадастровым \.../ переведен в категорию населенных пунктов и функциональную зону Ж-1. Решением Совета Корниловского сельского поселения от /.../\.../ был утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Корниловского сельского поселения. Согласно картографическому плану к генеральному плану и правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером /.../ входит в границы населенного пункта /..,/ и в границы функциональной и территориальной зоны Р-2. Данный участок был образован при разделе участка с кадастровым \.../, который также входил в границы населенного пункта и в границы /..,/. Между тем у земельного участка с кадастровым \.../ была определена ранее (при образовании участка) категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, а не земли населенных пунктов. В связи с этим по заявлению собственника данного участка, а также собственников иных участков, было вынесено постановление \.../ от /.../ Целью вынесения данного постановления было подтвердить для органов государственного кадастрового учета то, что после утверждения генерального плана поселения некоторые земельные участки, в том числе участок с кадастровым \.../, стали входить в границы населенного пункта /..,/, в связи с чем необходимо изменить их категорию с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенного пункта». Это было указано в приложении к такому постановлению. Также в данном приложении указано, что такие земельные участки относятся к функциональной зоне Ж-1, для которой характерен вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Данное указание в отношении рассматриваемого участка было внесено ошибочно, т.к. в действительности земельный участок с кадастровым \.../ не находился в функциональной зоне Ж-1, а находился в действительности в зоне Р-2, к которому не относится такой вид использования, как индивидуальное жилищное строительство. Таким образом, вопреки мнению административного истца данное постановление не изменяет и не может изменить функциональную зону, в которую входит земельный участок. Изменение функциональных и территориальных зон, определенных генеральным планом и правилами землепользования и застройки возможно только путем внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки. Представительным органом местного самоуправления в муниципальном образовании «Корниловское сельское поселение» является Совет Корниловского сельского поселения, в который входят депутаты, избираемые населением. Администрация поселения не имеет полномочий своими постановлениями вносить изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки, и не могла изменить функциональную зону в отношении земельного участка с кадастровым \.../, на что ссылается административный истец. Таким образом, полномочиями по утверждению генерального плана и правил землепользования и застройки поселения, а также по внесению изменений в такие акты обладает только Совет Корниловского сельского поселения. Для внесения изменений в такие акты относительно изменений территориальной зоны Р-2 на Ж-1 необходимо было пройти процедуру, определенную Градостроительным кодексом РФ. В настоящем случае постановление Администрации Корниловского сельского поселения \.../ от /.../ не вносило и не могло внести изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки. Оно было вынесено в подтверждение того, то указанные в нем земельные участки в действительности вошли в границы населенного пункта, что позволяет изменить категорию таких участков на категорию - земли населенного пункта. Указание в этом постановлении на то, что земельный участок с кад. \.../ входит в территориальную зону Ж-1 не изменяет действительную зону такого участка - Р-2, и такое указание неверно, не соответствует генеральному плану и правилам землепользования и застройки. Земельный участок с кад. \.../ входит в функциональную зону Р-2. В подтверждение этого представлена выписка из карты функциональных зон генерального плана. В данной территории запланировано размещение объекта местного значения - объект капитального строительства спортивного назначения, что подтверждается выпиской с карты размещения объектов местного значения генерального плана, что также препятствует осуществление на такой территории индивидуального жилищного строительства. В пункте 2.3.7. Положения о территориальном планировании Генерального плана указано описание зоны рекреационного назначения. Зона рекреационного назначения села Корнилово представляет собой участки территории предназначенные для организации массового отдыха населения, туризма, занятий физической культурой и спортом, а также для улучшения экологической обстановки поселения и включает, лесопарки, пляжи, водоёмы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств сельского поселения. Разрешенные виды использования: пляжи, спортивные и игровые площадки, аттракционы, летние кинотеатры, концертные площадки. Неосновные и сопутствующие виды использования: мемориалы, автостоянки, вспомогательные сооружения, связанные с организацией отдыха (пункты проката, малые архитектурные формы и т.д.). Зона рекреационного назначения выполняет важные функции в организации среды обитания человека, такие как: эстетическое и экологическое равновесие окружающей среды; формирование архитектурно-рекреационных ансамблей и др. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации рекреационные зоны относятся к особо охраняемым территориям, имеющим свои регламенты по использованию. Таким образом, в генеральном плане не предусмотрено возможности осуществлять индивидуальное жилищное строительство на территории зоны Р-2. В соответствии с пп. 5) п. 3 ст. 5 Правил землепользования и застройки Корниловского сельского поселения настоящими Правилами на территории Корниловского сельского поселения устанавливаются следующие территориальные зоны и подзоны (в границах населенных пунктов):
5) Рекреационные зоны (Р), в том числе подзоны:
Р-1 - Зоны общественных рекреационных территорий, парков и скверов;
Р-2 - Зона спортивных комплексов и сооружений.
