ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5131/2023 от 01.02.2024 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело №2а-561/2024

УИД 50RS0044-01-2023-007249-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2024 года г.Пущино Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кремнёвой Н.А.,

с участием:

представителя административного истца по доверенности Скоропупова М.Ю.,

представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области/заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов по доверенности Борзиковой В.А.,

представителя заинтересованного лица АО «Мособлгаз» по доверенности Ивкиной М.С.,

старшего помощника Серпуховского городского прокурора Волковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Скоропупова Юрия Николаевича об оспаривании постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области об установлении публичного сервитута,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Скоропупов Ю.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просит отменить постановление Администрации городского округа Серпухов Московской области №5970-П от 15.09.2023 «Об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении части земельного участка площадью 2940 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей («Газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по адресу: Московская область, г.о.Серпухов, д.Паниково»).

Свои требования административный истец Скоропупов Ю.Н. мотивировал тем, что 08.08.2022 ему стало известно, что на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым <номер> АО «Мособлгазстрой» незаконно осуществляло прокладку газопровода низкого давления. Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 12.11.2020 № 15ВР-1506 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Установление публичного сервитута в порядке Главы V.7. Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно п. 2 Приложения 7 Административного регламента Администрация обязана обеспечить извещение правообладателей земельных участков в соответствии со ст. 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации: а) без взимания платы путем размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте Администрации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; б) за счет средств заявителя путем опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подан запрос (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории); размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подан запрос, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования; размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) в случае, если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. При этом положения п.п. 1 и 3 п. 3 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются, если публичный сервитут испрашивается только в отношении земельного участка, указанного в подпункте 4 пункта 3 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации. Результатом административного действия является извещение правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута. Результат фиксируется ВИС.

Также административный истец ссылается на положения п. 17.3. Административного регламента, согласно которому уполномоченное должностное лицо Администрации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута, обязано направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах, на которые поступили в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.

07.06.2023 административным истцом в адрес Администрации г.о. Серпухов направлено письмо о невыполнении последней требований Административного регламента, в ответ на которое Администрацией издано постановление от 20.06.2023 № 3531-П «О признании утратившим силу постановления Администрации г.о.Серпухов Московской области от 19.09.2022 № 4656-П «Об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7. Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка (частей земельного участка) площадью 2940 м2, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, в пользу АО «Мособлгаз»».

18.09.2023 на сайте газеты Серпуховские вести (https://inserpuhov.ru/arhiv/arhiv vypuskov) опубликовано сообщение о возможном установлении публичного сервитута в городском округе Серпухов (стр. 8 №31 (21401) от 18.08.2023 издания Серпуховские вести) на принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым <номер>.

17.10.2023 Скоропуповым Ю.Н. в адрес Администрации г.о.Серпухов повторно сообщено о нарушении последней требований Административного регламента при установлении публичного сервитута. Однако 17.10.2023 Администрацией в адрес истца направлено Постановление Администрации городского округа Серпухов Московской области № 5970-П от 15.09.2023 «Об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7. Земельного кодекса Российской Федерации в отношении части земельного участка площадью 2940 кв.м, расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей («Газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково»), в пользу АО «Мособлгаз».

Оспариваемое постановление административный истец считает незаконным, нарушающим его права как собственника земельного участка, предусмотренные п. 10 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Административный истец о предполагаемом установлении сервитута на информационном стенде уведомлен не был.

