Дело № г.Дзержинск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
при секретаре Пяшиной Е.А.,
с участием представителя административного истца - ФИО2 (по доверенности), представителя административного ответчика - ФИО4 (по доверенности), заинтересованного лица - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главы Администрации г.Дзержинска ФИО1 к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области» о признании незаконным и отмене предписания ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области» от 03.08.2016г. № по устранению нарушений требований обеспечения безопасности людей на водных объектах,
у с т а н о в и л:
Глава администрации г.Дзержинска ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что 03.08.2016г. в его адрес государственным инспектором ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области» было вынесено оспариваемое им предписание № по устранению нарушений требований обеспечения безопасности людей на водных объектах. Данным предписанием установлено, что при проведения обследования и проверки пляжа <адрес> установлено отсутствие спасательного поста, что является нарушением п. 32 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.п. 1.3, 2.2, 2.3 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 мая 2005 г. № «Требования охраны жизни людей на воде в Нижегородской области», установлен срок для исполнения предписания до 09.08.2016 г.
Считает указанное предписание незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы главы Администрации г. Дзержинска, вынесенным в отсутствие полномочий на его вынесение.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устава городского округа г. Дзержинск к вопросам местного значения относится, в том числе, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Пунктом 1.3 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 мая 2005г. № «Требования охраны жизни людей на воде в Нижегородской области» установлено, что определение водных объектов для организованного массового отдыха и купания на постоянной или временной (сезонной) основе и регулирование их использования осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования и действующим градостроительным, земельным и водным законодательством по согласованию с министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Главным управлением МЧС России по Нижегородской области и <данные изъяты>
Из указанной нормы права следует, что орган местного самоуправления принимает решения об установлении мест для массового отдыха и купания и, как следствие, размещение пляжа, которые впоследствии становятся объектами надзора.
Материалами дела не подтверждается, что Администрация г. Дзержинска принимала решения в частности по установлению на озере <данные изъяты> в <адрес> мест для массового отдыха и купания и, как следствие, размещения пляжа. Следовательно, отсутствует события правонарушения.
Полномочия отдела ГИМС Главного управления МЧС России, перечислены в п.5 «Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных действий», утвержденного Постановлением правительства РФ от 23.12.2004г. №.
Данный перечень не содержит полномочий указанной государственной инспекции требовать организации мест массового отдыха, в том числе пляжей. В функции инспекции входит в числе прочих контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на уже созданных объектах: на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, на пляжах.
Таким образом, вывод, содержащийся в предписании №, обязывающий Главу Администрации городского округа город г. Дзержинск в неустановленном месте организовать спасательный пост, являются не правомерными.
Кроме того, на озере <данные изъяты> размещена информации о запрете купания в указанном месте.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 г. №, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам, в том числе, пляжей и других мест массового отдыха на водоемах в целях обеспечения безопасности людей на водных объектах (п.п. 3, 4).
На основании п. 3.37. Приказа МЧС России от 18.10.2012 № «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок» по результатам проверки баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов непосредственно после ее завершения составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах.
Один экземпляр акта проверки передается владельцу объекта надзора или должностному лицу, ответственному за его пользование, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с указанным актом, акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается ко второму экземпляру акта, хранящемуся в органе ГИМС МЧС России, исполняющем государственную функцию.
К указанному акту прилагаются протоколы испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Пунктом 3.39. вышеназванного приказа установлено, что при несоответствии состояния базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, пляжа, переправы и наплавного моста в разделе «Заключение» акта проверки отмечаются выявленные нарушения и указывается нормативный правовой акт, требования которого нарушены.
При выявлении нарушений требований правил по обеспечению безопасности эксплуатации базы (сооружения) для стоянок маломерных судов, пляжа, переправы и наплавного моста, охраны жизни людей на воде или угрозе безопасности судоходства и мореплавания выдается предписание об их устранении.
В нарушении вышеуказанного порядка Акт проверки не составлялся, Администрации г. Дзержинска соответствующий акт не направлялся.