В статье 44 Правил землепользования и застройки указано описание зоны природных ландшафтных территорий. Согласно данной статье зона предназначена для поддержания баланса открытых и застроенных пространств в использовании территорий поселения, для сохранения природного ландшафта, а также для организации отдыха и досуга населения. Допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений, связанных с выполнением рекреационных функций территории. Территория зоны или ее части может быть при необходимости переведена в иные территориальные зоны при соблюдении процедур внесения изменений в Правила землепользования и застройки. В Правилах землепользования и застройки Корниловского сельского поселения не предусмотрено возможности осуществлять индивидуальное жилищное строительство в территориальной зоне Р-2. Данная зона предназначена для размещения объектов физической культуры и спорта. На карте размещения объектов местного значения генерального плана отображено, что в данной зоне запланировано размещение объекта спортивного назначения. Среди видов разрешенного использования, определенных для такой зоны, отсутствует такой вид как индивидуальное жилищное строительство или личное подсобное хозяйство. Административный ответчик, руководствуясь ч.ч. 10, 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обоснованно вынес решения о невозможности выдать запрашиваемое уведомление. Такое решение представляет собой уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, т.к. размещение индивидуального жилого дома в территориальной зоне Р-2 недопустимо, среди разрешенных видов использования, установленных для такой зоны, отсутствует такой вид, как индивидуальное жилищное строительство или личное подсобное хозяйство, для территориальной зоны не установлены предельные параметры жилищного строительства. ФИО1 подал в Администрацию поселения заявления, в котором просил внести изменения в правила землепользования и застройки. В своем заявлении он указывает на то, что у земельного участка с кадастровым \.../, который принадлежит ему на праве собственности, вид разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства, который был установлен еще до утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки Корниловского сельского поселения. В данном заявлении не указано точно, какие именно изменения необходимо внести в правила землепользования и застройки Корниловского сельского поселения. Согласно пояснениям административного истца, данным в ходе судебного разбирательства, таким заявлением он хотел, чтобы администрация поселения изменила правила землепользования и застройки, определив для его земельного участка вид разрешенного использования, который указан у него в документах - личное подсобное хозяйство. Однако исходя из содержания заявления нельзя точно этого установить, т.к. не указано, какие именно изменения необходимо внести в Правила землепользования и застройки. В ответе от /.../\.../ Администрация поселения указала заявителю, что рассматриваемый земельный участок располагается в функциональной зоне Р-2 (Зона спортивных комплексов и сооружений). Заявителю было сообщено, что для внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки в части зонирования необходимо подготовить проект (предложения по изменению) и направить этот проект в Комиссию Администрации поселения для рассмотрения. В своем административном иске истец указывает на то, что данный ответ на его заявление о необходимости внесения изменений в Правила землепользования и застройки является незаконным. Административный истец вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования для своего земельного участка из перечня видов использования, установленных для территориально зоны Р-2. Административным ответчиком в иск был указан Глава Корниловского сельского поселения. Иск был заявлен к ненадлежащему ответчику. Уполномоченным органом на выдачу уведомления о соответствии планируемого к строительству индивидуального жилого дома является орган местного самоуправления поселения - Администрация Корниловского сельского поселения. Таким образом, надлежащим административным ответчиком является муниципальное образование «Корниловское сельское поселение» в лице Администрации Корниловского сельского поселения. В просительной части административного иска административный истец просит выдать ему уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве..., согласно ранее представленному уведомлению. Данное требование не может быть удовлетворено, т.к. не отвечает требованиям законодательства. Суд не может брать на себя ответственность за принятие решения о выдаче такого уведомления, либо об оказании иной муниципальной услуги. Подобные полномочия предоставлены органам местного самоуправления. В качестве правового обоснования представитель административного истца ФИО4 сослался на ст. 24, ст. 25, ст. 28, ст. 30, ст. 31, ст. 32, ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно договору купли-продажи от /.../ ФИО5, Ю., ФИО1 приобрели у С. в общую долевую собственность (2/4 доли ФИО5, ? доли ФИО1, ? доли Э.) земельный участок категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый \.../, расположенный по адресу: /..,/, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от /.../ № КУВИ-/..,/ содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером /.../, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: /..,/, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала, площадь 44200+/-147; категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании решения собственников земельного участка с кадастровым номером /.../ (2/4 доли ФИО5, ? доли ФИО1, ? доли Э.) указанный земельный участок разделен на 34 самостоятельных земельных участков, в том числе и земельный участок с кадастровым номером /..,/, адрес (местоположение): /..,/, площадь 1125 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации «Корниловского сельского поселения» \.../ от /.../ установлены категория и вид разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах населенного пункта /..,/ Корниловского сельского поселения /..,/ согласно Приложению. В приложении за \.../ указано: кадастровый \.../; адрес: /..,/, участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала; площадь – 44200 кв.м, категория, из которой переводится: земли сельскохозяйственного назначения; категория, в которую переводится: земли населенного пункта; функциональная зона согласно генеральному плану: Ж-1; вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением администрации «Корниловского сельского поселения» \.../ от /.../ земельному участку с кадастровым номером /..,/, площадью 1125 кв.