В судебное заседание административный истец Скоропупов Ю.Н. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, его интересы представлял Скоропупов М.Ю., который поддержал заявленные требования в полном объеме просил административный иск удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно указал, что установление публичного сервитута невозможно, если это затрудняет использование земельного участка по назначению. При прокладке газопровода будет установлена охранная зона, в связи с чем, административный истец не сможет высаживать на принадлежащем ему земельном участке деревья с мощной корневой системой, такие как сосны и т.п.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области, заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов по доверенности Борзикова В.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д. 85-89), дополнительно указала, что АО «Мосооблгаз» обратилось за предоставлением услуги для установления публичного сервитута в д. Паниково для строительства газопровода по единственно возможному маршруту, с предоставлением выписки из ЕГРН. Администрацией г.о.Серпухов соблюдена процедура предоставления услуги, сообщение о возможном установлении публичного сервитута опубликовано 16.08.2023 в общедоступных источниках: на сайте Администрации городского округа Серпухов Московской области, в официальном источнике средств массовой информации - газете «Серпуховские Вести» (№31 (21401) от 18.08.2023). Поскольку в течение 5 рабочих дней возражений относительно установления публичного сервитута от заинтересованных лиц в установленные сроки не поступило, Администрация приняла решение об удовлетворении заявления АО «Мособлгаз» с вынесением Постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области № 5970-П от 15.09.2023 «Об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7. Земельного кодекса Российской Федерации в отношении части земельного участка площадью 2940 кв.м, расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей («Газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково»), в пользу АО «Мособлгаз», направленное в Росреестр для внесения изменений в ЕГРН, а также правообладателю, в АО «Мособлгаз», с размещением на сайте Администрации. Устав Администрации г.о. Серпухов не содержит такого источника информирования граждан, как извещение на информационных стендах. Таким образом, размещение сообщений о возможном установлении публичного сервитута на информационных стендах нормативными актами муниципального образования не предусмотрено, поскольку имеется два источника опубликования – официальный сайт Администрации и газета «Серпуховские вести». В настоящее время Администрация не должна направлять в адрес правообладателя земельного участка данную информацию, поскольку п.п.2 и 3 ст. 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающий Администрацию направлять копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято о решение об установлении публичного сервитута утратило силу с 01.09.2022 в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №284-ФЗ. Оспариваемое Постановление об установлении публичного сервитута от 15.09.2023 № 5970-П издано с соблюдением норм действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца Скоропупова Ю.Н., поскольку сервитут не препятствует владению, пользованию, распоряжению участком. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок. Согласно акту осмотра земельного участка административного истца, участок используется не по назначению как дорога, в пределах массива земельных участков, где информационных щитов не имеется. Информационные щиты могут быть установлены по заявлениям граждан, однако подобных заявлений не поступало.

Представитель заинтересованного лица АО «Мособлгаз» по доверенности Ивкина М.С. в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражения (л.д.218-223), согласно которым в целях выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства д.Паниково к сети газораспределения, в соответствии с пп. 52, 72 Правил подключения, АО «Мособлгаз» обратилось в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым <номер> в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения. Ходатайство оформлено в соответствии с требованиями ст.39.41 Земельного кодекса Российской Федерации и содержало все сведения и прилагаемые к нему документы, необходимые для установления публичного сервитута с указанием цели установления публичного сервитута. Администрацией г.о. Серпухов Московской области в соответствии со ст. 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации проведены мероприятия по выявлению правообладателей земельных участков и обеспечено опубликование извещения о возможном установлении публичного сервитута в целях размещения газопровода среднего давления на земельном участке с кадастровым <номер> Осуществлена публикация в периодическом печатном издании - муниципальной газете г.о.Серпухов «Серпуховские Вести», а также размещена на официальном сайте Администрации на сайте www/serpuhov.ru.

Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15.09.2023 № 5970-П об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу (местоположение): Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково, в пользу АО «Мособлгаз» (ИНН 5032292612, ОГРН 1175024034734) в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей («Газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по адресу: Московская область, г.о.Серпухов, д.Паниково») установлен публичный сервитут на срок 588 месяцев в отношении части земельного участка площадью 2940 кв.м с кадастровым <номер>, принадлежащего Скоропупову Ю.Н. Сведения о публичном сервитуте внесены в Единый государственный реестр недвижимости (номер регистрации <номер> от 09.10.2023). В соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации АО «Мособлгаз» 16.11.2023 с сопроводительным письмом от 03.11.2022 № 8119/Ю/01 направило в адрес Скоропупова Ю.Н. соглашение об осуществлении публичного сервитута, однако последний соглашение не подписал. Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком. Постановление администрации г.о.Серпухов об установлении публичного сервитута от 15.09.2023 № 5970-П было издано с соблюдением норм действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца Скоропупова Ю.Н.

