РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2018 года город Кузнецк
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Зинченко Н.К.,
при секретаре Манушиной М.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу г<адрес>», понуждении к принятию решения по заявлению ФИО4 от 21 марта 2018 года о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу <адрес>», понуждении к принятию решения по её заявлению от 21 марта 2018 года о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в качестве основания своих требований указав следующее.
21 марта 2018 года ею в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» были сданы документы на выдачу разрешения на строительство автозаправочной станции на земельном участке по адресу <адрес> В адрес административного ответчика ею были направлены и им получены все документы, указанные в п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса и в п. 2.6.2 постановления администрации города Саратова от 9 июня 2010 года № 1488 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство».
30 марта 2018 года уведомлением № администрации МО «Город Саратов» административному истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу <адрес>».
Фактическим основанием для отказа послужил факт несоответствия заявленного к строительству объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу <адрес>» разрешенному виду использования земельного участка.
Административный ответчик считает, что запланированные объекты вспомогательного назначенитя, в том числе автомобильная мойка в соответствии с кодом 4.9.1. классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года № 540, относятся к самостоятельному виду разрешенного использования земельного участка.
Правовым основанием для отказа послужили ч. 13 ст. 51 ГрК РФ и подп. 330.4 п. 30 Правил землепользования и застройки МО «Город Саратов» (с изменениями от 27 декабря 2016 года), постановление администрации города Саратова от 9 июня 2010 года № 1488 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» без указания конкретного пункта.
Также административный ответчик сделал ссылку на положения ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Между тем, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., на основании договора аренды № от 10 сентября 2007 года.
Согласно п. 1.1 договора, земельный участок предоставлен в аренду для строительства автозаправочной станции.
Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01, утвержденным приказом Министерства энергетики РФ от 1 августа 2001 года № 229, АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.
В СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденном приказом МЧС России от 5 мая 2014 года № 221, указано, что традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с ТРК (п. 5.3).
Согласно п. 6.5 указанного СП На АЗС могут размещаться здания, сооружения и помещения для оборудования технологической системы АЗС, котельной, а также административные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.
На территории многотопливных АЗС, АГНКС, КриоАЗС с двухоболочечными резервуарами СПГ или АГЗС с двустенными резервуарами, а также на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы; для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
Таким образом, АЗС является сложной вещью, состоящей из главной вещи – объектов недвижимого имущества, и принадлежностей – движимых вещей, объединенных единым функциональным назначением. Соответственно, автомобильная мойка является составной частью автозаправочной станции.
Содержание кода 4.9.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года № 540 полностью подтверждает законность требования административного истца о выдаче разрешения на строительство.
П. 2 Классификатора установлено, что в соответствии с ним определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления в силу приказа о его утверждении.
Имеющийся у земельного участка с кадастровым номером № вид разрешенного использования «для строительства автозаправочной станции» в полной мере соотносится с кодом 4.9.1 «Объекты придорожного сервиса», то есть включает в себя и размещение автомобильных моек.
Приведенное выше свидетельствует о том, что предоставленные административным истцом документы, в том числе проектно-сметная документация, негосударственная экспертиза проектно-сметной документации соответствуют разрешенному использованию земельного участка.
Соответственно п. 13 ст. 51 ГрК РФ, подп. 30.4 п. 30 Правил землепользования и застройки МО «Город Саратов» не могли явиться основанием для отказа административному истцу в получении муниципальной услуги - выдача разрешения на строительство, следовательно, оспариваемый отказ не соответствует закону.
Права и законные интересы административного истца отказ нарушает исходя из следующего.
Администрация МО «Город Саратов» обратилась в Ленинский районный суд г. Саратова в иском к ФИО4 о расторжении договора аренды № от 10 сентября 2007 года земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> Основанием заявленных требований указан факт неиспользования земельного участка арендатором в течение 3-х лет и более.
Однако, приступить к строительству в отсутствие разрешения на него, истец не имеет возможности.
Ссылаясь на положения ст. 30.2 Правил землепользования и застройки МО «Город Саратов», п. 4.1 положения о комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству МО «Город Саратов», п. 3 ст. 24 КАС РФ, ФИО4 просила признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу <адрес>», обязать комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству МО «Город Саратов», принять новое решение по заявлению ФИО4 о от 21 марта 2018 года о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Впоследствии, в связи с привлечением в качестве административного соответчика администрацию МО «Город Саратов», административный истец уточнила заявленные требования, заявив о признании незаконным отказа в выдаче ФИО4 разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу <адрес>», изложенного в уведомлении администрации МО «Город Саратов» от 30 марта 2018 года № и обязании комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству МО «Город Саратов» и администрации МО «Город Саратов» принять новое решение по заявлению ФИО4 от 21 марта 2018 года о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
В судебном заседании административный истец заявленные требования с учетом их уточнения поддержала, просила об их удовлетворении.
