ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5317/20 от 22.09.2020 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-5317/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2020 г. г. Стерлитамак РБ

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Аминева И.Р.,

при секретаре судебного заседания Загитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования к совету сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании недействительными и отмене решений об утверждении проектов планировки и проектов межевания земельных участков и внесении изменений в правила землепользования и застройки,

установил:

<адрес> в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования обратился в суд с исковым заявлением к совету сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании недействительными и отмене решений об утверждении проектов планировки и проектов межевания земельных участков и внесении изменений в правила землепользования и застройки.

В обоснование своих требований указывает, что в ходе проведения проверки соблюдения требований градостроительного законодательства должностными лицами органов местного самоуправления сельского поселения Отрадовский сельсовет МР <адрес>, прокуратурой района установлено, что решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ утверждён проект планировки и проект межевания земельных участков с кадастровыми номерами общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 948000 кв.м., входящих в границы
<адрес> сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.

Решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ утверждён проект планировки и проект межевания части территории д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.

Земельные участки с кадастровыми номерами включены в административные границы населенного пункта <адрес>, а земельный участок с кадастровым номером включен в границы населенного пункта д. Байрак в соответствии с постановлением главы сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден проект «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан».

<адрес> в связи с поступившим обращением Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соответствия действующему законодательству постановления главы сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту постановление Главы сельского поселения), в ходе которой установлено, что данное постановление Главы сельского поселения не соответствует требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 17 Устава сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес>, представительным органом местного самоуправления сельского поселения Отрадовский сельсовет является Совет.

Таким образом, постановление главы сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес>» принято в нарушение требований части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, с нарушением компетенции.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Утверждение проекта «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес>» в нарушение компетенции единолично постановлением главы сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ ограничило предусмотренные Законом права неопределённого круга лиц, проживающих на территории сельского поселения Отрадовский сельсовет на участие через выборный орган местного самоуправления (в данном случае Совет сельского поселения) на участие в осуществлении местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района принесен протест на вышеуказанное постановление Главы, по результатам рассмотрения которого, ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы сельского поселения Отрадовский сельсовет отменено постановление главы сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес>».

Таким образом, с указанной даты проект планировки и проект межевания земельных участков с кадастровыми номерами общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 948000 кв.м., входящих в границы
<адрес> сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, утверждённый решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ; проект планировки и проект межевания части территории д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, утверждённый решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям документа территориального планирования сельского поселения – генерального плана сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, утверждённого решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ).

Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «Сельские нивы» в соответствии с требованиями ст. 5.1, 46 ГрК РФ размещено решение Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по утверждению проекта планировки и проекта межевания земельных участков с кадастровым номером , общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 948000 кв.м., входящих в границы <адрес> сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.

Кроме того ДД.ММ.ГГГГ в газете «Сельские нивы» в соответствии с требованиями ст. 5.1, 46 ГрК РФ размещено решение Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по утверждению проекта планировки и проекта межевания части территории д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.

Вместе с тем, в ходе анализа вышеуказанных информационных сообщений установлено, что их содержание не соответствует требованиям ст. 5.1 ГрК РФ, а также пп. 5 п. 2.1 раздела 2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утверждённого решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет МР <адрес> от 18.03.2016

Так в информационных сообщениях в нарушение требований части 6 ст. 5.1 ГрК РФ отсутствует следующая информация:

о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

информация о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Кроме того, проверкой установлено, что проекты планировки и межевания части территории д. Байрак земельных участков с кадастровым номером , общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 948000 кв.м., а также проект планировки и проекта межевания части территории
д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет размещены на официальном сайте сельского поселения Отрадовский сельсовет http://otradasp.ru ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в нарушение требований части 7 ст. 5.1 ГрКРФ, в информационных извещениях, размещенных в газете «Сельские нивы» не содержится информация об официальном сайте, на котором должен быть размещен проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему.

Также в нарушение частей 9, 10 статьи 5.1 ГрК РФ экспозиция или экспозиции проектов в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 ст. 5.1 ГрК РФ проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему не проводилась.