м, присвоен почтовый адрес: Российская Федерация, /..,/, муниципальное образование «Корниловское сельское поселение», /..,/.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от /.../ № КУВИ-/..,/; свидетельства о государственной регистрации права от /.../ следует, что ФИО1 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером /..,/, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, /..,/, муниципальное образование «Корниловское сельское поселение», /..,/, площадь 1125+/-12 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Из кадастровой выписки о земельном участке от /.../ в отношении земельного участка с кадастровым номером \.../ следует, что земельный участок имеет категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации «Корниловского сельского поселения» \.../ от /.../ внесены изменения в постановление Администрации Корниловского сельского поселения \.../ от /.../, в том числе приложение к постановлению Администрации Корниловского сельского поселения \.../ от /.../ изложено в редакции, которая определена в приложении к настоящему постановлению. В приложении указано: кадастровый \.../; адрес: /..,/, участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала; площадь – 44200 кв.м, категория, из которой переводится: земли сельскохозяйственного назначения; категория, в которую переводится: земли населенного пункта; функциональная зона согласно генеральному плану: Р-2.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений.
Указанное полномочие органа местного самоуправления закреплено и п. 20. ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от /.../ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. /..,/ от /.../\.../-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями /..,/».
Согласно положениям ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) (п.1); форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (п.2).
Из уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от /.../ следует, что заявителем (административный истец) указаны сведения о капитальном строительстве на земельном участке с кадастровым номером /..,/, приложена схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, указаны сведения об отступах от границ земельного участка.
Согласно ответу Главы администрации муниципального образования «Корниловское сельское поселение» \.../ от /.../ в адрес ФИО1, по рассмотрению Уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером /..,/, расположенном по адресу: /..,/, мкр. Красная горка, 2, /..,/, указано, что согласно Генеральному плану Корниловского сельского поселения, утвержденному Решением Совета Корниловского сельского поселения от /.../\.../, данный земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 (зона спортивных комплексов и сооружений), где строительство жилых домов не разрешено. Выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке не представляется возможным.
Согласно заключению кадастрового инженера З., земельный участок с кадастровым номером \.../ образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером /.../ Земельный участок образован в результате выдела доли из земель сельхозназначения принадлежащие АОЗТ «Корнилово», на основании \.../ ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и на основании протокола общего собрания от /.../, проведены кадастровые работы, поставлен на государственный кадастровый учет и зарегистрирован /.../. Решением Совета Корниловского сельского поселения \.../ от /.../ утвержден Генеральный план и правила землепользования и застройки Корниловского сельского поселения. Согласно п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны устанавливаются с учетом сложившийся планировки территории и существующего землепользования, а границы устанавливаются по границам земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером /..,/ для ведения личного подсобного хозяйства расположен в границах населённого пункта /..,/ согласно утвержденному Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Корниловского сельского поселения. В действующих правилах землепользования и застройки Корниловского сельского поселения (ПЗЗ) отсутствует приложение, которое бы имело информацию о местоположении (координаты) границ территориальных зон. В связи с этим, однозначно определить к какой территориальной зоне относится земельный участок невозможно. В ПЗЗ имеется графические отображение функциональных зон в масштабе 1:20000, данный масштаб также не позволяет однозначно определить - отождествить к какой зоне относится земельный участок, так как точность данного масштаба равна в 1 см на карте - в натуре 200 м, 1 мм на карте - в натуре 20 м. Земельные участки имеют разные геометрические характеристики (длина, ширина), которые меньше 20 м, поэтому использовать данную карту некорректно для однозначного определения функциональной зоны, любого земельного участка расположенного в границах муниципального образования «Корниловское сельское поселение», использовать данную карту можно как информационную. В 2015 году был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером /.../. Согласно п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п.11, п.12, п.13 ст. 34 Федерального закона от /.../ № 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До /.../ орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется. По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно информации, представленной администрацией муниципального образования «Корниловское сельское поселение» \.../ от /.../, Администрацией Корниловского сельского поселения в органы государственного кадастрового учета не были переданы сведения о координатах границ территориальных зон, утвержденных Решением Совета Корниловского сельского поселения \.../ от /.../ «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Корниловское сельское поселение» и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Корниловское сельское поселение». Карты (планы) таких объектов землеустройства не были подготовлены в связи с отсутствием возможности осуществить такие кадастровые работы ввиду значительного и повсеместного смещения кадастровых границ участков, находящихся в частной собственности. Для определения координат границ таких территориальных зон предварительно необходимо устранить многочисленные реестровые ошибки в отношении участков, находящихся в частной собственности, что требует значительных финансовых и временных затрат.
