Дело №2а-5006/202228 апреля 2022 года
47RS0004-01-2021-003397-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре Иванченко Е.А.,
с участием помощника Всеволожского городского прокурора Ленинградской области – Завалишиной К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации МО Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился во Всеволожский городской суд с административными исковыми требованиями к администрации МО Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в обоснование которых указал, что ФИО2, ФИО11, ФИО10 являются сособственниками земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными участками без права содержания мелкого скота и птицы.
Также ФИО2 и ФИО12 являются собственниками земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, категория - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Посредством использования земельных участков административного истца с кадастровыми номерами № и № обеспечен доступ к земельным участкам других собственников, жителей д. <адрес>. С целью установления права ограниченного пользования земельными участками с кадастровыми номерами № и № административным истцом и другими сособственниками указанных земельных участков инициированы исковые заявления об установлении частных сервитутоввоВсеволожский городской суд Ленинградской области (№ (№), № (№), № (№)). Ранее главой муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области были приняты Постановления №5 от 21.10.2020 и №7 от 13.11.2020 о проведении публичных слушаний по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков: с кадастровым номером № с кадастровым номером №. Постановление №5 от 21.10.2020 было отменено Постановлением главы МО от 03.12.2020 №06.
В ходе судебного разбирательства по административному делу № Постановление Главы муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 1311.2020 №07 было отменено Постановлением Главы муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района от 26.02.2021 №01. Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 02.03.2021 г. производство по административному делу № было прекращено на основании ч. 2 ст. 194 КАС РФ.
Одновременно с этимДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района №145 от 02.03.2021 установлен публичный сервитут в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных в д. <адрес>.
ФИО2 указывает, что в границах указанных земельных участков отсутствуют социально-значимые объекты, земельные участки используются для обеспечения доступа к другим земельным участкам, находящимся в собственности определенного круга лиц. В этой связи истец полагает, что принятое постановление №145 об установлении публичного сервитута преследует частные интересы определенного круга лиц.
Полагая, что указанным постановлением нарушаются его права и законные интересы, административный истец просил суд:
- признать незаконным Постановление администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 02.03.2021№145 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных в д.д. <адрес> с момента издания.
-признать незаконными действия должностного лица Главы Администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района ФИО6 по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных в д. <адрес>;
- обязать Администрацию муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области направить в орган регистрации прав для государственной регистрации публичного сервитута в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о снятии публичного сервитута, установленного Постановлением Администрации муниципального образования Колтушскоесельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 02.03.2021 г. №145 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных в д.<адрес>.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27.04.2021 г. ФИО2 отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Определением председателя Всеволожского городского суда Ленинградской области от 03.08.2021 г. произведена замена председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е. на судью Береза С.В.
Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 09.12.2021 г. решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27.04.2021 г. отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
Определением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области – Береза С.В. от 31.01.2022 г. настоящее административное дело принято к своему производству.
В настоящем судебном заседании Определением суда выделены в отдельное производство административные исковые требования:
- о признании незаконными действий должностного лица Главы Администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района ФИО6 по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных в д. <адрес>;
- обязании Администрацию муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области направить в орган регистрации прав для государственной регистрации публичного сервитута в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о снятии публичного сервитута, установленного Постановлением Администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 02.03.2021 №145 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных в д. <адрес>.
В настоящем судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в материалы дела представлены письменные возражения.
Заинтересованные лица ФИО13, ФИО14, действующая за себя и за несовершеннолетнего ФИО18, ФИО8, ФИО15, ФИО16, ФИО17, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом направили в суд своего представителя, который возражал против удовлетворения административных исковых требований, представил письменные возражения.
Заинтересованное лицо ФИО10, его представитель по доверенности – ФИО9, действующая также по доверенности от заинтересованных лиц ФИО11, ФИО12, в настоящем судебном заседании поддержали административные исковые требования, просили суд их удовлетворить.
Заинтересованные лица – глава администрации МО «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – Комарницкая А.В., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.
При таких обстоятельствах, суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст. 150, ч.6 230 КАС РФ.
Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшей отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО2, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Всилу положений части 1 статьи208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела установлено, что ФИО2, ФИО11, ФИО10 являются сособственниками земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными участками без права содержания мелкого скота и птицы.
