Дело № 2а-5212/2016 (марка обезличена)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(дата) Советский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Оськина И.С.,
при секретаре судебного заседания Ростовской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.Д.А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконными приостановления и отказ в государственной регистрации права собственности, и обязании повторного рассмотрения заявления,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконными приостановления об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании повторного рассмотрения заявления. В обоснование заявленных требований указал следующее.
К.Д.А., является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Г.Н.Новгород, ..., садоводческое товарищество «Энергетик», участок №..., с кадастровым номером №...
На вышеуказанном земельном участке расположен садовый дом, состоящий на кадастровом учете с адресом: ... с кадастровым номером №..., назначение: Нежилое здание.
В связи с тем, что вышеуказанный садовый дом находится в аварийном состоянии, истцом в 2014 году был выстроен новый дом, в котором намерен проживать.
К.С.Ю., в качестве моего представителя по доверенности, обратилась в Управление Росреестра по ... с заявлением от (дата)№... о регистрации права собственности на объект недвижимости Дом (назначение: жилой), расположенный по адресу: ..., который расположен в границах вышеуказанного земельного участка. К данному заявлению приложены Декларация об объекте недвижимого имущества от (дата) и Доверенность от (дата)№....
По результату рассмотрения указанных документов К.С.Ю. получила письменное уведомление о приостановлении государственной регистрации от (дата)№... по причинам, указанным в данном письме (далее - Письмо о приостановлении).
Впоследствии Управлением Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по ... в адрес К.С.Ю. направлено письменное сообщение об отказе в государственной регистрации от (дата)№... по причинам аналогичным указанным в Письме о приостановлении (далее - Письмо об отказе).
Вышеуказанные приостановление и отказ истец считает необоснованными и незаконными по следующим основаниям:
В Письмах о приостановлении и отказе искажена правовая норма, содержащаяся в абзаце 2 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от (дата) № 66-ФЗ (далее - Закон о садоводстве), а именно, перефразирована норма относительно права регистрации проживания в возведенном жилом строении. Государственный регистратор в Письме о приостановлении и Письме об отказе изложил иную редакцию нормы, которая гласит об отсутствии права проживания в жилом строении, исключив при этом слово «регистрации». Следовательно, из данной искаженной регистратором нормы, по его мнению, следуют и другие причины приостановления и отказа, основанные на иных законодательных актах - Жилищного кодекса, Гражданского кодекса.
Вместе с тем, согласно абзаца 2 ст. 1 Закона о садоводстве, садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
При этом, Постановлением Конституционного Суда РФ от (дата)№...-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами граждан" признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Иными словами, признано не соответствующим Конституции РФ именно ограничение права регистрации по месту жительства, но вышеуказанное Постановление суда не является основанием для нового толкования оспариваемого абзаца как ограничение граждан в праве проживания в доме, исключив из абзаца слово «регистрации».
В соответствии с ч. 1 ст. 25.3 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором пожен такой объект недвижимого имущества.
Согласно ч. 3 ст. 25.3 Закона о регистрации, документом, подтверждающим создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения садоводства земельном участке, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно Приказа Минэкономразвития РФ от (дата)№... "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества" в пункте 3 Декларации в графе «назначение объекта» указывается «жилое» в случае, если объектом недвижимости является дом, иное здание, предназначенные для постоянного проживания граждан.
При этом, все сведения об объекте недвижимого имущества (за исключением кадастрового номера земельного участка, на котором расположен объект недвижимости) определяются и вносятся заявителем в Декларацию самостоятельно, в том числе сведения о назначении объекта недвижимости.
Перечень документов, указанных в ст. 25.3 Закона о регистрации, необходимых для регистрации права собственности объекта недвижимости - Дом, созданном на предназначенном для ведения садоводства земельном участке, является исчерпывающим и истребование Регистрирующим органом у заявителя иных документов, не предусмотренных статьей 25.3 Закона о регистрации, не допускается в соответствии с п. 5 ст. 25.3 Закона о регистрации. В том числе, является незаконным истребование Государственным регистратором каких-либо дополнительных документов, подтверждающих факт признания дома пригодным (предназначенным) для постоянного проживания граждан.
Также, в Письме о приостановлении было указано об отсутствии в представленной доверенности полномочий К.С.Ю. на подписание Декларации об объекте недвижимого имущества.
Данный довод также считаю незаконным, так как в представленной доверенности указано право К.С.Ю. представлять мои интересы во всех государственных, муниципальных организациях и учреждениях, к том числе в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, «кадастра и картографии по ... по всем вопросам, связанным с регистрацией права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., для чего К.С.Ю. предоставлены полномочия зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества, подавать и получать необходимые заявления и документы, расписываться за К.Д.А. и выполнять все действия, связанные с данным поручением.
Данное положение доверенности соответствует статье 185 ГК РФ, и источает в себя право подписания документов от имени К.Д.А., связанных с государственной регистрацией прав, в том числе, и право подписания вышеуказанной декларации.