Кроме того, в нарушение требований пп. 5 п. 2.1 раздела 2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории сельского поселения Отрадовский сельсовет решения Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о проведении публичных слушаний, проекты муниципальных правововых актов, выносимых на публичные слушания на официальном сайте сельского поселения в сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня его принятия не размещены.

Выявленные нарушения градостроительного законодательства существенно нарушили права неопределённого круга лиц, проживающих на территории сельского поселения Отрадовский сельсовет на ознакомление с проектом планировки и проектом межевания земельных участков с кадастровым номером общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 948000 кв.м., входящих в границы <адрес> сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, с проектом планировки и проекта межевания части территории д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет; на внесение участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся вышеуказанных проектов, подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях, а также на непосредственное участие в публичных слушаниях, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что не допустимо.

По вышеуказанным основаниям ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет внесено представление об устранении требований градостроительного законодательства.

Вместе с тем, согласно ответу главы сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ решения Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменений.

<адрес>, считает, что оспариваемые правовые акты Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет недействительны в силу закона и подлежат отмене.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор <адрес> признать недействительным и отменить решение Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания земельных участков с кадастровыми номерами общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 948000 кв.м., входящих в границы <адрес> сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ как несоответствующее требованиям градостроительного законодательства. Признать недействительным и отменить решение Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и проект межевания части территории д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ как несоответствующее требованиям градостроительного законодательства.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>Немчинова О.В. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет МР <адрес>Халиков Х.Р. исковые требования признал.

Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Отрадовский сельсовет МР <адрес> по доверенности Чиликина Р.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица администрации МР <адрес> по доверенности Нигматуллина Р.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений.

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из материалов дела следует, что решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ утверждён проект планировки и проект межевания земельных участков с кадастровыми номерами общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 948000 кв.м., входящих в границы <адрес> сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.

Решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ утверждён проект планировки и проект межевания части территории д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.

Земельные участки с кадастровыми номерами включены в административные границы населенного пункта <адрес>, а земельный участок с кадастровым номером включен в границы населенного пункта д. Байрак в соответствии с постановлением главы сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден проект «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан».

Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу части 8 статьи 24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 3 статьи 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно части 11 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного кодекса. Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях... если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда...

Таким образом, нормы статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ обусловливают необходимость обязательного рассмотрения на публичных слушаниях и согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 17 Устава сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес>, представительным органом местного самоуправления сельского поселения Отрадовский сельсовет является Совет.

Однако, постановление главы сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес>» принято хоть и путем согласования проекта генерального плана поселения с Правительством РБ, но без организация публичных слушаний и единолично главой сельского поселения, когда как законом прямо предусмотрено утверждение проекта генерального плана представительным органом местного самоуправления поселения, которым является Совет сельского поселения.

Таким образом, постановление главы сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес>» принято в нарушение требований части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, с нарушением компетенции.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Утверждение проекта «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес>» в нарушение компетенции единолично постановлением главы сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ ограничило предусмотренные Законом права неопределённого круга лиц, проживающих на территории сельского поселения Отрадовский сельсовет на участие через выборный орган местного самоуправления (в данном случае Совет сельского поселения) на участие в осуществлении местного самоуправления.

Учитывая выявленные нарушения, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района принесен протест на вышеуказанное постановление Главы, по результатам рассмотрения которого, ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы сельского поселения Отрадовский сельсовет отменено постановление главы сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта «Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес>».

Таким образом, вышеуказанные земельные участки с кадастровым номером общей площадью 867775 кв.м., с кадастровым номером общей площадью 948000 кв.м. и с кадастровым номером в отношении которых были утверждены проекты планировки и проект межевания земельных участков, перестали входить в границы населенных пунктов <адрес> и д. Байрак сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, а следовательно, указанные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения и на них не распространяется градостроительный регламент.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, с указанной даты проект планировки и проект межевания земельных участков с кадастровыми номерами 02:44:210801:5843 общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 948000 кв.м., входящих в границы <адрес> сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, утверждённый решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ; проект планировки и проект межевания части территории д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, утверждённый решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям документа территориального планирования сельского поселения – генерального плана сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, утверждённого решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, согласно части 6 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГрК РФ) общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Частью 5 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Частью 6 ст. 5.1 ГрК РФ определено, что оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: 1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; 2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; 3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; 4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно частям 7,8 ст. 5.1 ГрК РФ оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.