Также ФИО2 и ФИО12 являются собственниками земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, категория - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Посредством использования земельных участков административного истца с кадастровыми номерами № и № обеспечен доступ к земельным участкам других собственников, жителей д. Хязельки.
Постановлением Администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района №145 от 02.03.2021 установлен публичный сервитут в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных в д. <адрес>. Так, согласно указанному постановлению: «Администрация МО «Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в соответствии со ст. 23 ЗК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановил: 1. установить публичный сервитут на земельные участки: на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №(категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования -для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными участками без права содержания мелкого скота и птицы) для прохода и проезда через земельный участок в целях обеспечения муниципальных нужд и нужд местного населения; на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым № (категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования -для размещения домов индивидуальной жилой застройки) для прохода и проезда через земельный участок в целях обеспечения муниципальных нужд и нужд местного населения. 2. Определить срок публичного сервитута-бессрочно.
Ссылаясь на незаконность принятого постановления, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Отношения, возникающие в связи с установлением публичного сервитута, регулируются нормами Федерального закона "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.12.2001 N 136-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения обращений граждан администрацией МО Котушское сельское поселение Всеволожского муниципального района ЛО было принято постановление №145 от 02.03.2021 об установлении соответствующего публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №. Обременение в отношении указанных земельных участков в виде публичного сервитута внесены Управлением Росреестра по Ленинградской области в сведения Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
В соответствии со статьей23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 8).
Таким образом, заявленные требования об оспаривании постановления администрации, связанных с установлением публичных сервитутов, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. В данном случае администрация поселения реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении административного истца.
Правовым способом обеспечения баланса интересов участников правоотношений является установление публичного сервитута. В соответствии с п. 1 ч. 4 статьи 23 Земельного Кодекса РФ публичный сервитут устанавливается для прохода или проезда через земельный участок.
Частью 5 названной статьи определено, что публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Согласно ч. 14 ст. 23 ЗК РФ лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Как следует из п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу.
Из п. 31 названного постановления следует, что, проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.
Проверив оспариваемое постановление на предмет нарушения процедуры принятия, опубликования, наличия полномочий на его принятие, а также наличия противоречий федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушения прав и законных интересов административных истцов суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах установленных полномочий, нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта не установлено, постановление было размещено на официальном сайте администрации, а также опубликовано в газете «Колтушский вестник» №05 от 05.03.2021 г.
Суд считает, что Постановление администрации МО «Свердловское городское поселение» №145 от 02.03.2021 принято уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
В связи с чем суд приходит к выводу, что процедура, сопутствующая вынесению оспариваемого постановления проведена в соответствие с требованиями закона, нарушений в действиях административного ответчика при ее проведении судом не установлено.
Кроме прочего, также суд соглашается с позицией административного ответчика, о том, что наличие в производстве Всеволожского городского суда гражданских исков об установлении частного сервитута в отношении указанных земельных участков, не является основанием для непринятия решения органа местного самоуправления об установлении сервитута публичного.
Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что несмотря на установленный в Едином государственном реестре недвижимости разрешенный вид использования, спорные земельные участки представляют собой дороги с асфальтным покрытием, обеспечивающие подъезды к земельным участка граждан, проживающих в населенных пунктах массива <адрес>, д. <адрес> на <адрес>, Загородной и Детской территории МО Колтушскоесельское поселение.
Таким образом, все вышеизложенные обстоятельства не свидетельствуют о законности оспариваемого правового акта органа местного самоуправления и не ведут к удовлетворению административных исковых требований административного истца.
Каких-либо оснований для признания оспариваемого Постановления недействующим у суда не имеется, так как процедура его принятия полностью соблюдена.
При таком положении дела административные исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению по изложенным судом основаниям.
В связи с принятием по настоящему делу в судебном заседании решения суда, то меры предварительной защиты, принятые Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24.03.2021 г. подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к администрации МО Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления – отказать.
Отменить меры предварительной защиты, наложенные Определением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области - Дмитриевой Д.Е. от 24.03.2021 г., в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №№, и в виде приостановления действия постановления администрации МО Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 02.03.2021 г. №145 об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных в <адрес>.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 18.05.2022 г.