№2а-5066/2023
УИД 63RS0040-01-2023-008048-17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуваркиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5066/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному, по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 453 руб., пеней в размере 8,99 руб., за 2016 год - 453 руб., пеней – 8,99 руб., за 2017 год - 125 руб., пеней – 6,98 руб., за 2018 год - 125 руб., пеней – 5,09 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – пени в размере 6,98 руб., за 2018 год – пени в размере 8,20 руб., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. ФИО1 является плательщиком земельного налога, так как в ее собственности за взыскиваемый период находился земельный участок и квартиры. Административный истец просит взыскать недоимку на общую сумму 1215,64 руб., а также восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного заседания не заявил. Административный истец в исковом заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца, административного ответчика не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В силу положений пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании пункта 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ. Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, квартира по адресу: <адрес>.
Согласно налоговых уведомлений №32952633 от 23.09.2017, №55690576 от 29.08.2018, №44170102 от 25.07.2019 за 2014, 2016, 2017, 2018 годы налоговым органом начислен земельный налог и налог на имущество физических лиц в отношении ФИО1
По причине неуплаты налоговым органом выставлены требования №30761 от 16.02.2018 на 906,00 руб., пени 17,98 руб.со сроком погашения по требованию - до 19.03.2018; №26152 от 21.05.2019 на сумму 494,00 руб., пени 21,39 руб. со сроком погашения – 01.07.2019;№69145 от 09.07.2019 на сумму 125,00 руб., пени -6,98 руб. со сроком погашения – 01.11.2019;№17605 от 13.02.2020 на сумму 543,00 руб., пени – 8,20 руб. со сроком погашения – 07.04.2020; №55778 от 26.06.2020 на сумму 125,00 руб., пени – 5,09 руб. со сроком погашения – 17.11.2020.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ (в редакции действующей на момент направления налоговых уведомления и требования) установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как указано, срок исполнения требований № 30761 от 16.02.2018 установлен до 19.03.2018.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал 19.03.2021 (3 года+ 6 месяцев).
За вынесением судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 7 Октябрьского судебного района г. Самары обратился с пропуском срока подачи заявления.
Определением мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 20.10.2022 заявление Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 возвращено по причине пропуска срока подачи заявления.
Также с нарушением срока, установленного ст.48 НК РФ, 06.10.2023 Межрайонная инспекция ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с настоящим иском для взыскания недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 453 руб., пеней в размере 8,99 руб., за 2016 год - 453 руб., пеней – 8,99 руб., за 2017 год - 125 руб., пеней – 6,98 руб., за 2018 год - 125 руб., пеней – 5,09 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – пени в размере 6,98 руб., за 2018 год – пени в размере 8,20 руб.
Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
Уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению с заявлением о выдаче судебного приказа, по делу не установлено и налоговым органом не указано, несмотря на предоставление судом такой возможности.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 479-О-О). Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ). В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).
Приведенное разъяснение по аналогии применимо к взысканию обязательных платежей в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Срок для подачи административного искового заявления пропущен без уважительных причин, какие-либо исключительные обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности подачи иска в установленный законодательством срок в деле отсутствуют.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Также суд учитывает, что в материалах дела отсутствует налоговое уведомление за 2014 года, а также сведения о направлении в адрес административного ответчика уведомлений и требований за взыскиваемый период, таким образом, налоговым органом не подтверждено надлежащее извещение налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России №23 по Самарской области о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 453 руб., пени в размере 8,99 руб., за 2016 год - 453 руб., пени – 8,99 руб., за 2017 год - 125 руб., пени – 6,98 руб., за 2018 год - 125 руб., пени – 5,09 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – пени в размере 6,98 руб., за 2018 год – пени в размере 8,20 руб. удовлетворению не подлежат, также, как не подлежит удовлетворению ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области о восстановлении процессуального срока для подачи административного заявления оставить без удовлетворения.
Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 453 руб., пени в размере 8,99 руб., за 2016 год - 453 руб., пени – 8,99 руб., за 2017 год - 125 руб., пени – 6,98 руб., за 2018 год - 125 руб., пени – 5,09 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – пени в размере 6,98 руб., за 2018 год – пени в размере 8,20 руб. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2024 года.
Судья Е.А. Чиркова