ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-531/22 от 24.06.2022 Старорусского районного суда (Новгородская область)

УИД53RS0016-01-2022-000442-91 Дело № 2а-531/22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старая Русса 24 июня 2022 г.

Старорусский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Шеремета И.Ф.,

при секретаре Кудрявцевой А.В.,

с участием помощника Старорусского межрайонного прокурора Матюшкина С.Е.,

представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области, заместителю Главы Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области ФИО3 о признании недействительным постановления Администрации Старорусского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в части установления публичного сервитута земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с административным иском к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области о признании недействительным постановления Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ и решения от ДД.ММ.ГГГГ, в части установления публичного сервитута земельного участка с кадастровым , площадью кв.м., расположенного по адресу: , разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства по тем основаниям, что является собственником указанного земельного участка и расположенного на нем жилого дома с кадастровым , на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ). Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, какие-либо ограничения прав или обременения объекта недвижимости, не зарегистрированы. ДД.ММ.ГГГГ, в адрес истца, поступило заказное письмо Управления Росреестра по Новгородской области, содержащее уведомление «правообладателю земельного участка, включенного в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельного участка в границах такой зоны» от ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемым постановлением и решением, публичный сервитут установлен без учета предусмотренных законом оснований, что может повлечь невозможность использования земельного участка и дома по прямому назначению; без предоставления документов, подтверждающих объективную невозможность размещения объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» за пределами земельного участка; в отсутствие обоснования объективной необходимости размещения объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» в пределах земельного участка, в отсутствии документов, свидетельствующих о невозможности расположения объекта иным образом, за пределами указанного участка.Установление сервитута в отношении земельного участка истца, является обременительным, поскольку предполагает размещение объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» в непосредственной близости к жилому дому. По указанным основаниям, оспариваемое постановление является не соответствующим закону, нарушающим права собственника в части установления сервитута в отношении земельного участка с кадастровым . Просит, с учетом уточненных исковых требований, признать незаконным постановление Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ, в части включения в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельного участка в границах такой зоны и установления публичного сервитута на земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу:

По определению суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен зам. Главы Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области ФИО3; в качестве заинтересованного лица ПАО «Россетти Северо-Запад», Администрация Взвадского сельского поселения Старорусского района Новгородской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО2, исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске дополнив, что объект капитального строительства - жилой дом истца, судьбе которого следует земельный участок, находящийся в собственности истца, был возведен в , то есть задолго до объекта электросетевого хозяйства. В материалах дела отсутствуют сведения о вводе в эксплуатацию объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» и точные данные (координаты объекта), определенные на местности, а не аналитическим методом (дистанционно). Определение местоположения ЛЭП производилось по упрощенной схеме, в результате чего, в основу оспариваемого постановления положены ошибочные данные о прохождении воздушной линии, якобы над земельным участком истца. Истцом представлены сведения, подготовленные кадастровыми инженерами, вместе со схемой, из которых следует, что фактически, воздушная линия проходит вдоль дороги над землями общего пользования, что обеспечивает беспрепятственный доступ для обслуживания объекта ЛЭП и основания для обременения сервитутом земельного участка истца, отсутствуют. Заявляя ходатайство об установлении публичного сервитута, Общество не учитывало первичные права истца и не воспользовалось наименее обременительным для собственника способом реализации права без установления обременений.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области, административный ответчик ФИО3 не явились, о месте и времени его проведения извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, поддержали позицию, изложенную в отзыве на иск, приобщенном к материалам дела, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Старорусского муниципального района от исполнительного директора ПАО «МРСК Северо-Запада» поступило ходатайство об установлении публичного сервитута под объектами электросетевого хозяйства. Ходатайство и документы к нему были рассмотрены. Установлено, что они соответствуют действующему законодательству. Принято решение об установлении в пользу ПАО «МРСК Северо-Запада» публичного сервитута, утверждены его границы, согласно прилагаемым схемам, в том числе в отношении объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад». При вынесении оспариваемого постановления, Администрация действовала в пределах предоставленных законом полномочий, по вопросу, отнесенному к её компетенции. Действия Администрации соответствуют требованиям, установленным Земельным кодексом РФ, приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута». Ранее поясняли, что решение от ДД.ММ.ГГГГ в части установления публичного сервитута земельного участка с кадастровым , расположенным по адресу: , не принималось.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - ПАО «Россети Северо-Запад» не явился, о месте и времени его проведения извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении требований отказать, по основаниям изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, что ПАО «Россетти Северо-Запад» является электросетевой компанией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Новгородской области. Услуги по передаче электроэнергии на территории оказывает ПО «Валдайские электрические сети» Новгородского филиала ПАО «Россетти Северо-Запад». В целях осуществления своего основного вида деятельности, Общество владеет объектами электросетевого хозяйства, предназначенными для передачи и преобразования электрической энергии. Над земельным участком с кадастровым , расположенным по адресу: располагается объект энергоснабжения «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад». Воздушная линия электропередачи «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» находится на балансе, в введении, распоряжении, эксплуатационном обслуживании ПАО «Россетти Северо-Запад» с . Объект энергоснабжения «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» принадлежит Обществу на основании договора о присоединении от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ общество обратилось в уполномоченный орган - Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад», которое по форме и содержанию соответствует нормам Земельного кодекса РФ, а также приказам Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута» и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения», принятым в его развитие. К ходатайству приложены сведения о границе публичного сервитута и договор о присоединении от ДД.ММ.ГГГГ, передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ. Установленный публичный сервитут в отношении «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» не лишает прав владения, пользования и (или) распоряжения земельным участком административного истца. До оформления истцом земельного участка (право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ), объект электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад», построенный в , был установлен на местности, располагался, в том числе, над земельным участком истца, трасса прохождения воздушной линии не менялась. О решении Администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части установления публичного сервитута земельного участка с кадастровым , ничего не известно.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица -Администрации Взвадского сельского поселения Старорусского района Новгородской областине явился, о месте и времени его проведения извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Явка участников процесса обязательной не признавалась и суд, руководствуясь ч. 5 ст. 213, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.