Также, в связи с тем, что от Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по ... истец получил отказ в реализации своего права, вынужден был направлять в данный орган жалобу с повторной просьбой об исполнении ими действий, в которой мне было отказано (копии жалобы и ответа прилагаются). Таким образом, неправомерными отказами в регистрации права, данный орган вынуждал осуществлять действия, которые по закону истец осуществлять не обязан. А именно добиваться своего права иными путями, в обход исполнения прямых обязанностей этого органа, установленных нормами законодательства. В связи с чем, Управлением Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по ..., мне был причинен моральный ущерб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, истец просит суд:
признать незаконными приостановление и отказ в государственной регистрации права собственности по заявлению от (дата)№....
Обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по ... осуществить государственную регистрацию права собственности за К.Д.А. на дом с назначением «жилой», с адресом: ..., который расположен на земельном участке с кадастровым номером №... на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 27.10.2015г., приложенной к заявлению о регистрации права собственности от (дата)№..., путем повторного рассмотрения данного заявления.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Г.Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала просила суд отказать в полном объеме.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося извещенного о времени и месте судебного заседания истца.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив административное исковое заявление, материалы административного дела, приходит к следующему.
Федеральным законом от (дата) №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» с (дата) введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и следует из материалов дела (дата)К.С.Ю., представитель по доверенности К.Д.А., обратились в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... с заявлением №... о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - дом, расположенный по адресу: ..., представив в качестве правоустанавливающего документа декларацию об объекте недвижимого имущества от (дата).
Согласно представленной декларации, данный дом имеет назначение - жилое.
(дата) по результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов органом было принято решение о приостановлении государственной регистрации на срок до (дата). При этом заявителю было предложено привести декларацию в соответствие с действующим законодательством.
Согласно п. 3 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности.
(дата) на основании заявления №... государственная регистрация была приостановлена на срок до (дата).
При этом, поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации прав устранены не были, (дата) государственным регистратором было принято решение об отказе в государственной регистрации.
Согласно ст. 13 ФЗ №122-ФЗ от (дата) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - ФЗ №122-ФЗ о регистрации) порядок проведения государственной регистрации включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию документов.
Правовая экспертиза - это изучение представленных для государственной регистрации документов с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода или ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором принимается решение о проведении государственной регистрации или о приостановлении (отказе) государственной регистрации.
Статьей 25.3 ФЗ №122-ФЗ о регистрации, установлен упрощенный порядок государственной регистрации прав на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство (например: летний дом, садовый дом, гараж, баня и т.д.).
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно материалам дела и представленным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... сведениям К.Д.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ... кадастровый №..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства.
Абзацем 2 ст. 1 ФЗ РФ от (дата) № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указано. что садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Согласно подп. 4 ч.1 ст. 19 указанного Федерального закона член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право в том числе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке
Форма декларации об объекте недвижимости утверждена Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от (дата)№....
При этом все сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, сведения о назначении объекта недвижимости определяются и вносятся заявителем в декларацию самостоятельно.
Как следует из письма Минэкономразвития Российской Федерации от (дата) № №... «О некоторых вопросах заполнения декларации об объекте недвижимого имущества» отметка в графе «жилое» проставляется только в случае, если объект недвижимости пригоден для постоянного проживания независимо от характера его фактического использования для соответствующих целей (то есть постоянно либо временно (в течение определенного сезона)).
В месте с этим в письме отражено, что при заполнении п. 3 «Назначение объекта» Декларации следует учитывать требования, которым должно отвечать жилое помещение, установленные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№....
В п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от (дата)№...-П, отражено, что исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки.
При этом, до принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В оспариваемом приостановлении указано, что «государственная регистрация права собственности на дом, созданный на садовом земельном участке, на основании декларации об объекте недвижимого имущества с указание в графе «назначение объекта» - «жилое» возможна в настоящее время только в случае признания объекта пригодным для постоянного проживания в установленном порядке…….».
Суд соглашается с доводами указанными в приостановлении в связи с чем не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Таким образом, приостановление государственной регистрации права собственности от 02.11.2015г. №... на объект недвижимости и отказ в государственной регистрации от 05.03.2016г. №... вынесены в рамках представленных полномочий и в соответствии с действующем законодательством.
Кроме этого суд, отклоняя довод истца об о незаконности указания о приостановлении государственной регистрации об отсутствии в представленной доверенности полномочий К.С.Ю. на подписание декларации об объекте недвижимого имущества, исходил из того, что указанный довод был предметом служебной проверки Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... по жалобе истца от 26.11.2015г.
По результатам служебной проверки оспариваемый довод признан регистрирующим органом неправомерным, и в соответствии с ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ, приказом Управления от 14.12.2015г. №...-В к государственному регистратору применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное п.2 ч.1 ст.57 указанного ФЗ «79-ФЗ.
В связи с этим мнению суда оспариваемый довод перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований К.Д.А. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконными приостановления и отказ в государственной регистрации права собственности, и обязании повторного рассмотрения заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья И.С. Оськин
(марка обезличена)
(марка обезличена)