ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-526/2022 от 10.02.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-526/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 10 февраля 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Лаптевой К.Н.

при секретаре судебного заседания Калюжновой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП ФИО1 к Администрации ГО «Город Йошкар-Ола» о признании постановления недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ГО «Город Йошкар-Ола», просит признать недействующим в части приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Йошкар-Ола» к Постановлению Администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 29.03.2011 года № 678 в части исключения их схемы нестационарных объектов расположенных на территории <адрес> по направлению на восток».

В обоснование указала, что является индивидуальным предпринимателем, в 2008 году от ООО «Эльбрус» ей были переданы права и обязанности по аренде земельного участка для расположения торгового павильона по адресу: <адрес>, арендную плату она вносит регулярно (по состоянию на 28.04.2020 года № ее объекта <номер> Однако в ходе рассмотрения иного спора в Арбитражном Суде РМЭ ей стало известно об исключении ее павильона, чем нарушается ее право на ведение предпринимательской деятельности. При принятии указанного решения администрацией города она не была привлечена к участию в рассмотрении данного вопроса и не было извещено о принятом решении. О наличии оспариваемого решении административному истцу стало известно в ходе рассмотрения иного спора в Арбитражном Суде Республики Марий Эл. Обжалуемое решение нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в частности, созданы препятствия по реализации права при осуществлении предпринимательской деятельности.

В судебном заседании истец ИП ФИО1, ее представитель ФИО2 иск поддержали. Указывали, что о решении не знали, при размещении киоска нарушений допущено не было, положение предусматривающее 15 метровую дистанцию утратило силу, гражданка, от имени которой поступила жалоба, фактически данную жалобу не подавала, имеет место недобросовестная конкуренция со стороны близлежащего торгового центра. Также в Арбитражном суде РМЭ имеется дело по прекращению договора аренды земельного участка, которое приостановлено до рассмотрения данного дела. Просят восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления.

Представитель ответчика Администрации ФИО3 с иском не согласился, указывал на пропуск срока для обращения в суд с заявлением, ранее на данное же обстоятельство указывалось в отзыве Администрации.

Представитель заинтересованного лица КУМИ Администрации г. Йошкар-Ола в суд не явился, извещен надлежаще, ранее возражала против удовлетворения искового заявления.

Заинтересованное лицо Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в суд представителя не направило, извещено надлежаще с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующему выводу.

Вопрос о подсудности данного спора суду общей юрисдикции ранее являлся предметом рассмотрения в рамках частной жалобы ИП ФИО1 на определение судьи Йошкар-Олинского городского суда от 17 августа 2021 года, дело подсудно Йошкар-Олинскому городскому суду.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации– далее по тексту КАС РФ (гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из ч.9 ст.226 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами являются следующие: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1) и 2) возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3) и 4) – на административного ответчика (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Что касается срока подачи административного искового заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, то административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Настоящее исковое заявление ИП ФИО1 о признании незаконным постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» <номер> от <дата> в части было направлено в суд <дата>, по данному вопросу истцом дано пояснение о том, что срок обращения в суд им не пропущен, о нарушении прав он узнал в августе 2021 года в ходе рассмотрения иного дела Арбитражным Судом РМЭ, просил восстановить пропущенный процессуальный срок.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ч. 3 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 64 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл опубликование правовых актов администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляется в газете «Йошкар-Ола» и на официальном сайте администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Оспаривая указанное Постановление в части приложения к Постановлению Администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 29.03.2011 года № 678 в части исключения из Схемы нестационарных объектов, расположенных на территории г. Йошкар-Ола» позиции <номер> «<адрес> по направлению на восток», истец не соглашается с исключением из данной схемы его нестационарного объекта. Данный нестационарный объект был исключен постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» <номер> от <дата> о внесении изменений в приложение к постановлению администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 29 марта
2011 года № 678, которым в новой редакции согласно приложению изложена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образовании «Город Йошкар-Ола», было опубликовано в городской газете «Йошкар-Ола» <номер>) от <дата>. Таким образом, с указанной даты административный истец должен был быть информирован о предполагаемом нарушении его прав исключением конкретного нестационарного торгового объекта из схемы размещения. Последующие редакции указанного приложения-Схемы по сути сохраняли ту редакцию, которая была отражена в постановлении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» <номер> от <дата>.

