ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5159/2021 от 10.02.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-588/2022

55RS0007-01-2021-009105-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Омска о признании незаконными действий по вырубке деревьев, о прекращении незаконных действий,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Омска о признании незаконными действия по вырубке деревьев, прекращении незаконных действий.

В обоснование заявленных требований указано, что решением топонимической комиссии города Омска № 92 от 28.06.2021 было поддержано предложение департамента культуры Администрации г. Омска об установке стелы о присвоении городу Омску звания «Город трудовой доблести» на территории, расположенной в границах муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ». Постановлением Омского городского Совета от 14.07.2021 № 1150 было решено установить стелу «Город трудовой доблести» на территории муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ» в Октябрьском АО г. Омска.

ФИО1 стало известно о том, что в целях организации работ по установке стелы на заседании комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске ДД.ММ.ГГГГ согласованы работы по сносу трех деревьев, в том числе 2-х тополей, 1 аварийной рябины, пересадке одной рябины, а так же пересадке 6-ти кустарников барбариса. Работы по сносу 39 деревьев на указанной территории проведены согласно полученному разрешению от 07.09.2021 № 232.

В целях реализации названного решения между Администрацией г. Омска и Общероссийской общественно-государственной организацией «Российское военно-историческое общество» было заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности. При этом в силу п. 1.5 данного соглашения администрация обязалась обеспечить проведение общестроительных и благоустроительных работ, создание оснований стелы и пилонов, прокладку необходимых сетей.

Считая действия административного ответчика незаконными, ссылаясь на положения ст. 9, ч. 1 ст. 42 и ст. 58 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 218 КАС РФ, административный истец просит суд признать незаконными действия Администрации г. Омска по вырубке деревьев в «Парке культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ» в Октябрьском АО г. Омска; обязать Администрацию г. Омска прекратить действия по вырубке деревьев в «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ» в Октябрьском АО г. Омска.

Впоследствии административным истцом направлено в суд письменное ходатайство об уточнении исковых требований, в котором он просил принять уточненные исковые требования в следующей редакции: признать незаконными действия Администрации г. Омска по вырубке 39 деревьев на территории, расположенной в границах муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ»; обязать Администрацию г. Омска прекратить действия по вырубке деревьев на территории, расположенной в границах муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ». В указанной части ходатайство административного истца удовлетворено, уточненные исковые требования приняты к производству суда.

Кроме того, административный истец просил признать незаконным действия Администрации г. Омска по установке стелы о присвоении городу Омску звания «Город трудовой доблести» на территории, расположенной в границах муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ»; обязать Администрацию г. Омска прекратить действия по установке стелы о присвоении городу Омску звания «город трудовой доблести» на территории, расположенной в границах муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ».

Применительно к положениям ст. 46 КАС РФ в удовлетворении заявленного административным истцом ходатайства в указанной части принятия было отказано с разъяснением права на самостоятельное обращение с данными требованиями с изложением доводов в их обоснование, оформлением в порядке ст. 125 КАС РФ и приложением соответствующих документов в соответствии с требованиями ст. 126 КАС РФ.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент культуры Администрации г. Омска, БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», департамент городского хозяйства и благоустройства Администрации г. Омска.

В судебном заседании административный истец ФИО1 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, телефонограммой оформлено его ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, ходатайство об уточнении заявленных требований поддержал. Ранее при участии в судебном заседании настаивал на незаконности действий Администрации г. Омска, нарушение его экологических прав, как жителя города Омска. Указал на нарушение процедуры принятия решения о вырубке деревьев в парке, не проведение общественных слушаний.

Представитель административного ответчика Администрации г. Омска ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, настаивал на законности действий комиссии, отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе с учетом представленных уточнений, отсутствии доказательств нарушения прав административного истца.

Заинтересованные лица департамент культуры Администрации г. Омска, БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», департамент городского хозяйства и благоустройства Администрации г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителей не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, мнения представителя административного ответчика, судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, <адрес>.

Административный истец обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о рассмотрении вопроса о несогласии с вырубкой деревьев для установки стелы «Город трудовой доблести», организации парковки в парке им. 30 ВЛКСМ, а также о правомерности строительства указанного объекта на территории парка им. 30-летия ВЛКСМ и предоставлении разрешительной документации.

