ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-527/16 от 23.05.2016 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

� � � � � � � �

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 23 мая 2016 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2016 г.

г.Выборг 23 мая 2016 года

Дело N2а-527/2016

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гомзякова А.Г., с участием представителя административного истца юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta адвоката Богданова А.Н., представителя административного ответчика Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации Волынского Н.Г., представителя заинтересованного лица Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации Пивишевой А.В., при секретаре Жеребцовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta к Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о признании незаконным постановления должностного лица таможенного органа от 29.06.2015 года N45 о проведении оперативно-розыскного мероприятия «сбор образцов для сравнительного исследования»,

установил:

Юридическое лицо по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta первоначально обратилось в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) о признании незаконным постановления о проведении гласного ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования» от 14.07.2015 г. N51, вынесенного заместителем начальника Выборгской таможни полковником таможенной службы Гончаренко Н.Н., ссылаясь на то, что административным истцом 29 июня 2015 года по дарственной спецификации от 16.03.2015 г. N19165-RU-1, международной товарно-транспортной накладной CMR от 24.06.2015 г. N19165-R-I, книжки МДП (Carnet TIR) N ХQ76486931 в контейнере TCLU 886044-0, перевозимый на принадлежащем религиозной организации JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta транспортном средстве с государственным номерным знаком KMY-227/WSY-218 через таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации товар – печатная продукция религиозного характера (брошюры). Каких-либо нарушений таможенного законодательства, а равно иных законов Российской Федерации при перемещении указанного товара через таможенную границу со стороны организации допущено не было. Среди данной печатной продукции нет изданий, признанных экстремистскими или иными запрещенными материалами. Однако несмотря на это, 29 июня 2015 года заместителем начальника Выборгской таможни полковником таможенной службы Гончаренко Н.Н., в нарушение ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", было вынесено постановление N45 о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия (далее - ОРМ) «сбор образцов для сравнительного исследования», в целях изъятия образцов ввезенного административным истцом товара. Административный истец считает, что данным постановлением нарушены права организации, относящейся к конфессии Свидетели Иеговы, гарантированные ст.ст.9,10, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года), ст.ст.15, 19, 28, ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации, поскольку предусмотренных законом оснований (сведений о преступлении) для принятия оспариваемого постановления у должностного лица Выборгской таможни не имелось. Полагая, что решение о проведении ОРМ вынесено должностным лицом Выборгской таможни Гончаренко Н.Н. незаконно, совершено целенаправленно по отношении организации, относящейся к конфессии Свидетели Иеговы, административный истец просил суд признать незаконным оспариваемое постановление от 14.07.2015 г. N51.

В ходе рассмотрения административного дела был уточнен состав лиц, участвующих в деле, приведен в соответствии с положениями главы 4 КАС РФ. В связи с увольнением заместителя Выбогской таможни полковника таможенной службы Гончаренко Н.Н. из таможенных органов (Приказ ФТС России N2787-к от 31.08.2015 г.), с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд исключил последнего из числа административного ответчика, и в порядке ст.47 КАС РФ привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В качестве административного ответчика в соответствии со ст.44 КАС РФ к участию в деле была привлечена Выборгская таможня СЗТУ ФТС России, ранее участвующая в деле в качестве второго административного ответчика в порядке ч.2 ст.221 КАС РФ. Также к участию в деле в качестве заинтересованного лица в порядке ст.47 КАС РФ привлечено Северо-Западное таможенное управление ФТС России.

В судебном заседании представитель административного истца юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta адвокат Богданов А.Н., действующий на основании ордера и доверенности, поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Выборгской таможни СЗТУ ФТС России по доверенности Волынский Н.Г. в судебном заседании требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. В объяснениях указывал на то, что административным истцом не представлено доказательств о нарушении его прав вынесением оспариваемого постановления. Также считает, что данное административное дело подлежит прекращению, поскольку заявленные административным истцом требования не подлежат рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а обжалуемые заявителем в рамках настоящего дела постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия подлежит обжалованию в порядке, установленном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь при этом на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 24 марта 2016 года по делу N33а-1097/2016, указывая на схожие между делами правоотношения.