Представитель административного истца ФИО4 – ФИО5, действующая на основании устного заявления административного истца, сделанного в судебном заседании, административный иск поддержала по изложенным в нем доводам, суду пояснила, что ФИО4 приобрела право аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, на основании договора замены стороны в обязательстве от 5 апреля 2016 года. Договор аренды спорного земельного участка был заключен 10 сентября 2007 года за №. Видом разрешенного использования земельного участка является строительство автозаправочной станции.
Проектирование строительства автозаправочной станции было начато в 2015 году, завершено в феврале 2018 года.
Согласно проекту, объект строительства по адресу <адрес>, представляет собой АЗС с автомойкой, кафе и магазином.
Согласно заключению негосударственной экспертизы от 26 февраля 2018 года, проектная документация по объекту «Автозаправочная станция по адресу <адрес>» соответствует всем установленным требованиям.
Административным истцом был собран полный пакет документов, предусмотренный ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, и необходимый для получения разрешения на строительство, в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО г. Саратова подано заявление о выдаче разрешения на строительство.
Однако, 30 марта 2018 года администрация МО г. Саратов уведомила административного истца об отказе в выдаче разрешения на строительство, сославшись на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка п. 4.9.1 Классификатора видов разрешенного использования земельного участка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № 540 от 1 сентября 2014 года.
Административный истец полагает данной отказ незаконным, поскольку представленная истцом проектная документация на АЗС с автомойкой и магазином сопутствующих товаров не нарушает вид разрешенного использования земельного участка – для строительства автозаправочной станции.
Является неправомерной ссылка административного ответчика на п. 4.9.1 Классификатора видов разрешенного использования земельного участка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № 540 от 1 сентября 2014 года, поскольку действие указанного правового акта распространяется на земельные участки, сформированные после его введения в действие, тогда как земельный участок принадлежит истцу на праве аренды, согласно договору от 10 сентября 2007 года.
Доводы ответчика о несоответствии проекта АЗС с автомойкой и магазином виду разрешенного использования земельного участка - для строительства автозаправочной станции, являются, по ее мнению, несостоятельными, поскольку при проектировании и проведении негосударственной экспертизы проекта отклонений от вида разрешенного использования земельного участка установлено не было. Заключение негосударственной экспертизы о соответствии установленным требованиям проектной документации по объекту «Автозаправочная станция по адресу <адрес>», оспорено не было. Однако, своим уведомлением об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта административные ответчики, выходя за рамки своих полномочий, ставят под сомнение заключение негосударственной экспертизы проекта.
Просила административный иск удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов» о времени и месте слушания дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, представлен отзыв на административный иск, согласно которому комитет полагает заявленные административным истцом не подлежащими удовлетворению.
На основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, подп. 30.4 п. 30 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», постановления администрации МО «Город Саратов» от 9 июня 2010 года № 1488 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» уведомлением от 30 марта 2018 года № администрацией МО «Город Саратов» отказано ФИО4 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу: <адрес>».
Причиной отказа послужило проектирование помимо автозаправочной станции на земельном участке объектов (магазин, автомойка), которые не предусмотрены видом разрешенного использования в соответствии с правоустанавливающими документами на земельный участок.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления при рассмотрении вопроса возможности выдачи разрешения на строительство проводит проверку допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Согласно представленным ФИО4 договору аренды земельного участка № от 10 сентября 2007 года и договору замены стороны в обязательстве от 5 апреля 2016 года вид разрешенного использования рассматриваемого земельного участка – для строительства автозаправочной станции.
Вид разрешенного использования «автомобильные мойки» и «объекты торговли» являются самостоятельными видами использования согласно Классификатору видов разрешенного использования земельного участка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № 540 от 1 сентября 2014 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Ссылаясь на положения ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 4, 59 КАС РФ, административный ответчик просил в иске ФИО4 отказать.