В соответствии со ст. 19.5 предписание, выданное уполномоченным органом об устранении нарушений, должно быть законным и обоснованным, оспариваемое предписание законным не является. Просит суд признать предписание № от 03.08.2016г. незаконным и отменить его.
Представитель Главы администрации города Дзержинска - ФИО1 - по доверенности ФИО2 административное исковое заявление поддержал, пояснив, что, кроме всего прочего, предписание вынесено не в адрес администрации г.Дзержинска, к полномочиям которой относится организация мест массового отдыха людей, а в адрес непосредственно Главы администрации города, который субъектом данного правоотношения не является.Акт проведения совместного мероприятия по соблюдению требований обеспечения безопасности людей на водных объектах, в нарушение законодательства не составлялся.
Представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области - ФИО4 (по доверенности), с административным иском Главы администрации г.Дзержинск не согласна. Пояснила, что в соответствии с подпунктом 59 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов нормативно правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации.В силу части 1 и 6 статьи 2, части 1 статьи 4 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение указанного Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.Статьей 6 названного Кодекса установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом (часть 1).Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено этим же Кодексом, другими федеральными законами (часть 2).Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд (часть 3).
Пунктом 8 статьи 25 этого же Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений отнесено утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.
Согласно части 4 статьи 6, пунктам 1, 2 части 1, части 2 и 3 статьи 41 указанного Кодекса на водных объектах общего пользования может быть запрещено купание, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, возникновения иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера водопользование может быть приостановлено или ограничено нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.
По смыслу вышеприведенных правовых норм к полномочиям органовгосударственной власти субъекта Российской Федерации отнесеноустановление территории, на которой разрешено купаться и определениемест, где купание запрещено, ограничено или приостановлено.
Постановлением <данные изъяты> от 14 декабря 2006 года № утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах возложено на орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
14.05.2005 года постановлением <данные изъяты>№ утверждены правила охраны жизни людей на водных объектах в Нижегородской области (далее - Правила).
Пункт 1.2 названных Правил устанавливают условия, обеспечивающие безопасность людей на водных объектах: на пляжах, в купальнях и других организованных местах купания (далее именуются пляжи), местах туризма,спорта и массового отдыха населения на водных объектах (далее именуются места массового отдыха), на переправах и наплавных мостах, и обязательны для выполнения всеми водопользователями, организациями, иными юридическими и физическими лицами.
При этом пунктом 1.3 Правил установлено, что сооружение новых или обустройство (открытие для эксплуатации) существующих публичных (для общего пользования населения) пляжей для организованного купания и массового отдыха на территории муниципального образования определяется потребностями населения и финансовыми возможностями местных бюджетов и осуществляется по решениям органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
При ограниченных финансовых возможностях местных бюджетов по обустройству и открытию объектов для купания и массового отдыха на водных объектах органами местного самоуправления в традиционных местах массового отдыха и купания должны создаваться необходимые условия и осуществляться профилактические мероприятия для обеспечения безопасности жизни людей посредством привлечения средств из источников, не запрещенных действующим законодательством, и общественности (т.е. добровольных помощников, спасателей на общественных началах), <данные изъяты>.
Согласно п. 1.4. Правил ограничение, приостановление или запрещениеиспользования водных объектов для купания, массового отдыха, плаванияна маломерных судах или других рекреационных целей осуществляетсяПравительством Российской Федерации, Правительством Нижегородскойобласти или органами местного самоуправления по представлениюкомпетентных органов в строгом соответствии с нормами Водного кодексаРоссийской Федерации либо по решению суда.При этом информационные таки в обязательном порядке должны содержать указание на причины соответствующего ограничения, приостановления или запрещения.
Эксплуатация мест массового отдыха, пляжей, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов осуществляется только после согласования условий и требований по обеспечению безопасности людей на воде с отделом ГИМС МЧС России по Нижегородской области. Контроль за санитарным состоянием пляжей и пригодностью поверхностных вод для купания осуществляют органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, в чьем ведении находится пляж, по программам производственного контроля за соблюдением санитарных правил, согласованным с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (пункт 1.9 Правил).