Представитель заинтересованного лица СЗТУ ФТС России по доверенности Пивишева А.В. в суде возражала против удовлетворения требований. Просила в удовлетворении административного иска отказать за отсутствием правовой состоятельности. В объяснениях указывала на законность действий должностного лица таможенного органа при вынесении оспариваемого постановления, на отсутствие доказательств нарушения прав административного истца, также полагала, что возникшие между сторонами правоотношения не подпадают под действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, должны быть рассмотрены в порядке, установленном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. По существу имеющихся возражений относительно требований юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta представила письменный отзыв на административный иск.

Заинтересованное лицо Гончаренко Н.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по правилам ст.96 КАС РФ, с заявлением об отложении судебного разбирательства не обращался, в связи с чем, суд в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотрение дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В силу ст. 7 указанного Федерального закона, основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, также розыск без вести пропавших; события и действия, создающие угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", задачами оперативно-розыскной деятельности являются, в том числе, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Согласно п. 5 ст. 408 ТК РФ таможенные органы правомочны осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия таможенных преступлений.

Специфика ОРД таможенных органов заключается в том, что она осуществляется для выявления лиц, подготавливающих, совершающих такие преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по запросам международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам.

Самостоятельное направление ОРД таможенных органов состоит в обеспечении их собственной безопасности.

Учитывая, что проведение оперативно-розыскных мероприятий существенно затрагивает права и свободы заинтересованных лиц, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство:

в соответствии со ст. 6 Закона об ОРД таможенные органы вправе проводить следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Судом установлено, что 29 июня 2015 года на таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни из Финляндии прибыло грузовое транспортное средство регистрационный номер KMY-227 с полуприцепом WSY-218, перемещающие контейнер TCLU 886044-0 с товаром.

Для таможенного оформления представителем перевозчика юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta по доверенности Дюбиным А.М. были представлены товаросопроводительные документы: книжка МДП (Carnet TIR) N ХQ76486931, международная товаротранспортная накладная (CMR) N 19165-R-I от 24.06.2015 г., дарственная спецификация от 16.03.2015 г. N19165-RU-1, согласно которым от отправителя JEHOVAS ZEUGEN (Zweigburo Am Steinfels, 65618 Selters, Germany) через JEHOVAN TODISTAJAT (Puutarhaie 60, 01300 Vantaa, Finland) перемещался товар – книги и брошюры, в количестве 1813 грузового места, общим весом брутто 19793,04 кг, общей стоимостью 32 352,28 Евро, код товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС 490110, 490199. Место доставки – религиозная организация «Управленческий центр свидетели Иеговы в России» (Россия, Санкт-Петербург, пос.Солнечное, улица Средняя, дом 6).

Из материалов дела также усматривается, что 29 июня 2015 года заместителем начальника Выборгской таможни Гончаренко Н.Н. вынесено постановление N45 о проведении гласного ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования», в целях изъятия образцов ввезенного административным истцом товара, которое впоследствии было исполнено оперативным сотрудником ОРО Выборгской таможни.

В ходе проведения ОРМ в принудительном порядке у административного истца были изъяты образцы товара – полиграфической продукции религиозной направленности (брошюры) всего в общем количестве 12 штук (брошюра с надписью на обложке «Наука вместо библии» издательства Watch Tower Bible and Tract Society Pennsylvania февраль 2015 г. – 6 штук; брошюра с надписью на обложке «Как улучшить здоровье – 5 простых правил» издательства Watch Tower Bible and Tract Society Pennsylvania февраль 2015 г. – 6 штук), перемещаемого в транспортном средстве с государственным номерным знаком KMY-227/WSY-218 в контейнере TCLU 886044-0.

Не согласившись с законностью вынесенного заместителем Выборгской таможни Гончаренко Н.Н. постановления о проведении ОРМ гласного оперативно-розыскного мероприятия «сбор образцов для сравнительного исследования» от 29.06.2015 г. N45, юридическое лицо по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta обратилось в суд с настоящим административным иском.

Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Предусмотренной законом обязанности доказывания законности принятого должностным лицом таможенного органа постановления Выборгская таможня не выполнила.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, несмотря на отсутствие в части первой статьи 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" детальной регламентации порядка и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, их осуществление возможно, во-первых, лишь в целях выполнения задач, предусмотренных статьей 2 этого Федерального закона, и, во-вторых, лишь при наличии оснований, указанных в его статье 7 (Определения от 6 марта 2001 года N 58-О и от 21 октября 2008 года N 640-О-О).

По законодательству России проверка заявления или сообщения о преступлении может осуществляться в двух формах: по правилам ст. 144 УПК РФ либо по нормам Закона об ОРД.

