ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-500/2023 от 08.06.2023 Светлогорского городского суда (Калининградская область)

УИД 39RS0020-01-2023-000153-45

Дело № 2а-500/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Светлогорск 08 июня 2023 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Аниськова М.В.

при секретаре Крейниной С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству градостроительной политики Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском. В исковом заявлении, указывает, что 22.03.2022 г. и 18.05.2022 г. его представитель подавал заявления о выдаче разрешения на строительство комплекса апартаментов на земельном участке площадью 940 кв.м с КН <№> от 22.04.2014 из категории земель населенных пунктов с разрешенных использованием под многофункциональные общественно-жилые здания по адресу; <Адрес>. 28.03.2022 Министерством градостроительной политики Калининградской области принято решение <№> об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием причин: проектная документация не соответствует установленным ограничениям; в предоставленном ГПЗУ место допустимого размещения зданий, строений, сооружений и минимальные отступы размещения объектов от границ земельного участка не отображены; земельный участок, предоставленный под застройку, расположен в зоне взрывоопасных объектов, вместе с тем, ОКС запроектирован в радиусе обеспечения прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова не превышающий 10 минут, в проектной документации обоснования, а также мероприятия, обосновывающие возможность размещения ОКС в границах указанных территорий, отсутствуют; проектируемый объект располагается в границах полосы воздушных подходов вертодрома «Донское». После устранения замечаний было подано повторно заявление 18.05.2022, в ответ на которое было принято решение <№> об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием оснований: заявленный объект не соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка - «многофункциональные общественно-жилые здания»; заявленный ОКС в границах полосы воздушных подходов вертодрома «Донское», строительство в указанных границах должно осуществляться при условии согласования; земельный участок с КН <№> расположен в функциональной зоне «Зона лесов», предназначенный для размещения земель государственного лесного фонда, где размещение ОКС не предусмотрено. Считает указанные решения незаконными и нарушающими права административного истца, а именно право собственника земельного участка здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. На основании ст. 40 ЗК РФ, ст. 236 ГК РФ, ст. 51 ГрК РФ просит признать незаконным и отменить решения административного ответчика от 28.03.2022 <№> и от 24.05.2022 <№>; обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта строительства «Комплекс апартаментов» на основании заявлений от 22.03.2022 и 18.05.2022 и представленных документов; внести изменения в генеральный план МО «Янтарный городской округ» с возвращением земельного участка с КН <№> из зоны лесов в ранее установленную территориальную зону О1 в соответствии с ГПЗУ от 27.04.2022 г.

В судебное заседание административный истец ФИО1, извещенный надлежащим образом, не явился.

Представитель ФИО1 - ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указывает, что в настоящее время рассматривается новое заявление административного истца о выдаче разрешения на строительство.

Представитель административного ответчика Министерства градостроительной политики Калининградской области (далее - Министерство) ФИО3 в судебном заседании против требований административного истца возражал по основаниям, изложенным в возражениях (т.2 л.д. 41- 50). Указывает на пропуск административным истцом срока обращения в суд.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования административного истца ФИО1 удовлетворению не подлежат в силу следующего.

В силу ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Рассмотрение дел по правилам главы 22 КАС РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и статья 14 КАС РФ). Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом, ФИО1, является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 940 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- многофункциональные общественные здания, расположенного по адресу: <Адрес>, предоставленного в аренду до 06.06.2024 года.

Право аренды земельного участка зарегистрировано в ЕГРН за ФИО1 22.12.2020 года (т. 1 л.д. 10-14).

В целях получения разрешения на строительство объекта «Комплекс апартаментов» на указанном земельном участке административный истец обращался в Министерство с соответствующими заявлениями 22.03.2002 г. и 18.05.2022 г.

По результатам рассмотрения заявление от 22.03.2022 г. и представленных документов Министерство отказало административному истцу в выдаче разрешения на строительство, о чем было направлен мотивированный отказ в письменном виде исх. <№> от 28.03.2022 г. (л.д. 9).

При этом Министерство указало, что проектная документация на строительство ОКС не соответствует требованиям, установленным ГПЗУ и действующим в соответствии с законодательством ограничениям ввиду расположения земельного участка в зоне взрывоопасных объектов и проектирования ОКС в границах полосы воздушных подходов вертодрома «Донское».

В ответ на заявление от 18.05.2022 г. Министерство также отказало административному истцу в выдаче разрешения на строительство, о чем было направлен мотивированный отказ в письменном виде исх. <№> от 24.05.2022 г. (л.д. 8).

В результате проверки вновь предоставленной проектной документации и нового ГПЗУ Министерство указало, что заявленный ОКС не соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка под «многофункциональные общественно-жилые здания», а также требованиям ГПЗУ и ограничениям ввиду проектирования ОКС в границах полосы воздушных подходов вертодрома «Донское», а также расположения земельного участка в функциональной зоне «Зона лесов», где исключается размещение ОКС.