Административный соответчик администрация муниципального образования «Город Саратов», привлеченный к участию в деле на основании определения от 7 мая 2018 года, о времени и месте слушания дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, представлен отзыв на административный иск, в котором, приводя доводы, аналогичные изложенным в отзыве комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов», просил в удовлетворении административного иска ФИО4 отказать.
Допрошенный в качестве специалиста ФИО1, директор ООО «Эксперт-Групп» г. Кузнецка Пензенской области, суду пояснил, что под кодом 4.9.1 Классификатора видов разрешенного использования земельного участка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № 540 от 1 сентября 2014 года, содержится наименование вида разрешенного использования земельного участка – объекты придорожного сервиса, которое включает в себя описание вида, в том числе размещение АЗС, магазинов сопутствующей торговли, организации общественного питания, автомоек, автомобильных прачечных и т.д. То есть, любой из перечисленных в описании объектов, обладающий определенной функциональной направленностью, подпадает под код классификатора 4.9.1 и может быть использован как в качестве самостоятельного объекта придорожного сервиса, так и в комплексе с другими объектами.
Также, по его мнению, отклонение проекта от разрешенного вида использования земельного участка, было бы выявлено при проведении негосударственной экспертизы и в положительном заключении было бы отказано.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, выслушав заключение специалиста, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно предписаниям ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной выше статьи, либо их несоответствии требованиям закона (ч. 13 этой же статьи).
Таким образом, по смыслу приведенных законоположений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Как следует из материалов административного дела, 10 сентября 2007 года между арендодателем - комитетом по управлению имуществом Саратовской области в лице министра области – председателя комитета ФИО2 и арендатором – ФИО3 был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> б/н, для строительства автозаправочной станции, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от 27 апреля 2007 года №, площадью <данные изъяты> кв.м. Договор заключен сроком на 15 лет.
Указанный договор прошел государственную регистрацию, затем со стороны арендатора неоднократно заключались договоры замены стороны в обязательстве, последний из которых был заключен 5 апреля 2016 года между передающей стороной ООО «ТЕХНОЛОДЖИ», являющейся арендатором на основании договора замены стороны в обязательстве от 20 сентября 2012 года, и принимающей стороной ФИО4 Согласно п. 1 указанного договора, ФИО4 приняла на себя права и обязанности арендатора по договору аренды № от 10 сентября 2007 года. Государственная регистрация договора произведена 14 апреля 2016 года.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 5 ноября 2013 года № был утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № из земель населенных пунктов. Согласно указанному градостроительному плану, допустимо размещение объекта капитального строительства – автозаправочная станция (многотопливная) более 500 заправок.
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. следует, что видом разрешенного использования является строительство автозаправочной станции.
Согласно проектной документации на объект капитального строительства – автозаправочная станция по адресу <адрес>, на участке, отведенном под застройку, проектом предусмотрено размещение следующих объектов: здание автомойки с диспетчерской и магазином, площадка постов ТРК, площадка слива топлива, резервуарный парк, противопожарный пост, площадка для мусоросборных контейнеров, резервуар сбора для поверхностных стоков с содержанием ГСМ для АЗС, резервуар сбора для поверхностных стоков с содержанием ГСМ для автомойки, модульная котельная.
Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы № от 26 февраля 2018 года, проведенной Центром экспертизы проектной документации, местоположение проектируемого объекта установлено в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта (ИТ1). Размещение АЗС с автомойкой и магазином выполнено в месте допустимого размещения объектов капитального строительства в соответствии с градостроительными регламентами. Строительство автозаправочной станции соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 4.3 заключения, проектная документация по объекту автозаправочная станция по адресу <адрес>, соответствует установленным требованиям.
Решением Саратовской городской думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов».
Согласно пунктам 30.2, 30.4 Правил, разрешение на строительство оформляется и выдается функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросам градостроительства и градостроительства. Указанное структурное подразделение в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, направляет проект разрешения на строительство либо сообщение об отказе в выдаче разрешения на строительство на подпись заместителю главы администрации муниципального образования «Город Саратов», курирующему вопросы градостроительства, выдает подписанное заместителем главы администрации муниципального образования «Город Саратов», курирующим вопросы градостроительства, разрешение на строительство либо сообщение об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как следует из материалов дела, застройщик ФИО4 21 марта 2018 года обратилась в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов» с заявлением о выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции на земельном участке <адрес>.
Уведомлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 марта 2018 года №ФИО4 отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу <адрес>».