В соответствии с пунктами 6 и 20 Приказа ФТС России от 12.01.2007 N23 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях» сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности круглосуточно принимаются во всех таможенных органах, осуществляющих функции органа дознания с регистрацией таких сообщений в КУСП N 1 (книга учета сообщений о преступлениях).

В качестве основания вынесения постановления о проведении гласного ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования» явилось наличие имеющейся у таможенного органа информации о возможных нарушениях таможенного законодательства при перемещении товара через таможенную границу в транспортном средстве с государственным номерным знаком TZB-621/DED-735 в контейнере TCLU 379 150-0.

Учитывая, что все поступающие в таможенные органы сведения о преступлениях подлежат обязательной регистрации в КУСП N 1, судом, по ходатайству представителя административного истца, были истребованы сведения из КУСП N1 Выборгской таможни за период 29 и 30 июня 2015 года, т.е временного интервала предшествовавшего ввозу товара на территорию РФ (отметки финской и российской таможни) и проведения ОРМ 30 июня 2015 г.

Вместе с тем, содержащиеся в материалах КУСП N 1 записи и рапорты оперуполномоченных не имеют отношения к деятельности организации JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta и перемещению груза на транспортном средстве с государственным номерным знаком KMY-227/WSY-218.

В материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о поступлении в Выборгскую таможню достоверной информации о готовящемся преступлении либо возможном нарушении таможенного законодательства со стороны религиозной организации JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta при перемещении товара в транспортном средстве с государственным номерным знаком KMY-227/WSY-218 в контейнере TCLU 886044-0.

В ходе проведенного таможенного досмотра товара, каких-либо нарушений в области таможенного законодательства также не выявлено.

Поскольку предусмотренных законом оснований для вынесения оспариваемого постановления о проведении гласного ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования» от 29.06.2015 г. N45 по делу не установлено, между тем, в материалах дела отсутствуют и таможенным органом не представлены достаточные и достоверные доказательства о том, что со стороны юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta имеются нарушения таможенного законодательства при декларировании спорного товара, недостоверности представленных организацией документов либо заявленных в них сведений, таможней также не представлено, а оснований считать, что перевозимые организацией печатные издания, содержат в себе признаки экстремизма не имеется, суд приходит к выводу о незаконности постановления о проведении гласного ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования» от 29.06.2015 г. N45, вынесенного заместителем начальника Выборгской таможни полковника таможенной службы Гончаренко Н.Н., поскольку оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона и существенным образом нарушают права и законные интересы заявителя – религиозной организации JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании о том, что возникшие между сторонами правоотношения не подлежат рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а обжалуемые заявителем в рамках настоящего дела действия по проведению оперативно-розыскного мероприятия подлежат обжалованию в порядке, установленном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь при этом на указанное выше апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда, суд не принимает во внимание, поскольку рассмотренное судебной коллегией административное дело не имеет преюдициального значения для настоящего административного дела, а также и то, что заявитель ранее уже обращался в суд с жалобой на действия должностного лица Выборгской таможни по проведению оспариваемого ОРМ в порядке, установленном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, однако постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 июля 2015 г. в принятии жалобы к производству судьей заявителю было отказано по мотиву того, что действия должностного лица Выборгской таможни и полномочия не связаны с осуществлением уголовного преследования на досудебной стадии производства по уголовному делу. Постановление вступило в законную силу, никем не обжаловано.

Кроме того, в определении судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 01 октября 2015 года по делу N33-4741/2015 по частной жалобе представителя юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta на определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 03 августа 2015 года, которым было первоначально отказано в принятии заявления по настоящему делу на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, разъяснено право на обращение с указанным заявлением в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что данный вывод судьи является ошибочным, в связи с чем определение было отменено, а материал направлен в тот же суд со стадии принятия заявления.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск юридического лица по законодательству Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT – uskonnllinen yhdyskunta к Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о признании незаконным постановления должностного лица таможенного органа от 29.06.2015 года N45 о проведении оперативно-розыскного мероприятия «сбор образцов для сравнительного исследования» удовлетворить.

Признать незаконным постановление о проведении гласного ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования» от 29.06.2015 г. N45, вынесенное заместителем начальника Выборгской таможни полковником таможенной службы Гончаренко Н.Н.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья А.Г.Гомзяков