Таким образом, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения в суд с требованием о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта «Комплекс апартаментов» от 28.03.2022 истек 01.07.2022 г., от 24.05.2022 соответственно 25.08.2022 г.

Административный истец обратился с рассматриваемым административным иском в суд 17.02.2023 года, то есть с пропуском срока обращения с требованиями.

Уважительных причин пропуска срока представитель административного истца не назвала.

При этом, суд учитывает, что истец после получения мотивированного отказа от 28.03.2022 г. фактически не оспаривал его. Так, административный истец устранил и обосновал замечания по проектной документации, 08.04.2022 г. заказал градостроительный план земельного участка (т. 1 л.д.71 - 79) и подал повторное заявление с новой документацией для рассмотрения.

Более того, после получения отказа в выдаче разрешения на строительство от 24.05.2022 г. административный истец дважды, 03.06.2022 г. и 06.06.2022 г., также обращался в Министерство по вопросу внесения изменений в генеральный план МО «Янтарный городской округ» и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Янтарный городской округ» по вопросу внесения изменений функционального зонирования спорного земельного участка в связи с установлением зоны «зона лесов» в отношении земельного участка с КН <№>.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что не позднее июня 2022 года административный истец знал о мотивированном отказе в выдаче разрешения на строительство от 24.05.2022 г. Одновременно действиях административного истца были направлены на устранение оснований для отказа, а не на оспаривание законности принятого административным ответчиком решения.

С иском в суд административный истец обратился только в феврале 2023 года.

При таких обстоятельствах следует признать, что административный истец пропустил срок обращения в суд с иском о признании незаконными отказов в выдаче разрешений на строительство без уважительных причин.

Помимо этого, суд не может согласиться с доводами административного истца о незаконности оспариваемых им решений Министерства.

Порядок выдачи разрешения на строительство определен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом ее межевания, и дает застройщику право осуществлять строительство (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).

Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 года № 19, на основании статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществлено перераспределение полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области и установлено, что выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, когда выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесена к компетенции органов местного самоуправления осуществляют уполномоченные Правительством Калининградской области органы государственной власти Калининградской области.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 11 Положения о Министерстве градостроительной политики Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 03.03.2022 года № 107, Министерство осуществляет полномочия и выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.

Таким образом, оспариваемые ФИО1 решения были приняты уполномоченным органом.

Частью 11 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.

Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Между тем, в соответствии с генеральным планом муниципального образования «Янтарный городской округ», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 23.06.2021 г. <№>, земельный участок с кадастровым номером <№>, находящийся в аренде у ФИО1, отнесен к функциональной зоне «Зона лесов», предназначенной для размещения земель государственного лесного фонда. Размещение объектов капитального строительства, в том числе комплекса апартаментов, в указанной зоне не предусмотрено.

Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Янтарный городской округ», утвержденным приказом Министерства градостроительной политики Калининградской области <№> от 23.12.2022 года, земельный участок с кадастровым номером <№> расположен в территориальной зоне лесов.

В соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Янтарный городской округ» земельный участок с кадастровым номером <№> располагался в границах территориальной зоны «Зона делового, общественного и коммерческого назначения»- зона О-1.

Однако, земельный участок не был застроен и ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство для осуществления строительства нового объекта недвижимости в период действия на территории муниципального образования генерального плана, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23.06.2021 г. <№>, который является одним из документов территориального планирования муниципального образования.

В настоящее время Правила землепользования и застройки муниципального образования «Янтарный городской округ» соответствуют генеральному плану в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№> к территориальной зоне лесов.

Несоответствие проектной документации генеральному плану и правилам землепользования и застройки является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительства объекта капитального строительства.

В установленном законом порядке ФИО1 не оспорил указанные генеральный план и правила землепользования и застройки в части, относящейся к земельному участку с кадастровым номером <№>, и они являются действующими.

Само по себе наличие выданного арендатору земельного участка градостроительного плана земельного участка не является достаточным основанием для уполномоченного органа для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.

Кроме того, в оспариваемых решениях Министерством указывались и иные основания для отказа в выдаче разрешения на строительства, с которыми ФИО1 первоначально фактически согласился, поскольку принял меры по устранению недостатков проектной документации.

Поскольку отказы в выдаче разрешений на строительство по заявлениям административного истца от 22.03.2022 г. и 18.05.2022 г. не оспорены административным истцом в установленном порядке, то у административного истца отсутствуют основания требовать от Министерства выдачи разрешения на строительство.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 30.06.2023 года.

Судья М.В. Аниськов