По результатам рассмотрения данного заявления ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца Администрацией г. Омска направлен ответ № ОГ-АГ/16-03-02-15718, 16281, в котором указано, что в целях организации работ по установке стелы на заседании комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлении зеленых насаждений в городе Омске ДД.ММ.ГГГГ согласованы работы по сносу трех деревьев, в том числе двух тополей, одной аварийной рябины, пересадке одной рябины, а также пересадке шести кустарников барбариса. Работы по сносу 39 деревьев на указанной территории проведены согласно полученному решению от 07.09.2021 № 232. Иные зеленые насаждения к сносу не предусмотрены. Также указано, что при благоустройстве вышеуказанной территории бюджетным учреждением запланированы работы по высадке елей. Парковка на выделенной территории для сооружения стелы проектом не предусмотрена и не планируется. Парковочная зона организована на противоположной стороне улицы Лизы Чайкиной вблизи здания 1 по указанной улице. Общестроительные работы ведутся на основании следующих документов (копии прилагаются): Решения топономической комиссии города Омска от 28.06.2021 № 92, Постановления Омского городского Совета от 14.07.2021 № 1150 «Об установке стелы «Город трудовой доблести» в Октябрьском административном округе города Омска», Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности между Общероссийской общественно-государственной организацией Российское военно-историческое общество» и Администрацией г. Омска от 28.07.2021 № С-16-21.

Кроме того, на обращение ФИО1 по вопросу о сносе деревьев вблизи МП ПКиО им. 30-летия ВЛКСМ, поступившее в прокуратуру г. Омска, департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска в департамент культуры Администрации г. Омска 20.12.2021 направлено письмо № ВнОГ-ДГХ/5945, в котором указано, что согласно постановлению Администрации г. Омска от 10.08.2010 № 683-п «О некоторых вопросах, связанных с содержанием зеленых насаждений на территории г. Омска» работы по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений проводятся ответственными лицами по согласованию с комиссией Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом Администрации г. Омска. В состав комиссии входят депутаты Омского городского Совета, представители структурных подразделений Администрации г. Омска, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет им. ФИО5», председатель Омского регионального отделения Российской экологической партии «Зеленые», а также кандидат биологических наук и заслуженный лесовод Российской Федерации. На заседании комиссии 31.08.2021 рассмотрено обращение бюджетного учреждения города Омска «Управления дорожного хозяйства и благоустройства», согласованы работы по сносу 39 деревьев в связи с обустройством парковки вблизи остановки общественного транспорта «Лизы Чайкиной», расположенной вблизи административного здания 1 по улице Лизы Чайкиной и выдано решение от 07.09.2021 № 232.

Вместе с тем, полагая незаконными действия административного ответчика по вырубке деревьев на указанной территории, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями.

Оценивая представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ закрепляют основные принципы охраны окружающей среды, в соответствии с которыми хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В целях упорядочения решения текущих вопросов по сносу, обрезке и пересадке зеленых насаждений и обеспечения контроля за их сохранностью, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Лесным кодексом Российской Федерации, Уставом города Омска, Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска», Постановлением Администрации г. Омска от 10.08.2010 № 683-п «О некоторых вопросах, связанных с содержанием зеленых насаждений на территории города Омска» создана комиссия Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске (далее - комиссия) и утвержден ее состав, положение о комиссии, порядок рассмотрения обращений и принятия решений о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, а также на придомовых территориях многоэтажной застройки и в секторе индивидуальной жилой застройки.

В состав комиссии входят депутаты Омского городского Совета, представители структурных подразделений Администрации города Омска. федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный им. П.А. Столыпина», председатель Омского регионального отделения Российской экологической партии «Зеленые», а также кандидат биологических наук и заслуженный лесовод Российской Федерации.

В соответствии с Положением о комиссии Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске (далее - комиссия), комиссия является коллегиальным органом и создается в целях обеспечения сохранности зеленых насаждений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, прокладку коммуникаций, строительство капитальных объектов, размещение некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов на территории города Омска, и решения вопросов по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений (п. 1).

Основной формой работы комиссии является заседание, которое проводится не реже одного раза в месяц (п. 3).

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии путем открытого голосования. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии (п. 9).

Информация о времени, месте и дате проведения очередного заседания комиссии размещается на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет» за 10 рабочих дней до даты проведения заседания комиссии (п. 10).

Согласно п. 2 Порядка рассмотрения обращений и принятия решений о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, Комиссия осуществляет рассмотрение обращений и принимает решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов (далее - решение), на основании представленных документов, к которым в том числе отнесены: письменного обращения от физических и юридических лиц (пп. 1); акта обследования территории, составленного членом комиссии в присутствии представителя заявителя (пп. 2); плана-схемы места размещения объекта или производства работ (пп. 3), а также иные документы, обуславливающие необходимость производства указанных работ.