Установленный законом срок обращения в суд с иском об оспаривании указанного постановления администрации истёк в августе 2020 года, то есть более одного года назад к моменту обращения административного истца в суд с иском в рамках настоящего дела в августе 2021 года. Доводы административного истца о том, что о нарушении своих прав вынесением оспариваемого постановления она узнала позднее, суд оценивает критически, полагая, что при должной степени добросовестности и осмотрительности истцу следовало интересоваться правовым статусом принадлежащего ему нестационарного объекта и местом его размещения, указанные сведения были размещены публично. Тот, факт, что истцом этого сделано не было не может рассматриваться как уважительная причина для восстановления пропущенного процессуального срока. Таким образом, административным истцом пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд с указанным административным иском, срок обращения в суд пропущен в отсутствие уважительной причины пропуска, восстановить срок обращения в суд оснований не имеется. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске.

По существу заявленного спора суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Согласно ч.1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон)

Ч. 1-3 ст. 10 данного Федерального закона предусмотрено, что (1.) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. (2.) Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. (3.) Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772) определен порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В частности, п. 2 данных Правил предусмотрено, включение таких объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления в РМЭ схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований утвержден Постановлением Правительства РМЭ от 1 декабря 2010 г. № 324.

Постановлением Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 29.03.2011 N 678 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола".

Постановлением Администрации ГО Город Йошкар-Ола от 28 марта 2016 года № 429 утвержден Регламент работы администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" при разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (далее – Регламент).

Согласно п. 3.3 Регламента размещение НТО должно отвечать санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным и другим требованиям, установленным действующим законодательством.

Согласно п. 3.4 Регламента места для размещения НТО предоставляются без права возведения капитальных строений.

Согласно п. 3.7.1, 3.7.5 Регламента не допускается размещение НТО 3.7.1. в местах, не включенных в Схему; 3.7.5. На инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций.

Согласно п. 4.6, 4.6.1 Регламента 4.6. Основаниями для отказа во включении мест размещения НТО в Схему являются: 4.6.1. Размещение НТО в местах, указанных в заявлениях (обращениях), размещение в которых не допускается в соответствии с требованиями земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, законодательства о защите прав потребителей, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства в области охраны окружающей среды, в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.7 Регламента основаниями для исключения НТО из Схемы являются: 4.7.1. Несоблюдение условий договора на право установки (размещения) НТО, 4.7.3. изменение градостроительной ситуации.

Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет нестационарный торговый объект как временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Понятие "временные строения" по своему смыслу соотносится с понятием "некапитальные строения, сооружения", приведенным в пункте 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Ранее противопожарные расстояния устанавливались в табл.1 прил. 1 СНиП 2.07.01-89*.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (далее Правила № 390) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, абзац 2 пункта 74 которого определил минимальное расстояние от временных строений до других зданий и сооружений в рамках соблюдения пожарной безопасности - это не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противоположных стен, то есть на любом расстоянии, но при условии устройства у стены здания, отвечающей требованиям, предъявляемым к противопожарным стенам 1-го типа. Данные правила действовали по <дата>, утратили силу с <дата> в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034.

При этом указанное положение абз. 2 п. 74 Правил введено Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 N 947, утратило силу согласно Постановления Правительства РФ от 23.04.2020 N 569, начало действия данного документа 5 мая 2020 года (опубликовано 27.04.2020 года, вступило в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования).

При этом согласно п.4.15 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости. Расстояния до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м. (п. 4.15 в ред. Приказа МЧС России от 14.02.2020 N 89, вступило в силу с 14.08.2020).

Данное положение является действующим, предусматривает для сооружений (построек с неопределенными пожарно-техническими характеристиками V степень огнестойкости, что соответствует разрыву 15 м. по таблице 1).

В ходе рассмотрения дела установлено следующее:

<дата> между КУМИ Администрации г. Йошкар-Олы и ООО «Эльбрус» заключен договор аренды земельного участка по адресу: <адрес> по направлению на восток общей площадью 15 кв.м. с кадастровым <номер>. Договор заключен на неопределенный срок.

На данном участке размещен торговый павильон «Цветы».