В материалах дела содержатся следующие документы:

ходатайство об установлении публичного сервитута, содержащее необходимые сведения, соответствующее требованиям ст. 39.41 Земельного кодекса РФ, поступившее вАдминистрацию Старорусского муниципального района Новгородской области от ПАО «МРСК Северо-Запада» ДД.ММ.ГГГГ;

план размещения объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад», графическое описание местоположения границ публичного сервитута (схема расположения и описание границ публичного сервитута, координаты характерных точек);

передаточный акт ОАО «Новгородэнерго», реорганизуемого в форме присоединения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ОАО «Новгородэнерго» передало ОАО «МРСК Северо-Запада» все свое имущество, в том числе «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад»;

договор о присоединении ОАО «Архэнерго», ОАО «Вологдаэнерго», ОАО «АЭК «Комиэнерго», ОАО «Карелэнерго», ОАО «Колэнерго», ОАО «Новгородэнерго», ОАО «Псковэнерго» к ОАО «МРСК Северо-Запада» от ДД.ММ.ГГГГ;

выписка из передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой объект электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» передан ОАО «Новгородэнерго» при реорганизации в форме присоединения к ОАО «МРСК Северо-Запада»;

инвентарная карточка учета объекта основных средств - объекта «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» - , представленная гл. специалистом Новгородского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (Старорусский мастерский участок), в которой содержатся сведения о дате постройки - ДД.ММ.ГГГГ; ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ структурным подразделением Старорусский РЭС;

схема расположения «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» в

постановлениеАдминистрации Старорусского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ об установлении публичного сервитута, содержащее следующие сведения, что в соответствии с п.п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 3.6 ФЗ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», приказом МЭР РФ от 10 октября 2018 года № 542 «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута», на основании ходатайства ПАО «МРСК Северо-Запада», Администрация Старорусского муниципального района Новгородской области постановила:

1. Установить в пользу «МРСК Северо-Запада» публичный сервитут и утвердить границы публичного сервитута согласно прилагаемым схемам в отношении, в том числе:

1.27. Объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» в отношении, в том числе, части земельного участка с кадастровым по адресу: , общей площадью испрашиваемого публичного сервитута .

2. Цель установления публичного сервитута - размещение объектов электросетевого хозяйства в соответствии с п. 1 настоящего постановления, согласно п. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 3.6 ФЗ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

3. Срок публичного сервитута - (л.д. 25-44);

уведомлениеправообладателя земельного участка, включенного в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельного участка в границах такой зоны от ДД.ММ.ГГГГ, направленное Управлением Росреестра по Новгородской области в адрес ФИО1, согласно которому уведомили его о внесении ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН сведений о расположении земельного участка с кадастровым по адресу: в границах зоны с особыми условиями использования территории: зона публичного сервитута; размещение объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад»; срок публичного сервитута - ; сведения о данной зоне с особыми условиями использования территории внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области;

выписка из ЕГРН о земельном участке с кадастровым по адресу: , площадью ., правообладателя ФИО1, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которой содержатся сведения об ограничениях права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости, площадь учетный № части публичный сервитут, охранная зона инженерных коммуникаций, размещение объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад», сведения о характерных точках границы части земельного участка.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 208, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, граждане вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части, оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьями 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса и в нем должны быть указаны, в том числе сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания указанных обстоятельств, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.ч. 8,9 ст. 213 КАС РФ).

В соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Положениями ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административногоистца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", вступившим в силу с 1 сентября 2018 г., в Земельный кодекс РФ включена глава V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях".

В ст. 23 и гл. V.7 Земельного кодекса РФ, предусмотрены основания для установления публичного сервитута. Публичный сервитут может быть установлен лишь в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Регламентация установления публичного сервитута находится исключительно в сфере земельного законодательства.

Из положений ст. 23 Земельного кодекса РФ следует, что публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных ст. 39.37 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в том числе, в следующих целях: размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Статьей 39.38 Земельного кодекса РФ определены уполномоченные органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута, где в п. 5 установлено, что публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ и не указанных в п.п. 1-3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

Положениями ст. 39.39 Земельного кодекса РФ установлено, что публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса.

Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.

Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

Не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения.

Из требований ст. 39.41 Земельного кодекса РФ следует, что в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; обоснование необходимости установления публичного сервитута; указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены: договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

К ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются, в том числе, подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.

Границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.

Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В целях принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута при отсутствии оснований для его возврата в соответствии с пунктом 9 статьи 39.41 настоящего Кодекса направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута.

В срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает извещение правообладателей земельных участков.

Требования к решению об установлении публичного сервитута, содержатся в ст. 39.43 земельного кодекса РФ и заключаются в следующем: орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении.

Решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующую информацию: цель установления публичного сервитута; сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута; сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях реконструкции указанного инженерного сооружения и обладатель публичного сервитута не является собственником указанного инженерного сооружения; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков; срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока); реквизиты решений об утверждении документов или реквизиты документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.41 настоящего Кодекса, в случае, если решение об установлении публичного сервитута принималось в соответствии с указанными документами; реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий.

Решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.

Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

Предоставление земельного участка, обремененного публичным сервитутом, переход прав на него, образование из него или из земель, в отношении которых установлен публичный сервитут, земельного участка, переход прав на инженерное сооружение, размещенное на условиях публичного сервитута, и выявление правообладателей земельных участков по истечении срока, указанного в пункте 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса, не влияют на действительность решения об установлении публичного сервитута и не являются основанием для его пересмотра.

В соответствии со ст. 39.48 земельного кодекса РФ, если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.43 настоящего Кодекса, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, а арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - возмещения убытков, причиненных невозможностью исполнения договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, прекращением прав на земельный участок.

Установлено, что в возведен объект энергоснабжения электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» установленный на местности; трасса прохождения воздушной линии электропередачи расположена в неизменном виде, в том числе, над земельным участком истца с кадастровым , расположенным по адресу:

Указанная воздушная линия «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» находится на балансе, в введении, распоряжении и эксплуатационном обслуживании ПАО «Россетти Северо-Запад» с и принадлежит Обществу на основании договора о присоединении от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Старорусского муниципального района от исполнительного директора ПАО «МРСК Северо-Запада» поступило ходатайство об установлении публичного сервитута. К ходатайству приложены: план размещения объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад», графическое описание местоположения границ публичного сервитута (схема расположения и описание границ публичного сервитута, координаты характерных точек); договор о присоединении ОАО «Архэнерго», ОАО «Вологдаэнерго», ОАО «АЭК «Комиэнерго», ОАО «Карелэнерго», ОАО «Колэнерго», ОАО «Новгородэнерго», ОАО «Псковэнерго» к ОАО «МРСК Северо-Запада» от ДД.ММ.ГГГГ; передаточный акт ОАО «Новгородэнерго», реорганизуемого в форме присоединения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ОАО «Новгородэнерго» передало ОАО «МРСК Северо-Запада» все свое имущество, в том числе «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад»; выписка из передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой объект электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» передан ОАО «Новгородэнерго» при реорганизации в форме присоединения к ОАО «МРСК Северо-Запада».

ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев ходатайство и приложенные к нему документы, Администрация Старорусского муниципального района приняла постановление об установлении публичного сервитута в пользу ПАО «МРСК Северо-Запада» и утверждении его границ, согласно прилагаемым схемам в отношении, в том числе объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ нп Взвад» в отношении, в том числе, части земельного участка с кадастровым по адресу: общей площадью испрашиваемого публичного сервитута

ДД.ММ.ГГГГ год, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым по адресу: площадью . (правообладатель ФИО1).

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесены сведения о ПАО «Россетти Северо-Запад» (прежнее наименование ПАО «МРСК Северо-Запада»).

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы, а также установленные в процессе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что ПАО «МРСК Северо-запада», как субъект естественной монополии в топливно-энергетической сфере и в силу ст. 39.40 Земельного кодекса РФ, вправе был обратиться в органы местного самоуправления с ходатайством об установлении публичного сервитута для размещения и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в отношении любого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта электросетевого хозяйства как объекта местного значения, в данном случае, для обеспечения интересов населения в получении электроэнергии.

Ходатайство ПАО «МРСК Северо-Запада», в настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад», об установлении публичного сервитута, с которым Общество обратилось в уполномоченный орган - Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области, по форме и содержанию соответствует нормам Земельного кодекса РФ, а также приказам Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута» и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № ПР/0004 «Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения», принятым в его развитие, а само установление публичного сервитута в отношении, в том числе, принадлежащего административному истцу земельного участка отвечает целям, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.

При принятии оспариваемого постановления, соответствующего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Администрация Старорусского муниципального района действовала в пределах предоставленных законом полномочий, по вопросу, отнесенному к её компетенции, с определением необходимости и наличия оснований для установления публичного сервитута; с соблюдением требований, устанавливающих форму и вид нормативного правового акта; порядок его принятия и введения в действие, включая порядок его опубликования.

Установлением публичного сервитута, административному истцу ФИО1 не создано препятствий в использование земельного участка по его целевому назначению: для ведения личного подсобного хозяйства; не нарушены права владения, пользования и (или) распоряжения земельным участком, а следовательно и не повлекло снижения уровня правовых гарантий прав и законных интересов административного истца, как собственника земельного участка.

Оценив представленные административным истцом доказательства в их совокупности, суд считает, что относимых, допустимых доказательств с достоверностью подтверждающих доводы о том, что установление публичного сервитута может повлечь невозможность использования земельного участка и дома по прямому назначению, а также о том, что в основу оспариваемого постановления положены ошибочные данные о прохождении воздушной линии, якобы над земельным участком истца и отсутствуют основания для обременения сервитутом этого земельного участка, не представлено.

Установив, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом - Администрацией Старорусского муниципального района Новгородской области, в соответствии с законом и положениями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и устанавливающих требования к спорным правоотношениям; не нарушает права и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208, 209, 213, 215, 218, 219, 226, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области, заместителю Главы Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области ФИО3 о признании недействительным постановления Администрации Старорусского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в части установления публичного сервитута земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда: с 08 июля 2022 года через Старорусский районный суд Новгородской области.

Судья: И.Ф. Шеремета