В соответствии с п. 3 Порядка, для получения решения о сносе зеленых насаждений заявитель обращается в комиссию и предоставляет документы, предусмотренные подпунктами 1 - 7 пункта 2 настоящего Порядка.

В целях подтверждения обстоятельств, обосновывающих необходимость производства работ по сносу зеленых насаждений, заявитель вправе представить дополнительные документы, подтверждающие наличие указанных обстоятельств.

Решение комиссии и протокол заседания комиссии оформляются и регистрируются в течение пяти рабочих дней после проведения заседания комиссии.

Согласно п. 6 Порядка решение комиссии оформляется на имя заявителя отдельным документом на бланке комиссии в двух экземплярах.

В тексте решения комиссии указываются: адрес и наименование объекта, объем и условия выполнения работ по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений, объем выполненного компенсационного озеленения или размер внесенной восстановительной стоимости.

Решение комиссии считается действующим в течение одного календарного года с даты его регистрации.

Согласно Постановлению Администрации города Омска от 10.08.2010 № 683-п «О некоторых вопросах, связанных с содержанием зеленых насаждений на территории города Омска» работы по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений проводятся ответственными лицами по согласованию с комиссией Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске.

Согласно п. 3 ст. 117 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» создание, снос, обрезка, пересадка деревьев и кустарников производится на территориях общего пользования - бюджетным учреждением города Омска в сфере благоустройства.

Снос, обрезка и восстановление деревьев и кустарников выполняются лицами, указанными в статье 117 настоящего Решения, при наличии решения о сносе, обрезке и восстановлении зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций. Строительства капитальных объектов, размещения некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов, принимаемого комиссией Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации города Омска.

При этом Компенсационное озеленение не выполняется при сносе деревьев и кустарников при производстве работ, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 7 ст. 120 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45).

В соответствии с представленными материалами рассмотрения вопросов по вырубке деревьев, как заявлено административным истцом на территории, расположенной в границах муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ», согласно акту обследования территории ул. Л. Чайкиной (вблизи ООТ «Лизы Чайкиной» (обустройство парковки) от 16.08.2021, установлена необходимость сноса 32 тополей и 7 кленов, приложена схема.

На сайте Администрации г. Омска размещена информация о проведении заседания комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске, согласно которой в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 10.08.2010 № 683-п «О некоторых вопросах, связанных с содержанием зеленых насаждений на территории г. Омска» 26.08.2021 в 11:00 состоится заседание комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, конференц-зал Администрации г. Омска. Обращение физических и юридических лиц о согласовании работ по сносу, обрезке или пересадке зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, установки принимаются до 18.08.2021 (включительно) по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корпус 1, кабинет 430, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.

Впоследствии заседание комиссии было перенесено на 31.08.2021 в 11:00, о чем также была размещена информация.

31.09.2021 на заседании комиссии Администрации города Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации города Омска принято решение, рассмотрены вопросы, в том числе по обращению бюджетного учреждения города Омска «управления дорожного хозяйства и благоустройства» о согласовании работ по сносу и обрезке зеленых насаждений на объектах общего пользования, находящихся на содержании, а также по обращениям граждан города Омска, поступившим в структурные подразделения Администрации г. Омска, в рамках муниципального задания и иной финансовой деятельности: на территории Октябрьского административного округа г. Омска: снос 32 тополей и 7 кленов, 120 кв.м. порослевого возобновления в связи с обустройством парковки вблизи остановки общественного транспорта «Лизы Чайкиной». По результатам рассмотрения комиссией большинством голосов принято решение о согласовании (п. 9 протокола № 9).

На основании решения протокола заседания комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске от 31.08.2021 и актов обследования территории комиссией Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске 07.09.2021 принято решение № 232 о возможности проведения на территории Октябрьского административного округа г. Омска на объектах общего пользования, находящихся на содержании, а также по обращениям граждан города Омска, поступившим в структурные подразделения Администрации г. Омска, в рамках муниципального задания и иной предпринимательской деятельности, приносящей доход, работы, в том числе снос 39 деревьев, в том числе 32 тополей и 7 кленов, 120 кв.м. порослевого возобновления в связи с обустройством парковки вблизи остановки общественного транспорта «Лизы Чайкиной». Помимо указания на необходимость соблюдения требований и правил к данным видам работ. Указано на необходимость до начала производства работ установить информационный щит, содержащего информацию о заказчике работ, контактном телефоне ответственного лица, количестве и породном составе деревьев, подлежащих сносу и обрезке, сроке выполнения данных работ.