При получении заключения Госпожнадзора было указано на необходимость соблюдения противопожарных разрывов не менее указанных в табл.1 прил. 1 СНиП 2.07.01-89*, НПБ 103-95 п.2.2 т.1. При отводе участка заключением по санитарно-эпидемиологическому надзору указано размещение восточнее на 15 м. жилого <адрес>., аналогичные данные указаны в заключении комитета экологии и природопользования.

Распоряжением Мэра г. Йошкар-Олы от <дата><номер>-р ИП ФИО1 было согласовано расположение павильона по адресу: <адрес>

<дата> ООО «Эльбрус» продало ИП ФИО1 нестационарный объект – торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес> по направлению на восток.

<дата> между ООО «Эльбрус» и ИП ФИО1 был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.

Вышеуказанный участок был включен в Схему размещения нестационарных объектов в редакции Постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 29.03.2011 N 678.

Впоследствии он был включен в новую редакцию Схемы размещения нестационарных объектов Постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 30.05.2016 N 854.

По последней применимой редакции Постановления (до оспариваемой) № объекта административного истца в Схеме 607.

Согласно протокола заседания комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ГО «Город Йошкар-Ола» <номер> от <дата> исключены из схемы мест размещения киоск по продаже газетно-печатной продукции, киоск по продаже цветочной продукции, павильон по предоставлению услуг сотовой связи, бахчевой развал по адресу: <адрес> со ссылкой на п. 3.7.5 Регламента, с указанием на запрет размещения НТО на инженерных сетях и коммуникациях.

Постановлением Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12.05.2020 N 419 "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 29.03.2011 N 678" постановлено Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденную постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 29.03.2011 N 678 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола", изложить в новой редакции согласно приложению, в которое объект истца не был включен.

Таким образом, при принятии Постановления от <дата><номер> спорный НТО был из схемы размещения исключен со ссылкой на п. 3.7.5 Регламента, что сторонами не оспаривается.

В ходе рассмотрения дела установлено, что основанием для рассмотрения данного вопроса стало обращение Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО "Город Йошкар-Ола» от <дата>, со ссылкой на наличие контрольно-исполнительной съемки, согласно которой указанный объект размещен на расстоянии менее 15 метров от многоквартирного <адрес>.

Вопреки доводам стороны административного истца о правомерности первоначального размещения нестационарного объекта, в данном случае предмет спора имеет иной характер, поскольку имело место исключение объекта из схемы, основанием для исключения объекта из схемы согласно Регламента может служить и несоблюдение условий договора на право установки (размещения) НТО, изменение градостроительной ситуации.

В данном случае участок, на котором подлежал размещению объект, согласно договора аренды расположен в 19 метрах от <адрес>, однако из письма Управления архитектуры следует, что он размещен на расстоянии менее 15 метров от данного дома, что не соответствует условиям договора, и первоначально согласованной документации, его размещение согласно данных, представленных Управлением архитектуры и градостроительства, также располагается на инженерных сетях и коммуникациях, данный довод не опровергнут в ходе рассмотрения дела. Вопреки доводам административного истца, наличие либо отсутствие жалоб граждан на данный объект в данном случае правового значения не имеет. При таких обстоятельствах решение об исключении нестационарного объекта из указанной Схемы нельзя счесть необоснованным. При этом суд учитывает, что нестационарный объект по своей природе не имеет крепкой неразрывной связи с земельным участком, на котором он размещен, имеется возможность его перемещения, равным образом, у административного истца имеется возможность вновь согласовать его размещение с соблюдением установленных норм и правил. Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска по существу также не имеется. При этом суд учитывает, что оспаривая последующие редакции приложения- Схемы, административный истец по сути оспаривает решение, отраженное в Схеме согласно Постановления от 12.05.2020 N 419, в дальнейших редакциях схемы отражалось ранее принятое решение, пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска ИП ФИО1 к Администрации ГО «Город Йошкар-Ола» о признании недействующим в части приложения к Постановлению Администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 29.03.2011 года № 678 в части исключения из Схемы нестационарных объектов, расположенных на территории г. Йошкар-Ола» позиции <номер> «<адрес> по направлению на восток».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья К.Н. Лаптева

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2022 года.

Решение28.02.2022