Картографический материал, который является частью Генерального плана и Правил землепользования и застройки поселения, является достаточно информативным и позволяет определить принадлежность земельных участков к той или иной территориальной зоне. Земельный участок с кадастровым номером /.../ расположен в территориальной и функциональной зоне Р-2.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план должен содержать: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.
В судебном заседании административный истец не оспаривал, что земельный участок с кадастровым номером /.../ расположен в территориальной и функциональной зоне Р-2, однако полагал, что с учетом положений действующего законодательства данное обстоятельство не ограничивает использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Генеральный план муниципального образования «Корниловское сельское поселение» утвержден решением Совета Корниловского сельского поселения от /.../\.../.
Правила землепользования и застройки к проекту территориального планирования муниципального образования «Корниловское сельское поселение» (Генеральный план) (с учетом изменений) не содержат сведения о возможности строительства жилых домов в зоне Р-2 – зоне спортивных комплексов и сооружений (ст.45).
Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от /.../ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предусматривает, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Таким образом, в силу прямого указания закона земельный участок, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, может использоваться для возведения жилого дома.
В соответствии с п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Аналогичные положения закреплены и в Градостроительном кодексе Российской Федерации, согласно части 8 статьи 36 которого земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно ч. 10 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если использование указанных в части 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Вместе с тем в силу пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Таким образом, Земельный и Градостроительный кодексы не требуют обязательного приведения использования земельных участков и иных объектов недвижимости в соответствие с градостроительными регламентами, в связи с чем правообладатели данных объектов могут использовать их согласно ранее возникшим требованиям в отношении функционального назначения и предельно допустимых параметров объектов недвижимости без ограничения срока, за исключением случаев, когда такое использование угрожает опасными последствиями. Однако в случае строительства нового объекта соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно.
При установленных обстоятельствах намерение административного истца осуществить строительство жилого дома на спорном участке следует отнести к неправомерному использованию этого земельного участка на основании части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и абзаца 4 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о законности оспариваемого решения органа местного самоуправления, выраженного в ответе от /.../\.../ и, соответственно, отсутствии оснований для возложении обязанности выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, согласно ранее представленному уведомлению.
Суд оставляет без внимания довод представителей административного ответчика о незаконности предъявления административного иска к Главе муниципального образования, поскольку судом с учетом положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле привлечено муниципальное образование «Корниловское сельское поселение» в лице Администрации.
Доводы административного истца о противоречии Генерального плана и Правил землепользования и застройки сложившейся планировке территории и существующему землепользованию, а также о невозможности эксплуатации земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования являются несостоятельными, поскольку генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
При этом иные доводы административного истца, в том числе, наличие постановления Администрации «Корниловского сельского поселения» от /.../\.../ (измененное постановлением \.../ от /.../), определившее расположение земельного участка в зоне Ж-1, отсутствие сведений о координатах границ территориальных зон при позиции административного истца о возможности осуществления строительства жилого дома на спорном земельном участке при его расположении в зоне Р-2, суд оценивает как не влияющие на вышеизложенные выводы суда.
По вопросу соблюдения административным истцом срока обращения в суд во внимание принято следующее.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом обжалуется решение от /.../\.../ Главы муниципального образования «Корниловское сельское поселение» о невозможности выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец в суд обратился /.../, в связи с чем суд приходит к выводу о соблюдении заявителем срока обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
Каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих об иной дате, когда административному истцу стало известно о нарушении прав оспариваемым действием суду не предоставлено и о наличии таких доказательств и необходимости их истребования не заявлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский районный суд /..,/
решил:
административный иск ФИО1 к Главе муниципального образования «Корниловское сельское поселение», муниципальному образованию «Корниловское сельское поселение»
о признании незаконным решения от /.../\.../ о невозможности выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,
возложении обязанности выдать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, согласно ранее предоставленному уведомлению
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-
судья Томского районного суда Томской области (подпись) А.А. Куцабова
Копия верна.
Судья: (А.А. Куцабова)
Секретарь: (А.С. Росинская)