Раздел второй названных Правил содержит требования к пляжам. Так, до начала купального сезона каждый пляж в соответствии с действующим законодательством должен быть осмотрен соответствующим местным органом санитарно-эпидемиологического надзора с выдачей письменного санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Перед открытием пляжа должно быть проведено: водолазное обследование, очистка дна акватории пляжа от опасных и посторонних предметов. Открытие и эксплуатация пляжей осуществляются после положительного заключения об их годности постоянно действующей районной комиссией по приемке в эксплуатацию объектов либо специально утвержденной главой администрации местного самоуправления комиссии по приемке пляжей и мест отдыха населения на водных объектах, состоящей из представителей соответствующих органов местного самоуправления, здравоохранения, ГИМС МЧС России по Нижегородской области, представителей общественности (общества спасания на водах) и территориального <данные изъяты>, которое оформляется актом приемки пляжа.
Независимо от наличия или отсутствия акта приемки пляжа в течениевсего купального сезона владелец пляжа обязан обеспечивать соблюдениевсех правил по безопасности на водных объектах и должное санитарноесостояние акватории и территории пляжа.
Береговая территория пляжа должна иметь ограждение (допускается установка на стойках аншлагов с надписями "граница пляжа", в т.ч. по краям береговой линии - знаков с надписью "место купания (с указанием границ в метрах)") и стоки для дождевых вод, а дно его акватории - постепенный скат без уступов до глубины 2 метров при ширине полосы от берега не менее 15 метрови очищено от водных растений, коряг, стекла, камней и других предметов.
Пляжи должны быть оборудованы аншлагами-указателями, стендами с планом пляжа и месторасположением акватории для купания, поста спасателей, медпункта, туалетов (при отсутствии канализации необходимо предусмотреть водонепроницаемый выгреб или установку биотуалетов), кабин для переодевания, извлечениями из настоящих Правил, материалами по профилактике несчастных случаев с людьми на водных объектах, данными о температуре воды и воздуха, прогнозом погоды, планом акватории для купания с указанием глубин и профиля дна, обеспечиваются в достаточном количестве лежаками, тентами, зонтами, грибками и навесами для защиты от солнечных лучей, душами с естественным подогревом воды, а при наличии водопроводов - фонтанчиками с питьевой водой, игровыми устройствами для детей.
Указанное правовое регулирование согласуется также с утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 25 декабря 1980 года № Стандартом, устанавливающим гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов, используемых для организованного массового отдыха и купания - ТОСТ 17.1.5.02-80. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов" (далее - Стандарт).
Названным Стандартом определено, что зона рекреации водных объектов - это водный объект или его участок с прилегающим к нему берегом, с наличием или возможностью устройства удобных и безопасных подходов к воде;безопасным рельефом дна (отсутствие ям, зарослей водных растений, острых камней и пр.); отсутствием возможности неблагоприятных и опасных процессов (оползней, обвалов, селей, лавин) (пункт 1.2).
Кроме того, пунктами 33 и 36.1 Правил охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утвержденных Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 23 декабря 1988 года № предписано, что купание в необорудованных, незнакомых, а также запрещенных местах опасно для жизни. Запрещается купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими надписями.
В целях осуществления обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья, должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций МЧС России осуществляется технический надзор за пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, в соответствии с Правилами технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (далее - Правила), утвержденными Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года №.
В частности, данными Правилами установлено, что техническое освидетельствование пляжей производится ежегодно до начала купального сезона.Учет пляжей ведется в соответствующих подразделениях ГИМС МЧС России (Письмо о количестве пляжей в Нижегородской области прилагается).