Также, 06.10.2021 заместителем директора по зеленому хозяйству председателю комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске направлено заявление о рассмотрении вопроса о проведении работ по обрезке и сносу аварийных деревьев, произрастающих на территории Кировского, Центрального, Советского, октябрьского, Ленинского административных округов города Омска, в целях обеспечения безопасности жизнеобеспечения граждан.

Кроме того, Согласно решению топонимической комиссии города Омска № 92 от 28.06.2021 поддержано предложение департамента культуры Администрации города Омска об установке стелы о присвоении городу Омску звания «Город трудовой доблести» на территории, расположенной в границах муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ».

Постановлением Омского городского совета от 14.07.2021 № 1150 «Об установке стелы «Город трудовой доблести» в Октябрьском административном округе города Омска» постановлено установить стелу «Город трудовой доблести» в Октябрьском административном округе города Омска» согласно приложению.

При этом, как следует из представленных документов с 10.08.2020 по 31.08.2020 проходило интернет-голосование в двух форматах: онлайн и офлайн, за место установки стелы «Город трудовой доблести». 07.09.2020 на брифинге в Администрации г. Омска подведены итоги указанного голосования. Также указано на проведение конкурса на единое художественное исполнение стелы, который продлится до 20 декабря. Также обращено внимание на то, что финансирование и установки стелы будет осуществляться из различных источников от федерального до городского бюджетов.

28.07.2021 между Общероссийской общественно-государственной организацией «Российское военно-историческое общество» и Администрацией г. Омска заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности № С-16-21 на создание в г. Омске мемориального сооружения – стелы «Город трудовой доблести». По условиям настоящего соглашения Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество» обязуется разработать архитектурно-художественный дизайн-проект создаваемого мемориального сооружения. Кроме того, обеспечивает изготовление части художественных элементов мемориального сооружения (декоративных панелей со стилизированными изображениями, разработанными на основании представленных Администрацией г. Омска фотоматериалов и разработанного дизайн-проекта, таблички с текстом указа Президента Российской Федерации и герба города Омска), их доставку и монтаж на подготовленные несущие каркасы. Администрация обеспечивает проведение общестроительных и благоустроительных работ, создание оснований стелы и пилонов, прокладку необходимых инженерных сетей. Также определено, что создание мемориального сооружения Стороны осуществляют в срок до 10.12.2021.

Согласно акту обследования территории установки стелы «Город трудовой доблести» от 04.10.2021, выявлена необходимость сноса двух тополей пирамидальных и 1 аварийной рябины, пересадке подлежали одна рябина обыкновенная и 6 кустов барбариса.

На сайте Администрации г. Омска размещена информация о проведении заседания комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске, согласно которой в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 10.08.2010 № 683-п «О некоторых вопросах, связанных с содержанием зеленых насаждений на территории г. Омска» 14.10.2021 в 11:00 состоится заседание комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. Омске по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, конференц-зал Администрации г. Омска. Обращение физических и юридических лиц о согласовании работ по сносу, обрезке или пересадке зеленых насаждений, попадающих в зону строительства, реконструкции, прокладки коммуникаций, установки принимаются до 07.10.2021 (включительно) по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корпус 1, кабинет 430, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.

14.10.2021 на заседании комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске в соответствии с правовым актом Администрации города Омска принято решение рассмотрены вопросы, в том числе по обращению бюджетного учреждения города Омска «управления дорожного хозяйства и благоустройства» о согласовании работ по сносу и обрезке зеленых насаждений на объектах общего пользования, находящихся на содержании, а также по обращениям граждан города Омска, поступившим в структурные подразделения Администрации г. Омска, в рамках муниципального задания и иной финансовой деятельности: на территории Октябрьского административного округа г. Омска: снос трех деревьев, в том числе двух тополей, 1 аварийной рябины, пересадка 1 рябины и 6 кустарников барбариса, попадающих в зону благоустроительных работ на территории вблизи стелы «Город трудовой доблести». По результатам рассмотрения комиссией принято единогласное решение о согласовании с рекомендациями о соблюдении требований и правил к осуществлению указанных работ (п. 14 протокола № 11).