Исходя из положений ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о рассмотрении дела надлежащим образом.

Разрешая заявленные административным истцом требования, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, оценив в совокупности представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены иди оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, для признания незаконным решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, административный истец Скоропупов Ю.Н. является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадью 12699 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д.Паниково (т.1 л.д.15, 65-66).

В период 2022 года между АО «Мособлгаз» и гражданами А., Б., В., Г., Д., Ё., Ж., З., И., Е. заключены следующие договоры о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации:

- договор от 12.05.2022 <номер>-Д09850-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, дополнительное соглашение к договору от 28.04.2023, технические условия к договору <номер> (т.1 л.д. 229-233);

- договор от 07.04.2022 <номер>-Д06266-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, дополнительные соглашения к договору от 06.07.2023, от 10.07.2023, технические условия к договору <номер> (т.1 л.д. 234-239);

- договор от 19.08.2022 <номер>-Д23226-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, дополнительное соглашение к договору от 21.06.2023, технические условия к договору №Д23226-237-Д/1 (т.1 л.д. 240-243);

- договор от 09.11.2022 <номер>-Д26328-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, дополнительное соглашение к договору, технические условия к договору №Д26328-316-Д/6 (т.1 л.д. 244-247);

- договор от 28.12.2022 <номер>-Д27269-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, технические условия к договору №Д27269-377Д/12 (т.1 л.д. 249-251);

- договор от 06.06.2023 <номер>-Д03821-23 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, технические условия к договору №Д03821-113-Д/6 (т.1 л.д. 252-255);

- договор от 22.05.2022 <номер>Д16746-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, дополнительное соглашение к договору от 18.08.2023, технические условия к договору №Д16746-136-Д/104 (т.1 л.д. 256-260);

- договор от 31.08.2022 <номер>-Д23336-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, дополнительное соглашение к договору от 20.02.2023, технические условия к договору №Д3336 (т.1 л.д. 261-264);

- договор от 11.05.2022 <номер>-Д09584-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, дополнительное соглашение к договору от 13.06.2023, технические условия к договору №Д09584-127-Д/63(т.1 л.д. 265-268);

- договор от 01.04.2022 <номер>-Д05302-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капительного строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, дополнительное соглашение к договору от 14.10.2023 (т.1 л.д. 269-272);

16.08.2023 АО «Мособлгаз» направило в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с ходатайство об установлении публичного сервитута на 49 лет в отношении части земельного участка с кадастровым <номер> для строительства линейных объектов системы газоснабжения «Газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково (т.1 л.д.127). Из указанного ходатайства следует, что обоснованием необходимости установления публичного сервитута: строительство газопровода предусматривается по единственно возможному коридору в целях исполнения программы Правительства Московской области «Развитие газификации Московской области до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20 декабря 2004 года №778/50 и технических условий №3210 от 07.07.2023. В этой связи проектируемый газопровод среднего давления предусматривается проложить через части земельных участков с кадастровым <номер> (т.1 л.д.105-107). Возражений относительно указанного заявления не поступило.

Извещение о возможном установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым <номер> на основании вышеуказанного обращения АО «Мособлгаз» опубликовано в периодическом печатном издании - муниципальной газете городского округа Серпухов «Серпуховские Вести» №31 от 18.08.2023 (т. 1 л.д.120), а также 16.08.2023 размещена на официальном сайте Администрации г.о.Серпухов Московской области: www/serpuhov.ru (т. 1 л.д.121).

Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15.09.2023 № 5970-П об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении части земельного участка площадью 2940 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей («Газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково») установлен публичный сервитут сроком на 49 (сорок девять) лет в отношении части земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 2940 кв.м, с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения», расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», по адресу (местоположение): Московская область, Серпуховский район, в районе д. Паниково, в пользу АО «Мособлгаз» (ИНН 5032292612, ОГРН 1175024034734), в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей («Газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково») (т. 1 л.д.43-45), с размещением информации на официальном сайте Администрации г.о.Серпухов Московской области: www/serpuhov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (т.1. л.д.94).

Сведения о публичном сервитуте внесены в Единый государственный реестр недвижимости (номер регистрации <номер> от 09.10.2023).

16.11.2023 АО «Мособлгаз» с сопроводительным письмом от 03.11.2022 № 8119/Ю/01 в адрес Скоропупова Ю.Н. направило соглашение об осуществлении публичного сервитута, однако последний соглашение не подписал.

Согласно акту осмотра земельного участка с кадастровым <номер> площадью 12699 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д. Паниково от 23.01.2024, а также представленными фотоматериалами следует, что земельный участок с кадастровым <номер> в соответствии установленным видом разрешенного использования не используется, фактически является проездом/проходом к существующим земельным участкам, ограждения не имеет, доступ на участок осуществляется посредством земель общего пользования. В границах земельного участка с кадастровым <номер>, а также на землях, граничащих с данным земельным участком, информационный щит отсутствует (т.2 л.д.5-10).

Согласно п. 2 ст. 50 Устава городского округа Серпухов Московской области, принятого решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 05.03.2018 №384/48 следует, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области». Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в печатном средстве массовой информации, с которым в соответствии с требованиями действующего законодательства заключен муниципальный контракт на официальное опубликование муниципальных правовых актов. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать официальный сайт администрации городского округа с доменным именем сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет serpuhov.ru (регистрация в качестве сетевого издания: серия Эл N ФС77-77428 от 17.12.2019), муниципальные правовые акты и соглашения дополнительно могут размещаться на официальном портале Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания: эл. N ФС77-72471 от 05.03.2018).

Согласно п.1 ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (п.2 указанной статьи).

Согласно п.3 указанной статьи к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.

Подпунктом 8 п.4 названной статьи определено, что публичный сервитут может быть установлен в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установление публичного сервитута в отдельных целях регламентировано главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно п.1 ст.39.37 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации закреплена императивная норма, предусматривающая исключительный порядок установления публичного сервитута в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, если указанные объекты необходимы для организации газоснабжения и подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу п.3 указанной статьи установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.39.39 названного Кодекса публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Пунктом 2 ст.39.41 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения;

4) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

5) проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 статьи подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

6) договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

В силу п.3 указанной статьи обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должно также содержать:

1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса;

2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 настоящего Кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

Согласно п.5 указанной статьи к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются:

1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

2) соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения;

3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.

Границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 ст.39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон (пункт 6 указанной статьи).

В силу п.1 ст.39.44 Земельного кодекса Российской Федерации в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если, среди прочего:

- в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41 настоящего Кодекса, или содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса;

- не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 настоящего Кодекса;

- границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

- публичный сервитут испрашивается в целях реконструкции инженерного сооружения, которое предполагалось перенести в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, и принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.1 ст.39.43 Земельного кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении. Решение должно содержать информацию, предусмотренную частью 4 указанной статьи.

Кроме того, согласно п.5 указанной статьи решением об установлении публичного сервитута должны быть утверждены границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 № 680-О-О отмечено, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. При этом лицо, которому, как оно полагает, создаются препятствия в реализации установленного публичного сервитута, вправе защищать свои интересы способами, предусмотренными законом.

По смыслу приведенных норм публичный сервитут устанавливается уполномоченным органом, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление — публичного сервитута обусловлено не интересами конкретного правообладателя земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями).