При проведении технического освидетельствования проверяются: наличие и укомплектованность спасательных постов (станций) спасателями, подготовленными к спасанию и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим; техническое состояние детских купален; соответствие установленным требованиям обозначения границы заплыва в местах купания; наличие акта водолазного обследования дна пляжа в границах заплыва; отсутствие на территории пляжа в границах заплыва пунктов проката маломерных судов, гидроциклов и других плавательных средств, представляющих угрозу жизни и здоровью отдыхающих и купающихся; наличие профилактических стендов с материалами по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде, правилами поведения и купания на пляже, данными о температуре воздуха и воды, схемой акватории пляжа с указанием глубин и опасных мест; наличие связи и должного взаимодействия с медицинскими, спасательными, надзорными, правоохранительными органами и иными учреждениями, организациями.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых положений купаться разрешено только в строго отведенных и оборудованных надлежащим образомместах. Открытие пляжей к сезону осуществляется с оформлением санитарно-эпидемиологических заключений после исследований качества воды в местах купания, а также ежегодного освидетельствования пляжей и при наличии разрешения на его пользование.
В соответствии с пунктами 20, 32 ст. 16 Федерального закона от 06.10 2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, а также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья относятся к вопросам местного значения городского округа.
На основании вышеизложенного, Главой Администрации города Дзержинска по согласованию с начальником Отдела безопасности на водных объектах ГУ МЧС России по Нижегородской области (Главным государственным инспектором по маломерным судам Нижегородской области) утвержден План обеспечения безопасности населения на водоемах городского округа город Дзержинск на 2016-2017 годы.
Во исполнение названных положений была разработана аукционная документация по определению исполнителя услуг по содержанию пляжной зоны на территории озера <данные изъяты>. При этом по условиям контракта исполнитель был обязан осуществить:
очистку дна акватории пляжа перед началом купального сезона;
очистку территории пляжа с вывозом собранных отходов;
подготовку пляжа к 20.06.2016 для технического освидетельствования;
далее осуществлять содержание пляжа в ежедневном режиме согласно техническому заданию.
Таким образом, ссылка административного истца о том, что Администрацией не принималось решение по установлению на озере <данные изъяты> в <адрес> мест для массового отдыха и купания и как следствие размещение пляжа является не состоятельной.
Также считает, что факт расположения пляжа <адрес> в пределах акватории оз.<данные изъяты> является общеизвестным и дополнительного подтверждения какими-либо правовыми актами не требует.
Кроме того, в связи с тем обстоятельством, что оз.<данные изъяты> является одним из традиционных мест отдыха населения, вопрос об организации пляжа на оз.<данные изъяты> был рассмотрен 23 июня 2016 года на заседании <данные изъяты>.
В соответствии с положениями постановления <данные изъяты> от 30 декабря 2003 № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» решения <данные изъяты> подлежат обязательному исполнению. В связи с указанным в адрес главы администрации г.о.г. Дзержинск было направлено письмо с предложениями о принятии мер пооткрытию городского пляжа от 07.07.2016, повторно от 11.07.2016 г.. Однако, 21.07.2016г. от главы администрации был получен ответ о том, что на пляжной зоне производится уборка и вывоз мусора и о том что, невозможно провести объявление повторного конкурса (так как это займет до 50 дней).
Однако, в соответствии с ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2016 г. № 44-ФЗ если по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в аукционе, он признается несостоявшимся. В этом случае заказчик проводит запрос предложений на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ (без изменения объекта закупки) или осуществляет закупку иным способом (ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ), при этом изменения в планы закупок и планы-графики не вносятся (п.2 ч. 3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса (ч. 3 ст. 85 Закона № 44-ФЗ). С учетом установленных в ч. 3, 15 и 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ сроков контракт может быть заключен уже через 14-16 календарных дней после размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений.
Учитывая вышеизложенное, 26.07.2016года Главным управлением МЧС России по Нижегородской области в адрес <данные изъяты> было отправлено письмо о самоустранении администрации г.о.г. Дзержинск от решения вопроса по обеспечению безопасности людей на водных объектах (приэтом только за июль месяц на водоёмах г.о.г. Дзержинск утонуло 5 человек).24.08.2016года <данные изъяты> был дан ответ о подготовке и направлении представления главе администрации г.Дзержинска.
В соответствии с Положением о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 г. № к полномочиям административного ответчика относится организация в пределах своей компетенции надзора и контроля за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах.