Отказывая в выдаче разрешения на строительство, административный ответчик в качестве правовых оснований отказа указал, что вид разрешенного использования земельного участка «Мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки» является самостоятельным видом использования (код 4.9.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540). В связи с чем при проведении проверки соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленного на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка установлено, что заявленный объект капитального строительства не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обстоятельства, которые подлежат выяснению судом при рассмотрении дела об оспаривании решения государственного органа, органа или организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определены в ч. 9 ст. 226 КАС РФ.
В частности, суд обязан проверить содержание оспариваемого решения на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (п. 4 ч. 9), проверить наличие оснований для принятия оспариваемого решения и обоснованность его принятия (подп. «в» п. 3 ч. 9). При этом выводы, положенные государственным органом в основу принятого решения, должны быть подтверждены, то есть обоснованны.
Исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии нормативным правовым актам уведомления администрации МО «Город Саратов» об отказе ФИО4 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу <адрес>
Отказывая в выдаче разрешения на строительство, администрация МО «Город Саратов» сослалась на несоответствие проекта строительства пункту 4.9.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540.
Суд считает данное основание отказа не соответствующим нормам права.
Согласно п.1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно п. 2 указанной правовой нормы, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса» с кодом 4.9.1 содержит описание следующих объектов: размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса; предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса.
Вместе с тем, пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 установлено, что в соответствии с настоящим классификатором, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.
Согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
П. 13 ст. 34 указанного закона предписывает, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Доказательств того обстоятельства, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., приведен в соответствие с вышеназванным Классификатором по основаниям, предусмотренным п. 13 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», в судебном заседании не представлено.
Кроме ссылки на Классификатор, уведомление об отказе ФИО4 в выдаче разрешение на строительство не содержит норм права, регулирующих правоотношения, возникшие между сторонами по делу по вопросу соответствия вида разрешенного использования земельного участка – строительство автозаправочной станции проектируемому объекту капитального строительства «АЗС с автомойкой и магазином».
В проектной документации на объект капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу <адрес>», в разделе 1 в приложении к градостроительному плану земельного участка содержится информация о разрешенном использовании земельного участка, установленная Правилами землепользования и застройки МО «Город Саратов» № 27-280 от 29 апреля 2008 года, согласно которому земельный участок с кадастровым номером № входит в территориальную зону ИТ1 (зона предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта), к основному виду использования земельных участков – объекты транспорта (обслуживание и хранение городского и индивидуального транспорта, код 11.0) относятся мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки, автозаправочные станции (бензиновые), автозаправочные станции (газовые и многотопливные) более 500 заправок, с кодом вида разрешенного использования земельного участка – 11.2.
Согласно Правилам землепользования и застройки МО «Город Саратов» № 27-280 от 29 апреля 2008 года (по состоянию на 27 марта 2018 года), основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон приведены в таблице 5.1., согласно которой соотнесены коды вида разрешенного использования земельного участка по Правилам землепользования и застройки и коды вида разрешенного использования земельного участка по классификатору. Из данной таблицы усматривается, что виды разрешенного использования земельных участков (мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки с кодом 11.21, автозаправочные станции (бензиновые) с кодом 11.22, автозаправочные станции (газовые и многотопливные) более 500 заправок с кодом 11.23) соотнесены с кодом 4.9.1 по Классификатору и имеют код вида разрешенного использования для определения кадастровой стоимости земельного участка – 5.
Однако, указанным обстоятельствам в уведомлении администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 марта 2018 года № об отказе ФИО4 в выдаче разрешения на строительство, оценка не дана.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административными ответчиками не представлены доказательства того, что обжалуемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также то обстоятельство, что в результате принятия не соответствующего нормативным правовым актам решения были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, суд считает необходимым отменить уведомление администрации муниципального образования «Город Саратов» № от 30 марта 2018 года об отказе в выдаче ФИО4 разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу <адрес>», и обязать административных ответчиков повторно рассмотреть заявление ФИО4 о выдаче разрешения на строительство объекта «Автозаправочная станция по адресу <адрес>» от 21 марта 2018 года, с принятием по нему нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО4 удовлетворить.
Признать незаконным уведомление администрации муниципального образования «Город Саратов» № от 30 марта 2018 года об отказе в выдаче ФИО4 разрешения на строительство объекта капитального строительства «Автозаправочная станция по адресу <адрес>».
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов», комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление ФИО4 о выдаче разрешения на строительство объекта «Автозаправочная станция по адресу <адрес>» от 21 марта 2018 года, с принятием по нему нового решения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: