УИД 75RS0013-01-2021-001083-89
Дело № 2а-530/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 октября 2021 года пгт.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.В.,
при секретаре Литвиненко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о признании действий незаконными в части постановки на профилактический учет, снятии с профилактического учета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с указанным административным исковым заявлением, указывая на следующие обстоятельства.
ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю в которую прибыл 28.04.2015 года и поставлен на профилактический учет «как лицо, склонное к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность». Полагает, что поставлен на профилактический учет незаконно, поскольку в период отбывания наказания преступления против половой неприкосновенности не совершал.
Просит признать действия ответчиков незаконными в постановке его на профилактический учет, снять с профилактического учета.
17.08.2021 Карымским районным судом в качестве административных ответчиков по делу привлечены УФИО3 по <адрес>, ФИО3.
В судебном заседании районного суда ФИО1 участвовал посредством системы видеоконференцсвязи, административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить с учетом уточнений, а именно признать действия ответчиков о постановке его на профилактический учет незаконными, снять с профилактического учета.
Извещенный надлежащим образом ФИО2 ответчика ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте извещался надлежащим образом.
ФИО2 по <адрес>, ФИО3 К.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований истца по основаниям изложенным в возражениях на иск.
Заинтересованное лицо ЛИУ-4 УФИО3 по <адрес> о времени и месте судебного заседания извещалось надлежавшим образом, своего ФИО2 в суд не направило.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение (часть 1 статьи 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы регламентируется Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 72 (далее - Инструкция).
Деятельность сотрудников учреждений уголовно-исполнительный системы по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения) (пункт 4 Инструкции).
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (пункт 5 Инструкции).
Как следует из пункта 8 Инструкции основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
Пункт 12 инструкции предусматривает, что при выявлении причин правонарушений в учреждениях УИС и условий, им способствующих, и выработке мер по их устранению используется информация, содержащаяся в: отчетности о состоянии преступности и дисциплины; материалах ведомственных и прокурорских проверок деятельности учреждений УИС; материалах служебных проверок и предварительного следствия по уголовным делам по фактам допущенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными преступлений и иных правонарушений; актах прокурорского реагирования и частных определениях судов; подлежащей цензуре переписке лиц, содержащихся в учреждениях УИС, сведениях, полученных на личном приеме подозреваемых, обвиняемых и осужденных; медицинской документации; данных по результатам несения службы по охране и надзору; оперативной информации; рекомендациях психологов; информации воспитательных служб, отдела безопасности (режима); информации производственно-технических служб.
Из п. 14 Инструкции усматривается, что в учреждениях уголовно-исправительной системы подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в книгах и журналах соответствующих видов учета сведений и информации об отбывании наказания и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в частности склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность (пункт 24 Инструкции).
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (пункт 26).
Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (пункт 27).
Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (пункт 28).
Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшейработе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным (пункт 29).
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (пункт 30).
На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются (пункт 32).
Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (пункт 34).
Лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае: решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС (пункт 42).
Как установлено судом, административный истец ФИО1 приговором Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного определения судебной коллегии по уголовным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ осужден по части 2 статьи 162, пункт «а» части 3 статьи 131, пункта «а» части 3 статье 132, части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации и приговорен к 12 годам 11 месяцам лишения свободы, без штрафа, с ограничением свободы сроком на 2 года, с установлением ограничений: два раза в месяц являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, не изменять место жительства или пребывания, ва также не выезжать за пределы территории муниципального образования <адрес> края без согласия специализированного государственного органа с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Для отбывания назначенного наказания ФИО1 направлен в ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес>, где содержится в настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ.
По прибытии в учреждение ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес> и отбытии в карантийном отделении был распределен в отряд обычных условий содержания. В период отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес> ФИО1 поставлен ДД.ММ.ГГГГ на профилактический учет «как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность».
Согласно протокола заседания комиссии администрации ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10 осужденный ФИО1 в соответствии с требованиями ведомственного приказа был поставлен на профилактический учет «как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность».
Основанием для постановки ФИО1 на указанный учет послужил рапорт начальника отдела безопасности ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес>ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на основании изучения материалов личного дела и результатов психологического обследования, склонен к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, с резолюцией начальника Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ФИО1 на профилактический учет. Из протокола административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рассмотрение вопроса о постановке на профилактический учет ФИО1 проходило с его участием. Указанное свидетельствует, что постановка осужденного на профилактический учет влечет возникновение дополнительных обязанностей у администрации исправительного учреждения в виде проведения с ним индивидуальной профилактической работы, снятии, продлении срока профилактического учета.
Согласно протокола заседания комиссии администрации ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 6 осужденному ФИО1 в соответствии с требованиями ведомственного приказа был продлен профилактический учет «как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность» на основании рапорта инспектора отдела безопасности ФИО8, с резолюцией начальника учреждения.
Согласно журнала регистрации протоколов заседания комиссии администрации ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес>№ протоколом от ДД.ММ.ГГГГ осужденному ФИО1 в соответствии с требованиями ведомственного приказа был продлен профилактический учет «как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность» на основании рапорта инспектора отдела безопасности ФИО8, с резолюцией начальника учреждения.
Согласно протокола заседания комиссии администрации ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ осужденному ФИО1 в соответствии с требованиями ведомственного приказа был продлен профилактический учет «как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность».
Постановлением начальника ФКУ ЛИУ-4 УФИО3 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продлен профилактический надзор как склонного к посягательству на половую свободу и неприкосновенность.
Согласно протокола заседания комиссии администрации ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 23 осужденному ФИО1 в соответствии с требованиями ведомственного приказа был продлен профилактический учет «как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность» на основании рапорта начальника отряда ОВРО ФКУ ИК-2 ФИО9, с резолюцией начальника учреждения.
Характеристика на осужденного ФИО1 от 01.07.2021г. содержит сведения за период отбывания наказания с 28.04.2015г.: по отбытии в карантийном отделении был распределен в отряд обычных условий содержания. Состоит на профилактическом учете в учреждении «как склонный к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность». Не трудоустроен, с заявлением о трудоустройстве не обращался. Образование неполное среднее профессии (портной, машинист кочегар). В кружковой работе участие не принимает. За период отбывания наказания к дисциплинарной ответственности привлекался 15 раз, имеет 5 поощрений. На меры воспитательного характера реагирует отрицательно, принимает участие в псих коррекционных тренингах не всегда. В отряде имеет ограниченных круг общения, конфликтных ситуаций среди осужденных не допускает, однако при возникновении конфликтных ситуаций поведение может быть непредсказуемым. В общей массе осужденных уживчив. По характеру быстро приспосабливается к новым условиям, общителен, критику в свой адрес воспринимает отрицательно, не делает соответствующие выводы для себя. Форму одежды установленного образца и санитарно-гигиенические требования соблюдает не всегда. Спальное место содержит в порядке. Социальные связи поддерживает в установленном законом порядке, путем ведения телефонных переговоров. Вывод: за весь период отбывания наказания у осужденного поведение не является стабильным и правопослушным, на путь исправления не встал, характеризуется с отрицательной стороны.
Характеристика по результатам психологического обследования содержит сведения, что по результатам психодиагностики и психокоррекционных мероприятий у осужденного ФИО1 положительной динамики в развитии личности и поведении не наблюдается.
Из пояснений административного истца ФИО1 при рассмотрении дела следует, что при постановке на профилактический учет он присутствовал, как и его продлении.
Из материалов дела следует, что административный истец состоит на профилактическом учете «как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность», основанием постановки на профилактический учет явился рапорт сотрудника, который изучив данные в личном деле осужденного, не нуждающихся в дополнительной проверке, пришел к выводу об обращении с рапортом о постановке последнего на профилактический учет «как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность». Комиссия, в свою очередь, изучив данные в личном деле осужденного, не нуждающихся в дополнительной проверке, факта того, что осужденный склонен к совершению преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, с учетом отрицательной характеристики, совершенных дисциплинарных взысканий, приняла законное решение о постановке административного истца на профилактический учет.
При таких обстоятельствах, суд принимая во внимание, что ФИО1 был поставлен на профилактический учет законно, полагает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о признании действий незаконными в части постановки на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья Е.В. Мищенко
Мотивированное решение суда изготовлено 14.10.2021 года