Обязанность уполномоченного органа принять акт об установлении публичного сервитута обусловлена исключительно необходимостью обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, то есть публичного интереса, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Согласно п. 3 - 8 ст. 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает извещение правообладателей земельных участков путем опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории); размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования;

В соответствии с ч.7 ст.39.43 Земельного кодекса Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:

- разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечить опубликование указанного решения (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки и (или) земли, в отношении которых установлен публичный сервитут, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;

- направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с п. 1 или 8 ст. 39.42 настоящего Кодекса, с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным соответственно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и в заявлениях об учете прав (обременений прав) на земельные участки. Если указанные правообладатели сообщили адрес для связи в виде электронной почты, им также отправляется копия решения об установлении публичного сервитута в электронной форме.

В соответствии со ст.8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Статья 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывает, что в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Постановление Администрации городского округа Серпухов Московской области №5970-П от 15.09.2023 «Об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении части земельного участка площадью 2940 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей («Газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по адресу: Московская область, г.о.Серпухов, д.Паниково») отвечает требованиям ст.39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, принято в соответствии с законом, в пределах компетенции Администрации городского округа Серпухов Московской области. Порядок уведомления административного истца о возможном установлении сервитута произведено в установленном законом порядке. Сообщение о возможном установлении публичного сервитута со сведениями о земельном участке, в отношении которого заявлено ходатайство об установлении публичного сервитута и описанием местоположения границ публичного сервитута размещалось на официальном сайте Администрации городского округа Серпухова Московской области, а также в официальном источнике средств массовой информации - газете «Серпуховские Вести» (№31 (21401) от 18.08.2023), в подтверждение чего были представлены скриншоты страниц интернет-сайта и копия газеты. Также суд учитывает, что Устав городского округа Серпухов Московской области не предусматривает наличия информационных щитов, как официальных источников публикации правовых актов, а Программа социальной газификации Московской области является важным и приоритетным направлением, улучшающим жизнь населения Московской области, Постановление об установлении публичного сервитута от 15.09.2023 № 5970-П не нарушает права и законные интересы административного истца Скоропупова Ю.Н. как собственника земельного участка.

Доводы административного истца относительно допущенных административным ответчиком нарушений, в части не направления в его адрес в установленный срок копии решения об установлении публичного сервитута, судом не принимаются.

Распоряжением Минмособлимущества от 12.11.2020 №15ВР-1506 утвержден Административный регламент «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Установление публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации».

Редакция указанного Административного регламента, действовавшая до 10.02.2023 содержала пункт 17.3, предусматривающий обязанность уполномоченного должностного лица Администрации в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.

Распоряжением Минмособлимущества от 31.01.2023 №15ВР-107 п.17.3 подраздела "17. Способы получения Заявителем результатов предоставления Государственной услуги" признан утратившим силу.

Подпункт 3 п.7 ст.39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривавший аналогичную обязанность органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, утратил силу с 01.09.2022 на основании Федерального закона от 14.07.2022 №284-ФЗ.

Таким образом, на момент издания Администрацией г.о.Серпухов Московской области оспариваемого Постановления от 15.09.2023 №5970-П, у административного ответчика отсутствовала обязанность направления копии данного решения в адрес административного истца, как правообладателя земельного участка, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута.

При принятии решения по настоящему административному делу суд также учитывает и то, что Главой V.7. «Установление публичного сервитута в отдельных целях» Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено каких-либо согласований с правообладателями земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, оспариваемые решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

При принятии решения по настоящему делу суд учитывает, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов лица, обратившегося в суд с административным иском. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий административный иск не подлежит удовлетворению.

Исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление от 15.09.2023 №5970-П издано Администрацией г.о.Серпухов Московской области в пределах ее компетенции и в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения, а соответственно и возложения на административного ответчика обязанности совершить действия по восстановлению нарушенного права истца при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Скоропупова Юрия Николаевича об отмене постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области №5970-П от 15.09.2023 «Об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении части земельного участка площадью 2940 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей («Газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по адресу: Московская область, г.о.Серпухов, д.Паниково») – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.Ю.Мусатова

Мотивированное решение изготовлено 01.03.02.2024.