На основании Приказа ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области» от 01.08.2016г.№ и план-задания №.08.2016г. был проведен рейд совместно с администрацией г.о.г. Дзержинск на озеро <данные изъяты>. По результату проведения рейда было выявлено нарушение требований обеспечения безопасности людей на водных объектах (отсутствие спасательного поста), составлено предписание №, срок устранения замечаний до 09.08.2016 г.
На основании Приказа ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области» от 08.08.2016г.№ и план-задания №.08.2016г. был проведен рейд совместно с администрацией г.о.г. Дзержинск на озеро <данные изъяты>, с целью проверки выполнения предписания по устранению нарушений требований обеспечения безопасности людей на водных объектах. По результатам проверкинепосредственно после ее завершения был составлен акт № проведения
совместного мероприятия по соблюдению требований обеспечения безопасностилюдей на водных объектах, с указанием вида нарушений (п.3.37.Административного регламента). Один экземпляр акта проверки передаетсявладельцу объекта надзора или должностному лицу, ответственному за егопользование, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении сактом проверки. Акт передан по доверенностиот 29.04.2016 г. №.
В связи с тем обстоятельством, что выявлены нарушения требований правилохраны жизни людей на воде 09.08.2016 г. выдано предписание № об ихустранении. Срок устранения до 12.08.2016.12.08.2016года была проведена проверка выполнения предписания приказ
№ от 09.08.2016г., в результате проверки был составлен акт проведениясовместного мероприятия по соблюдению требований обеспечения безопасностилюдей на водных объектах № и выписано предписание №, срок устранения до16.08.2016г.
В соответствии с приказом МЧС России от 18.10.2012г. № «Об
утверждении Административного регламента МЧС России исполнения
государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море РФ за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для ихстоянок» руководитель, иное должностное лицо или уполномоченныйпредставитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, егоуполномоченный представитель, в отношении которых проводятся мероприятияпо надзору, обязаны:
допускать на базы (сооружения) для стоянки маломерных судов, пляжи,переправы и наплавные мосты, подлежащие проверке, государственныхинспекторов, осуществляющих проверку;
представлять необходимые для проверки информацию и документы
государственным инспекторам;
принимать меры по устранению нарушений обязательных требований,
указанных в предписании, выданном по итогам проверки (п.1.11.).
Поскольку по смыслу вышеприведенных норм права, использование водныхобъектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется сучетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд,устанавливаемых органами местного самоуправления муниципальныхобразований, то, принятые государственным инспектором ФКУ «Центр ГИМСпо Нижегородской области» ФИО3 оспариваемые решения являются
законными и обоснованными.
На основании вышеизложенного, просит суд административное исковоезаявление главы Администрации г.Дзержинска о признании незаконным и отменепредписания № по устранению нарушений требований обеспечениябезопасности людей на водных объектах оставить без удовлетворения.
Привлеченная в качестве заинтересованного лица должностное лицо - госинспектор ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области ФИО3, выдавшая оспариваемое административным истцом предписание, в судебном заседании пояснила, что предписание является законным и обоснованным.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что 03.08.2016г. государственным инспектором ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области» в отношении Главы Администрации г.Дзержинска ФИО1 было вынесено предписание № по устранению нарушений требований обеспечения безопасности людей на водных объектах. Данным предписанием установлено при проведении обследования и проверке пляжа озера <данные изъяты>, <адрес> отсутствие спасательного поста, что является нарушением п.32 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.п.1.3, 2.2, 2.3 Постановления Правительства Нижегородской области от 14.05.2005г. № «Требования охраны жизни людей на воде в Нижегородской области» и установлен срок для исполнения предписания до 09.08.2016г.
Глава Администрации г.Дзержинска ФИО1 считает данное предписание незаконным, не обоснованным и подлежащим отмене по тем основаниям, что оно вынесено в отсутствие полномочий административного ответчика, поскольку он не вправе требовать организации мест массового отдыха, в том числе пляжей (в функции инспекции входит контроль за выполнением требований по обеспечению людей на уже созданных объектах, в том числе, на пляжах), так как решения по установлению на озере <данные изъяты> в <адрес> мест для массового отдыха и купания и, как следствие, размещения пляжа (на озере <данные изъяты> размещена информация о запрете купания в указанном месте) Администрацией <адрес> не принималось. Кроме того, предписание вынесено в адрес Главы Администрации г.Дзержинска, тогда как на составление Акта совместного мероприятия по соблюдению требований обеспечения безопасности людей на водных объектах он не приглашался, более того, данный акт вообще не составлялся.
Представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области» с административным иском Главы Администрации г.Дзержинск не согласна. Считает, что оспариваемое предписание вынесено инспектором ГИМС в пределах своих полномочий. Указала, что независимо от наличия или отсутствия акта приемки пляжа в течение всего купального сезона владелец пляжа обязан обеспечивать соблюдение всех правил по безопасности на водных объектах и должное санитарное состояние акватории и территории пляжа. Создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, а также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья относятся к вопросам местного значения городского округа. Однако, администрация городского округа г.Дзержинск самоустранилась от решения вопроса по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Полагает, что оспариваемые административным истцом решения являются законными и обоснованными.
Суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя административного истца о том, что Глава администрации города, в отношении которого вынесено предписание, либо его представитель по доверенности именно от Главы администрации города, на составление акта проведения совместного мероприятия по соблюдению требований обеспечения безопасности людей на водных объектах не приглашался. Более того, в нарушение п.3.37 Приказа МЧС России от 18.10.2012г. №, акт проверки установленной формы в двух экземплярах вообще не составлялся, административному истцу не передавался, таким образом, факт обследования объекта надзора зафиксирован не был, соответственно, в нарушение действующего законодательства, предписание было вынесено в отсутствие данного акта.
При этом выводы о том, что обеспечить соблюдение всех правил по безопасности на водных объектах обязан владелец пляжа (т.е. Администрация города) и что именно Администрация города (а не непосредственно Глава администрации города) самоустранилась от решения вопроса по обеспечению безопасности людей на водных объектах, нашли свое подтверждение и в письменном отзыве административного ответчика, приобщенном к материалам дела.
Судом установлено, что оспариваемое административным истцом предписание было вынесено надлежащим должностным лицом - госинспектором ФИО3 в рамках представленных ей полномочий и в соответствии с Приказом ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области» от 01.08.2016г. № и план - заданием Главного государственного инспектора ГИМС по Нижегородской области №. При этом суд не может не учесть то, что данное предписание по своей сути является обоснованным, поскольку в местах массового отдыха людей в обязательном порядке должен находиться спасательный пост в целях обеспечения безопасности людей на воде, однако, вынесено оно должно быть только после составления акта проведения совместного мероприятия по соблюдению требований обеспечения безопасности людей на водных объектах и не в адрес Главы Администрации г.Дзержинска, а в адрес Администрации г.Дзержинска, поскольку в соответствии с Уставом города, к полномочиям Главы администрации города такие функции как осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, - не относятся. Данные полномочия отнесены к компетенции администрации города и закреплены в п. 12 ст. 57, в редакции Устава, действующей на день вынесения предписания. Данным предписанием нарушаются права и законные интересы Главы администрации г.Дзержинска ФИО1, поскольку в предписании установлены в его действиях нарушения требований обеспечения безопасности людей на водных объектах, которые он - как Глава администрации г.Дзержинска - не совершал, и которые, как Глава администрации г.Дзержинска, в пределах своих полномочий устранить не может, но за которые впоследствии может быть привлечен к административной ответственности за невыполнение требований выданного предписания.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ:
2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Суд полагает административное исковое заявление Главы администрации г.Дзержинска обоснованным и подлежащим удовлетворению, предписание ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области», вынесенное в его адрес 03.08.2016г. за № по устранению нарушений требований обеспечения безопасности людей на водных объектах - подлежащим признанию незаконным и отмене.
На основании вышеизложенного,
руководствуясь ст. ст. 14, 62, 180, 218, 226, 227, 228 КАС РФ,
суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Главы администрации города Дзержинск ФИО1 - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области» от 03.08.2016г. № по устранению нарушений требований обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную Коллегию по административным делам Нижегородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский горсуд.
Председательствующий судья п/п М.В.Свешникова
Копия верна:
Судья Секретарь