На основании решения протокола заседания комиссии Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске от 14.10.2021 и актов обследования территории комиссией Администрации г. Омска по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в городе Омске 20.10.2021 принято решение № 269 о возможности проведения на территории Октябрьского административного округа г. Омска на объектах общего пользования, находящихся на содержании, а также по обращениям граждан города Омска, поступившим в структурные подразделения Администрации г. Омска, в рамках муниципального задания и иной предпринимательской деятельности, приносящей доход, работы, в том числе снос трех деревьев, в том числе двух тополей, 1 аварийной рябины, пересадка 1 рябины и 6 кустарников барбариса, попадающих в зону благоустроительных работ на территории вблизи стелы «Город трудовой доблести». Помимо указания на необходимость соблюдения требований и правил к данным видам работ. Указано на необходимость до начала производства работ установить информационный щит, содержащего информацию о заказчике работ, контактном телефоне ответственного лица, количестве и породном составе деревьев, подлежащих сносу и обрезке, сроке выполнения данных работ.

Применительно к изложенному, процедура принятия решений о сносе и пересадке деревьев на указанной территории административным ответчиком соблюдена. Представлено обоснование принятых решений, необходимость проведения работ по сносу и пересадке деревьев. Доказательств обратному в материалах дела не имеется.

В приведенной связи, отсутствуют основания для возложения на административного ответчика какой-либо обязанности, в том числе и указанной в требованиях административного истца о прекращении вырубки деревьев.

По сведениям представителя административного ответчика работы по сносу и обрезке деревьев на указанной территории на основании приведенных решений завершены.

Указание административным истцом в обосновании заявленных требований на наличие у него конституционного права на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, не свидетельствует о том, что это право было нарушено, а равно и наличие доказательств ухудшения благоприятной окружающей среды и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Не осуществление компенсационной высадки деревьев применительно к требованиям, предусмотренным законодательством, не свидетельствует о факте причинения вреда окружающей среде. Также суд обращает внимание на то, что из состава деревьев, которые по мнению административного истца снесены незаконно, одно дерево было аварийным, а шесть кустарников были пересажены.

Кроме того, оценивая доводы представителя административного ответчика о пропуске истцом процессуального срока, суд полагает необходимым указать следующее.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец в ходе судебного заседания, а также в письменных отзывах на представленные письменные возражения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, настаивал на соблюдении им процессуального срока для обращения с заявленными требованиями, поскольку о фактах вырубки деревьев ему стало известно из представленного ответа на его обращения в Администрацию г. Омска и прокуратуру г. Омска.

Каких-либо иных обстоятельств уважительности причин пропуска административным истцом срока для предъявления заявленных требований в суд, отсутствие которых в силу положений ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, административным истцом не приведено.

При этом суд отмечает, что из пояснений административного истца следует, что, о сносе деревьев на территории, расположенной в границах муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ», административному истцу было известно на момент его обращений, информация о заседании комиссии была размещена своевременно.

Утверждение административного истца о допущенных нарушениях при принятии решений в части не проведения публичных слушаний, основано на неверном толковании норм права. При этом как следует из представленных документов голосование по решению вопроса о выборе места по установке стелы, а также информация по разрешению вопросов о сносе и пересадке деревьев на указанной территории была размещена. Доказательства того, что указанные решения были приняты без учета возражений административного истца, представлено не было.

Вместе с тем, пропуск срока для обращения в суд не может расцениваться в качестве единственного основания для отказа в иске, так как отказывая в удовлетворении административного искового заявления только по мотиву пропуска процессуального срока обращения в суд и не устанавливая иных обстоятельств, предусмотренных ч. 9 ст. 226 КАС РФ, не дав оценку по существу доводам административного истца относительно незаконности оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика, суд фактически отказывает административному истцу в защите нарушенного права без проверки законности оспариваемых действий (бездействия), что является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства.

Кроме того, как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст. 46 Конституции Российской Федерации ст.ст. 3 и 4, ст. 227 КАС РФ).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, соответственно, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

Принимая во внимание приведенные положения и установленные обстоятельства, заявленные требования ФИО1 к Администрации г. Омска о признании незаконными действий по вырубке 39 деревьев и трех деревьев, в том числе 2-х тополей, 1 аварийной рябины, пересадке одной рябины, а так же пересадке 6 кустарников барбариса на территории, расположенной в границах муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ», возложении обязанности прекратить данные действия, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации г. Омска о признании незаконными действий по вырубке 39 деревьев и трех деревьев, в том числе 2 тополей, 1 аварийной рябины, пересадке одной рябины, а так же пересадке 6 кустарников барбариса на территории, расположенной в границах муниципального предприятия города Омска «Парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ», возложении обязанности прекратить данные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2022 года.