Дело № 2а-515/2020
УИН: 52RS0053-01-2020-000801-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урень 23 декабря 2020 года
Уренский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сапожниковой С.В., при помощнике судьи Аксеновой Е.В., с участием представителя административного истца - ст.помощника прокурора Уренского района Нижегородской области Сазоновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Уренского района Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Уренского района обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Уренского муниципального района о понуждении к совершению действий, указывая, что прокуратурой Уренского района проведена проверка соблюдения законодательства при постановке на учет и дальнейшем принятии в собственность бесхозяйных объектов электроснабжения.
В рамках проверки установлено, что на территории Уренского муниципального района имеется один бесхозяйный объект электрохозяйства ЗТП-249 «А», расположенный по адресу: <...>.
Статьей 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что связано с землей, то есть, объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе и сооружения. Таким образом, объекты электросетевого хозяйства отвечают признакам недвижимого имущества.
Собственником указанных объектов могут быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физической или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие право владения, пользования и распоряжения указанных бесхозяйных объектов.
В ходе проверки установлено, что какие-либо правоустанавливающие документы на данный объект электрохозяйства недвижимости отсутствуют.
В 2017 году в адрес администрации Уренского муниципального района было вынесено представление, в котором было указано на наличие данного бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства. Однако никаких мер по объявлению вышеуказанного объекта электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом, а также его постановка на учет как бесхозяйного объекта, не принято.
В 2019 году в адрес администрации Уренского муниципального района было вынесено аналогичное представление, в ответе на которое указано, что ведется работа по постановке на кадастровый учет данного объекта электросетевого хозяйства.
Таким образом, непринятие мер по объявлению вышеуказанного объекта электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом, постановка на учет бесхозяйного объекта, его обращение в муниципальную собственность свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, прокурор Уренского района Нижегородской области просит признать бездействие администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений указанных в представлении, незаконным; обязать администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области признать объект электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом и обратиться в Росреестр о постановке на учет данного объекта бесхозяйным имуществом; установить административный срок исполнения решения суда.
Представитель административного истца – ст.помощник прокурора Уренского района Нижегородской области Сазонова Н.А. исковые требования поддержала по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, предоставив письменные возражения на административный иск.
Суд не признал явку сторон в судебное заседание обязательной и считает, что неявка в судебное заседание представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, находит возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Уренского района проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства: при постановке на учет и дальнейшем принятии в собственность бесхозяйных объектов электроснабжения.
В рамках проверки установлено, что на территории Уренского муниципального района имеется один бесхозяйный объект электрохозяйства ЗТП-249 «А», расположенный по адресу: <...>.
В то же время муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок действий должностных лиц органов местного самоуправления при выявлении, постановке на учет и последующем признании права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся бесхозяйными, не приняты.
Статьей 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что связано с землей, то есть, объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе и сооружения. Таким образом, объекты электросетевого хозяйства отвечают признакам недвижимого имущества.
Собственником указанных объектов могут быть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, физической или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие право владения, пользования и распоряжения указанных бесхозяйных объектов.
В ходе проверки установлено, что какие-либо правоустанавливающие документы на данный объект электрохозяйства недвижимости отсутствуют.
В силу ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, указанное в ч.2-4 настоящей статьи, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится:
- ведение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п.3 ч.1 ст.6 Устава Уренского муниципального района к вопросам местного значения Уренского муниципального района относится ведение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Уренского муниципального района.
В силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу положений ч.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В 2017 году в адрес администрации Уренского муниципального района было вынесено представление, в котором было указано на наличие данного бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства. Однако никаких мер по объявлению вышеуказанного объекта электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом, а также его постановка на учет как бесхозяйного объекта, не принято.
В 2019 году в адрес администрации Уренского муниципального района было вынесено аналогичное представление, в ответе на которое указано, что ведется работа по постановке на кадастровый учет данного объекта электросетевого хозяйства.
Таким образом, непринятие мер по объявлению вышеуказанного объекта электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом, постановка на учет бесхозяйного объекта, его обращение в муниципальную собственность свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления.
Прокурор, в данном случае обращается в суд в интересах Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Заявление также предъявлено в защиту интересов муниципального образования Уренского муниципального района Нижегородской области, заключающихся в обеспечении осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления данного муниципального образования своих полномочий надлежащим образом в строгом соответствии с законом.
При таких обстоятельствах суд считает, что административные требования прокурора Уренского района Нижегородской области о признании бездействия администрации Уренского муниципального района, Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений указанных в представлении, незаконным, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, судом установлено, что администрацией Уренского муниципального района Нижегородской области 05.11.2020 года посредством межведомственного взаимодействия через программу «ТехноКад-Муниципалитет» было направлено заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта в филиал ФГБУ «ФКП Рореестра по Нижегородской области». Согласно выписке из ЕГРН от 24.11.2020 года объект электрохозяйства ЗТП-249 «А», расположенный по адресу: <...> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 24.11.2020 года, номер регистрации права 52:05:0010003:227-52/145/2020-1У.
Таким образом, в настоящее время администрацией Уренского муниципального района Нижегородской области совершены действия по признанию объекта электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом и обращению в Росреестр о постановке на учет данного объекта как бесхозяйного имущества, в связи с чем, административные исковые требования прокурора об обязании совершить вышеуказанные действия удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Уренского района Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий – удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Уренского муниципального района, Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений указанных в представлении, незаконным.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Уренского района Нижегородской области к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области об обязании признать объект электросетевого хозяйства бесхозяйным имуществом и обратиться в Росреестр о постановке на учет данного объекта бесхозяйным имуществом – отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Уренский районный суд Нижегородской области.
Судья С.В. Сапожникова
Решение в окончательной форме принято 25 декабря 2020 года.
Судья С.В. Сапожникова