Согласно частям 9, 10 статьи 5.1 ГрК РФ в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа (далее - организатор общественных обсуждений или публичных слушаний) и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: 1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений); 2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний); 3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно пп. 5 п. 2.1 раздела 2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утверждённого решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение о назначении публичных слушаний, проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации, а также размещению на официальном сайте сельского поселения в сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «Сельские нивы» в соответствии с требованиями ст. 5.1, 46 ГрК РФ размещено решение Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по утверждению проекта планировки и проекта межевания земельных участков с кадастровым номером общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 948000 кв.м., входящих в границы <адрес> сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.

Кроме того ДД.ММ.ГГГГ в газете «Сельские нивы» в соответствии с требованиями ст. 5.1, 46 ГрК РФ размещено решение Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по утверждению проекта планировки и проекта межевания части территории д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.

Однако из вышеуказанных информационных сообщений установлено, что их содержание не соответствует требованиям ст. 5.1 ГрК РФ, а также пп. 5 п. 2.1 раздела 2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утверждённого решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет МР <адрес> от 18.03.2016

Так в информационных сообщениях в нарушение требований части 6 ст. 5.1 ГрК РФ отсутствует следующая информация:

-о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

-информация о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Кроме того, установлено, что проекты планировки и межевания части территории д. Байрак земельных участков с кадастровым номером , общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 948000 кв.м., а также проект планировки и проекта межевания части территории
д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет размещены на официальном сайте сельского поселения Отрадовский сельсовет http://otradasp.ru ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в нарушение требований части 7 ст. 5.1 ГрКРФ, в информационных извещениях, размещенных в газете «Сельские нивы» не содержится информация об официальном сайте, на котором должен быть размещен проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему.

Также в нарушение частей 9, 10 статьи 5.1 ГрК РФ экспозиция или экспозиции проектов в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 ст. 5.1 ГрК РФ проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему не проводилась.

Кроме того, в нарушение требований пп. 5 п. 2.1 раздела 2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории сельского поселения Отрадовский сельсовет решения Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о проведении публичных слушаний, проекты муниципальных правововых актов, выносимых на публичные слушания на официальном сайте сельского поселения в сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня его принятия не размещены.

Таким образом, указанные нарушения градостроительного законодательства существенно нарушили права неопределённого круга лиц, проживающих на территории сельского поселения Отрадовский сельсовет на ознакомление с проектом планировки и проектом межевания земельных участков с кадастровым номером , общей площадью 867775 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 948000 кв.м., входящих в границы <адрес> сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, с проектом планировки и проекта межевания части территории д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет; -на внесение участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся вышеуказанных проектов, подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях, а также на непосредственное участие в публичных слушаниях, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что не допустимо.

По вышеуказанным основаниям ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет внесено представление об устранении требований градостроительного законодательства.

Вместе с тем, согласно ответу главы сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ решением Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ решения Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменений.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, осуществляемая деятельность органов местного самоуправления не должна ущемлять интересы населения, действия органов местного самоуправления должны соответствовать интересам муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Правом на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу статьи 39 КАС РФ наделен прокурор.
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в данном случае муниципалитета и неопределенного круга лиц.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые правовые акты Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет подлежат отмене.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования к совету сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании недействительными и отмене решений об утверждении проектов планировки и проектов межевания земельных участков и внесении изменений в правила землепользования и застройки удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания земельного участка с кадастровым номером общей площадью 867 775 кв. м., и земельного участка с кадастровым номером общей площадью 948 000 кв. м., входящих в границы <адрес> сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.

Признать незаконным и отменить решение Совета сельского поселения Отрадовский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания части территории д. Байрак с кадастровым номером сельского поселения Отрадовский сельсовет и внесения изменения Правила землепользования и застройки сельского поселения Отрадовский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 22 сентября 2020 года.

Председательствующий судья И.Р. Амин