УИД 36RS0006-01-2022-006940-79
№ 2а-4999/2022
Строка 3.061а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«29» сентября 2022 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Каданиной Т.А.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Кекиной А.Г.,
представителя административного ответчика по доверенности Родиной М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Колиух Юлии Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность,
установил:
Колиух Ю.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 15.08.2022 Кекина А.Г., действующая по доверенности от имени административного истца, обратилась к административному ответчику с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность Колиух Ю.В. с приобщением схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, для индивидуального жилищного строительства, на основании ст. 39.5 ЗК РФ и п.10.1 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», расположенных по адресам: ул. Декабристов и ул. Рылеева.
По результатам рассмотрении заявлений административным ответчиком направлен ответ № 52-17-19343 от 23.08.2022 о возврате заявлений и комплекта документов, в обосновании указано на отсутствие полномочий Кекиной А.Г. по доверенности от 02.08.2022 № №, обращаться в интересах Колиух Ю.В. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков. Считая возврат документов не обоснованным, административный истец обратилась в суд и в иске просит:
- признать незаконным решение административного ответчика от 23.08.2022 № 52-17-19343 о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность Колиух Ю.В., расположенных по адресам: ;
- обязать административного ответчика повторно, от первоначальной даты рассмотреть заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность Колиух Ю.В. с приобщением схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, для индивидуального жилищного строительства, на основании п.6 ст. 39.5 ЗК РФ и п. 10.1 ст. 13.1 Закона от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», расположенных по адресам: .
Административный истец Колиух Ю.В. о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель административного истца по доверенности Кекина А.Г. исковые требования поддержала, пояснила изложенное, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности Родина М.Л. считала исковые требования не обоснованными, подлежащими удовлетворению, представила письменные возражения.
Суд рассматривает дело с учетом положений ст. 150 КАС РФ.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно подпункта 6 абзаца 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На территории Воронежской области бесплатное предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, с законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (далее – Закон Воронежской области).
Согласно ст. 12 Закона Воронежской области, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8.1 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: 1) индивидуальное жилищное строительство; 2) ведение садоводства; 3) ведение огородничества; 4) ведение личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пп. 5 п.1 ст. 13 Закона Воронежской области право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют следующие категории граждан Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей.
Согласно п.1 ст. 13.1 Закона Воронежской области в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (далее - перечень земельных участков).
Предоставление земельных участков осуществляется многодетным гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и включенным в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (далее - Реестр), на основании заявления о предоставлении земельного участка (далее - заявление), которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя (п.2).
На основании п. 10.1 ст. 13.1 Закона Воронежской области многодетный гражданин, включенный в Реестр, вправе обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не включенного в перечень земельных участков, в уполномоченный орган по месту постоянного проживания.
В соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ, законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, департамент является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округа город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2010 N 916 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области", Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2017 утвержден Административный регламент департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена" (далее – Административный регламент).
Согласно п. 1.2.3 Административного регламента, от имени физических и юридических лиц заявление о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, могут подавать лица, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами без доверенности, представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре.
К заявлению о предоставлении государственной услуги в числе прочего прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя (п. 2.6.1 Административного регламента).
На основании п.2.7 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: представление заявителем документов, содержащих ошибки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание; подача заявления ненадлежащим лицом.
Как следует из материалов дела, Колиух Ю.В. 02.08.2022 № № выдана нотариально удостоверенная доверенность на имя Кекиной А.Г. и ФИО1
Согласно указанной доверенности, Колиух Ю.В. уполномочивает Кекину А.Г. и ФИО1 представлять её интересы во всех административных и правоохранительных органах, в том числе во всех с удах судебной системы Российской Федерации со всеми правами, какие предоставлены законом истцу, административному истцу, ответчику, административному ответчику, третьему лицу, заявителю, заинтересованному лицу, взыскателю или должнику по административным делам о вынесении судебного приказа, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитнику, потерпевшему, его представителю, в том числе с правом на: подписание искового заявления….; в том числе с правом на подачу и подписание любых других заявлений, документов, жалоб, на заявление отводов и ходатайств, получение необходимых документов в административных и иных органах, организациях, у должностных лиц и иных лиц, обладающих публично-правовым статусом, получение судебных решений, определений, постановлений, исполнительных листов и судебных приказов,… (л.д.18-19).
15.08.2022 Кекина А.Г. на основании выше указанной доверенности, обратилась от имени Колиух Ю.В. в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных по и .
Письмом от 23.08.2022 № 52-17-19343 заявление и комплект документов были возвращены Кекиной А.Г. на основании п.2.7 Административного регламента в связи с отсутствием в доверенности полномочий на обращение в интересах Колиух Ю.В. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
На основании п.1 ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
В силу п.1 ст. 975 ГК РФ доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Таким образом, исходя из буквального толкования выданной Колиух Ю.В. на имя Кекиной А.Г. выше указанной доверенности в соответствии с положениями статей 971, 975 Гражданского кодекса РФ как договор поручения, при толковании содержащихся в доверенности полномочий применительно к статье 431 Гражданского кодекса РФ, принимая во внимание буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений в целом, суд приходит к выводу, что в доверенности содержатся полномочия по вопросам ведения дел во всех административных и правоохранительных органах, в том числе во всех судах судебной системы Российской Федерации (со всеми правами, какие предоставлены законом истцу, административному истцу, ответчику, административному ответчику, третьему лицу, заявителю, заинтересованному лицу, взыскателю или должнику по административным делам о вынесении судебного приказа, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитнику, потерпевшему, его представителю, в том числе с правом на:…, права получения присужденного имущества или денежных средств, …. представлять доказательства до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными, в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств; в том числе с правом на подачу от имени доверителя и подписание любых других заявлений, документов, жалоб, на заявление отводов и ходатайств, получение необходимых документов в административных и иных органах, организациях, у должностных лиц и иных лиц, обладающих публично-правовым статусом, получение судебных решений, определений, постановлений, исполнительных листов и судебных приказов, расписываться за доверителя, оплачивать государственную пошлину…).
Полномочий для обращения Кекиной А.Г. от имени Колиух Ю.В. с заявлением в ДИЗО о предварительном согласовании земельных участков в собственность в указанной выше доверенности не усматривается.
В связи с чем, заявление было правомерно возвращено административным ответчиком на основании п. 2.7 Административного регламента, а основания для признания незаконным решения административного ответчика о возврате заявления, не имеется.
Кроме того, возврат заявления не препятствует обратиться с данным заявлением самому административному истцу, либо его представителем с надлежащими полномочиями.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Колиух Юлии Владимировны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судьи Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 03.10.2022.