ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-508/2017 от 13.03.2017 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело №2а-508/2017 13 марта 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Ж.С. Кочиной,

при секретаре судебного заседания Н.А. Белозеровой,

при участии представителя административного истца помощника Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Архангельской области А.И. Канаева,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности утвердить границы и оформить паспорта на памятники,

УСТАНОВИЛ

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности утвердить границы и оформить паспорта на памятники.

В обоснование административного иска указано, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране памятников природы регионального значения, в ходе которой выявлены факты их ненадлежащей охраны. В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. При этом под охраной окружающей среды в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Проверкой установлено, что на территории Архангельской области расположены 62 памятника природы регионального значения, при этом памятники природы не имеют утвержденных границ и охранных обязательств, а также разработанных в надлежащем порядке. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ (далее – Закон) памятники природы это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Особо охраняемые природные территории, в том числе и памятники природы, относятся к объектам общенационального достояния. Согласно ст. 26 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Административный истец просит обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта (положения) и определить особый режим охраны территорий, в отношении следующих памятников природы:

- Лиственничная роща (расположенная по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч.лесничество, кв. №58);

- Опытные лесные культуры сосны С.В. Алексеева 1927-30гг (расположенные по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч. лесничество, кв. №3, 4. Метод создания л/к — посев семян);

- Опытные лесные культуры сосны С.В. Алексеева 1949 года (расположенные по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч. лесничество, кв. №2 выд. №15. Метод создания л/к — посев семян);

- Рубки ухода С.В. Алексеева 1951 года (расположенные по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч. лесничество, кв. №67 выд. №30 часть выдела площадью 5,6 га);

- Кальозеро (расположенный по адресу: Обозерское лесничество, Озерское уч. лесничество, кв. №35, 49. Уникальный природный объект прибрежной зоны и акватории озера).

В судебное заседание не явились представители Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ГБУ АО «Центр природопользования и охраны окружающей среды», Администрации муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», заседание проведено в их отсутствие, поскольку материалы административного дела содержат сведения о извещении представителей надлежащим образом.

В судебном заседании помощник Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Архангельской области А.И. Канаев на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12-14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2).

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Установлено, что Лиственничная роща (расположенная по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч.лесничество, кв. №58); Опытные лесные культуры сосны С.В. Алексеева 1927-30гг (расположенные по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч. лесничество, кв. №3, 4. Метод создания л/к — посев семян); Опытные лесные культуры сосны С.В. Алексеева 1949 года (расположенные по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч. лесничество, кв. №2 выд. №15. Метод создания л/к — посев семян); Рубки ухода С.В. Алексеева 1951 года (расположенные по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч. лесничество, кв. №67 выд. №30 часть выдела площадью 5,6 га); Кальозеро (расположенные по адресу: Обозерское лесничество, Озерское уч. лесничество, кв. №35, 49. Уникальный природный объект прибрежной зоны и акватории озера) включены в реестр памятников природы на основании решений Архангельского облисполкома.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).

Лесной фонд, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П; Определения от 27 июня 2000 года N 92-О и от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).

По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ, определяющей основные принципы лесного законодательства, которая среди основных принципов лесного законодательства, определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны; особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 25 указанного Закона к особо охраняемым природным территориям относятся в числе прочих памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.83-84 Лесного кодекса РФ.

На территории Архангельской области полномочиями наделено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, что следует из Положения, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года №92-пп.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ст. 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).

Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).

Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с частями 2, 3 ст. 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, (п. 1 ст. 39 КАС РФ).

Из материалов административного дела следует, что нормы действующего законодательства в сфере охраны памятников природы в отношении заявленных объектов не соблюдены, доказательств обратному не представлено.

Срок, указанный в административном исковом заявлении прокурора, суд полагает достаточным для исполнения решения суда. Следовательно, требования прокурора о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта (положения) и определить особый режим охраны территорий подлежат удовлетворению в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта (положения) и определить особый режим охраны территорий, в отношении следующих памятников природы:

- Лиственничная роща (расположенная по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч.лесничество, квартал №58);

- Опытные лесные культуры сосны С.В. Алексеева 1927-30гг (расположенный по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч. лесничество, квартал №3, 4. Метод создания л/к — посев семян);

- Опытные лесные культуры сосны С.В. Алексеева 1949 года (расположенный по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч. лесничество, кв. №2 выд. №15. Метод создания л/к — посев семян);

- Рубки ухода С.В. Алексеева 1951 года (расположенные по адресу: Обозерское лесничество, Северное уч. лесничество, квартал №67 выдел №30 часть выдела площадью 5,6 га);

- Кальозеро (расположенный по адресу: Обозерское лесничество, Озерское уч. лесничество, квартал №35, 49. Уникальный природный объект прибрежной зоны и акватории озера).

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска.

Председательствующий Ж.С. Кочина